Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №103 (март) 2022
Разделы: История
Размещена 02.03.2022. Последняя правка: 04.03.2022.
Просмотров - 627

ИСТОРИЯ МОРДОВИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА В СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Надькин Тимофей Дмитриевич

доктор исторических наук, доцент

ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева"

профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения

Кошелев Сергей Анатольевич, аспирант; Мальченков Денис Петрович, соискатель, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (г.Саранск)


Аннотация:
В статье дается краткий анализ современной региональной историографии Республики Мордовия в постсоветский период (1990-х – 2010-е гг.). Рассмотрены основные научные публикации по этнокультурной, этноконфессиональной ситуации в регионе, а также по развитию общественно-политических, особенно этноориентированных движений.


Abstract:
The article provides a brief analysis of the modern regional historiography of the Republic of Mordovia in the post-Soviet period (1990s - 2010s). The main scientific publications on the ethno-cultural, ethno-confessional situation in the region, as well as on the development of socio-political, especially ethno-oriented movements, are considered.


Ключевые слова:
Республика Мордовия; постсоветский период; региональная историография

Keywords:
Republic of Mordovia; post-Soviet period; regional historiography


УДК 930.23

Введение.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. начался новый этап развития исторической науки как в России, так и в ее регионах. Не стала исключением и Республика Мордовия. В 1990-х гг. в силу объективных обстоятельств основное внимание было уделено, прежде всего, пересмотру советской истории автономной республики. Однако, чем больше лет проходило с распада СССР, тем заметнее стали публикации с оценками и постсоветского времени. Предметом многочисленных исследований историков Мордовии явились этнокультурная и этноконфессиональная ситуация в регионе, развитие общественно-политических и  этноориентированных движений, достижения в социально-экономическом развитии республики.

Основная часть.

Важным направлением исследований с момента распада Советского Союза и по настоящее время остается развитие политической системы региона от кризиса и крушения советской политической модели до политической борьбы и оформления современных государственных механизмов. Так, существенный вклад в развитие данного направления внес П. Н. Киричек, представивший исторический анализ развития общественно-политической ситуации в республике после распада СССР,  Ж. Конниченко и В. Юрченковым был осуществлен качественный анализ произошедшего в республике в середине последнего десятилетия XX века кризиса социально-экономической системы [7; 13].

Начало нового тысячелетия ознаменовало систематизацию ранее изданных исследований, а также переосмысление и критический анализ выводов некоторых публикаций (например, «Десять лет созидания» [5]) о решающей роли Главы республики в 1994–2012 гг. Н. И. Меркушкина в преодолении сложной социально-экономической ситуации в регионе
в 1990-х гг.

Большое внимание этнополитическим процессам, происходящим в республике уделили в своих трудах такие исследователи, как Р. К. Абрамов, Н. В. Шилов, В. В. Маресьев, В. А. Юрченков и др., внесшие значительный вклад в формирование направления по изучению этнокультурной, этноконфессиональной ситуации в регионе, а также разного рода общественно-политических, особенно этноориентированных движений. Так, В. В. Маресьев систематизировал исторические документы, на основе которых охарактеризовал процесс становления подобных течений в Республике Мордовия.  В своей работе «Общественные движения в Мордовии», исследователь характеризует мордовские национальные организации как важный аспект, влияющий на процесс развития политической системы как в первые годы после распада Советского Союза, так и в современное ему время. В 1990-е гг. влияние национальных организаций на экономику, по мнению В. В. Маресьева, было незначительным из-за обеспокоенности другими вопросами и проблемами – ассимиляцией, языковыми и культурными сторонами этого процесса. Но уже в 2000-е гг. их роль в социально-экономической жизни региона и уровень их влияния на мнение жителей существенно возрасли [1; 9].

Т. И. Щербакова рассмотрела деятельность этноориентированных организаций на основе сравнения примеров из относящихся к финно-угорским республик, среди которых Мордовия, Коми и Карелии. Она актуализировала значение национальных движений, акцентируя внимание на их влиянии на развитие и в некоторых случаях формировании национальной политики регионов, являющихся бывшими национальными российскими автономиями, а также отметила важным их вклад в развитие самосознания народов Поволжья [14].

В. А. Юрченков и Ж. Д. Кониченко в своей работе «На пороге реформ» дали характеристику причин появления этнокультурных организаций, показав их значение в политической структуре региона в конце 1980-х – начале 1990-х гг.[13].

Важнейшим направлением исследований является изучение конфессиональной ситуации в Мордовии. Однако исходя из анализа существующих публикаций, можно сделать вывод о недостаточной сформированности корпуса комплексных исследований всех сторон системы конфессиональных отношений, их диалога и взаимодействия с различными государственными и  общественными организациями. На данный момент существуют работы, частично отражающие ситуацию межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений в республике. Так, Н. В. Шилов  в своей монографии «Этнополитическое развитие Мордовии в условиях постсоветского транзита» предлагает обобщение данной темы, однако ввиду обширного материала не акцентирует внимание на состоянии проблемы в 2010-е годы [15].

По-прежнему в региональной историографии актуальны проблемы религиозных верований мордвы, вопросы взаимоотношений церкви и государства. Исследователями актуализируется роль традиционных верований и обычаев в истории и культуре мордовского народа, что подчеркивалось еще в работе Н. Ф. Мокшина «Религиозные верования мордвы» в 1968 г. [9] В дальнейшем эта монография была продолжена и расширена. Так, в совместной работе Н. Ф. и Е. Н. Мокшиных были проанализированы разносторонние этноконфессиональные процессы, происходящие в регионе на всем протяжении его развития и до современности. Важным является выделение ими этапов религиозного развития мордвы, дореволюционный, который включал себя процесс сущностной христианизации; советский, связанный с атеизацией всего общества; постсоветский – с характерной ему конституционно закрепленной свободой вероисповедания [11; 12].

Большое внимание современных исследователей уделяется вопросу изучения исторических аспектов мусульманской общины Республики Мордовия. Основополагающими в этом направлении являются работы А. В. Мартыненко и Н. В. Шилова, которые проанализировали и охарактеризовали процесс исторического развития мусульманской общины в конце XX – начале XXI вв. Исследования содержат качественное описание становления системы духовного управления, характеристику различных видов работы уммы, включая просвещение и благотворительность. Работы содержат сравнение ситуации в умме Мордовии с ситуацией в мусульманской общине всей России, подчеркивая высокую степень влияния российской уммы на мусульман региона. Важно отметить, что исследователи также анализируют конкуренцию и в некоторых случаях противоборство конкретных мусульманских религиозных организаций  [9; 10].

Анализируя изучение конфессиональной истории в постсоветской истории, следует выделить тему межконфессионального и межкультурного диалоге, а для Мордовии особенно актуален православно-мусульманской диалог. Этой темой занимаются  С. В. Грачев, А. В. Мартыненко, Н. В. Шилов и др., которые проанализировали историю взаимоотношений двух распространенных в Мордовии конфессий. Было зафиксировано, что площадки региональных вузов способствовали началу межконфессионального общения еще в конце 1990-х гг. [10].

Данной проблеме посвящена и коллективная монография Ф. А. Айзятова, М. Ю. Бареева, Ю. В. Буровой, Е. А. Коваль и др. Авторы акцентировали внимание на характере и роли взаимодействия конфессий с представителями государственной системы региона [2].

Кроме того, изучению этноконфессиональнй ситуации в Мордовии в 1990-е – начале 2000-х гг. посвящены также труды В. В. Власенко [4], а проблемы и перспективы налаживания социального партнерства государства и традиционных религий (православие, ислам) подробно анализировались
Е. Н. Ефремовым [6].

Выводы

Краткий анализ постсоветской историографии показывает, что современный корпус исследований истории Мордовии в 1990-е – 2010-е гг. довольно обширен и постоянно пополняется за счет новых публикаций.

Тем не менее в историографии остается целый ряд неисследованных или малоисследованных тем, на которые следует обратить внимание. Среди них, как мы полагаем, изучение присутствующих в регионе религиозных меньшинств, анализ роли этнокультурных движений в социокультурном развитии республики, объективная оценка деятельности политического руководства Мордовии в 1990-е – начале 2000-х гг. по развитию экономики Мордовии, борьба правоохранительных органов республики с оргпреступностью в постсоветский период и др.

Библиографический список:

1. Абрамов В. К. Мордвины вчера и сегодня: Краткие очерки истории мордовской государственности и национального движения / В. К. Абрамов. – Саранск : Мордов. книж. изд-во, 2002. – 240 с.
2. Айзятов Ф. А. Межконфессиональный диалог как основа религиозной политики региона (на примере Республики Мордовия) / Ф. А. Айзятов, А. С. Лузгин, М. Ю. Бареев [и др.]. – Саранск, 2012. – 228 с.
3. Белкин А. И. Исламские религиозные общины в Мордовии в первое послевоенное десятилетие (1945–1955 гг.) / А. И. Белкин // Духовное развитие региона: состояние и перспективы : сборник статей. – Саранск, 2006. – С. 121–129.
4. Власенко Д. В. Организационный раскол в умме Республики Мордовия в 2000–2014 гг. : причины, деструктивный потенциал, последствия / Д. В. Власенко, А. В. Мартыненко // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 3. – С. 146–149.
5. Десять лет созидания. Республика Мордовия, 1995-2005: [фотоальбом] / [сост.: Е. М. Голубчик, И. И. Келин, С. С. Маркова. – Саранск : Морд. кн. изд-во, 2005. – 387 с.
6. Ефремов Е. Н. Русская Православная церковь и российская умма: основные направления социального партнерства и межконфессионального диалога в постсоветский период : монография / Е. Н. Ефремов. – Саранск, 2014. – 184 с.
7. Киричёк П. Н. Мордовская пресса и межнациональная проблематика: между должным, сущим и желаемым / П. Н. Киричёк // Диагностика толерантности в средствах массовой информации, 2002. – С. 169–187.
8. Маресьев В. В. Роль СМИ в развитии культуры мордовского народа / В. В. Маресьев // Историко-культурное развитие народов Среднего Поволжья: традиции и инновации : сборник статей. – Саранск, 2004. – С 320–323.
9. Мартыненко А. В. К вопросу об исламе в Республике Мордовия (постановка проблемы) / А. В. Мартыненко, Н. В. Шилов // «Культура и проблемы межэтнической коммуникации. Роль НКО в оптимизации межэтнических отношений»: сборник статей по материалам IV международной науч.-практической конференции, 21–23 мая 2002 г. : сборник статей. – Нижний Новгород, 2002. – С. 173–176.
10. Мартыненко А. В. Православно-исламский диалог в Республике Мордовия: проблемы и перспективы / А. В. Мартыненко // Общественно- политическая мысль и духовная культура народов Поволжья и Приуралья (XIX–XX вв.): проблемы изучения : сборник статей. – Казань, 2008. – С. 385–393.
11. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы / Н. Ф. Мокшин. – Саранск : Мордов. книж. изд-во, 2004. – 320 с.
12. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера / Н. Ф. Мокшин, Е. Н. Мокшина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 532 с.
13. Юрченков В. А. Правящий класс и властные структуры Мордовии: вехи истории и современное состояние / В. А. Юрченков // Мордовия в период реформ : сборник статей. – Саранск, 2013. – С. 58–83.
14. Щербакова Т. И. Этнический фактор в финно-угорских республиках России в конце ХХ – начале XXI вв.: проблемы и подходы / Т. И. Щербакова // Социально-демографические проблемы Поволжья в этническом измерении : материалы Всерос. науч. конф., г. Саранск, 22–23 мая 2007 г. Саранск, 2007. – С. 249–253.
15. Шилов Н. В. Этнополитическое развитие Мордовии в условиях постсоветского транзита : монография / Н. В. Шилов. – Саранск : Науч.-исслед. ин-т гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, 2014. – 261 с.




Рецензии:

4.03.2022, 14:45 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Кошелева Сергея Анатольевича и Мальченкова Дениса Петровича «История Мордовии постсоветского периода в современной региональной историографии» соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в «Sci-article».Содержание работы раскрывает заявленную тему, носит научный характер, дает представление о проблемах, рассматриваемых в региональной историографии постсоветской Мордовии, и степени их изученности. В текст необходимо внести некоторые поправки. Первое предложение во Введении следует переформулировать: «В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ ст. начался новый этап развития ….». В Основной части: «Т.И.Щербакова рассмотрела деятельность этноориентированных организаций на основе сравнения примеров из Республик Мордовии, Коми и Карелии, относящихся к финно-угорским (народам? организациям?)». Может имеется в виду «на основе примеров из относящихся к финно-угорским Республик Мордовии и т.д.»? В предложении «Основополагающими в этом направлении являются работы А.В.Мартыненко и Н.В.Шилова, которые проанализировали и охарактеризовали процесс исторического развития мусульманской общины окончания XX века и второго десятилетия XXI века» лучше написать: «конца XX века – второго десятилетия XXI века». Авторам следует еще раз внимательно вычитать работу и после внесения соответствующих исправлений статья рекомендуется к публикации. С уважением С.А.Сильванович.

04.03.2022 19:19 Ответ на рецензию автора Надькин Тимофей Дмитриевич:
Согласны! Поправим!

20.11.2023, 17:02 Бердиев Абдували Абдуганиевич
Рецензия: Содержание работы раскрывает заявленную тему, ее научность, проблемы, рассматриваемые в региональной историографии постсоветской Мордовии, и уровень их изученности. В текст следует внести некоторые изменения. Первое предложение во введении следует отредактировать: «Конец 80-х — начало 90-х годов. Начался новый этап развития XX века...» В основной части: «Т.И.Щербакова анализирует деятельность этноориентированных организаций на основе сравнения примеров, связанных с финно-угорскими (народами? организациями?) в Республиках. Мордовии, Коми и Карелии исследованы». Может вы имеете в виду "на примере мордовских финно-угорских республик и т.д."? Рекомендовать статью к публикации лучше после рассмотрения указанных недостатков и внесения соответствующих исправлений.



Комментарии пользователей:

19.04.2022, 10:12 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: Статья, несомненно, представляет научный интерес. В ней дается краткая характеристика работ о постсоветском этапе развития региональной историографии в Мордовии.


21.04.2022, 13:21 Сильванович Станислав Алёйзович
Отзыв: Статья рекомендуется к публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх