Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 14.05.2022. Последняя правка: 12.05.2022.
Просмотров - 323

АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Жук Вероника Валентиновна

Полесский государственный университет

студент

Бортничук Е.С., Бухтик М. И. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В работе проводился анализ сущности безработицы и занятости населения. На примере данных основных показателей рынка труда, как в целом по Республике Беларусь за последние годы, исследуется структура и динамика изменения этих показателей в результате чего формируются возможные способы снижения безработицы.


Abstract:
The paper analyzes the essence of unemployment and employment. On the example of these main indicators of the labor market, as in the whole of the Republic of Belarus in recent years, the structure and dynamics of changes in these indicators are studied, as a result of which possible ways to reduce unemployment are formed.


Ключевые слова:
занятость; безработица; динамика; уровень безработицы; население; рабочая сила; регулирование безработицы

Keywords:
employment; unemployment; dynamics; unemployment rate; population; labor force; unemployment regulation


УДК 331.56

Введение: В Республике Беларусь в условиях формирующихся рыночных отношений не только обострились ранее существовавшие проблемы в сфере занятости населения, но и появились новые, которые связанны с изменением нужды предприятий в рабочей силе, образованием скрытой безработицы, отсутствием качественного учета этих явлений. Переходный рынок труда включает в себя как старые, так и новые механизмы возникновения безработицы населения в процессе структурной перестройки экономики. Государственная политика занятости старается содействовать трудоустройству, переобучению и социальной защите зарегистрированных безработных. Одновременно, выход государства из экономического кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и квалифицированного труда, свободного перемещения рабочей силы в разные направления деятельности. Государство должно выступать в роли регулятора занятости, связывая ситуации в сфере рынка труда с макроэкономическими условиями функционирующей экономики.

Целью написания работы является исследование проблем безработицы в Республике Беларусь и выявление направлений, которые помогут их решить.

Задачи:

- изучение сущности безработицы;

-определение основных социально-экономических последствий безработицы;

-анализ динамики безработицы в Беларуси и разработка направлений к снижению ее уровня.

Научная новизна исследования заключается в следующем: проанализирован уровень безработицы в республике на современном этапе и рассмотрены меры государственного регулирования по снижению уровня безработицы, а также совершенствования государственного регулирования рынка труда.

Согласно Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы в Республике Беларусь при содействии службы занятости основной целью является трудоустроить на постоянную работу, направить на обучение по профессиям, востребованным на рынке зарегистрированных безработных.

За последние 5 лет число занятых в Республике Беларусь сократилось на 0,99 % с 4901,8 тыс. человек до 4850,6 тыс. человек.

В таблице 1 рассмотрена динамика трудовых ресурсов в Беларуси за 2017-2020 г.

Таблица 1 – Динамика трудовых ресурсов в Республике Беларусь за 2017-2021 г.

Год

Рабочая сила – всего, тыс. чел

Занятые – всего, тыс. чел

Уровень занятости, в %

Численность безработных, тыс. чел.

Уровень зарегистрированной безработицы, %

 
 

2017

5195,3

4901,8

94,35

293,5

5,65

 

2018

5141,6

4896,7

95,24

244,9

4,76

 

2019

5122,4

4909,1

95,84

213,3

4,16

 

2020

5091,6

4885,4

95,95

206,2

4,05

 

2021

 

5047,5

4850,6

96,10

196,9

3,90

 

Примечание – Источник: собственная разработка на основании источника [1]

Как говорилось выше, важной проблемой является уровень безработицы среди населения.

Так за 2017-2021 годы общая численность безработных уменьшилась на 96,6 тысячи человек (или на 32,9 %), а уровень зарегистрированной безработицы сократился с 5,65 п.п. в 2017 году до 3,90 п.п. в 2021 году ( на 1,75 п.п.)

Уровень занятости в Республике Беларусь за 2017-2020 годы постепенно увеличивался. Так, в 2017 году уровень занятости составил 94,35 п.п., а в 2021 году – 96,1 п.п..

 Вместе с тем на рынке труда республики по-прежнему остается структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения на рабочую силу. Наниматели представляют вакансии с минимальной оплатой труда, что делает их предложение непривлекательным для населения, которое ищет место работы.

Проанализируем данные Национального статистического комитета Республики Беларусь по численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите по областям и г. Минску (человек) за 2017-2021 г в таблице 2.

Таблица 2 – Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите по областям и г. Минску (человек) за 2017-2021 г.

 

2017

2018

2019

2020

2021

Республика Беларусь

22 863

12 481

8 808

7 226

5 339

Области:

 

 

 

 

 

Брестская

4 075

2 177

1 421

1188

952

Витебская

3 493

2 011

1 506

1 334

1 067

Гомельская

4 267

2 025

1 214

941

581

Гродненская

2 783

1 777

1 354

1 067

887

г. Минск

2 287

1 072

874

722

547

Минская

3 278

1 836

1 096

797

509

Могилёвская

2 680

1 583

1 343

1 177

796


Примечание – Источник: собственная разработка на основании источника [2]

Из данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что самое низкое количество зарегистрированных безработных в 2021 году было в г. Минске – 547 человек, что составляет 10,2 п.п. от всей численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите по областям и г. Минску, а самое высокое в Витебской области – 1067 человек (19,99 п.п.)

Низкий уровень безработицы в Беларуси 2021 года, частично можно связать с тем, что многие безработные граждане, не желают становиться на учёт в службах занятости.

Одной из главных причин является низкая сумма пособий, которые имеют временной фактор и выплачиваются только на протяжении первых 6 календарных месяцев. Пособия по безработице, выплачиваемые в Беларуси, привязаны к базовой величине. 

Размер пособий устанавливаются в зависимости от средней заработной платы с последнего места работы и от базовой величины.

С 1 января 2022 года размер пособие по безработице составляет:

27 руб. 20 коп. (0,85 БВ) в первые 13 календарных недель и 22 руб. 40 коп. (0,70 БВ) в следующие 13 календарных недель – для безработных, которые:

  • никогда нигде не работали;
  • имеют тайм-аут в трудовой деятельности больше 12 месяцев, а их стаж работы составляет меньше 1 года;

32 руб. (1 БВ) в первые 13 календарных недель и 24 руб. (0,75 БВ) в следующие 13 календарных недель – для безработных, которые:

  • в течение 12 месяцев до регистрации в службе занятости трудились менее 12 календарных недель;
  • имеют тайм-аут в работе больше 12 месяцев, а стаж их работы – не менее 1 года;
  • получают пособие по безработице с условием отработки ими на оплачиваемых общественных работах суммарно не менее 22 рабочих дней.

64 руб. (2 БВ) в течение 26 календарных недель – для безработных, которые в течение 12 месяцев до регистрации в центре занятости:

  • работали на условиях полных рабочих дней (недель) не менее 12 календарных недель;
  • работали на условиях неполных рабочих дней (недель) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

Также при определенных условиях в дополнение к пособию по безработице можно получить и материальную помощь. [4]

Нанимателями на 1 января 2022 г. заявлены сведения о наличии 92 тыс. свободных рабочих мест, что на 27,8 процента больше, чем на 1 января 2021 г. (72 тыс.). Спрос на работников по рабочим профессиям составил 64,2 процента от общего числа вакансий (на 1 января 2021 г. – 61,5 процента).

Большая роль финансов как активного инструмента реализации государственных программ социально-экономического развития Республики Беларусь, которые принимаются на каждые пять лет. [5]

В рамках реализации Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы в январе 2021 г. при содействии службы занятости:

  • 5 тыс. человек трудоустроено на постоянную работу;
  • 127 человек направлено на обучение по профессиям, востребованным на рынке труда;
  • 1,7 тыс. человек приняли участие в оплачиваемых общественных работах;
  • 4 семьи переселены на новое место жительства и работы.

Отличительная особенность Беларуси – низкий уровень зарегистрированной безработицы. В то же время и для стран Евросоюза, и для государств СНГ, несмотря на постепенное послекризисное восстановление экономики, повышенный и высокий уровень безработицы продолжают оставаться болезненной социальной проблемой.

В 2021 году уровень безработицы в государствах СНГ составлял: в Украине – 10,6 %, в России – 4,1%, в Молдове – 2,6%, в Беларуси – 0,2%.

Оценка по методологии МОТ показывает, что безработица в Беларуси не сильно отличается от многих стран ЕС и составляет 3,7 %. В частности, у нас она примерно соответствует уровню Австрии (4,7%), Болгарии (4,8%), Эстонии (4,9%), Дании (5%) и Ирландии (5,1%), существенно выше, чем в Чехии (2,4%), Германии (3,4%), Венгрии (3,6%), Польше (3,7%) и Нидерландах (3,9%), но куда ниже, чем в Греции (20,2%), Испании (15,2%) и Италии (10,9%). В среднем по 19 странам Евросоюза безработица составляет 8,3%. В США безработица в текущем году держится на уровне около 4%, варьируясь в разных штатах от 2,6 до 4,5%.

В заключении отметим то, что безработица в Республике Беларусь контролируется государством. Для реализации мероприятий по содействию занятости населения в 2022 году Государственной программой «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы запланировано порядка 43 млн. рублей. Предполагается, что уровень безработицы к 2025 году будет составлять не более 4,2%. Число работников, занятых на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда, может уменьшиться не менее чем на 8% по сравнению с 2020 годом. [3]

Согласно Государственной программы планируется провести следующие мероприятия по снижению безработицы в Республике Беларусь:

  • Осуществление информационной работы, направленной на решение вопросов занятости населения, включая проведение «ярмарок вакансий», в том числе электронных, «дней предприятий», изготовление информационных буклетов, памяток, рекомендаций и других информационных материалов, размещение рекламы в средствах массовой информации;
  • Подготовка и проведение Минской международной научно-практической конференции «Человек. Труд. Достойная жизнь»;
  • Содействие в трудоустройстве безработным гражданам для приобретения навыка практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату их труда;
  • Разработка и актуализация профессиограмм профессий рабочих и должностей служащих с учетом современных требований рынка труда для размещения на портале государственной службы занятости населения и т.д. [3]

Безработным продолжат оказывать помощь для открытия своего бизнеса, занятия в сфере ремесла и агроэкотуризма. Будут организовываться ярмарки вакансий, в том числе в  электронном виде.

Планируется создание информационной системы прогнозирования рынка труда, а также единой цифровой интегрированной платформы Национальной системы квалификаций.

Эксперты рассчитывают, что в 2021-2025 годах ситуация на рынке труда будет развиваться в условиях дальнейшего перераспределения рабочей силы между отраслями в национальной экономике. Динамика отраслевой структуры занятости будет охарактеризована сокращением численности работников в промышленности и сельском хозяйстве.

Вывод: таким образом, органами государственной службы занятости Республики Беларусь оказывается достаточно широкий спектр услуг гражданам, которые нуждаются в трудоустройстве и обратились за консультацией. Положительным является стремление белорусской службы занятости обратить внимание не только на официально зарегистрированных безработных, но и на проблемы занятости в республике, регионах, на предприятиях в целом. Это подразумевает организованный мониторинг внутренних рынков труда.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Динамика численности рабочей силы. Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/zanyatost-i-bezrabotitsa/ (Дата доступа: 29.03.2022).
2. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите на конец периода. Режим доступа: http://dataportal.belstat.gov.by/Indicators/Preview?key=154471 (Дата доступа 01.04.2022).
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mintrud.gov.by/ru (Дата доступа: 01.04.2022).
4. Федерация профсоюзов Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1prof.by/news/obshhestvo-i-profsoyuzy/komu-v-belarusi-polozheno-posobie-po-bezrabotice-i-skolko-ono-sostavlyaet/ (Дата доступа: 04.04.2022).
5. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук. - Пинск: ПолесГУ, 2017. - 43 с.




Рецензии:

14.05.2022, 10:17 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: Рецензия. 1. В статье поставленная задача не разрешена. Возможно, для достижения цели пригодится ознакомление с трудом Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". 2. В статье необходимо четко ОСОЗНАТЬ - может ли быть решена проблема занятости в Республике Беларусь при существующих производственных отношениях? До учета этих замечаний публикация - преждевременна.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх