Полесский государственный университет
студент
Бортничук Е.С., Бухтик М. И. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 331.56
Введение: В Республике Беларусь в условиях формирующихся рыночных отношений не только обострились ранее существовавшие проблемы в сфере занятости населения, но и появились новые, которые связанны с изменением нужды предприятий в рабочей силе, образованием скрытой безработицы, отсутствием качественного учета этих явлений. Переходный рынок труда включает в себя как старые, так и новые механизмы возникновения безработицы населения в процессе структурной перестройки экономики. Государственная политика занятости старается содействовать трудоустройству, переобучению и социальной защите зарегистрированных безработных. Одновременно, выход государства из экономического кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и квалифицированного труда, свободного перемещения рабочей силы в разные направления деятельности. Государство должно выступать в роли регулятора занятости, связывая ситуации в сфере рынка труда с макроэкономическими условиями функционирующей экономики.
Целью написания работы является исследование проблем безработицы в Республике Беларусь и выявление направлений, которые помогут их решить.
Задачи:
- изучение сущности безработицы;
-определение основных социально-экономических последствий безработицы;
-анализ динамики безработицы в Беларуси и разработка направлений к снижению ее уровня.
Научная новизна исследования заключается в следующем: проанализирован уровень безработицы в республике на современном этапе и рассмотрены меры государственного регулирования по снижению уровня безработицы, а также совершенствования государственного регулирования рынка труда.
Согласно Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы в Республике Беларусь при содействии службы занятости основной целью является трудоустроить на постоянную работу, направить на обучение по профессиям, востребованным на рынке зарегистрированных безработных.
За последние 5 лет число занятых в Республике Беларусь сократилось на 0,99 % с 4901,8 тыс. человек до 4850,6 тыс. человек.
В таблице 1 рассмотрена динамика трудовых ресурсов в Беларуси за 2017-2020 г.
Год |
Рабочая сила – всего, тыс. чел |
Занятые – всего, тыс. чел |
Уровень занятости, в % |
Численность безработных, тыс. чел. |
Уровень зарегистрированной безработицы, % |
|
2017 |
5195,3 |
4901,8 |
94,35 |
293,5 |
5,65 |
|
2018 |
5141,6 |
4896,7 |
95,24 |
244,9 |
4,76 |
|
2019 |
5122,4 |
4909,1 |
95,84 |
213,3 |
4,16 |
|
2020 |
5091,6 |
4885,4 |
95,95 |
206,2 |
4,05 |
|
2021
|
5047,5 |
4850,6 |
96,10 |
196,9 |
3,90 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании источника [1]
Как говорилось выше, важной проблемой является уровень безработицы среди населения.
Так за 2017-2021 годы общая численность безработных уменьшилась на 96,6 тысячи человек (или на 32,9 %), а уровень зарегистрированной безработицы сократился с 5,65 п.п. в 2017 году до 3,90 п.п. в 2021 году ( на 1,75 п.п.)
Уровень занятости в Республике Беларусь за 2017-2020 годы постепенно увеличивался. Так, в 2017 году уровень занятости составил 94,35 п.п., а в 2021 году – 96,1 п.п..
Вместе с тем на рынке труда республики по-прежнему остается структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу. Наниматели представляют вакансии с минимальной оплатой труда, что делает их предложение непривлекательным для населения, которое ищет место работы.
Проанализируем данные Национального статистического комитета Республики Беларусь по численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите по областям и г. Минску (человек) за 2017-2021 г в таблице 2.
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Республика Беларусь |
22 863 |
12 481 |
8 808 |
7 226 |
5 339 |
Области: |
|
|
|
|
|
Брестская |
4 075 |
2 177 |
1 421 |
1188 |
952 |
Витебская |
3 493 |
2 011 |
1 506 |
1 334 |
1 067 |
Гомельская |
4 267 |
2 025 |
1 214 |
941 |
581 |
Гродненская |
2 783 |
1 777 |
1 354 |
1 067 |
887 |
г. Минск |
2 287 |
1 072 |
874 |
722 |
547 |
Минская |
3 278 |
1 836 |
1 096 |
797 |
509 |
Могилёвская |
2 680 |
1 583 |
1 343 |
1 177 |
796 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании источника [2]
Из данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что самое низкое количество зарегистрированных безработных в 2021 году было в г. Минске – 547 человек, что составляет 10,2 п.п. от всей численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите по областям и г. Минску, а самое высокое в Витебской области – 1067 человек (19,99 п.п.)
Низкий уровень безработицы в Беларуси 2021 года, частично можно связать с тем, что многие безработные граждане, не желают становиться на учёт в службах занятости.
Одной из главных причин является низкая сумма пособий, которые имеют временной фактор и выплачиваются только на протяжении первых 6 календарных месяцев. Пособия по безработице, выплачиваемые в Беларуси, привязаны к базовой величине.
Размер пособий устанавливаются в зависимости от средней заработной платы с последнего места работы и от базовой величины.
С 1 января 2022 года размер пособие по безработице составляет:
27 руб. 20 коп. (0,85 БВ) в первые 13 календарных недель и 22 руб. 40 коп. (0,70 БВ) в следующие 13 календарных недель – для безработных, которые:
32 руб. (1 БВ) в первые 13 календарных недель и 24 руб. (0,75 БВ) в следующие 13 календарных недель – для безработных, которые:
64 руб. (2 БВ) в течение 26 календарных недель – для безработных, которые в течение 12 месяцев до регистрации в центре занятости:
Также при определенных условиях в дополнение к пособию по безработице можно получить и материальную помощь. [4]
Нанимателями на 1 января 2022 г. заявлены сведения о наличии 92 тыс. свободных рабочих мест, что на 27,8 процента больше, чем на 1 января 2021 г. (72 тыс.). Спрос на работников по рабочим профессиям составил 64,2 процента от общего числа вакансий (на 1 января 2021 г. – 61,5 процента).
Большая роль финансов как активного инструмента реализации государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, которые принимаются на каждые пять лет. [5]
В рамках реализации Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы в январе 2021 г. при содействии службы занятости:
Отличительная особенность Беларуси – низкий уровень зарегистрированной безработицы. В то же время и для стран Евросоюза, и для государств СНГ, несмотря на постепенное послекризисное восстановление экономики, повышенный и высокий уровень безработицы продолжают оставаться болезненной социальной проблемой.
В 2021 году уровень безработицы в государствах СНГ составлял: в Украине – 10,6 %, в России – 4,1%, в Молдове – 2,6%, в Беларуси – 0,2%.
Оценка по методологии МОТ показывает, что безработица в Беларуси не сильно отличается от многих стран ЕС и составляет 3,7 %. В частности, у нас она примерно соответствует уровню Австрии (4,7%), Болгарии (4,8%), Эстонии (4,9%), Дании (5%) и Ирландии (5,1%), существенно выше, чем в Чехии (2,4%), Германии (3,4%), Венгрии (3,6%), Польше (3,7%) и Нидерландах (3,9%), но куда ниже, чем в Греции (20,2%), Испании (15,2%) и Италии (10,9%). В среднем по 19 странам Евросоюза безработица составляет 8,3%. В США безработица в текущем году держится на уровне около 4%, варьируясь в разных штатах от 2,6 до 4,5%.
В заключении отметим то, что безработица в Республике Беларусь контролируется государством. Для реализации мероприятий по содействию занятости населения в 2022 году Государственной программой «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы запланировано порядка 43 млн. рублей. Предполагается, что уровень безработицы к 2025 году будет составлять не более 4,2%. Число работников, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, может уменьшиться не менее чем на 8% по сравнению с 2020 годом. [3]
Согласно Государственной программы планируется провести следующие мероприятия по снижению безработицы в Республике Беларусь:
Безработным продолжат оказывать помощь для открытия своего бизнеса, занятия в сфере ремесла и агроэкотуризма. Будут организовываться ярмарки вакансий, в том числе в электронном виде.
Планируется создание информационной системы прогнозирования рынка труда, а также единой цифровой интегрированной платформы Национальной системы квалификаций.
Эксперты рассчитывают, что в 2021-2025 годах ситуация на рынке труда будет развиваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями в национальной экономике. Динамика отраслевой структуры занятости будет охарактеризована сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве.
Вывод: таким образом, органами государственной службы занятости Республики Беларусь оказывается достаточно широкий спектр услуг гражданам, которые нуждаются в трудоустройстве и обратились за консультацией. Положительным является стремление белорусской службы занятости обратить внимание не только на официально зарегистрированных безработных, но и на проблемы занятости в республике, регионах, на предприятиях в целом. Это подразумевает организованный мониторинг внутренних рынков труда.
Рецензии:
14.05.2022, 10:17 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: Рецензия.
1. В статье поставленная задача не разрешена. Возможно, для достижения цели пригодится ознакомление с трудом Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег".
2. В статье необходимо четко ОСОЗНАТЬ - может ли быть решена проблема занятости в Республике Беларусь при существующих производственных отношениях?
До учета этих замечаний публикация - преждевременна.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий