Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №104 (апрель) 2022
Разделы: Методика преподавания
Размещена 11.04.2022. Последняя правка: 08.04.2022.
Просмотров - 138

Методика работы с жанром сказки на уроке родной (мокшанской) литературы в 5 классе

Маскаева Вера Александровна

ФГБОУ ВО МГПИ им. М.Е. Евсевьева

студент

Богдашкина Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры родного языка и литературы ФГБОУ МГПИ им. М.Е. Евсевьева


Аннотация:
В данной статье рассматривается методика работы с жанром сказки на уроке родной (мокшанской) литературы в 5 классе. Приводятся эффективные приемы и методы работы с жанром сказки, которые целесообразно применять в целях привлечения внимания обучающихся на развитие сюжета и рассмотрение выдвигаемой проблемы.


Abstract:
This article discusses the methodology of working with the genre of fairy tales in the lesson of native (Moksha) literature in the 5th grade. Effective techniques and methods of working with the genre of fairy tales are given, which it is advisable to use in order to attract the attention of students to the development of the plot and consideration of the proposed problem.


Ключевые слова:
урок; жанр; сказка; метод; прием

Keywords:
lesson; genre; fairy tale; method; reception


УДК 1751

Введение

Сказка как особый фольклорный жанр отличается огромным педагогическим потенциалом по воспитательному и образовательному содержанию [2, с. 55]. Она является незаменимым средством приобщения обучающихся к национальной культуре, универсальным механизмом воздействия на становление психофизиологических качеств обучающихся.

Цель и задачи

Целью данной работы является изучение методических особенностей работы с жанром сказки на уроке родной (мокшанской) литературы в 5 классе.

В связи с вышеизложенным в курсовой работе ставятся следующие задачи:

1) проанализировать мнения отечественных лингвистов о методике преподавания жанра народной сказки в средней школе;

2) выделить креативные методы и приемы работы с жанром народной сказки в 5 классе.

Актуальность и новизна

Вопросом методики изучения фольклорных жанров на уроке русской литературы занимались такие известные отечественные исследователи, как А. К. Банная, Д. К. Ушинский, М. Н. Мельников, Н. И. Куденко, А. А. Гагаев, Т. В. Ениватова, О. Ишмаева  и др., что определяет актуальность нашей работы. Так, Т. Г. Рамзаева достаточно обширно и подробно в «Методике обучения русскому языку в начальных классах» описала процесс изучения сказок во всем их тематическом разнообразии, при этом рекомендовала преподавателям акцентировать внимание обучающихся не только на ирреальности изображаемых событий, но и на композиционной специфике сказочного материала [4, с. 65]. В «Методике обучения чтению и письму в начальной школе» советского педагога, автора букварей для городских школьников С. П. Редозуба [5, с. 426] рекомендации по изучению сказки были построены на теоретических принципах К. Д. Ушинского, поэтому в этой книге не имеется отдельного абзаца, описывающего методику работы со сказкой как особым фольклорным жанром. Отметим, в последнее десятилетие практически отсутствовали исследования, связанные с народной сказкой. Наиболее показательной является работа А. А. Купченко «Методика изучения сказок о животных на уроках литературного чтения в современной начальной школе» [3, с. 97], в которой автором подробно рассматривается методика изучения сказок о животных, а также анализируется организация и проведение опытно-практической работы в начальной школе.

Новизна нашей работы объясняется тем, что в мордовском литературоведении вопрос о методике изучения фольклора остается открытым, наиболее подробно он был рассмотрен только в научных работах Е. И. Азыркиной, Ю. Г. Антонова, А. А. Гагаева, О. А. Ишмаевой, Л. В. Седовой, кроме того, нами предложены креативные методы и приемы, которые целесообразно использовать при изучении сказки как жанра устного народного творчества мордовского народа.  В свою очередь, в нашей работе мы будем ориентироваться на мнения и научные разработки ранее названных отечественных исследователей.

Основная часть

В учебнике-христоматии по родной (мордовской) литературе для 5 класса под редакцией Е. А. Азыркиной [1, с. 248] представлен раздел под названием «Мокшанские и эрзянские народные сказки», в котором рассмотрению предлагаются следующие: («Буканясь и пинесь» («Теленок и собака»), «Сире врьгазсь и Костя» («Старый волк и Костя»), «Парось пандови пароса» («На добро отвечают добром») – сказки о животных; «Од ава» («Новая жена»), «Фокась и Прокофий попсь» («Фока и поп Прокофий») – бытовые. В данном учебнике автор дает информационную справку о понятии «сказка», а также ее тематическую классификацию.

На основе проанализированной учебно-методической литературы, выделим наиболее эффективные креативные методы и приемы работы с жанром народной сказки в 5 классе. Так, при анализе сказок о животных следует использовать те же приемы и формы работы с текстовым материалом, что и при рассмотрении реалистических рассказов: постановка проблемных вопросов, словесное и графическое рисование, составление сказки по аналогии с прочитанной, все виды пересказа, составление плана, выборочное чтение.

Учитывая один из основополагающих педагогических принципов – учет возрастных особенностей детей, следует понимать, что учащиеся 5-го класса осознают факт ирреальности изображаемых событий. Поэтому, согласно методическим рекомендациям Т. Г. Рамзаевой, важно не разрушать иллюзию пребывания в сказочном мире [4, с. 43]. Рассмотрим, алгоритм работы со сказкой подробно.

Проанализировав учебно-методические рекомендации, содержание ФГОС мы пришли к выводу, что на этапе организационного момента целесообразно использовать такие приемы, как «театрализация», «пословица-поговорка», «высказывания великих», «эпиграф» и т.д., которые буду способствовать однозначному пониманию темы и цели урока.

В начале учебного занятия сказка рассматривается как реалистический рассказ с той целью, чтобы обучающиеся поняли композиционную устроенность произведения, сюжетную основу, группировку персонажей на положительных и отрицательных, а также нравственный смысл сказки. Так, на изначальном этапе преподавателю необходимо создать благоприятную атмосферу, настрой на совместную работу [4, с. 21]. Например, в 5 классе учащиеся знакомятся с народной сказкой «Буканясь и пинесь» («Теленок и собака»), в которой четко выражается идея – взаимопомощь спасает друзей (Теленка, Собаки, Петуха и Барана) от недругов и смерти. Рассмотрим проблемные вопросы, которые целесообразно использовать преподавателю на этапе актуализации знаний в целях привлечения внимания обучающихся на развитие сюжета и рассмотрение выдвигаемой проблемы:

1)    Как Теленок и Собака устроились жить в лесу? Что вдохновило героев на такой поступок?

2)    Помогли ли Теленку и Собаке в постройке избушки остальные домашние животные? Кому они обращались за помощью? Почему так произошло?

3)    Опишите персонажей сказки. Какие очевидные черты человеческого характеры скрыты в образах животных? Обоснуйте свой ответ.

4)    Принимают ли к себе на перезимовку Теленок и Собака ранее отказавших им в помощи Петуха, Барана и Гуся? О чем это говорит?

5)    Чем друзья помогают друг другу? Докажите свой ответ, обратившись к текстовому материалу?

6)    На какие смысловые части можно разделить текст сказки?

7)    Прочитайте тот фрагмент сказки, который вам больше всего понравился.

8)    Оберегает ли взаимовыручка от бед? Обоснуйте свой ответ.

На этом же этапе урока возможно использовать метод решения сказочной задачи. Этот метод дает возможность многоаспектного рассмотрения проблемы, нахождения нескольких способов ее решения [4, с. 55]. Так, на примере этой же сказки преподавателем для дискуссии может быть предложена следующая сказочная задача: почему Теленок и Собака впустили в свой теремок остальных домашних животных? О чем это говорит? Таким образом, нестандартная задача учит обучающихся логически мыслить и находить индивидуальное решение проблемы, а совместно организованная дискуссия обогащает жизненный опыт обучающихся, учит выражать и аргументировать свою позицию.

При непосредственном анализе сказки на этапе открытия нового знания преподаватель может использовать метод «Рисование сказки», который предполагает нарисовать, слепить, представить в виде аппликации конкретный сказочный эпизод ранее «проработанной» сказки, что позволяет снять эмоциональную нагрузку, а также материализовать эмоции и чувства.

На этапе первичного закрепления знаний у обучающихся должно формироваться умение тематически классифицировать сказки, находить аллегорические образы и уметь их объяснить. На данном этапе преподаватель может использовать следующие задания:

1)    Сравните сказки «Буканясь и Пинесь» («Теленок и собака») и «Теремок». Определите, есть ли в них что-то общее?

2)    Идет ли в сказке «Буканясь и Пинесь» («Теленок и собака») речь о человеческом характере и недостатках?

3)    Соотнесите речь персонажа с его именем:

А) «Мон шуфта алонга тялоть етафтса, аф молян мархтонт кудонь тиема».

Б) «Мон олгоня лангса тялоть етафтса, аф эряви тейне куд».

В) «Монь поназе кувака, кудфтомонга аф эендан, аф молян мархтонт кудонь тиема».

Г) «Аряда тяста куроконя, ‑ корхтай тейст, ‑ кудть азороц пяк кяжи. Куду сувамска изень кенере, кодак топстадьсы лангозон пильгонц».

1) Нумолсь;

2) Атякшсь;

3) Яксяргсь;

4) Боранць.

В свою очередь, на этапе  применения знаний и способов действий целесообразно использовать такой методический прием, как графическое моделирование, суть которого заключается в том, что на каком-либо материальном носителе (рабочая доска / интерактивная доска / тетрадь / лист А4) изображается схема, фиксирующая основные компоненты сказочного мира. Для наглядности приведем примерный фрагмент урока, описывающий, каким образом стоит вводить прием графического моделирование в структуру занятия:

Учитель: Ребята, чтобы вам хорошо запомнилась эта сказка, предлагаю изобразить ее графически: вам необходимо на листках А4 нарисовать графическими символами сюжет сказки. Для начала вспомните: с кем встретился Костя в лесу, у кого он просил помощи (у мужика, слепой собаки и Лисы); далее схематично изобразите сюжет сказки.

(учитель на интерактивной доске, используя метод графического моделирования, совместно с обучающимися рисует схему).

Таким образом, графическое моделирование позволит развить память, понимание текста на основе построения наглядной модели, а также создавать воображаемые образы для условного изображения персонажей произведения.

Отметим тот факт, что вопросы, закрепляющие знания о сказке как о фольклорном жанре могут носить обобщающий характер. Проанализировав теоретическую справку о понятии народной сказки учебника-хрестоматии по родной литературе для 5 класса под редакцией Е. А. Азыркиной [1, с. 248], мы пришли к выводу, что по окончании изучения раздела «Мокшанские и эрзянские народные сказки» целесообразно рассмотреть следующие задания для проверки знаний по освоению рассмотренного материала:

1)    Как вы понимаете слово «сказка»?

2)    На какие тематические группы делятся сказки? Приведите примеры.

3)    Соотнесите название сказки с ее типом:

А) («Буканясь и пинесь» («Теленок и собака»);

Б) «Фокась и Прокофий попсь» («Фока и поп Прокофий»);

В) «Сире врьгазсь и Костя» («Старый волк и Костя»);

Г) «Од ава» («Новая жена»).

 

1) сказка о животных;

2) бытовая сказка.

4) Отметьте особенности волшебных сказок:

А) волшебные предметы;

Б) главные герои – животные;

В) существование волшебного мира;

Г) главные герои ‑ мифологические существа;

Д) в основе сюжета – описание повседневной жизни.

5) Какие герои чаще всего являются героями волшебных сказок в мордовском фольклоре?

Заключение

Таким образом, рассмотренные нами кретивные методы («решение сказочной задачи», проблемного обучения (постановка проблемных вопросов)) и приемы («графическое моделирование», «рисование сказки», театрализация», «пословица-поговорка», «высказывания великих», «эпиграф») позволят эффективно организовать образовательный процесс по изучению жанра сказки в 5 классе на уроке родной литературы. Наша работа представляет собой первую попытку разработать научно-методическую модель по изучению жанра мордовской народной сказки в 5 классе. Главной особенностью разработанной модели являются системный подход и целостная организация деятельности учащихся при учете художественного своеобразия мордовских народных сказок.

Библиографический список:

1. Азыркина Е. И. Родная литература: учебное пособие / Е. И. Азыркина, О. И. Налдеева ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2018. – 248 с.
2. Богдашкина С. В. Мокшанский фольклор: хрестоматия / С. В. Богдашкина, М. М. Акашкин, В. И. Рогачев. Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2014. – 433 с.
3. Купченко А. А. Методика изучения сказок о животных на уроках литературного чтения в современной начальной школе / А. А. Купченко ; Московский педагогический государственный университет. – М. : б.и., 2020. – 97 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=597263 (дата обращения: 10.11.2021).
4. Рамзаева Т. Г Методика обучения русскому языку в начальных классах: учебное пособие / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов, Н. Н. Светловская:. М.: Просвещение, 1987. – 432 с.
5. Редозубов С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе // Избранные труды. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 426 с.




Рецензии:

20.05.2022, 7:59 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Всё что касается реального совершенствования учебного процесса достойно быть опубликовано. Эта статья достойна публикации.



Комментарии пользователей:

12.04.2022, 20:21 Нигматова Лолахон Хамидовна
Отзыв:  Рецензируемая статья Маскаевой Веры Александровны " Методика работы с жанром сказки на уроке родной (мокшанской) литературы в 5 классе" отвечает требованиям оформления статьи.Имеется аннотация, ключевые слова. Статья состоит из введения , целей, задач, четко поставлены вопросы требующие ответов. Новизна работы в том, что до сегодняшнего дня в мордовском литературоведении вопрос о методике изучения фольклора остается открытым, в основном это были научные работы работах Е. И. Азыркиной, Ю. Г. Антонова, А. А. Гагаева, О. А. Ишмаевой, Л. В. Седовой. В статье предлагаются креативные методы и приемы изучении сказки как жанра устного народного творчества мордовского народа. Плагиат отсутствует. Статью рекомендую к печати.


Оставить комментарий


 
 

Вверх