Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №103 (март) 2022
Разделы: История
Размещена 10.03.2022. Последняя правка: 21.04.2022.
Просмотров - 791

ФЕНОМЕН НЕОЯЗЫЧЕСТВА В КОНФЕССИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Надькин Тимофей Дмитриевич

доктор исторических наук, доцент

ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева"

профессор кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения

Мальченков Денис Петрович, соискатель кафедры отечественной и зарубежной истории и методики обучения, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева


Аннотация:
В статье дается краткий анализ возрождения неоязычества в конфессиональном пространстве постсоветской России на примере Воронежской области и Республики Мордовия.


Abstract:
The article provides a brief analysis of the revival of neo-Paganism in the confessional space of post-Soviet Russia on the example of the Voronezh Region and the Republic of Mordovia.


Ключевые слова:
конфессиональное пространство; неоязычество; традиционная религия; Воронежская область; Республика Мордовия; постсоветский период

Keywords:
confessional space; neo-paganism; traditional religion; Voronezh Region; Republic of Mordovia; post-Soviet period


УДК 908

Введение.

Актуализация конфессионального фактора стала неотъемлемой чертой постсоветской России, что выразилось в процессах охватившего всё постсоветское пространство «религиозного ренессанса». Его неотъемлемой чертой стало восстановление влияния и бурное развитие, с одной стороны, ставших за последние несколько столетий традиционными для народов России православия, ислама и буддизма, а с другой – интенсивное проникновение разнообразных и опасных деструктивных религиозных течений из-за рубежа. Кроме того, среди части русского населения и, особенно, нерусских народов (мордвы, марийцев и др.) стали возрождаться дохристианские верования и обычаи.

Мы видим, что доминирующие религии России, такие как православие и в некоторой мере – ислам, видят пути сближения с потенциальными адептами, а также межконфессионального диалога, опираясь на правовые догматы и поддержку государственной власти, наблюдающей в их духовной активности и деятельности поддержку в плане духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, социальных групп населений, интеграции межрелигиозного сотрудничества и обеспечения стабильности в обществе.

 

Основная часть.

Пришлые из-за рубежа и чуждые нашей стране религиозные течения, отличаются своим идеологическим многообразием и, хотя, при этом, не могут похвастаться большим количеством последователей, но несут в себе серьезную опасность для устоев российского общества.

На этом фоне среди части населения России отмечается обращение к дохристианским верованиям – к язычеству или точнее неоязычеству, которое в этом духовно-нравственном многообразии религиозных культов и течений, представляется наиболее интересным и перспективным.

В научной литературе неоязычество трактуется как мировоззренческая система и религиозный культ, направленный на реконструкцию и использование архаических мировоззренческих схем и поведенческих моделей, возрождение архаичных, как правило, политеистических верований, которое предположительно имеет незначительный, но стабильный рост последователей [2, с. 283-285].

Отметим, что для русского населения обращение к неоязычеству принимает подчас гротескные и причудливые формы. Но для части финно-угорских народов Поволжья (мордвы, марийцев, удмуртов), ставших православными христианами не более двух с половиной столетия назад, этот возврат к дохристианским верованиям стал одним из путей поиска своей этнорелигиозной идентичности.  

Особенно трудной попытка перехода к национальному самоопределению и религиозной самодостаточности наблюдалась в национальных республиках Российской Федерации в конце 80-х и начале 90-х годов ХХ в. В русских областных центрах православие быстро заняло доминирующее положение и стало практически основным среди русскоговорящего населения. Однако среди коренных народов бывших автономных республик и автономных округов, имеющих свой язык, традиции и религиозные взгляды, не все спешили возвращаться к православной вере, в истории принятия которой были насилие и восстания. При этом, многие из них нередко становились двоеверами.

Различия в религиозном самоопределении можно проследить на примере крупнейшего города Центрального Черноземья – Воронежа и Республики Мордовия.

Воронежская область традиционно считается моноэтническим и моноконфессиональным регионом. Подавляющее большинство воронежцев – примерно 95% – заявляют о себе как о православных христианах, остальные 5% относятся к другим религиозным общинам [4].

В 1990-е гг. появилось много оригинальных сект, как западных, так и местных. Многие воронежские интеллигенты стали последователями Церкви последнего завета и уехали «спасаться» в Красноярский край в экопоселения. Появились последователи Церкви Святых Иисуса Христа последних дней – мормоны, активизировались адвентисты Седьмого дня, Христиане веры Евангельской (пятидесятники), Свидетели Иеговы. Возникли многочисленные центры разных восточных культов, что стало скорее данью моде и способом самовыражения, нежели реальным духовным позывом. В регионе представлены все три течения русского старообрядчества – представителей раскола XVII в. Русская православная старообрядческая церковь всея Руси, в Каширском и Лискинском районах Воронежской области есть еще приходы Русской древлеправославной церкви. Кроме того, действует приход древлеправославных поморцев – «беспоповцев».

Что же касается неоязычества, то на территории Воронежской области оно официально представлено Центром славянской культуры «Дом Сварога» [3]. Ранее действовала Воронежская славянская община, однако в настоящий момент она не функционирует. Анализируя количественные показатели неоязыческих общин на территории Воронежской области стоить учитывать тот факт, что многие конфессии в регионе предпочитают не регистрировать свою деятельность, потому что юридический статус становится все более обременительным, кроме того сказывается желание не привлекать к своей деятельности внимание правоохранительных и контрольно-надзорных органов.

Стоит отметить, что какой-либо политической активности представители Воронежских неоязыческих или иных конфессиональных общин не проявляют. Кроме того, отсутствует практика «миссионерских» выездов в муниципальные районы Воронежской области, раздачи флаеров, листовок или иной наглядной агитации. Таким образом, отсутствие исторической самобытности, национальной обособленности, а также глубокая ассимиляция населения области, не позволили сформировать на территории Воронежской области устойчивые родноверческие или неоязыческие религиозные группы.

Несколько иной выглядит ситуация с попытками возрождения дохристианской веры и обычаев в постсоветской Мордовии, которые вполне можно отнести к неоязыческим. Как известно, исторически на территории республики в составе мордовского народа два субэтноса: мокша и эрзя. Первый – более инертный по своим морально-деловым и национальным качествам. Мокша быстрее приспосабливались к русскоязычному соседству на западных границах Мордовии, охотнее перенимали новую для себя православную религию, обычаи и традиции русского народа.

Эрзяне же, активнее отстаивали свое право на национальное самоопределение, неохотно допускали на свою территорию русскую культуру и особенности быта. После XVI–XVII вв., несмотря на поэтапную христианизацию мордвы, эрзя продолжали чтить национальные традиции и гораздо чаще чем мокша, оставались двоеверами и язычниками. Среди всех представителей финно-угорских народов, эрзя до настоящего момента являются наиболее ревностными последователями национальной культуры и дохристианских религиозных мировоззрений, которые возможно не совсем верно именуются «языческими».

В 1990-е гг. и начале XXI в., эрзяне активно политизировали свои духовные и социально-культурные интересы. В Мордовии ими была создана общественные организации «Фонд спасения эрзянского языка», ассоциация эрзянских женщин «Эрзява». Впервые в новейшей истории Мордовии, радикальные взгляды части эрзян стали помещаться на страницах газеты «Эрзянь мастор» [5]. Основоположники вышеуказанных организаций сами принимали язычество и участвовали в проведении дохристианских обрядов на территории республики. В своей деятельности, лидеры национальных и религиозных движений зачастую вступали в открытую конфронтацию с мордовским православным духовенством. Представители епархии нередко обвиняли своих религиозных антагонистов в попытке раскола общества по религиозному признаку [1], в свою очередь, последние ставили в вину Мордовской митрополии нежелание учитывать национальные и этнокультурные традиций в регионе и, как следствие, уничтожение самобытности мордвы, путем принудительной православной ассимиляции.

Русская православная церковь в республике опирается на полную и безоговорочную поддержку местных властей. Однако реализуемый с конца 1990-х гг. курс на сохранение, возрождение и развитие национальной мордовской культуры и языка, национальных видов спорта объективно привел к организации с 2004 г. республиканских национально-фольклорных праздников  (мокшанский — «Акша келу» [Белая береза], эрзянский — «Раськень озкс» [Родовое моление]), в которых немаловажное значение имели дохристианские элементы.

 

Выводы

В последнее десятилетие глобализация, а также масс-культура весьма заметно оттолкнули человека от понимания своего места среди природных процессов и сакральных сил. Именно поэтому неоязычество находит сторонников среди людей, не приемлющих чужеродную систему ценностного восприятия мира. Отказ от стяжательства, национальная самобытность, натуральность и единение с природной – основные движущие идеи неоязычества. В крупных агломерациях, как мы можем убедиться, неоязычество воспринимается как увлечение, некий клуб по интересам.

В национальных субъектах и удалённых населенных пунктах, сила родноверия ещё велика, однако в связи с укоренением в государстве и народном сознании православия, как основной религии, продвижение неоязычества как альтернативы основным религиям затруднительно.

Выход из этой ситуации видится нам в правильно проводимой государственной политике по поддержанию этнокультурного развития национальных народов России, возрождение идеологической работы с молодежью, государственная поддержка патриотических, социальных и культурных программ.

В последнее десятилетие глобализация, а также масс-культура весьма заметно оттолкнули человека от понимания своего места среди природных процессов и сакральных сил. Именно поэтому неоязычество находит сторонников среди людей, не приемлющих чужеродную систему ценностного восприятия мира. Отказ от стяжательства, национальная самобытность, натуральность и единение с природной – основные движущие идеи неоязычества. В крупных агломерациях, как мы можем убедиться, неоязычество воспринимается как увлечение, некий клуб по интересам.

В национальных субъектах и удалённых населенных пунктах, сила родноверия ещё велика, однако в связи с укоренением в государстве и народном сознании православия, как основной религии, продвижение неоязычества как альтернативы основным религиям затруднительно.

Выход из этой ситуации видится нам в правильно проводимой государственной политике по поддержанию этнокультурного развития национальных народов России, возрождение идеологической работы с молодежью, государственная поддержка патриотических, социальных и культурных программ.

Библиографический список:

1. Варсонофий. В Мордовии нет почвы для лютеранства // Советская Мордовия. – 28 июля 1992.
2. Гизбрехт А. И. Феномен неоязычества на рубеже ХХ - ХХI веков: региональный аспект / А. И. Гизбрехт // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 5-2. – С. 283–285.
3. Дом Сварога Воронеж // URL: http://vantit.ru/go/859-dom-svaroga.html (дата обращения 14.02.2022)
4. Как живут религиозные общества в регионе? // URL: https://riavrn.ru/projects/heaven/ (дата обращения 12.02.2022)
5. Эрзянь Мастор – Википедия // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрзянь_Мастор (дата обращения 12.02.2022)




Рецензии:

11.03.2022, 16:29 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Мальченкова Дениса Петровича «Феномен неоязычества в конфессиональном пространстве постсоветской России» соответствует требованиям, предъявляемым к публикциям в «Sci-article». Изложение материала носит научный характер, содержание соответствует теме, выводы достаточно аргументированы и убедительны. Можно лишь порекомендовать более четко разграничить традиционные и нетрадиционные религиозные течения и обосновать, почему неоязычество для Мордовии является традиционным или, наоборот, нетрадиционным течением. Во Введении все религиозные течения разделены на традиционные (православие, ислам, буддизм) и проникшие из-за рубежа деструктивные религиозные течения. При этом к каким относится неоязычество, которое не упоминается во Ведении, хотя ему посвящена статья, не совсем понятно – его нет среди традиционных, но и проникшим из-за рубежа его вроде бы тоже не назовешь, по крайней мере, такой вывод можно сделать на основании содержания статьи. Статья рекомендуется к публикации после внесения соответствующих дополнений. С уважением С.А.Сильванович

31.03.2022 21:21 Ответ на рецензию автора Надькин Тимофей Дмитриевич:
Спасибо за высказанные замечания и пожелания! Мы указали, что мордва стала христианами пару столетий назад. Возврат к дохристианским верованиям стал одним из путей поиска своей этнорелигиозной идентичности. С этой точки зрения это возврат к неким традициям, пусть и "умерших" давно



Комментарии пользователей:

21.04.2022, 13:30 Сильванович Станислав Алёйзович
Отзыв: Поскольку никаких изменений в текст по существу высказанных замечаний не внесено, статья не рекомендуется к публикации.


21.04.2022, 21:05 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: Уважаемый Станислав Алёйзович! Во введение и в основной текст изменения внесли. Полагаем, что сравнение попыток возродить на волне "религиозного ренессанса" в одной из русских областей и национальном регионе дохристианских верований представляет определенный интерес. Несомненно соискатель в последующих публикациях постарается более глубоко проанализировать эту проблему (тема его диссертации) в бывших республиках Поволжья.


24.04.2022, 18:31 Сильванович Станислав Алёйзович
Отзыв: Статья рекомендуется к публикации


24.04.2022, 21:21 Надькин Тимофей Дмитриевич
Отзыв: Спасибо!


Оставить комментарий


 
 

Вверх