Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Философия
Размещена 20.04.2022.
Просмотров - 565

ЛОГИКА В ЮМОРЕ

Адибекян Оганес Александрович

доктор философских наук, профессор

Московский автомобильно-дорожный институт-университет Филиал Северо-Кавказский в г. Лермонтове Ставропольского края России

профессор

Аннотация:
Обслуживающий людей юмор может специально пренебрегать требованиями логики, что прощается в связи с возвышением им настроения, улучшением самочувствия, вызовом радости, отходом от расстройства, обид.


Abstract:
Humor serving people can specifically neglect the requirements of logic, which is forgiven in connection with an increase in mood, an improvement in well-being, a call for joy, a departure from frustration, resentment.


Ключевые слова:
юмор; улыбка; смех; улучшение настроения логикой

Keywords:
humor; smile; laughter; mood


УДК130.2

Введение. Трудно найти взрослого, который не знал бы о существовании «юмора». Этот вид развлечения логика», хотя вне мышления она не бывает, а о необходимости уважения ее как науки, пусть редко, окружающие подсказывают. Однако, сочетательное рассмотрение юмора и логики не удостоилось особого внимания, хотя это в пользу этих двух компонентов мыслительных процессов, а не во вред им.

Актуальность данной работы в показе полезности взгляда на юмор с позиций его отношения к логике, не только оценочного, но и практического.

Цель статьи - в показе преданной службы логических операций юмору, предстающему речью, публикациями, показом разных предметов, сюжетов. Особая позиция у анекдотов, которые не всегда считаются с логическими требованиями.

Научная новизна - во взгляде на юмор с учетом обращаемости его к  логическим процедурам.

Сущность юмора показана немалым числом авторов с важностью действий профессиональных демонстраторов. Это сделано Латышевым Ю.В. [5], Зеленской Л.А. [3], Рокотянской Л.О. [6]. Но сравнительно трудно указывать тех, кто специально разбирался с применением положений логики в подаваемых юморах. Замечательны усилия Кузиной Е.Б. [4].

Юмор. Происхождение этого термина - древнегреческое («гумор») [7]. Так назвали давно все те высказывания, повествования, которые вызывают улыбку, склоняют слушателя к смеху, улучшают его настроение, как с ожиданием такого воздействия так и без этого [6].

У Кузиной Е.Б.: «Юмор является особым видом социально-информационного взаимодействия, для которого характерны: передача информации не только фактического, но и интенционального характера, специфический способ ее передачи  намеками, видимыми нарушениями логики, которые адресат эксплицирует, основываясь на своих знаниях» [4, с. 186].

Здесь интенциональность (от лат. intentio) - намерение. Экспликация - (лат. explication) - объяснение, пояснение. Но важны не только эти показатели, но и отношения к логике, употребления её. Не излишне добавить, что юмор усиливает спокойствие, отдаляет, скрывает обиду, предстает как полезность, а не как вред.

Вызывают юмор разговоры с дружелюбными людьми, художественная литература, театральные выступления, кинофильмы, телепередачи. Особое старание у искусства, которое обслуживает зрителей не только речью, беседами-разговорами, но и мимикой лица, движениями рук, движением всего тела, как на сцене, так и на экране. Артисты ценятся не просто своим внешним видом, речью, но и способностью вызывать смех у находящихся в зале зрителей.

Вариантов юмора не мало. Определились:

- «шутка;

- анекдот;

- сатира;

- ирония;

- пародия;

- каламбур» [7].

Шутка выражение не серьезное, а развлекательное. Анекдот (фр. «anecdote», дословно «не публикуемое») сходное развлекательное повествование. Сатира - средство обличения, отрицания. Ирония - скрываемый вариант насмешки. Пародия - подражание чему-то, кому-то, но комическое, сатирическое. Каламбур - шуточное использование слов с другим, комическим смыслом.

Но отношение к требованиям логики в этой классификации не присутствует. Однако, это не значит, что обращение к положениям, требованиям логики у всех их одинаковое. Положения логики как соблюдаются, так и игнорируются без страха перед осуждением себя слушателями как малограмотного болтуна.

Логика. Так (от греч. «логос» - понятие, рассуждение, разум) назвали научное рассмотрение соотношения содержания понятий, построения суждений, осуществляемых умозаключений. Им следует быть такими, чтобы обеспечивалась объективность представления мыслимых, оговариваемых вещей, событий. Ей трудновато полагать истинность всякого суждения. Но компетентное осуществление мыслительных операций исключение дефектов не обеспечивает [2].

Исходные посылки умозаклюений должныи быть истинными. Мыслимая вещь может реально существовать, но выраженным свойством не обладать (роды обезьянки в роддоме, партийная организация обезьян).

Если артист сделал вывод, не удовлетворяющий нужным положениям логики, вызвал смех, то его не считают неграмотным.

Артисты не стали всецело копировать действия ученых, для которых истина превосходная ценность. На сцене речь может идти о вещах, которых в реальности нет (жители луны). Сходным образом реальным вещам могут приписываться не присущие им свойства (проживание удачливыми людьми до 300 лет).

Ученые наряду с «истиной» и «заблуждением» определили «гипотезу», склоняющую к поиску, выработке дополнительных фактов в пользу утверждения истинности [1]. Но артист из состоятельных по истинности положений может делать дефектный вывод, лишь бы это вызвало коллективный смех среди зрителей. Логика стала немало важным методологическим пособием и для артистов.

В режиме юмористического обслуживания зрителей в России действует «Кривое зеркало» под руководством Евгения Петросяна. Оно стало выходить к зрителям через первый телеканал РФ (с 15.11.2002 г.). «Кривизна» обеспечивается свободным, не стандартным отношением к логике. Вольность обращения к логике зрителями не осуждается, вольные обращения к логике таких рассказчиков не трезвенниками не представляют.

Демонстративный юмор по описываемым ситуациям делим на виды:

- внутрисемейные;

- меж персональные;

- служебные;

- политические;

- про женщин;

- про мужчин.

Муж обижался на жену за то, что она не рожает ребенка. Когда терпение у него иссякло, он ей сказал: ребенка рожу я сам. Жена удивилась: как такое возможно? Муж: я куплю его у безмужней женщины!

Не реальным по выражению истины бывает и представление природы. Дружок спрашивает свою пару: «почему сейчас так холодно, ведь это так неприятно?». Второй первому в ответ: «но разве ты летом не жаловался на жару?». Здесь молча положено, что бог услышал недовольство потеющего, пожалел его, и как может, помог. Он стал посыать на землю зимы.

Причиной события может оговариваться то, что сочетается с ним, но не вызывает его. Во время драки у одного из сцепившихся при свидетелях порвалась рубашка. Один из очевидцев спросил другого: «зачем они подрались? Ответ такой: «что здесь не ясно, чтобы порвать рубашку!».

Сочинительство поддерживает юмор. Преподаватель принимает экзамен, против него присела студентка. Преподаватель - студентке: «как вы ответите на такой пройденный в нашем курсе вопрос?». Студенка в ответ: «уважаемый профессор, а как вы думаете? Что скажете вы?». Выдумка этого юмора вне сомнения.

Но автору этой статьи довелось сказать своему студенту на экзамене: «ты не знаешь то, что сейчас требуется. Значит, тебя на данном уроке не было». Студент ответил серьезно: «как это меня не было, хотите, я расскажу вам анекдот, который вы  рассказали тогда во время лекционной паузы!». Этот эпизод не выдуман, а был в реальности.

Рассказчик анекдота спрашивает слушателя: «зачем ты не рассмеялся? Я же представил тебе смешное!». Слушатель в ответ: «ты же меня не пощекотал!» Значит, анекдот был не интересным, что тоже бывает, но к сожалению.

Оригинальный политический анекдот такой. Сталин И.В. и прибывший в СССР Черчилль У.С. прогуливались в лесу. И вдруг они вышли к корове, которая лежала на дороге, загородив проход поперек. Черчилль У.С. поспешно подбежал к ней, ударил несколько раз ногой, потребовал освободить проход. Но корова не шелохнулась. Сталин И.В. обратился к Черчиллю У.С.: остановитесь перед выселением, пожалуйста,  позвольте это сделать мне. Он подошел к корове, нагнулся над ней и что-то прошептал ей на ухо. Корова моментально вскочила и убежала вдаль. Черчилль У.С. удивился этому побегу, такого не ожидал. Он, придя в себя после удивления, обратился к Сталину И.В.: что вы ей сказали, притом без крика. Сталин И.В.: я ей сказал, что если она не уйдет от прохода, то станет собст венностью колхоза. Черчилль У.С.: неужели у ваших коров негативное отношение к социалистическому коллективному хозяйству? Сталин И.В. промолчал. Не успели они чуть пройти, как на встречу набегало стадо коров. Все они кричали: «и я хочу в колхозу Не успели они дальше пройти, навстречу набегало стало коров. И все они хором кричали: и я хочу в колхоз. Черчилль УС. не ожидал и этого, удивился не меньше.

В этом юморе кроме политиков, леса и коров всё остальное выдумано, кем-то. Но этот он не антисоветский, был не для печати.ценности этих систем.

Один интеллигент спрашивает другого: почему граждане социалистическиого СССР перешли к капитализму, раз у капитализма непрерывный рост цен во вред покупательной способности населения? Второй ответил: а как ты думаешь, купля нужного товара при его отсутствии возможна? Почитай и знай, что в СССР под его конец при стабильности цен нужные товары стали исчезать.

На сцене один артист обращается к другому: «почему 29 декабря 1991 года распустили СССР, заменили приятный социализм неприятным капитализмом?». Ответ второго: «в советское время не все верили в то, что социализм лучше капитализма. Но и для них практика - критерий истины. Им следовало пожить и при капитализме, чтобы разобраться в ценностях экономических, социально-политических систем.

Но слушателям такого юмора следовало знать, почему государства не разделились на не имеющие «частных предпринимателей» и «капиталистически предпринимательские без наёмных рабочих». Им следовало знать, что социализм не может быть с частно-собственническим предпринимательством, а капитализм без найма рабочих. Но, пусть это не вероятно, оказался в наличии и смешанный вид государства, где капитализму пришлось восстанавливать нечто из того, что было у социализма, но было осуждено и исключено (государственное регулирование цен).

В составе политических юморов есть и такое. В городе Тбилиси собрался члены республиканского партийного комитета, а здешний главный партийный секретарь объявил, что в Армении землекопы нашли в земле металлический провод телефонной связи. К этому добавил: у нас, в Грузии такую находку не находили. Как же грузины могли отстать от армян? Нужно всем нам неотложно взяться за раскопки, найти провод нашего доисторического телефона, восстановить авторитет нашей нации. Прошел месяц. На очередном заседании того же органа, тот же секретарь объявляет: должен сообщить, что на территории нашей республики никакого информационного провода под землей не нашли! Следует объявить миру, что у нас еще тогда была беспроводная телефонная связь [1. - С. 24, № 079].

Одако этот анекдот вымысел армянина, а не грузина. Анекдоты национально-содержательного вида не определены.

Юмор по содержанию удостоился подразделению на женские и мужские. По женщинам он высказывается мужчинами, а про мужчин - женщинами, но не наоборот. «Не нужно быть ученым, чтобы доказать: мужской юмор - это отдельный вид искусства» [8].

Жена говорит мужу: «ты, как я вижу, поел еду, которую я оставила для тебя на столе перед своим уходом. Молодец, послушный, умница».

Муж: «извини, я её не ел, я голодный, ждал тебя».

Жена: «тогда куда же делась еда, которую я приготовила для тебя, оставила?».

Муж: «эту еду поела наша кошка».

Жена: «как это? Как же ты ей такое позволил? Ты был в своем уме?».

Муж: «был, но она мяуканьем мне сказала, что проголодалась, хочет есть. А я её уважаю, не меньше, чем себя, пожалел».

Анекдоты удачливы тем, что их авторству не придается юридического значения, Такие выдумки изобретением не считаются, исключительной принадлежностью сочинителя не полагаются, патентов не удостаиваются. Их повторное применение не требует оплаты. Но, раз учет авторства излишен, то нарушение логических положений ими юридически не подсудно.

Любители юмора стараются запоминать смешное, как услышанное, так и прочитанное. Смешное запоминатся, чтобы в подходящих ситуациях его выдавать. Наличие таких способностей и настроя возвышает авторитет личности, усиливают уважительное к нему отношение. Дружат с юмором и ради такого обслуживания окружающих. Но усвоение науки «Логика» для этого не обязательно.

Выводы. Часть юмористических высказываний, смешных повествований равнодушно относится к положениям, требованиям логики. Законы логики могут не соблюдаться без страха обвинений в выдачи лжи как истины. Но эстетика не действует во вред логики, а популяризует её.

Библиографический список:

1. Адибекян О.А. Анекдоты «Армянского радио». Забавная анекдотология. - М. - Пятигорск, 1999. - 204 с.
2. Адибекян О.А. Краткий курс логики. - Пятигорск: ПГТУ, 2012. - 112 с.
3. Зеленская Л.А. Юмор как способ взаимодействия субъектов политической системы //Социум и власть. № 6 (38). - 2012. - С. 108-110.
4. Кузина Е.Б. Логико-философские штудии //Логические механизмы и приемы вербального юмора. Том 16 (№ 1-2), МГУ им М.В. Ломоносова. - М., 2018. - С. 186-187.
5. Латышев Ю.В. Феномен юмора в социально-информационном взаимодействии. (Теоретико-методологический анализ). Автореферат дисс. к. филос. н. - Кемерово, 2003. - 20 с.
6. Рокотянская Л.О. Юмор: сущность, виды, функции в обществе. Автореферат дисс. к. филос. н. - М., 2019. - 29 с.
7. Юмор [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 05.02.22).
8. 18 доказательств того, что у мужчин логика и юмор - часто одно и то же [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adme.ru>cvoboda-narodnoe-tvorchestvo (дата обращения: 05.02.22).




Рецензии:

23.06.2022, 21:10 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Авторская позиция присутствует. Однако она не согласуется с законами логики, поскольку юмор, по самой своей природе, строится на их нарушении, оксюмороне. Соответственно статья не обладает научной новизной. Кроме того статья требует стилистической корректировки. После внесения требуемых изменений может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

25.06.2022, 9:03 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александровна. Уважаемая Колесникова Галина Ивановна. Оцениваемая Вами статья составлена в связи с тем, что не все авторы юмористических преподношений учитывают существование науки логика, считаются с вызов смеха неуважением требований этой науки. Нет полноценного осознания умышленных нарушений требований логики и у тех, кого юмор обслуживает. Как приходится считать, это Вас радует, и Вы за это боритесь. Иначе в утверждении наличия в работе некачественной грамматики вы привели бы хоть один случай. Это неуважение требований не только к составлению рецензии, но и этой логики.


Оставить комментарий


 
 

Вверх