Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №103 (март) 2022
Разделы: Литература, Методика преподавания
Размещена 28.03.2022. Последняя правка: 27.03.2022.
Просмотров - 122

Методы и формы изучения жанра сказки на уроке родной (мордовской) литературы

Маскаева Вера Александровна

ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е. Евсевьева

студент

Богдашкина Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры родного языка и литературы ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е. Евсевьева


Аннотация:
В данной работе анализируются методы и формы изучения жанра сказки на уроке родной (мордовской) литературы, так как проблема выбора оптимальных методов, приемов и средств обретает особую актуальность в условиях модернизации системы образования в России. Поэтому в нашей работе мы отметили, что изучение жанра мордовской народной сказки в средней школе требует применения объяснительно-иллюстративного, проблемного и частично-поискового методов как ведущих, а также нетрадиционных форм организации учебного занятия (урок-КВН, урок-игра, факультатив, экскурсия, урок-театрализация) в целях повысить эффективность процесса обучения, вызвать заинтересованность обучающихся фольклором, историей, культурой, языком и литературой родного народа.


Abstract:
This paper analyzes the methods and forms of studying the genre of fairy tales in the lesson of native (Mordovian) literature, since the problem of choosing optimal methods, techniques and means is becoming particularly relevant in the conditions of modernization of the education system in Russia. Therefore, in our work, we noted that the study of the genre of the Mordovian folk tale in high school requires the use of explanatory-illustrative, problematic and partially search methods as leading, as well as non-traditional forms of organizing educational classes (lesson-KVN, lesson-game, elective, excursion, lesson-theatricalization) in order to increase the effectiveness of the process to arouse students' interest in folklore, history, culture, language and literature of their native people.


Ключевые слова:
фольклор; сказка; метод; форма; урок

Keywords:
folklore; fairy tale; method; form; lesson


УДК 1174

Введение

Сказка в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Этому способствовали географическое положение, экономическое состояние и бытовые особенности мордвы. Сказкой мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и повествования, содержащие информацию о мифологических персонажах, и замысловатые авантюрные повести, отдельные анекдоты.

Новизна

Таким образом, вследствие расширения состава произведений фольклорного жанра в учебниках-хрестоматиях по литературе в средней школе, многообразия методических подходов и психолого-педагогических рекомендаций к изучению устного народного творчества обучающимся, совершенствования системы подготовки преподавателя-словесника в целом, проблема выбора оптимальных методов, приемов и средств обретает особую актуальность в условиях модернизации системы образования в России.

Большой вклад в изучение специфики преподавания фольклорных жанров внесли такие выдающиеся исследователи, как А. А. Купченко, А. К. Банная, А. В. Владимирова, Т. В. Ениватова, В. Я. Коровина, А. Ю. Никитченков, Г. М. Грехнева, К. Е. Корепова, М. Н. Мельников и др. В последнее десятилетие неоднократно совершались попытки актуализировать «народную педагогику» в современной системе образования. В качестве примера приведем литературный курс Г. М. Грехневой и К. Е. Кореповой [2, с. 71], в котором центральное место занимают тексты разных фольклорных жанров с целью приобщения обучающихся к народной культуре. Никитченков А. Ю. [4, с. 188], в свою очередь, считал устно-поэтические жанры основным средством воспитания обучающихся.

Научная новизна научной работы состоит в том, что в ней была впервые разработана теоретико-методическая модель использования педагогического потенциала мордовской народной сказки в средней школе, а также предложены эффективные методы (объяснительно-иллюстративный, проблемного обучения, репродуктивный) и нетрадиционные формы организации урока (факультатив, экскурсия, урок-игра, урок-театрализация, урок-КВН) при изучении сказочного материала. Изученные источники дают право утверждать, что ранее в науке не предпринимались попытки рассмотрения методической работы с мордовской народной сказкой в средней школе.

Цели, задачи, материалы

Целью работы является рассмотрение особенностей изучения традиционного фольклора на примере жанра народной сказки на уроках родной литературы.

В связи с вышеизложенным в нашей работе ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть наиболее эффективные педагогические методы иизучения фольклорных жанров на уроках родной литературы;

2) проанализировать традиционные и нетрадиционные формы организации урока по изучению жанра народной сказки в средней школе.

Результаты

В связи с этим определим основные методы работы на уроках родной литературы по разделам «Мокшанские и эрзянские народные сказки» в 5 классе и «Устного народного творчества» в 6 классе по материалам учебников-хрестоматий под редакцией Е. И. Азыркиной [1, с. 248]: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и частично-поисковый методы. Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Так, суть объяснительно-иллюстративного (информационно-рецептивного) метода в том, что преподаватель предоставляет сведения разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют их в памяти, иными словами, осуществляют рецептивный процесс [5, с. 567]. При этом преподаватель в процессе объяснения нового материала использует наглядные, соответствующие изучаемому разделу средства (сборники мордовских народных сказок, картины с мифологическими существами, муляжи (игрушки «Куйгорож», «Трямка», фарфоровая фигурка «Юрхтава», мягкая игрушка «Медведь», демонстрация мультфильма «Куйгорож») и т.д. Несомненным достоинством объяснительно-иллюстративного метода является экономия времени, идейно-эмоциональное воздействие на обучающихся, богатое использование наглядных технических средств (интерактивная доска для демонстрации мультфильма «Куйгорож», интеллект-карты и презентации, созданной на бесплатной платформе Canva / Microsoft PowerPoint). Так, обучающимся можно предложить составить интеллект-карту «Герои мордовской народной сказки» на материале прочитанных произведений, затем последовательно дополнять схему по мере знакомства с новыми сказочными героями.

При использовании репродуктивного (объяснительно-наглядного) метода преподаватель передаёт обучающимся знания в «готовом» виде, иначе говоря, непосредственно воспроизводит определённый объем новой информации. Этот метод способствует формированию таких мыслительных операций, как синтез, обобщение, абстрагирование, анализ, сравнение и классификация [5, с. 557]. Так, преподаватель, на основе данного метода может предложить следующие задания: 1) Сравнить ранее проанализированные совместно с обучающимися сказочные тексты, которые объединены образами одного героя. Определить меняется ли его характер в отдельной сказке или остается неизменным? 2) Какие животные чаще всего являются героями мордовских сказок о животных? 3) Что отличает сказочных животных от реальных?

Метод проблемного обучения основан на том, что преподаватель обозначает перед обучающимися проблемную ситуацию, показывает возможные пути ее решения [5, с. 563]. При этом обучающиеся являются пассивными наблюдателями, однако в процессе созерцания они приобретают опыт выхода из затруднительной ситуации и решения проблемного вопроса по аналогии. На основе данного метода преподаватель может предложить проанализировать любую сказку («Буканясь и пинесь» («Теленок и собака»), «Сире врьгазсь и Костя» («Старый волк и Костя»), «Фокась и Прокофий попсь» («Фока и поп Прокофий») по алгоритму.

Не менее продуктивным является частично-поисковой (эвристический) метод, сущность которого заключается в том, что преподаватель на уроке подаёт знания, а обучающиеся их дополняют в дальнейшем своей самостоятельной поисковой деятельностью через рассуждения и выводы [5, с. 562]. Данный метод, как правило, применяется при организации исследовательской работы обучающихся. Так, к примеру, в 6 классе преподаватель может организовать исследовательскую работу на следующие тему: «Образ медведя в мордовской сказке и его мифологическая интерпретация», «Вымысел, воображение и фантазия как строительный материал сказки», «Главные персонажи волшебных сказок в мордовском фольклоре» и т.д.

Большую роль в эффективности изучения мордовского фольклора играет правильный, дидактически обоснованный выбор форм обучения. Так, В. А. Сластенин [5, с. 561] под формой обучения понимал «конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в управляющей деятельности преподавателя и управляемой деятельности обучающихся по усвоению определённого объема знаний и усвоению способов деятельности».

В педагогической науке выделяют фронтальную, групповую, индивидуальную, коллективные формы обучения, то есть формы организации учебной деятельности обучающихся на занятии [5, с. 55]. Групповая работа предполагает разделение обучающихся на подгруппы, которые выполняют тождественные или разные задания. При организации работы в группах на уроке по изучению сказки целесообразно организовать заполнение маршрутного листа или проведение викторины. Индивидуальная форма организации обучения предполагает выполнение обучающимися персональных заданий, что дает возможность активизировать когнитивные способности и обеспечить реализацию важнейшего педагогического принципа индивидуализации [5, с. 250]. При такой форме обучения возможно организовать проведение тестов во всем их многообразии. В свою очередь, при организации работы в парах целесообразно использовать приемы выразительного чтения по ролям, решение кроссворда, составление кластера и синквейна.

Форма характеризуется, прежде всего, количеством участников, временем и местом протекания процесса и порядком его осуществления. Так, урок является классической формой организации учебного процесса, при которой педагог в течение 45 минут организует познавательную деятельность обучающихся, используя определённые методы, приёмы и средства. Фронтальная работа (чтение по вопросам, составление характеристик, лексическая работа); однако изучению объемного раздела «Мокшанских и эрзянских народных сказок», кроме урока как ведущей формы обучения, целесообразно посвятить факультатив, экскурсию, урок-игру, урок-театрализацию, урок-КВН и т.д.

Организация факультативных занятий будет способствовать углублению и расширению знаний о сущности мордовских народных сказках и этапах их изучения, классификации и содержанию. Творческая деятельность на факультативах обеспечит развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

Экскурсия, в свою очередь, является особой формой организации обучения, так как позволяет проводить наблюдения и изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Так, посещение краеведческого музея, национального театра, выставок, в частности, известного художника А. Алешкина расширят представления о мордовском менталитете и персонажах сказок.

Эффективной формой организации обучения является урок-игра. Применение игровых элементов в 5-6 классах при изучении сказок способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся [5, с. 561]. Достоинством игровой формы, применяемой на уроке родной литературы, несомненно, является формирование интереса к языку, истории  и фольклору народа, групповой поиск решения поставленных задач и создание благоприятной обстановки, что ведет к формированию у обучающихся устойчивой мотивации к обучению, осознанию своей способности к преодолению препятствий и самокоррекции. Согласно точке зрения ведущих педагогов А. А. Дергача и С. Ф. Щербака, учебные игры способствуют развитию творческого мышления обучающихся, так как в ходе игры предлагается решить учебную задачу, достичь определенной учебной цели [3, с. 219].

Так, нетрадиционная форма проведения урока как театрализация способствует созданию предпосылок для всестороннего развития личности, созданию мотивации к изучению специфики мордовских сказок, а также развитию когнитивных способностей обучающихся (абстрактного мышления, воображения, связной речи, памяти). Участие в театрализованном представлении на уроке литературы заставляет обучающегося логично и красочно строить речь, развивает творческую активность и самостоятельность. Так, на уроке родной литературы изучение народных сказок может протекать в форме урока-театрализации. Преподаватель может дать задание инсценировать небольшой по объему законченный эпизод из следующих народных сказок: («Буканясь и пинесь» («Теленок и собака»), «Сире врьгазсь и Костя» («Старый волк и Костя»), «Фокась и Прокофий попсь» («Фока и поп Прокофий») и т.д.

Таким образом, изучение жанра народной сказки имеет большое значение для личностного развития обучающихся. В целях эффективного проведения урока по родной литературе педагог должен обладать знаниями из области литературоведения, которые в дальнейшем помогут выбрать необходимые методы, формы и приемы обучения при анализе определенного типа сказки.

Библиографический список:

1. Азыркина Е. И. Родная литература : учебное пособие / Е. И. Азыркина, О. И. Налдеева; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2018. – 248 с. – Текст : непосредственный.
2. Грехнева Г. М. Литературное чтение : 1-4 классы : рабочая программа / Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. 2-е изд., перераб. М. : Дрофа, 2017. 71 с. – Текст : непосредственный.
3. Деркач А. А. Педагогическая эвристика: Искусство овладения иностр. яз. / А. А. Деркач, С. Ф. Щербак. М.: Педагогика, 1991. С. 219. – Текст : непосредственный.
4. Никитченков А. Ю. Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе: учебное пособие / А. Ю. Никитченков. – М. : Прометей, 2011. – 188 с. – Текст : непосредственный.
5. Сластенин В. А. Педагогика : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. — 11 изд. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 608 с. – Текст : непосредственный.




Рецензии:

29.03.2022, 12:26 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Чем интереснее организован урок, тем лучше усвоение и выше познание предмета и мира в целом. Данная статья характерный пример этому на основе национального материала, что весьма важно в такой многонациональной стране, как Россия, т.к. может являться полезным примером для других. Статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным статьям и заслуживает публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх