Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 03.05.2022. Последняя правка: 30.04.2022.
Просмотров - 1647

Влияние спортивного плавания на здоровье и физическую подготовку студента

Брекин Денис Александрович

Уральский Государственный Юридический университет им. В.Ф.Яковлева

Студент

Пастухов Евгений Владимирович, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Уральский Государственный Юридический университет им. В.Ф. Яковлева


Аннотация:
В статье раскрываются особенности влияния занятий плаванием на общее здоровье и физическое состояние человека, объясняется необходимость занятия плаванием и его влияние на организм, а также рассматривается возможность повсеместного обеспечения студентов доступом к данному виду спорта.


Abstract:
The article reveals the features of the influence of swimming lessons on the general health and physical condition of a person, explains the need for swimming lessons and its effect on the body, and also considers the possibility of providing students with access to this sport everywhere.


Ключевые слова:
плавание; бассейн; здоровье; физическая подготовленность; студент

Keywords:
swimming; pool; health; physical fitness; student


УДК 796

Введение:
Физическая активность в любом виде является одной из важнейших составляющих здоровья человека. Одной из форм такой активности является плавание. Также плавание является средством развития физической подготовленности студентов, что в свою очередь отражается на их мозговой активности и способности адекватно реагировать на проблемы, возникающие в процессе обучения.

Актуальность:
В настоящее время широко распространена проблема здоровья среди молодого населения, в частности студентов. Исследования показывают, что средняя физическая активность людей неуклонно падает. Это связано с внедрением цифровых технологий во все сферы жизни, из-за чего необходимость к передвижению и межличностному общению снижается. В таких обстоятельствах возникает потребность в поддержании интереса к здоровому образу жизни. Плавание, безусловно, способствует этому, так как этот вид спорта пользуется популярностью у молодежи не только с точки зрения здоровья, но и с точки зрения досуга и практической необходимости.

Цель: Выявление воздействия занятий плаванием на здоровье и физическую подготовленность студентов.

Задачи:

1) Анализ исследований данного вида спорта;

2) Обозначение положительной корреляции между занятием плаванием и улучшением здоровья;

3) Анализ возможности обеспечения студентов ВУЗов доступа к занятиям плаванием.

Научная новизна сводится к тому, что помимо анализа исследований, направленных на изучение воздействия занятий плаванием на здоровье и физическую подготовленность студентов, в статье приводится статистика и экокономически обосновывается сложность и недоступность данного вида спорта для молодого поколения, в частности студентов.

Основная часть:

Плавание является одним из немногих видов спорта, в котором задействуются все группы мышц человека. Таким образом, физическая активность при плавании достигает своего максимума.

Регулярные и, желательно, длительные занятия плаванием имеют благоприятное воздействие на всю нервную систему человека. Систематические занятия по плаванию активно развивают дыхательную систему, так как равномерное «давление воды на грудную клетку способствуют плавному выдоху&raquo [2, с. 50]. У людей, регулярно посещающих бассейн, усиливается сердечная мышца, увеличивается мощность сердца, то есть увеличивается объем крови, выталкиваемый сердцем за один цикл его деятельности, а количество сердечных сокращений в минуту уменьшается, что существенное снижает риск аритмии, ишемических и иных болезней, возникающих из-за воспалительных процессов в сердечных тканях. Также под давлением воды ускоряется отток крови от всех частей тела к сердцу. К тому же, согласно исследованиям у юношей и девушек, занимающихся плаванием, наблюдается меньше «жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную дезадаптацию»[1, с. 101].

Исследованиями в области влияние плавания на здоровье студентов занимались Н. М. Бламутова, Е. В. Волошина, А. И. Гончар и другие отечественные ученые. Анализируя результаты их работ, прослеживается прямая взаимосвязь между занятиями плаванием и улучшением общего здоровья студентов и их физической подготовленности. Помимо прочего, данными учеными были выдвинуту рекомендации по организации занятий плаванием для студентов с различным уровнем физической подготовленности.

Московским государственным университеом им. М.В. Ломоносова также проводилось исследование студентов в области плавания. В ходе эксперимента юноши два раза в неделю тренировались по 40 минут в спортивном зале и 45 минут в бассейне. Результаты говорят о том, что физическая подготовленность студентов, занимавшихся в воде, показала больший прирост, нежели у студентов, занимавшихся на суше.

Таким образом, мы можем увидеть, что плавание позволяет улучшить здоровье и физическую подготовленность человека. Необходимость занятий плаванием очевидна. Популяризировать данный вид спорта можно реализовать через добавление плавания в учебные программы ВУЗов, что в перспективе приведет не только к оздоровлению всей нации, но и благоприятно скажется на учебном процессе студентов, а значит отчественное образование сможет формировать большее количество квалифицированного кадрового резерва во всех сферах деятельности.

К сожалению, реализация данной идеи является затратной с точки зрения экономики. По состоянию на конец 2021 года образовательную деятельность в России осуществляют 497 государственных и 213 негосударственных учреждений высшего образования. При этом лишь в 1/3 ВУЗов студентам предоставлена возможность посещения бассейна за счет учреждения как время проведения досуга или в качестве занятий по физической культуре. Отсюда видно, что обеспечение доступа учащихся высших учебных заведений к занятиям плаванием требует больших экономических затрат, как на строительство бассейнов в местностях, где таковых нет, так и на финансирование ВУЗов средствами для оплаты аренды бассейнов для своих студентов. Данная проблема частично решается федеральным и региональным законодателем через различного рода государственные программы. Например, в 2010 году партией "Единая Россия" был разработан проект «500 бассейнов», который преполагает выделение средств из бюджета для строительства бассейнов на базе ВУЗов. В рамках данного проекта с 2010 по 2016 годы в ВУЗах 46 регионов было построено 72 бассейна, предназначенных как для обычных посетителей, так и для студентов. В 2019 году данный проект получил свое развитие под названием "Бассейны вузов". Суммарно на данные инициативы из федерального бюджета Российской Федерации было выделено 4,77 миллиарда рублей, из чего можно сделать вывод, что государственная власть России заинетересована в развитии данного вида спорта среди студентов и видит перспективы в постоянном финансировании средств на реализацию подобных программ.

Вывод:
Основываясь на результатах исследований, а также на литературе в области физического здоровья и спорта, мы видим, что занятия плаванием является средством от многих болезней и патологий. Кроме того, плаванием способствует развитию физической подготовленности как студентов, так и людей старшего поколения. Внедрение же плавания в регулярный учебный процесс и обеспечение студентов доступом к занятиям плаванием посбособствует решению проблемы здоровья молодого поколения и поддержания потребности в здоровом образе жизни.

Библиографический список:

1. Цеслицкая М.З. Занятия плаванием в повышении уровня здоровья студентов// Педагогика, психология и методико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2013. №12. С. 101-104.
2. Оздоровительное плавание в вузу: теория и практика: учебное пособие./ Сост. И.В. Переверзева, О.В. Арбузова. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 143 с.
3. Ганчар А.И. Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. – 24 – 28.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх