Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №103 (март) 2022
Разделы: Педагогика
Размещена 27.03.2022.
Просмотров - 1197

Визуализация структуры художественного образа музыкальных произведений на занятиях в детском саду

Островская Галина Ивановна

кандидат педагогических наук

Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова

доцент

Макеева Елена Викторовна, студентка 1 курса магистратуры Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова


Аннотация:
Статья посвящена особенностям работы с дошкольниками на музыкальных занятиях в детском саду. Практически мало применяемый ракурс работы обусловливает актуальность и новизну исследования, цель которого состоит в выявлении эффективных способов и этапов формирования художественного образа и визуализации его структуры в процессе восприятия музыкальных произведений дошкольниками. В результате исследования обоснован выбор произведений для слушания музыки, организационно-педагогических условий, критериального аппарата для выявления уровней сформированности художественного образа музыкальных произведений, что подтверждается положительными результатами проведённого педагогического эксперимента.


Abstract:
The article is devoted to the peculiarities of work in music classes with preschoolers in kindergarten. The purpose of the work is to identify effective ways and stages of the formation of an artistic image and the visualization of its structure in the process of perception of musical works by preschoolers. As a result of the study, the choice of the repertoire of works for listening to music, organizational and pedagogical conditions, the criteria apparatus for identifying the levels of the process of forming the artistic image of musical works is substantiated, which is confirmed by the positive results of the pedagogical experiment.


Ключевые слова:
музыкальные занятия; дошкольный возраст; восприятие музыки; художественный образ; визуальная структура

Keywords:
music lessons; music perception; preschool age; perception of musical works; artistic image; visual structure


УДК 373.21

Введение

Основная задача педагогики дошкольного образования на современном этапе заключается в определении эффективных путей гармоничного развития ребёнка. Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. Эта роль определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, т.к. в нём опредмечены человеческие эмоции. По мнению Выготского, генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности, как целостного образования [5], чем и обусловлена актуальность темы исследования.

Программы музыкальных занятий в дошкольных учреждениях выстраиваются на основе федерального государственного образовательного стандарта. Анализ программ показал, что основными целями на музыкальных занятиях в детском саду являются: создание условий для формирования и развития эмоционально-ценностного отношения к музыке, как части окружающего мира; художественно-эстетическое развитие детей; стимулирование и активизация самостоятельного творчества на основе реализации потенциальных способностей. Вопросу формирования художественного образа музыкальных произведений не уделяется целенаправленного внимания на занятиях в детском саду, а аспект работы по визуализации его конструктивной стороны практически отсутствует, чем и обусловлена новизна выбранной темы исследования.

Цель работы – выявление эффективных способов и этапов формирования художественного образа и визуализации его структуры в процессе восприятия музыкальных произведений. Реализация цели достигается посредством решения следующих задач: 1) определить особенности этапов формирования художественного образа при восприятии музыкальных произведений дошкольниками; 2) разработать критерии процесса формирования художественного образа; 3) провести опытно-экспериментальную работу по визуализации художественного образа при восприятии музыкальных произведений и проанализировать её результаты.

Основная часть

Музыкальные занятия в детском саду являются основной формой эстетического воспитания и обучения ребёнка, которая направлена на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать произведения музыкального искусства, приобщаться к различным видам музыкальной деятельности и приобретать элементарные исполнительско-творческие навыки. Важно ребенка увлечь музыкой, развить его художественное мировосприятие. «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка…  Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления» [10, с.54].

Большое значение художественно-эстетическому воспитанию придавали русские педагоги В. П.Острогорский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. А.Сухомлинский и др., что представляет значительный интерес для нашего исследования. В. П. Острогорский считал, что эстетические отношения человека к самому себе, окружающим людям, искусству, природе создают особый духовный мир [1]. В дальнейшем П. П. Блонский утверждал, что эстетическое воспитание должно исходить из естественной потребности человека в красоте и пробуждать в нём стремление к искусству, вырабатывать привычку общения с ним. Эстетическое воспитание, по его мнению, предполагает или формирование творчества, или развитие восприятия и художественного вкуса [3].

В.А.Сухомлинский так же отмечал, что «музыка – воображение –  фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные силы» [5, с. 174]. Поэтому необходимо, чтобы содержание искусства стало «содержанием» ребенка, только в этом случае педагог и ребёнок смогут найти в занятиях искусством личностный смысл.

Слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к искусству, музыкальности ребёнка, спектра его различных эмоций, воображения, фантазии, творческих способностей. Н.А. Ветлугина отмечала: «Можно считать, что возможность творческих проявлений детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности и необходимость их формирования признаны педагогами, психологами, музыкантами. Следовательно, необходимо исследовать их структуру, виды детского музыкального творчества и пути его формирования. Это актуальная и важная задача музыкального воспитания» [4, c.146].

Для дошкольников характерно эмоционально-чувственное восприятие окружающего мира, поскольку мышление в данном возрасте не логически-рациональное, а образно-художественное. Эмоциональная отзывчивость позволит детям откликнуться на художественный образ музыкальных произведений, понять заложенный в нём смысл в совокупности содержательной и конструктивной сторон.

Художественный образ представляет собой специфическое средство эстетического восприятия, а также способ существования произведения. «Художественный образ обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме» [8, с. 106]. Художественный образ музыкальных произведений активизирует мысль слушателя, превращая его восприятие в акт сотворчества. Реципиенту даётся исходный импульс для фантазии, определённый эмоциональный настрой, побуждающий его творческое воображение.

Большое значение для формирования художественного образа при восприятии музыкальных произведений имеет грамотно подобранный репертуар, близкий и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Как правило, пьесы должны быть образно и эмоционально яркими, программными, структурно чёткими, чтобы после нескольких прослушиваний дети смогли бы придумать им своё название. Таковыми могут быть «Баба-Яга» и «Игра в лошадки» из Детского альбома П. И. Чайковского, «Клоуны» Д. Б. Кабалевского, «Дед Мороз» и «Смелый наездник» из Альбома для юношества Шумана и т. п.

Познание художественного образа в процессе восприятия музыки и неразрывно связано с некоторыми психологическими процессами, такими как память, воображение, мышление и т. д., и происходит у дошкольников поэтапно. На первом этапе при первоначальном прослушивании музыка воспринимается обобщённо и смутно в виде эмоционального отклика, вызывающего различные ассоциации. К примеру, «Первая утрата» из Альбома для юношества Р. Шумана вызывает у дошкольников грусть, переживание, а «Смелый наездник», наоборот, – чувство бодрости, задора, энергии. Художественный образ, появившийся при первом прослушивании произведения, не может отличаться своей глубиной. Основная цель первого прослушивания заключается в том, чтобы ребята прочувствовали настроение, а также характер композиции, эмоционально откликнулись на неё. На данной стадии дошкольники могут достаточно точно показать характер прослушанного в мимике, жестах, некоторых движениях, а также способны дать поверхностную оценку произведению в словесной форме. Музыкальные композиции желательно прослушивать не менее двух раз, что будет способствовать более точному их восприятию.

Формирование художественного образа при восприятии музыкальных произведений на первоначальном этапе во многом зависит от различных причин. Например, от уровня привлекательности музыкального произведения для детей дошкольного возраста, уровня их общего развития, а также от активности и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Основная задача педагога на данном этапе – помощь ребёнку в определении и осознании возникших у него эмоций и ощущений при воздействии музыки, своего отношения к прозвучавшей музыкальной композиции, переданного в словесной форме, а также стимулирование его активности. «Активность – не просто деятельность, не ее вид и состояние. Активность – это характеристика личности, ее самодеятельность, стимулами которой выступают содержание и характер самой деятельности. Именно самодеятельность имеет творческий потенциал, поскольку продиктована не одной лишь внешней необходимостью, а инициативой изнутри» [11, c.19] Развивая активность ребенка, педагог способствует развитию его творческого мышления, инициативности, а в целом потребности самовыражения.

На втором этапе происходит более детальное знакомство с музыкальными произведениями, процесс постижения музыки углубляется и расширяется, выделяются запомнившиеся моменты, а также осознаются элементы музыкального языка (мелодические, ритмические, динамические, темповые особенности). При повторных прослушиваниях музыкальных композиций первоначальные впечатления дополняются и обогащаются новыми деталями. Возможны случаи, когда дошкольник может изменить свой отклик, возникший при первоначальном восприятии музыки. Данный факт следует учитывать музыкальным руководителям при работе с дошкольниками и посвящать прослушиванию одних и тех же произведений, как минимум, два-три занятия.

На втором этапе у дошкольников происходит уже осмысленное и дифференцированное восприятие музыки, а не обобщённо-поверхностное. Практическая работа показала, что дошкольники способны отмечать выразительность музыкальных образов (например, нежное звучание композиции или энергичное), а также различать части в произведениях и могут назвать их количество. Со временем у детей могут появиться любимые произведения, которые они прослушивают с огромным удовольствием, что следует учитывать в развитии  предпосылок для формирования музыкального вкуса.

Третий этап, заключительный, представляет собой целостное восприятие прослушанного произведения, которое уже хорошо знакомо и понятно в комплексе всех средств музыкальной выразительности, направленных на создание художественного образа. Процесс восприятия обогащается новыми музыкально-слуховыми представлениями, дополняющими сложившийся образ, который ребёнок готов передать либо в танцевальных движениях, либо в рисунке, либо в драматизации, в связи с чем, музыкальным руководителям в детском саду целесообразно проводить итоговые занятия, на которых дошкольники снова прослушивают музыкальные произведения, вспоминают и анализируют их. На итоговом занятии применима эффективная форма закрепления впечатлений, полученных при восприятии музыкальных произведений – музыкальная викторина, представляющая собой игру, похожую на «музыкальные загадки», в которой надо отгадать уже знакомые произведения, звучащие в записи, включая в процесс восприятия свой небольшой музыкально-слуховой опыт.

Опытно-экспериментальная работа по формированию художественного образа музыкальных произведений и визуализации его структуры на занятиях в детском саду проводилась на базе МБДОУ Детский сад «Ромашка» г. Кирсанова Тамбовской области. В исследовании приняла участие группа старших дошкольников в составе 17-ти человек.

В качестве критериев процесса формирования художественного образа с дальнейшей визуализацией его структуры были взяты следующие компоненты:

1) когнитивный: знание средств музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика;

2) эмоционально-чувственный: качественная характеристика художественного образа, то есть точность и соответствие эмоционально-чувственной характеристики, данной ребёнком, первоисточнику;

3) структурный: количественная характеристика художественного образа, то есть определение составляющих его частей.

Для выявления исследуемых компонентов восприятия музыки у дошкольников широко использовался метод включённого наблюдения за детьми на музыкальных занятиях. Наблюдение, как ведущий метод, выполняло основные задачи на каждом этапе экспериментального исследования. На констатирующем этапе наблюдение использовалось для сбора первичной информации, для создания точной картины изучаемого вопроса. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы наблюдение представляло собой регулярную фиксацию интересующих нас аспектов музыкальной деятельности детей, что давало возможность на контрольном этапе судить о динамике процесса развития восприятия музыки.

Развитие каждого компонента определялось по трём уровням: низкий, средний, высокий (см. Таблицу №1).

Таблица №1

Уровни

Компоненты

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный

Ребёнок плохо ориентируется в средствах музыкаль-ной выразительности. Он не знает различные типы мелодий (плавная или скачкообразная), ритмического рисунка (ровного однообраз-ного или сложного разнообразного). Не обращает внимания на темп и динамику.

Ребёнок  в целом неплохо ориенти-руется в средствах музыкальной выра-зительности. Отличает различные типы мелодии, ритмического рисунка. Может охарактеризовать динамику и темп произведения.

Ребёнок хорошо знает средства музыкальной выразительности. Правильно характеризует особенности мелодии, ритма, динамики, темпа. Связывает характер произведения со средствами его музыкальной выразительности.

Эмоционально-чувственный

Эмоциональная реакция ребёнка не соответствует содержанию музы-кального произведе-ния. Чувства и эмоции и их вербальное  выражение у ребёнка не развиты.

Эмоциональный отклик ребёнка на прослушанное произведение в целом соответствует его характеру и настроению, однако вербальное их выражение затруд-нено.

Ребёнок точно и соответственно характеру музыкального произведения эмоционально-чувственно откликается на него и хорошо выражает свои мысли в словесной речи.

Структурный

Ребёнок не умеет определять коли-чество частей в музыкальном произведении, так как не слышит отличий между ними в характере звучания.

Ребёнок в большинст-ве случаев слышит разницу между частями музыкально-го произведения, в связи со сменой характера звучания и поэтому может неплохо определить количество частей.

Ребёнок достаточно быстро и с точностью определяет количество частей в музыкальном произведении, так как хорошо слышит разницу в характере их звучания.

 

На констатирующем этапе эксперимента был проведён анализ исходных уровней развития каждого из компонентов формирования художественного образа, из которых затем суммарно в процентом соотношении были выявлены показатели уровней их развития у дошкольников (см. Таблицу №2).

Таблица №2

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Проценты

52,9%

41,1%

5,8%

 

На формирующем этапе осуществлялась планомерная работа, направленная на алгоритм формирования художественного образа музыкальных произведений. Музыкальные занятия строились в игровой форме на основе использования яркого программного репертуара для слушания музыки, стимулирующего пробуждение фантазии и ассоциативные сравнения дошкольников.

На первых занятиях у дошкольников проявлялось неумение внимательно слушать и «слышать» музыку, а также говорить о ней. Легче всего воспринималось настроение музыкального произведения, а также его темп, но охарактеризовать услышанную музыку без наводящих вопросов дети не могли. Большую трудность вызывало умение облечь свои мысли в слова, подобрать подходящие для характеристики прилагательные и наречия или синонимы к тем, что предложены музыкальным руководителем. Гораздо легче у дошкольников получалось передавать образы с помощью пластических движений.

Репертуарный план формирующего этапа эксперимента составляли ярко-образные программные произведения: «Марш деревянных солдатиков», «Баба-Яга», «Игра в лошадки» и «Шарманщик поёт» из Детского альбома П. И. Чайковского, «Первая утрата», «Смелый наездник» и «Дед Мороз» из Альбома для юношества Р. Шумана, а также «Дети играют» М. Раухвергера.

Знакомство с пьесой «Шарманщик поёт» из Детского альбома П. И. Чайковского вызвало первые эмоции. Дети отметили присущие произведению мягкость и нежность, спокойствие и неторопливость, а также смену характера звучания внутри пьесы, что позволило в итоге определить наличие двух частей. С помощью наводящих вопросов было выявлено различие мелодических линий в частях: плавной в первой части и скачкообразной — во второй, а также ритмического рисунка, которые в совокупности позволили констатировать, что первая часть больше похожа на песню, а вторая — на плавный танец. Несмотря на разность звучания, обе части взаимно дополняют друг друга. Интересны ассоциативные сравнения художественного образа у дошкольников: дети представляли музыкальные части произведения как спокойное и волнующееся море, шагающий и прыгающий человечек, колыбельная песня и вальс, которые затем с удовольствием воплощали в пластических движениях.

С помощью имеющегося в наличии в детском саду инвентаря, в данном случае, разноцветных шаров, была воспроизведена визуальная структура художественного образа пьесы, представленная на рис. 1.

Рис. 1

Пьеса «Смелый наездник» пришлась по вкусу дошкольникам, что объясняется её задорным и энергичным характером. Дети сразу определили, что мелодия звучит напористо, «колко» и напоминает прыжки. После озвучивания названия пьесы дошкольники связали характер мелодии с топотом копыт, подвижный темп – с быстрой ездой наездника. После повторных прослушиваний дошкольникам стало понятно строения пьесы. Дети достаточно легко определили, что крайние части абсолютно одинаковые, а в середине мелодия звучит громче, она перешла в нижний голос, но при этом, сохраняя свою тему. Визуализация художественного образа осуществлялась с помощью кубиков разных цветов. Ребята согласились, что кубики крайних частей должны быть более светлыми, а в середине – более тёмным, так как мелодия звучит низко, достаточно сурово (см. Рис. 2).

Рис. 2

Только усиленная работа по формированию художественного образа музыкальных произведений с дальнейшей его визуализацией способствовала тому, что дети научились воспринимать скрытые за музыкальными звуками характерные интонации, раскрывающие смысловое значение и выразительность художественного образа, что свидетельствовало о том, что восприятие музыки приводило к её пониманию, вызывая определённый эмоционально-чувственный отклик и ассоциативные представления у дошкольников. На доступном детям музыкальном материале раскрывалась взаимосвязь содержания и формы, структура которой наглядно визуализировалась в привычном игровом инвентаре.

Эффективности работы способствовало соблюдение ряда организационно-педагогических условий:

1) использование яркого образного материала, доступного для восприятия детьми дошкольного возраста;

2) опора на игровую форму занятий, являющейся основным видом деятельности в дошкольном возрасте;

3) поддержка и похвала воспитанников, предающих им  уверенность в своих силах.

На контрольном этапе эксперимента определялась результативность работы по формированию художественного образа музыкальных произведений и его визуализации. На итоговом занятии в качестве музыкального материала прослушивалась и анализировалась пьеса «Дети играют» М. Раухвергера. Достаточно легко дети определили наличие в пьесе эпизодов различного характера. Несколько инструментальных проигрываний помогли выявить, что пьеса содержит два контрастных эпизода, которые повторяются с небольшими изменениями. Отличия в эпизодах проявляются в характере (задорно и спокойно), в темпе (быстро и медленно), в динамике (громко и тихо), в особенностях звучания (отрывисто и плавно).

С помощью музыкального руководителя было выявлено, что быстрые эпизоды более протяжённые, чем плавные. Используя кубики различной величины – большой и маленький и разные цвета – красный и голубой, была совместно создана визуальная структура художественного образа пьесы, схематично отражённая в рис. 3.

Рис. 3

Измерение уровней развития каждого из компонентов формирования художественного образа музыкальных произведений на контрольном этапе показало положительную динамику их развития. Суммарно в процентом соотношении эти показатели отражены в Таблице №3.

Таблица №3

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Проценты

17,6%

52,9%

29,4%

 

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведённого эксперимента, направленного на формирование художественного образа музыкальных произведений и его визуализацию у дошкольников.

Заключение

Постановка и исследование процесса формирования художественного образа музыкальных произведений с последующей визуализацией его структуры на занятиях с дошкольниками в детском саду обусловлены осознанием необходимости повышения качества эстетического воспитания и обучения, от которых зависит развитие личности нового поколения. Опыт прошлого и всестороннее осмысление современных позиций педагогической науки позволяет выявить эффективные пути и средства художественно-эстетического развития детей. Планомерная систематичная работа в данном направлении при соблюдении организационно-педагогических условий, прошедших апробацию и подтверждение на практике, способствовала не только достижению основной цели, но также привела к активизации словарного запаса дошкольников, развитию их фантазии и воображения, росту активности и раскрепощённости детей на занятиях. Подобный процесс развития ребёнка «…осмысляется как процесс его жизнетворчества, а любые виды деятельности ребёнка в учебно-воспитательном процессе рассматриваются как «единицы» его жизни, результатом которой становятся “открытия” жизни» [6, с.19]. Успешность экспериментальной педагогической деятельности в данном направлении открывает перспективы для дальнейших исследований.

Библиографический список:

1. Антология педагогической мысли России II половины ХIХ – нач. ХХ века. – М.: Педагогика, 1990. – 603 с.
2. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, изд. 2-е, – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1979, 1 т. – 304 с., 2 т. – 399 с.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968. – 415 с.
5. Выготский Л С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 92 с.
6. Горюнова Л. В. Развитие ребенка как его жизнетворчества. // Искусство в школе. – М.: Музыка, 1993., № 1 – C.15-21
7. Зеньковский В. В. Психология детства – М.: Школа-Пресс, 1996. – 336 с.
8. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
9. Крылова Н. Б. Самобытность детства. Новые ценности образования №3. – М.: Народное образование, 2007. – 196 с.
10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Рад. Школа, 1974. – 288 с.
11. Шульпина Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 – М., 2003. — С.19




Рецензии:

19.04.2022, 13:11 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати. Проверьте, пожалуйста, почему не отображаются рисунки. Статья посвящена актуальной проблеме поиска путей решения задач развития ребенка, в том числе в рамках музыкального воспитания в детском саду. Текст логичен, выстроен, в нем имеются все необходимые для научной статьи атрибуты. Выводы обоснованы. Написана научным стилем речи.

21.04.2022, 12:15 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Текст выстроен логично и последовательно, отражает практическую значимость исследования. Статья рекомендуется к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх