Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика, Методика преподавания
Размещена 05.02.2022. Последняя правка: 04.02.2022.
Просмотров - 230

Структурная организация кейса для занятий по иностранному языку

Камакина Наталия Александровна

-

Московский педагогическй государственный университет

ассистент кафедры довузовского обучения иностранным языкам

Аннотация:
В статье представлена структура кейса как основной единицы кейс-метода. Выделяется двойственность организации кейса со стороны преподавателя и обучающихся. Кроме этого выделены основные компоненты кейса для каждого субъекта обучения.


Abstract:
The article is focused on case as the main component of case-method. Dual nature of the case is shown from the point of view of the teacher and the student. The crucial components of the case for both teacher and students are depicted.


Ключевые слова:
кейс-метод; структура кейса; иностранные языки; обучение иностранным языкам

Keywords:
case-method; case structure; foreign languages; studying foreign languages


УДК 81-139

Введение

Постепенная интернационализация и глобализация современного мира актуализировали потребность в изучении иностранных языков и породила бесконечное множество методов их преподавания. Одной из эффективных методик является кейс-метод. Он базируется на самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе с проблемными ситуациями в искусственно созданной среде.

Основной единицей кейс-метода является кейс. Согласно «Новому словарю методических терминов и понятий» Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина кейсом называют «набор учебных материалов (печатных, а также аудио, видео, электронных), выдаваемых учащемуся для самостоятельной работы»[1].

Актуальность исследования

Структурная организация самого кейса является основополагающей во всей работе с ним, так как она помогает не только выстроить целостную смысловую единицы, но и выполняет ряд других функций. Правильно организованный кейс:

- помогает выстроить ответ на него в порядке предъявления материала;

- даёт возможность правильно расставить смысловые акценты;

- служит источником для организации аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной и групповой работы;

- является образцом для составления собственных кейсов.

Целью исследования является выявления наиболее подходящей структуры кейса для продуктивного обучения иностранным языкам.

Задачами исследования являются:

- проанализировать основные классификации кейсов;

- выявить схожие компоненты в каждой из классификаций;

- проанализировать их с точки зрения преподавателя и обучающихся;

- сформулировать и представить структурные организации кейсов для обоих субъектов обучения;

Научная новизна исследования заключается в том, что нами не только была описана структурная организация кейса для обучения иностранным языкам, но она была разделена на две, учитывая её двойственность с точки зрения преподавателя и обучающихся.

Основная часть

Основой для большинства классификаций обычно служит содержание и направленность кейсов и их объем. Кроме этого, кейсы классифицируют по количеству вариантов их решения, историчности, степени направленности. В современной методической науке не существует чётко регламентированной организации кейса, однако присутствуют схожие черты, позволяющие выделить основные его компоненты: «

1)      описание конкретной ситуации (носит прагматический и практический характер для стимулирования мотивации обучающихся и реализации необходимого лексико-грамматического материала);

2)      вспомогательная информация, которая нужна для изучения кейса (может включать аудио- и видеоматериалы, аутентичные тексты и статьи по теме исследования, иллюстративный материал);

3)      задания к кейсу (помогают обучающимся выстроить план ответа, выделить ключевые моменты кейса; по результативности решения практических задач кейса можно судить о решении всего кейса в целом)» [2, с. 13].

Каждый кейс выстроен вокруг задачи-ситуации. Известные педагоги XX века Л.Ф.Спирин, М.Л.Фрумкин, М.А.Степинский, П.В.Конаныхин исследовали условия успешного использования таких задач-ситуаций в обучении. Они пришли к выводу о том, что:

- процесс решения задач не менее важен как в теоретических, так и практических видах учебных занятий;

- успешность использования такого рода задач возможна лишь при наличии учебно-информационной базы.

Кейсы могут базироваться на различных типах задач-ситуаций. По степени критичности это могут быть:

-  стандартные ситуации (модели типичных жизненных ситуаций, которые случаются в одних и те же условиях);

- критические ситуации (менее типичны, ставят под вопрос установленные нормы, правила, образцы, требуют переоценки заявленных ценностей, критериев);

- экстремальные ситуации (уникальные ситуации, требующие нестандартных, нетрадиционных решений, могут приводить к катастрофическим последствиям при неправильном решении).

По характеру подачи материала выделяют ситуации-иллюстрации (практический пример из жизни), ситуации-оценки (требуют оценки готовых решений) и ситуации-упражнения (подразумевают тренинг каких-либо ранее полученных навыков).

Некоторыми учёными были предложены свои виды задач-ситуаций.

1) Задачи-ситуации по ключевому слову Б.З. Вульфова.

Структура задачи-ситуации по Б.З. Вульфову [3, с. 25-28]:

1. Название задачи-ситуации, отражающее главную проблему.

2. Информация по данной проблеме, представленная в различном виде: цитаты, выдержки из художественных, научных, публицистических произведений, придуманные диалоги.

3. Перечь вопросов для размышления, обсуждения, дискуссии и принятия педагогического решения

2) Компетентностно-ориентированные задачи Б. Блума. [6, с. 72-79]

Б.Блум выстроил таксономию целей (ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка), которые легли в основу конструктора задач Л.С. Илюшина. Он представлял собой варьирующийся в зависимости от уровня сложности набор ключевых фраз и клишированных заданий, предлагающийся ученику.

Структура задачи-ситуации [7, с. 82-83]:

1. Название задания;

2. Личностно-значимый познавательный вопрос;

3. Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.);

4. Задания на работу с данной информацией.

3) Социально-педагогические задачи-ситуации (М.А. Галагузова, А.Н. Галагузов и И.А. Ларионова) [4, с. 174].

Их систему можно представить в виде схемы, в которой уровни сложности выстроены снизу вверх от простого к сложному:

  

Рис. 1

Несмотря на различные классификации, при решении любой задачи-ситуации перед преподавателем и обучающимся ставятся разные цели: для обучающегося – поиск решения и обоснования его релевантности; для педагога – помимо очевидной отработки языкового и речевого материала со студентами, помощь в раскрытии их потенциала и коммуникативных способностей. Ещё одним преимуществом и сходством всех задач-ситуаций является то, что в виде цельного кейса они могут использоваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности, так как, являясь многогранными, они отвечают всем образовательным целям обучения (О.Е. Лебедев) [5, с. 13-14].

«Таким образом, использование ситуационных задач в образовательном процессе позволяет:

- развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;

- актуализировать предметные и межпредметные связи (знания, умения, способы действия) с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;

- вырабатывать партнёрские отношения между учащимися и педагогами;

- учащемуся последовательно осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка [2, с. 28 – 40].

Результат исследования

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о двойственной структуре кейса: одна сторона видна преподавателю, другая – обучающимся. Результатом исследования стало отражение структурной организации кейса на следующих схемах. Первая (рис.2) отражает содержание кейса для преподавателя, вторая (рис.3) для обучающихся.


Рис. 2

Рис. 3

Обе структуры имеют схожие черты, однако кейс для преподавателя более обширен, т.к. нацелен на решение большего количество вопросов, чем кейс для обучающихся.

Для обучающихся финальная цель – решение кейса и приобретение в ходе его решения новых знаний, навыков и умений.

Для преподавателя же основными задачами служат:

- мотивация обучающихся к работе с кейсом (обеспечивается во введении, которое не предоставлено обучающимся):

-  постановка конкретных целей и задач кейса (также отражено и у преподавателя, и у обучающихся, так как важно для обоих сторон);

- обеспечение организации процесса выполнения кейса;

- обеспечение обучающихся достаточным количеством материала для решения кейса, а также контроль за его решением.

Заключение

Все компоненты кейса должны быть взаимосвязаны между собой и быть организованы таким образом, чтобы кейс воспринимался как целостный материал, а не набор отдельных заданий. Очень важно не пропускать какой-то элемент в целях экономии времени, так как каждый из них составляет целостное единство. Правильная организация кейса непосредственно влияет на успешность его решения и сформированности у обучающихся знаний, умений и навыков.

Библиографический список:

1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Азимов Э.Г., Щукин А.Н. – М.: Изд-во ИКАР, 2009.
2. Акулова О. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся» / Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.
3. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.
4. Галагузов А.Н. Социально-педагогические задачи: учебное пособие / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. – М.: Владос, 2008. – 191 с.
5. Лебедев О.Е. Учимся вместе решать проблемы. Ч.1: Метод. Пос. для учителей. – СПб.: Изд. «Образование – Культура». – 2004. – С. 13-14.
6. Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя// Известия государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. [Текст] / Павлова Л.В. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. – 2009. – №113. – С. 72 – 79.
7. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие. Ижевск: УдГУ, 2013. – 94 с.
8. Сидоров С.В. Кейс-технология как средство развития познавательных интересов обучающихся / Сидоров С.В., Басаргина О.О. // Инновации и современные технологии в системе образования : мат-лы III междунар. Науч-практ. Конф. 20-21 февраля 2013 г. – Praha : Vĕdeco vydavatelské centrum “Sociosféra – CZ”, 2013.




Рецензии:

19.03.2022, 12:50 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Анализ данной статьи позволил выявить некоторые недостатки: погрешности в оформлении библиографического списка. Каждый рисунок должен иметь название и ссылку на него в тексте. На мой взгляд, стоит отразить специфику занятий по иностранному языку, т.к. представленная структурная организации кейса может быть использована при изучении и других областей научного знаний. Ссылка на источник 8 в тексте отсутствует. Статью следует доработать.



Комментарии пользователей:

18.04.2022, 11:40 Олевский Виктор Аронович
Отзыв: Нет доработки.


Оставить комментарий


 
 

Вверх