кандидат педагогических наук
Рыбницкий филиал Приднестровского государственного университета
доцент
УДК 372.881.111.22
Введение. Создание всемирной сети Интернет оказало и оказывает огромное влияние на образовательный процесс. Будучи информационной системой, Интернет располагает разнообразной информацией и ресурсами: электронная почта, доступ к информационным ресурсам; справочные каталоги и поисковые системы, что может активно использоваться в процессе обучения иностранным языкам.
Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время повысился интерес многих ученых в области методики преподавания иностранного языка к использованию новых информационных технологий, Интернет – ресурсов, которые расширяют спектр реальных коммуникативных ситуаций, повышают мотивацию учащихся, позволяют применять полученные знания, сформированные навыки, речевые умения для решения реальных коммуникативных задач.
Цель данной статьи подобрать на немецкоязычных сайтах аутентичный материал по теме «Правила обращения с мобильным телефоном», составить текст и разработать упражнения, способствующие эффективному обучения иностранному языку. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить критерии отбора учебного материала;
- рассмотреть воспитательные возможности учебного предмета «иностранный язык»;
- определить понятие и требования, предъявляемые к системе упражнений;
- составить аутентичный текст и разработать систему упражнений к нему.
Научная новизна статьи заключается в том, что в ней впервые представлены аутентичный текст на немецком языке на тему «Правила обращения с мобильным телефоном» и разработанные к нему упражнения.
Основная часть
«Использование аутентичных текстовых, аудио- и видеоресурсов способствует созданию иноязычной среды. А новизна материала, его актуальность и соответствие текущему моменту влияют на интерес обучаемых к изучению ИЯ» [1, c. 6].
«Научить правильной и красивой речи, – по мнению Н.М. Шанского, – можно в принципе на любом ситуативно-тематическом содержании. Однако коммуникативные и воспитательные цели диктуют необходимость специального отбора материала и тем» [5, с. 98].
Как отмечают исследователи, в основе критериев отбора материала лежат следующие факторы:
– предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные запросы, интересы и потребности;
– возраст;
– общий уровень образованности;
– уровень владения языком. [2, c. 47].
По мнению Е. И. Пассова «учения не бывает без познания, воспитания и развития» [3, c. 8].
Воспитание личности предполагает развитие психики личности в целом, формирование мировоззрения, черт характера, усвоение общепринятых норм поведения, развитие эстетических взглядов, развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу, развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.
Все эти задачи решаются учебным предметом «иностранный язык». Воспитательный потенциал является специфической чертой любого урока иностранного языка. Воспитательные возможности заключены в содержании используемых материалов, в методической системе обучения, в личности преподавателя и его поведении.
Эффективность обучения, как известно, во многом определяется выбором наиболее рациональной системы упражнений, содержание и форма которых адекватны поставленной цели.
Системой упражнений, по мнению Шатилова С.Ф., понимают такую совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности в их взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения ИЯ в заданных условиях [6, c.59].
Упражнения, как виды учебной деятельности, ставят учащихся в ситуации многократного вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях. Они не только формируют навыки анализа, конструирования, намеренного использования, но и требуют от обучающихся поиска и решения проблемы, задачи, что обеспечивает высокую активность и самостоятельность студентов.
В плане организации процесса усвоения система упражнений должна обеспечить:
а) подбор необходимых упражнений, соответствующих характеру того или иного навыка и качеству (механизму), того или иного умения;
б) определение необходимой последовательности упражнений: усвоение всегда проходит какие-то стадии и протекает на основе определенных методических принципов или правил;
в) определение соотношения упражнений тех или иных типов, видов, подвидов и вариантов, ибо это определяет успех не в меньшей степени, чем правильная последовательность упражнений;
г) регулярность определенного материала;
д) правильную взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) на всех уровнях системы (между видами РД, внутри них, между умениями общения в целом) [4, c. 57].
Одной из основных возможностей получения актуальной информации о стране изучаемого языка является посещение немецкоязычных сайтов, где можно найти аутентичные тексты, которые создают благоприятные условия для овладения речевым поведением носителей языка, способствуют знакомству с живым языком, его культурой, современными реалиями.
При работе над темой «Правила обращения с мобильным телефоном», на основе материалов, взятых на немецкоязычных сайтах [8,9] и обработанных преподавателем, был составлен текст под названием “Der richtige Umgang mit dem Handy”.
Выбор данной темы был определен тем, что, говоря словами австрийца Буркхарда Хйденбергера, который впервые заговорил об этой проблеме, «правильное обращение с мобильным телефоном заботит нас в настоящее время больше, чем вопрос о том, стоит ли кушать рыбу с ножом или без». Данная тема особенно актуальна. Сегодня трудно найти человека, у которого нет мобильного телефона. Обилие мобильных телефонов с одной стороны, настоятельная необходимость, с другой стороны, они оказывают отрицательное воздействие на окружающих, осложняют многим жизнь. Бесконечно звонящие мобильные телефоны или их громкие рингтоны раздражают, нервируют. Чтобы не нарушать общепринятую культуру поведения, необходимо знать правила правильного обращения с мобильным телефоном, особенно молодежи.
Чтение текста предваряют задания, выполнение которых направлено на формирование произносительных навыков, снятие лексических трудностей и развитие языковой догадки.
1. Sind diese Wörter Ihnen bekannt? Wenn nein, dann schlagen Sie sie im Wörterbuch nach.
Hinterlassen, positiv, in diesem Zusammenhang, beschäftigen, schneiden, vorbereiten, die Öffentlichkeit, verschieben, das Gegenüber.
2. Lesen Sie den Text durch und schaffen Sie sich den allgemeinen Überblick über den Inhalt des Textes. Schreiben Sie aus dem Text Wörter in zwei Spalten mit den Lauten “ö” und “ä” heraus. Danach lesen Sie diese Wörter einige Male vor.
3. Ordnen Sie zu.
1) der Eindruck 2) gelten
3) berücksichtigen 4) das Telefonat
5) der Umgang 6) umgehend
7) die Klingeltöne 8) belästigen
9) das Gesetz 10) die Funkwellen
11) irritieren 12) Störungen auslösen
13) die Tankstelle 14) der Akku
15) sich herauslösen 16) der Funken
17) der Tank 18) zur Explosion bringen
19) die Freisprecheinrichtung 20) der Unfall
____________________________________________________
Искра, вызов, блютуз-гарнитур, несчастный случай, взрываться, радиоволны, аккумулятор, впечатление, обращение (с чем-л.), закон, цистерна, вызывать помехи, раздражать, рингтоны, досаждать, быть действительным, учитывать, автозаправка, срочно, отделяться.
4. Lesen Sie den Text noch einmal, teilen Sie ihn in Abschnitte und betiteln Sie jeden Abschnitt.
Der richtige Umgang mit dem Handy
Gute Umgangsformen sind heute wieder gefragt – man hinterlässt damit stets einen positiven Eindruck. Und das gilt auch im Umgang mit dem Handy. Die folgenden 7 Knigge-Regeln sollten Sie in diesem Zusammenhang berücksichtigen:
“Der richtige Umgang mit dem Mobiltelefon wird unsere Kinder in Zukunft mehr beschäftigen als die Frage, ob man Fisch mit dem Messer schneiden darf oder nicht.”Dieser weise Ausspruch wird immer wieder gern zitiert. Damit Sie Ihre Kinder richtig auf das Leben vorbereiten können, finden Sie hier ein paar Tipps zum richtigen Umgang mit dem Handy:
Telefonieren Sie in der Öffentlichkeit, sollten Sie möglichst leise sprechen. Denn ein Gespräch kann auf andere sehr störend wirken. Besser noch, Sie verlassen den Raum, und wenn das nicht möglich ist, sollten Sie das Telefonat auf später verschieben.
Wenn Sie mit einem Gesprächspartner an einem Tisch sitzen, dann stellen Sie das Handy auf lautlos, damit das Gespräch nicht unterbrochen wird. Ein Handy auf dem Tisch signalisiert dem Gegenüber, dass ein eingehender Anruf wichtiger ist als er/sie.
Wenn Sie vergessen haben, das Handy auf lautlos zu stellen, bitten Sie kurz um Entschuldigung, wenn es läutet, und dann schalten Sie es umgehend auf leise, ohne das Gespräch entgegenzunehmen. Das vermittelt dem Gegenüber: Das Gespräch mit ihm ist Ihnen wichtiger.
Auch wenn Sie eine SMS-Nachricht, eine Social-Media-Meldung etc. erhalten, richten Sie Ihren Blick nicht auf das Handy.
Insbesondere im Geschäftsleben sollten Telefonate außerhalb der üblichen Arbeitszeit vermieden werden. Die Wahrscheinlichkeit, den Gesprächspartner in der Freizeit zu stören, ist groß.
Vielleicht haben Sie sich auch schon einmal darüber geärgert, weil jemand sein Handy ewig klingeln ließ. Deshalb: Der Anruf sollte man nach maximal fünf Mal Klingeln ausschalten.
Das Ausprobieren sämtlicher zur Verfügung stehender Klingeltöne gilt es an Orten zu vermeiden, an denen man Mitmenschen dadurch belästigt. Auch Tastentöne, welche jedes Tippen hörbar machen, können auf andere störend wirken.
Absolute Handy-Tabuzonen sind Krankenhäuser und Passagierflugzeuge. Denn die Funkwellen Ihres Mobiltelefons können sowohl die empfindliche Elektronik in medizinischen Geräten wie auch in Bordinstrumenten irritieren und Störungen auslösen.
Auch an Tankstellen gilt das strenge Handy-Verbot. Sollte das Handy während eines Gesprächs zu Boden fallen und der Akku sich herauslösen, könnten Funken entstehen und leicht entzündliche Gase aus dem Tank zur Explosion bringen.
Am Steuer Ihres Pkws dürfen Sie bereits seit dem 01.04.2004 nur noch über eine Freisprecheinrichtung telefonieren. Der Gesetzgeber reagierte damit auf die hohe Zahl an Unfällen, die durch mobiles Telefonieren oder SMS-Schreiben verursacht wurde. Wer eine solche Anlage nicht besitzt, sollte zum Telefonieren an einer geeigneten Stelle anhalten. Sie schützen damit nicht nur Ihre eigene Sicherheit und die der anderen Verkehrsteilnehmer, sondern auch Ihr Portemonnaie.
Im Theater, Kino, beim Gottesdienst, auf Beerdigungen gilt: Geräte ausschalten!
Auch bei Besprechungen, auf Kongressen, Seminaren oder Vorträgen werden klingelnde Telefone als sehr störend empfunden. Schalten Sie das Telefon aus bzw. stellen Sie es auf “lautlos” oder Vibrationsalarm und verlassen Sie zum Telefonieren den Raum.
После прочтения текста проводится послетекстовая работа, которая включает такие виды упражнений, как подстановочные, репродуктивные, трансформационные.
Данная система упражнений призвана решить задачу обучения использованию лексики по теме в речи студентов (от умения конструировать до использования в собственных высказываниях).
5. Mit welchen Adjektiven werden folgende Substantive und Wortgruppen im Text gebraucht? Ergänzen Sie die Wortgruppen mit passenden Adjektiven in der richtigen Form und übersetzen Sie sie.
Empfindlich, folgende, medizinisch, richtig, weise, eingehend, positiv, gut, üblich, ewig, streng, geeignet, absolut, entzündlich.
die … Elektronik die … 7 Knigge-Regeln
… Geräte zum … Umgang mit dem Handy
einen … Eindruck dieser … Ausspruch
… Umgangsformen ein … Anruf
die … Arbeitszeit sein Handy … klingeln lassen
… Handy-Tabuzonen das … Handy-Verbot
die leicht … Gase eine … Stelle
6. Ergänzen Sie die fehlenden Präpositionen.
Der richtige Umgang … dem Mobiltelefon wird unsere Kinder … Zukunft sehr beschäftigen. 2. Damit Sie Ihre Kinder richtig … das Leben vorbereiten können, finden Sie hier ein paar Tipps … richtigen Umgang … dem Handy. 3. Wenn Sie … der Öffentlichkeit telefonieren, sollten Sie möglichst leise sprechen. Denn ein Gespräch kann … andere sehr störend wirken. Deshalb verlassen Sie den Raum oder verschieben Sie das Telefonat … später. 4. Ein Handy … dem Tisch signalisiert dem Gegenüber, dass ein eingehender Anruf wichtiger ist als er/sie. 5. Wenn Sie vergessen haben, das Handy … lautlos zu stellen, bitten Sie … Entschuldigung, wenn es läutet, und schalten Sie es umgehend … leise.
Далее выполняются речевые упражнения, связанные с развитием и совершенствованием умения осуществлять речевые поступки в условиях, приближенных к реальным. Студентам предлагаются такие виды речевых упражнений, как упражнения на составление предложений и переводные.
7. Erklären Sie die folgenden Substantive mit eigenen Worten.
die Öffentlichkeit, der Gesprächspartner, das Geschäftsleben, die Handy-Tabuzone, Tankstelle, Freisprecheinrichtung, Verkehrsteilnehmer, Vibrationsalarm.
8. Übersetzen Sie die Wortgruppen ins Deutsche.
Выключить мобильный телефон, перезвонить, входящий звонок, настроить мобильный телефон на виброзвонок, принять разговор, короткое сообщение, звонящие телефоны, оставлять свой мобильный бесконечно звучать, выключить устройства, в деловой жизни, настроить телефон на режим работы без звука, собственная безопасность, переключить на тихий режим, направить взгляд, настроить мобильный телефон на виброзвонок.
9. Übersetzen Sie folgemde Sätze ins Deutsche.
1. Если вы находитесь в театре, музее, библиотеке, выключите ваш телефон. 2. Когда вы ужинаете в ресторане, вы должны уделять ваше внимание собеседникам, поэтому мобильный телефон нужно выключить. 3. Если вы ожидаете важный звонок, включите виброзвонок или настройте телефон на режим работы без звука. 4. Во время ужина также невежливо отвечать на входящие смс. 5. В театре, в церкви, на собрании мобильный телефон должен быть, безусловно, выключен. 6. Во многих странах во время вождения автомобиля запрещено принимать звонок и самим звонить, если телефон не оборудован устройством “handfree”.
Выводы. В условиях развития информационно-коммуникационных технологий поиск нужной информации чаще всего осуществляется по поисковым системам Интернет-ресурсов. Аутентичные тексты с разработанными к ним заданиями являются не только содержательным учебным материалом, но и способствуют формированию нравственных качеств личности, воспитанию культуры поведения молодых людей, побуждают к размышлению, дискуссии, самопознанию и самоопределению.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий