доктор исторических наук, доцент
ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева"
профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения
Кошелев Сергей Анатольевич, аспирант; Мальченков Денис Петрович, соискатель, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (г.Саранск)
УДК 930.23
Введение.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. начался новый этап развития исторической науки как в России, так и в ее регионах. Не стала исключением и Республика Мордовия. В 1990-х гг. в силу объективных обстоятельств основное внимание было уделено, прежде всего, пересмотру советской истории автономной республики. Однако, чем больше лет проходило с распада СССР, тем заметнее стали публикации с оценками и постсоветского времени. Предметом многочисленных исследований историков Мордовии явились этнокультурная и этноконфессиональная ситуация в регионе, развитие общественно-политических и этноориентированных движений, достижения в социально-экономическом развитии республики.
Основная часть.
Важным направлением исследований с момента распада Советского Союза и по настоящее время остается развитие политической системы региона от кризиса и крушения советской политической модели до политической борьбы и оформления современных государственных механизмов. Так, существенный вклад в развитие данного направления внес П. Н. Киричек, представивший исторический анализ развития общественно-политической ситуации в республике после распада СССР, Ж. Конниченко и В. Юрченковым был осуществлен качественный анализ произошедшего в республике в середине последнего десятилетия XX века кризиса социально-экономической системы [7; 13].
Начало нового тысячелетия ознаменовало систематизацию ранее изданных исследований, а также переосмысление и критический анализ выводов некоторых публикаций (например, «Десять лет созидания» [5]) о решающей роли Главы республики в 1994–2012 гг. Н. И. Меркушкина в преодолении сложной социально-экономической ситуации в регионе
в 1990-х гг.
Большое внимание этнополитическим процессам, происходящим в республике уделили в своих трудах такие исследователи, как Р. К. Абрамов, Н. В. Шилов, В. В. Маресьев, В. А. Юрченков и др., внесшие значительный вклад в формирование направления по изучению этнокультурной, этноконфессиональной ситуации в регионе, а также разного рода общественно-политических, особенно этноориентированных движений. Так, В. В. Маресьев систематизировал исторические документы, на основе которых охарактеризовал процесс становления подобных течений в Республике Мордовия. В своей работе «Общественные движения в Мордовии», исследователь характеризует мордовские национальные организации как важный аспект, влияющий на процесс развития политической системы как в первые годы после распада Советского Союза, так и в современное ему время. В 1990-е гг. влияние национальных организаций на экономику, по мнению В. В. Маресьева, было незначительным из-за обеспокоенности другими вопросами и проблемами – ассимиляцией, языковыми и культурными сторонами этого процесса. Но уже в 2000-е гг. их роль в социально-экономической жизни региона и уровень их влияния на мнение жителей существенно возрасли [1; 9].
Т. И. Щербакова рассмотрела деятельность этноориентированных организаций на основе сравнения примеров из относящихся к финно-угорским республик, среди которых Мордовия, Коми и Карелии. Она актуализировала значение национальных движений, акцентируя внимание на их влиянии на развитие и в некоторых случаях формировании национальной политики регионов, являющихся бывшими национальными российскими автономиями, а также отметила важным их вклад в развитие самосознания народов Поволжья [14].
В. А. Юрченков и Ж. Д. Кониченко в своей работе «На пороге реформ» дали характеристику причин появления этнокультурных организаций, показав их значение в политической структуре региона в конце 1980-х – начале 1990-х гг.[13].
Важнейшим направлением исследований является изучение конфессиональной ситуации в Мордовии. Однако исходя из анализа существующих публикаций, можно сделать вывод о недостаточной сформированности корпуса комплексных исследований всех сторон системы конфессиональных отношений, их диалога и взаимодействия с различными государственными и общественными организациями. На данный момент существуют работы, частично отражающие ситуацию межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений в республике. Так, Н. В. Шилов в своей монографии «Этнополитическое развитие Мордовии в условиях постсоветского транзита» предлагает обобщение данной темы, однако ввиду обширного материала не акцентирует внимание на состоянии проблемы в 2010-е годы [15].
По-прежнему в региональной историографии актуальны проблемы религиозных верований мордвы, вопросы взаимоотношений церкви и государства. Исследователями актуализируется роль традиционных верований и обычаев в истории и культуре мордовского народа, что подчеркивалось еще в работе Н. Ф. Мокшина «Религиозные верования мордвы» в 1968 г. [9] В дальнейшем эта монография была продолжена и расширена. Так, в совместной работе Н. Ф. и Е. Н. Мокшиных были проанализированы разносторонние этноконфессиональные процессы, происходящие в регионе на всем протяжении его развития и до современности. Важным является выделение ими этапов религиозного развития мордвы, дореволюционный, который включал себя процесс сущностной христианизации; советский, связанный с атеизацией всего общества; постсоветский – с характерной ему конституционно закрепленной свободой вероисповедания [11; 12].
Большое внимание современных исследователей уделяется вопросу изучения исторических аспектов мусульманской общины Республики Мордовия. Основополагающими в этом направлении являются работы А. В. Мартыненко и Н. В. Шилова, которые проанализировали и охарактеризовали процесс исторического развития мусульманской общины в конце XX – начале XXI вв. Исследования содержат качественное описание становления системы духовного управления, характеристику различных видов работы уммы, включая просвещение и благотворительность. Работы содержат сравнение ситуации в умме Мордовии с ситуацией в мусульманской общине всей России, подчеркивая высокую степень влияния российской уммы на мусульман региона. Важно отметить, что исследователи также анализируют конкуренцию и в некоторых случаях противоборство конкретных мусульманских религиозных организаций [9; 10].
Анализируя изучение конфессиональной истории в постсоветской истории, следует выделить тему межконфессионального и межкультурного диалоге, а для Мордовии особенно актуален православно-мусульманской диалог. Этой темой занимаются С. В. Грачев, А. В. Мартыненко, Н. В. Шилов и др., которые проанализировали историю взаимоотношений двух распространенных в Мордовии конфессий. Было зафиксировано, что площадки региональных вузов способствовали началу межконфессионального общения еще в конце 1990-х гг. [10].
Данной проблеме посвящена и коллективная монография Ф. А. Айзятова, М. Ю. Бареева, Ю. В. Буровой, Е. А. Коваль и др. Авторы акцентировали внимание на характере и роли взаимодействия конфессий с представителями государственной системы региона [2].
Кроме того, изучению этноконфессиональнй ситуации в Мордовии в 1990-е – начале 2000-х гг. посвящены также труды В. В. Власенко [4], а проблемы и перспективы налаживания социального партнерства государства и традиционных религий (православие, ислам) подробно анализировались
Е. Н. Ефремовым [6].
Выводы
Краткий анализ постсоветской историографии показывает, что современный корпус исследований истории Мордовии в 1990-е – 2010-е гг. довольно обширен и постоянно пополняется за счет новых публикаций.
Тем не менее в историографии остается целый ряд неисследованных или малоисследованных тем, на которые следует обратить внимание. Среди них, как мы полагаем, изучение присутствующих в регионе религиозных меньшинств, анализ роли этнокультурных движений в социокультурном развитии республики, объективная оценка деятельности политического руководства Мордовии в 1990-е – начале 2000-х гг. по развитию экономики Мордовии, борьба правоохранительных органов республики с оргпреступностью в постсоветский период и др.
Рецензии:
4.03.2022, 14:45 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Кошелева Сергея Анатольевича и Мальченкова Дениса Петровича «История Мордовии постсоветского периода в современной региональной историографии» соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в «Sci-article».Содержание работы раскрывает заявленную тему, носит научный характер, дает представление о проблемах, рассматриваемых в региональной историографии постсоветской Мордовии, и степени их изученности. В текст необходимо внести некоторые поправки. Первое предложение во Введении следует переформулировать: «В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ ст. начался новый этап развития ….». В Основной части: «Т.И.Щербакова рассмотрела деятельность этноориентированных организаций на основе сравнения примеров из Республик Мордовии, Коми и Карелии, относящихся к финно-угорским (народам? организациям?)». Может имеется в виду «на основе примеров из относящихся к финно-угорским Республик Мордовии и т.д.»? В предложении «Основополагающими в этом направлении являются работы А.В.Мартыненко и Н.В.Шилова, которые проанализировали и охарактеризовали процесс исторического развития мусульманской общины окончания XX века и второго десятилетия XXI века» лучше написать: «конца XX века – второго десятилетия XXI века». Авторам следует еще раз внимательно вычитать работу и после внесения соответствующих исправлений статья рекомендуется к публикации. С уважением С.А.Сильванович.
19.04.2022, 10:12 Надькин Тимофей Дмитриевич Отзыв: Статья, несомненно, представляет научный интерес. В ней дается краткая характеристика работ о постсоветском этапе развития региональной историографии в Мордовии. |
21.04.2022, 13:21 Сильванович Станислав Алёйзович Отзыв: Статья рекомендуется к публикации. |