Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №104 (апрель) 2022
Разделы: Филология
Размещена 07.04.2022. Последняя правка: 06.04.2022.
Просмотров - 543

Тематическое своеобразие мордовской народной сказки как как феномена мордовской культуры

Маскаева Вера Александровна

ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е. Евсевьева

студент

Богдашкина Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры родного языка и литературы ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е. Евсевьева


Аннотация:
В данной статье рассматривается тематическое своеобразие мордовской народной сказки как как феномена мордовской культуры. Анализируются специфические черты каждой тематической группы мордовской народной сказки (о животных, волшебно-фантастической, бытовой).


Abstract:
This article examines the thematic originality of the Mordovian folk tale as a phenomenon of Mordovian culture. The specific features of each thematic group of the Mordovian folk tale (about animals, magical-fantastic, household) are analyzed.


Ключевые слова:
сказка; устное народное творчество; жанр; классификация; сказка о животных; бытовая сказка; волшебно-фантастическая сказка

Keywords:
fairy tale; oral folk art; genre; classification; fairy tale about animals; household fairy tale; magical and fantastic


УДК 1751

Введение

Народная сказка – это эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел [2, с. 55]. Вследствие накопления определенного объема собранного материала возникает вопрос о систематизации сказок.

Цель и задачи

Целью данной работы – изучить тематическое своеобразие мордовской сказки как как феномена мордовской культуры.

Из вышеизложенного вытекают следующие задачи:

1)    изучить тематическую классификацию народной сказки ряда отечественных исследователей (А. Н. Афанасьева, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, работу «Сравнительный указатель сюжетов: восточнославянская сказка» Л. Г. Барага, И. П. Березовского, К. П. Кабашникова и Н. В. Новикова);

2)    рассмотреть тематическое своеобразие (тематику, персонажей, композицию) мордовской народной сказки как жанра устного народного творчества на основе классификации, разработанной К. Т. Самородовым.

Для достижения поставленной цели в научной работе нами были использованы преимущественно такие эмпирические методы, как описание, основывающееся в сборе и фиксации текстового материала мордовских народных сказок, а также его характеристике как предмета наблюдения. Кроме этого, в статье применялись такие теоретические методы, как: дедукция, позволяющая конструировать умозаключение о специфических чертах каждой тематической группы мордовской народной сказки из общих фактов; анализ, заключающийся в исследовании композиции, сюжета, и персонажей сказки.

Актуальность и новизна

Народная сказка со всеми вымышленными элементами содержит в себе сведения о разных сторонах народной жизни. Это обстоятельство привлекает научное внимание литературоведов, историков, этнологов, фольклористов, что объясняет актуальность нашей работы. Несмотря на то, что накоплен достаточно богатый материал относительно специфики русской народной сказки как жанра устного народного творчества, особенности народной сказки с теоретико-литературной точки зрения изучению ранее не подвергалась, что определяет новизну нашей работы.

Основная часть

При анализе существующих теоретических разработок и моделей относительно вопроса классификации сказок необходим критический подход к предлагаемым базисам. Русский собиратель фольклора, издатель сборников сказок и легенд А. Н. Афанасьев [1, с. 1087] классифицировал огромный и неоднородный сказочный материал следующим образом: сказки волшебно-фантастические, сказки о животных, бытовые или новеллистические сказки.

В свою очередь, с 90-х годов XX столетия активное развитие получает сказкотерапия как школа практической психологии, объединившей в себе специфику культурного контекста взаимодействия с личностью. Наиболее полно понятие «сказкотерапия» раскрывается в определении, данном А. В. Владимировой, как «направление практической психологии, которое базируется на использовании материала сказок для решения образовательных, воспитательных, коррекционно-педагогических задач» [3, с. 25]. В свою очередь, доктор психологических наук, автор метода комплексной сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева классифицировала сказки следующим образом: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные и психотерапевтические сказки [4, с. 309].

Равным образом, Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников и Н. В. Новиков составляют «Сравнительный указатель сюжетов: восточнославянская сказка», что явилось большим вкладом в сказковедение, так как целью этого издания стало ввести научный оборот на международном уровне русские, белорусские и украинские сказки [6, с. 437]. Однако в нашей работе мы будем придерживаться позиции К. Т. Самородова [5, с. 431], который предлагал следующую классификацию: сказки о животных, волшебно-фантастические, бытовые сказки.

Сказки о животных. В мордовском фольклоре наиболее древним является эпос, в котором животные наделены чертами людей, а мир устроен подобно человеческому обществу. Герои вступают в трудовые отношения и брачные связи между собой и человеком как равные. Основной особенностью сказок этой группы является олицетворение главных героев – зверей, птиц. Назовем наименования народных мордовских сказок, относящихся к рассматриваемому классу: «Буканясь и пинесь» («Теленок и собака»), «Врьгазсь и Сявась» («Волк и козел»), «Нумолнять кудняц» («Зайкина избушка»), «Аф еню Врьгаз» («Волк-дурень»), «Сире Врьгазсь и Костя» (Старый Волк и Костя), «Парось пандови пароса» (На добро отвечают добром) и т.д.

Отметим уникальность народной мордовской сказки, которая состоит в том, что закрепившиеся за персонажами-животными образы нередко расходятся с представлениями, бытующими в русском фольклоре. Так, Лиса в ряде мордовских сказок «Сире Врьгазсь и Костя» (Старый Волк и Костя), «Парось пандови пароса» («На добро отвечают добром») спасает своей хитрость и проворностью человека от смерти (например, в сказке «Сире Врьгазсь и Костя» (Старый Волк и Костя) Лиса спасает мужика Костю от Волка, которого тот ранее спас от охотников, однако Волк не оценил по достоинству доброту мужика и хотел его съесть). А в русском фольклоре образ Лисы раскрывается совершенно противоположно: она выступает в качестве негативного персонажа, использующего обман, обольщение в целях обхитрить положительного героя. Таким образом, животный эпос в мордовском фольклоре составляет около 1/5 части всего сказочного материала.

Волшебно-фантастические сказки являются наиболее распространенными, они составляют более половины всего сказочного арсенала. Наиболее известными в мордовском фольклоре следует считать следующие сказки: «Дуболго Пичай», «Звериное молоко», «Мальчик с пальчик», «Три царства», «Смерть Кощея», «Об оклеветанной жене», «Вирява», «Ведява», «Варда» и т.д.

Рассмотрим классификацию героев мордовской волшебной сказки согласно К. Т. Самородову [5, с. 34]. Положительными героями являются царевичи, сыновья купцов, крестьян или дети, рожденные от коровы, медведя или высиженные бездетными старухами из птичьих яиц. Богатыри совершают героические поступки, добывают в борьбе чудесных помощников, освобождают пленниц, томящихся в замках или подземных царствах. Отрицательными действующими лицами мордовской волшебной сказки, антагонистами главных героев являются Змей, Кощей, Вирява, мертвец, упырь, Баба-Яга, жена-колдунья, злой царь, старичок с кочедык, великан, волшебник, Варда и т.д.

Отметим, национальный колорит мордовской народной волшебной сказке придают национальные мифологические персонажи такие, как Вирява, Ведява, Варда и Пургине пас. Так, с наивысшей частотой в мордовском фольклоре встречается образ божества Вирявы. Ее передвижение тесно связано с такими природными явлениями, как шум леса, треск сучьев. Так, в сказке «Портной, нечистый и Вирява» приход этого божества сравнивается с интенсивным ветром. Генезис образа Вирявы К. Т. Самородов [5, с. 32] объясняет существующей в мордовском фольклоре легендой, дающей основание для причисления ее к русалкам (Вирява – душа умершего, проклятого Богом человека).

Следующего персонажа мордовских народных сказок Ведяву можно сравнить с Водяным из русского фольклора, так как она обитает только в воде.

Пурьгине пас является популярным героем мордовских сказок: феномен данного персонажа в том, что он может принимать различные образы (красивого юноши, небожителя, тучи, бури и т.д.), в сказке выступает в качестве борца с нечистой силой, чудовищами и великанами.

Отметим приемы, на которых построена структура мордовской волшебной сказки: деление действующих лиц на положительных и отрицательных, на помощников и врагов главного героя; повторы, служащие для усиления эффекта ирреальности изображаемых событий; поэтические формулы, применяемые для создания определённых моментов сказочного повествования (например, для раскрытия образа Бабы-Яги характерно описание: «Сама Баба-Яга сидит на лавке, одна нога на печке, другая – на полотях»); зачины; концовки; традиционные формулы обращений и т.д.

Понятие «бытовая сказка» включает в себя несколько разновидностей реалистической сказки, объединяемых сюжетным содержанием, героями и особенностями стиля и языка сказочного материала. В рассматриваемую группу сказок входят следующие: «Колма братт» («Три брата»), «Од ава» («Новая жена»), «Фокась и Прокофий попсь» («Фока и поп Прокофий»), «Алясь и козялясь» («Мужик и барин») и т.д. Следует отметить, что пафос сказок рассматриваемой группы заключается в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, а также в приложении усилий для счастливого и свободного существования.

Уникальность мордовской бытовой сказки состоит в том, что она обнаруживает исторические измышления мордовского народа, которые дошли до современного читателя через сказочных материал, передаваемый в устной форме в дописьменный период, а позднее фиксируемый на бумажном носителе.

Заключение

Таким образом, сказка от всех иных фольклорных жанров отличается большим тематическим разнообразием и дидактической значимостью. Основополагающей задачей сказки как вида народной прозы служит развитие самосознания и критического мышления потенциальной аудитории. 

Библиографический список:

1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Полное издание в одном томе. М.: АЛЬФА-КНИГА, 2017. - 1087 с.
2. Богдашкина С. В. Мокшанский фольклор: хрестоматия / С. В. Богдашкина, М. М. Акашкин, В. И. Рогачев. Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2014. – 433 с.
3. Владимирова А. В. Методика сказкотерапии. Диагностика и коррекция: методическое пособие / А. В. Владимирова; Государственное бюджетное учреждение «Курганский центр социальной помощи семье и детям». – Курган, 2015. – 25 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310 с.
5. Самородов К. Т. Мокшень ёфкст = мордовские сказки: на морд.-мокша яз. / К. Т. Самородов. Саранск: Мордовскяй книжнай издательствась, 1964. - 58 с.
6. Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / АН СССР. Отделение литературы и языка. Научный совет по фольклору; Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979. - 437 с.




Рецензии:

12.04.2022, 20:29 Нигматова Лолахон Хамидовна
Рецензия: Рецензируемая статья Маскаевой Веры Александровны посвящена проблемам интерпретации жанра народной сказки , как одного из основных источников передачи сведения о разных сторонах народной жизни и о роли и занимаемом месте фольклора в разное время . Этим объясняется актуальность статьи. Если учесть еще один аспект : малоизученность проблемы анализа народной сказки с теоретико-литературной точки зрения может определяет новизну нашей работы. Народная сказка со всеми вымышленными элементами содержит в себе сведения о разных сторонах народной жизни. Это обстоятельство привлекает научное внимание литературоведов, историков, этнологов, фольклористов. Статью рекомендую к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх