Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №105 (май) 2022
Разделы: История, Регионоведение
Размещена 08.05.2022. Последняя правка: 13.06.2022.
Просмотров - 645

Развитие российско-китайского сотрудничества в XX веке и перспективы отношений в XXI веке. Основные направления сотрудничества

Ахметов Тимур Винерович

Магистр

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Студент

Галиуллин Марат Зуфарович, кандидат исторических наук, доцент ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет


Аннотация:
В данной статье рассматриваются исторические взаимоотношения России и Китайской Народной Республики в ХХ и XXI веках, а также были даны возможные прогнозы развития дальнейшего сотрудничества.


Abstract:
This article examines historical cooperation between Russia and the People's Republic of China in the 20th and 21st centuries with various forecasts for the future.


Ключевые слова:
Россия; КНР; Китай; СССР; США; сотрудничество; российско-китайские отношения; стратегическое партнерство

Keywords:
Russia; China; USSR; People's Republic of China; USA; Sino-Russian relations; strategic cooperation


УДК 327

Введение. Можно с уверенностью сказать, что во внешней политике и в международных отношениях России Восточная Азия всегда представляла собой второстепенную шахматную доску по отношению к Европе и к отношениям между Европой и Западом. Официальные отношения между Китаем и Россией не были ратифицированы до Нерчинского договора, подписанного в 1689 году, он регулировал российскую экспансию в Азию, тормозя казачьи набеги по реке Амур, которая должна была стать и остается исторической границей между двумя странами. Экспансия царской империи на Восток в XVIII и XIX веках, западная интервенция и «неравноправные договоры» привели Китай к логическому исходу - Китайская империя начала постепенный процесс распада, кульминацией которого стало провозглашение Китайской республики в 1911 году. Однако ситуация кардинально изменилась в XXI веке, когда отношения России с Западом, в частности с Соединенными Штатами Америки, резко ухудшились, что сделало Китайскую Народную Республику в глазах Российской Федерации наиболее приоритетным партнером в экономическом и политическом планах. Поэтому актуальность данной проблемы заключается в том, что сейчас, в период острых конфликтов, дестабилизации мировой обстановки, а также бьющих по мировой экономике антироссийских санкций, Китай остается важнейшим стратегическим союзником России, с которым поддержание стабильных отношений является приоритетной задачей.

Целью работы является анализ российско-китайских отношений и возможные перспективы сотрудничества.

Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть основные исторические вехи развития отношений между Россией и Китаем в XX и XXI вв.;
  2. Рассмотреть основные точки соприкосновения данных политико-экономических взаимоотношений в XXI веке;
  3. Выделить возможные перспективы развития отношений РФ и КНР в рамках обеспечения международной безопасности.

Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые были переведены на русский язык и использованы в комплексе работа Ульриха Джохейма «Китайско-российские отношения: качественный скачок?», написанная в марте 2022 года, и совместная работа М.Р. Фрейры, К.А. Мендес «Российско-китайские отношения: формирование стратегического партнерства?».

Основная часть. В советский период отношения между двумя странами можно описать как «ученик и учитель»: в Китайской Народной Республике (КНР) с момента ее создания в 1949 году до 1970-х годов многие крупные события во внутренней и внешней политике были прямо или косвенно связаны с китайско-советскими отношениями [5, с. 209-224].

С середины 1920-х по конец 1950-х гг. начинается период стратегического сближения, который длился около 35 лет и более или менее совпадал со сталинским периодом советской эпохи. В это время Советский Союз и Китай перешли от возобновления дипломатических отношений к созданию реального политического и военного союза. Китай был в числе первых стран, признавших СССР. Дипломатические отношения были установлены в 1924 году, и в том же году в Москве было подписано советско-китайское соглашение об «общих принципах решения проблем». По этому соглашению СССР и Китай взяли на себя совместное управление над Восточно-китайской железной дорогой. В 1930-е годы продолжали развиваться советско-китайские отношения, особенно в области военного сотрудничества. Как и в более ранний период (1890-е), мотивом для этого была их обоюдная заинтересованность в противодействии военным амбициям Японии на Дальнем Востоке. Япония проводила в то время особо агрессивную внешнюю политику и имела претензии на ряд территорий как Китая, так и СССР. Япония напала на Китай в 1930 году, так что Китаю пришлось вести освободительную войну [5, с. 187-194]. СССР, видя в Японии главную угрозу своей безопасности на Дальнем Востоке, предлагал Китаю значительную экономическую и военную помощь для отражения японской агрессии. В 1930 году СССР предоставил Китаю специальные кредиты в размере 250 млн. долларов (около 4 млрд. долларов в сегодняшнем исчислении), что позволило Китаю покупать в огромных количествах различные виды советского вооружения и военной техники. В 1945 году СССР оказал Китаю прямую военную помощь, разгромив японскую армию в Маньчжурии, на севере Китая. Активное участие Советского Союза в освобождении Китая от японской оккупации и мощная политическая, военная и финансовая поддержка, оказанная китайским коммунистам сталинским режимом, сыграли значительную роль в приходе к власти Коммунистической партии Китая в 1949 году. После провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 году советско-китайское сотрудничество быстро набирало обороты. В немалой степени это было связано с деятельностью двух лидеров — Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна, стремившихся к созданию военно-политического союза двух держав на основе схожих государственных идеологий [8, с. 221]. Таким образом, с 1949 года уровень взаимодействия в политической, экономической, военной и других сферах значительно повысился. Китай поставлял на советский рынок огромное количество материалов, таких как текстиль, продукцию легкой промышленности и, в частности, цветные металлы, которых в СССР в то время не хватало и которые были жизненно необходимы для советской промышленности. Советский Союз оказывал помощь Китаю в различных сферах, таких как строительство крупных промышленных предприятий и электростанций и обучение в области науки и техники огромного числа людей для удовлетворения растущих потребностей китайской экономики. СССР также оказал КНР значительную поддержку в военно-технической области, например, оснащение Народно-освободительной армии Китая (НОАК), подготовка офицеров и организация производства военной техники в Китае [5, с. 241-253].

На следующий день после основания КНР Советский Союз официально объявил о дипломатическом признании, как первая страна, установившая дипломатические отношения с Китаем. В этот период Китай «склонялся в одну сторону», чтобы следовать за Советским Союзом во главе со Сталиным в качестве «старшего брата» с точки зрения дипломатии, экономического развития и системного проектирования с иерархической характеристикой.

В феврале 1950 года обе стороны подписали 30-летний договор о взаимной помощи китайско-советского союза [6, с. 45-49].

Период 1950-1960 гг. можно охарактеризовать как время идеологических противостояний. Хрущев критиковал КПК за то, что КПК лишь механически повторяет то, что говорил Ленин десятилетия назад, а Мао Цзэдун осуждал Советский Союз за отход от социализма и стал ревизионистом.

В конце 1960-х годов китайско-советский перешел к переоценке со стороны Китая своей внешней политики: в то время Китай считал СССР главной угрозой КНР; а в 1972 году стратегическая трансформация достигла апогея во время исторического визита Ричарда Никсона в Китай. В 1976 году советское правительство во главе с Брежневым объявило претензии Китаю, как на важную резервную силу империализма против социализма [8, с. 287].

В начале 1980-х годов китайское правительство решило отказаться от обвинений в адрес Советского Союза как «ревизионистской» нации, чтобы создать мирную среду для экономических реформ [8, с. 301-304].

В декабре 1992 года, когда первый российский президент Ельцин посетил Пекин, китайско-российские отношения вступили в новую эру. Правительства двух стран подписали «Совместное заявление об основах взаимных отношений между КНР и Российской Федерацией» и объявили друг друга «дружественными странами». В этот период прозападная политика Ельцина не дает должных результатов, поэтому он возвращает свое внимание к Востоку, по этой причине в 1994 году в Россию прибыл Цзян Цзэминь – он был первым высокопоставленным китайским руководителем, которого пригласили посетить Москву [2, с. 35-41]. В совместном заявлении Китая и России говорилось, что страны установили «конструктивное партнерство, основанное на принципе неприсоединения и не направленное против какой-либо третьей страны». С тех пор две страны решили институционализировать и упорядочить процедуры встреч, заложив основу будущей Шанхайской организации сотрудничества, – главного института безопасности в Евразии [10, с. 150-152].

Сегодня отношения основаны на нескольких договоренностях, которые заложили основы партнерства двух стран еще в 1990-х годах [14, с. 27-52].

В июне 2019 года во время государственного визита в Москву Си Цзиньпин подтвердил важность комплексного подхода к координации стратегического партнерства в новую эпоху. За установлением этого стратегического партнерства также последовало учреждение механизмов, регулирующих отношения на уровне встреч между высокопоставленными официальными лицами, а также создание рабочих групп и комитетов для улучшения двустороннего сотрудничества. Тем не менее, отношения Москвы и Пекина, хотя и не являются союзом, представляют собой нечто большее, чем стратегическое партнерство, что лучше всего описать как базовое понимание и согласие по фундаментальным принципам глобального порядка, поддерживаемое практическим сотрудничеством в ряде областей [13, с. 3].

Есть мнения, что Россия и Китай относятся друг к другу с подозрением и что существует несколько точек напряженности, таких как сохранившиеся исторические обиды, демографический дисбаланс и растущая асимметрия сил, которые усугубляют положение России [15, с. 7-9]. Однако в 2012 году Москва решила развернуться на Восток. Эта политическая ориентация обещала новые инициативы по трем ключевым направлениям: ускорение экономического развития в регионах Дальнего Востока России, аналогичное возрождение связей с бывшими республиками через евразийскую интеграцию и, наконец, формирование более тесного политического союза с Китаем и странами Восточной Азии [4, с. 15-20].

Президент Китая Си Цзиньпин с момента прихода к власти посетил Москву больше, чем любую другую столицу; у двух лидеров довольно дружеские отношения. Помимо отношений между двумя правителями, трудно квалифицировать отношения между двумя державами. Одни согласны с тем, что это партнерство, другие – что они союзники, поскольку две страны имеют определенные общие интересы и вместе отвергают американскую гегемонию. На международных форумах, таких как ООН, Китай и Россия часто занимают схожие позиции. Вместе они выступают за многополярный миропорядок, невмешательство и сосуществование разных систем и ценностей. В этом они едины в своей оппозиции тому, что они считают либеральным мировым порядком во главе с США. Обе имеют общие политические цели. Будучи постоянными членами Совета Безопасности ООН, они разделяют стремление сформировать международный порядок таким образом, что суверенитет и ограничение иностранного вмешательства во внутренние дела находятся в центре их интересов. Это видно в дебатах по различным областям глобального управления, такими как нормы в киберпространстве и контроль над Интернетом, где Пекин и Москва поддерживают друг друга [11, с. 131-134].

В результате их отношения воспринимаются как довольно амбивалентные, состоящие из совпадений по нескольким вопросам, а также из недоверия и соперничества. Движимые реальными интересами китайско-российские отношения отныне будут «пониманием», которое определяется как «фундаментальная совместимость мировоззрений, поддерживаемая практическим сотрудничеством в большом количестве областей» [12, с. 8]. Хотя Китай и Россия сильно различаются по многим показателям силы, они стараются поддерживать отношения на равных. Этот баланс имеет решающее значение для продолжения китайско-российского партнерства.

Благодаря этому «стратегическому партнерству» двусторонние отношения с годами значительно укрепились на всех уровнях. С одной стороны, экономический обмен между двумя странами быстро увеличился. Существует также определенная взаимодополняемость: Россия поставляет энергию и сырье, а Китай экспортирует технологии, промышленную продукцию и товары широкого потребления. Товарооборот между двумя странами составляет миллиарды долларов. В настоящее время Россия является крупнейшим источником сырой нефти для Китая, а Китай инвестировал в два крупных завода по производству СПГ в российской Арктике [1, с. 76-78]. Китай также остается ключевым рынком сбыта российского оружия. Россия продала Китаю часть своей самой современной военной техники, в том числе истребители Су-35 и знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-400 [3, с. 11-14].

В международных вопросах Китай является важным стратегическим партнером: Китай не выступил с критикой после событий 2014 года, связанных с Крымским вопросом. Их тесное взаимодействие вызывает подозрение со стороны Соединенных Штатов, хотя оба государства в равной степени подверглись негативному воздействию со стороны США: и КНР, и Россия находятся под значительным экономическим давлением со стороны США в виде санкций, которые ослабили российскую экономику и таможенные тарифы на китайский экспорт, в период президентства Трампа [11, с. 149].

Однако, несмотря на такое значительное сближение, необходимо понимать разницу в размерах и темпах роста экономик России и Китая, а она весьма ощутима. На экономическом уровне Россия нуждается в Китае, который является второй по величине экономикой мира, больше, чем Китаю нужна Россия [13, с. 3-4]. Несмотря на тесные отношения Москвы с Пекином, Россия отказывается от второстепенной роли в данном взаимодействии.

Безусловно, отношения между двумя странами не столь однозначны, а перспективы развития туманны, однако это не мешает делать прогнозы различных полярностей, опираясь на анализ текущей ситуации в мире.

Без каких-либо изменений в политике или стратегии США в отношении Китая и России, наиболее вероятным будущим является улучшение китайско-российского партнерства. Ключевым драйвером этого развивающегося партнерства станет российская экономика. Поскольку западные страны продолжают оказывать экономическое давление с помощью санкций, Москва стремится к сотрудничеству с Китаем. Эта экономическая политика еще больше поставила Россию под влияние Китая. Опасность этого будущего заключается в географии: если Китай и Россия продолжат видеть в Западе (а именно в США) большую угрозу, они, скорее всего, отложат в сторону свои разногласия и продолжат сотрудничать против Запада, когда это непосредственно выгодно их повестке дня [11, с. 152-157].

Формальный китайско-российский альянс может привести к тому, что США и Запад в целом потеряют глобальное влияние, что нанесет ущерб отношениям с развивающимися странами, которые могут предпочесть авторитарный стиль правления в Китае и России демократии. Формальный союз может возникнуть, если Китай получит значительное экономическое и политическое влияние на Россию. Китайско-российский союз может сформироваться в тот момент, когда Россия сочтет, что союз необходим для обеспечения ее стабильности, если усиление санкций США и Европы приведет к предполагаемому ослаблению Москвы. Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, Путин может обратиться за поддержкой к Си Цзиньпину. Это становится даже более реальным, потому что таким образом Китай сможет напрямую использовать влияние России для усиления китайской программы по вытеснению гегемонии США к 2049 году [11, с. 166].

Хоть это и маловероятно, но смена тесного сотрудничества на прямую конкуренцию, в теории, имеет право на существование. Единственный способ добиться этого – уменьшить зависимость мира от экономики Китая и энергетики России. Текущие тенденции неоднозначны, поскольку все больше компаний переносят свое аутсорсинговое производство в более дешевые азиатские страны и Мексику. Зависящей от российского газа Европе и от дешевых китайских товаров США придется искать более надежную альтернативу. Помимо сепарации экономики и энергетики от Китая и России, США также должны оказывать прямое давление на сотрудничество двух стран, например, расширяющиеся коммерческие интересы Китая в Центральной Азии, на Дальнем Востоке России и в Арктике, вероятно, повышают конкурентоспособность держав [13, с. 6]. При таком исходе, обе страны станут слишком изолированными, поскольку им придется бороться с США на одном фронте и Европой на другом, без гарантий того, что их союзники придут им на помощь. Хотя конфликт между Китаем и Россией является наименее вероятным исходом, он также и наиболее опасен из-за катастрофического влияния, которое может оказать на остальной мир [11, с. 178-182].

В совместном заявлении от 4 февраля 2022 года говорится, что Россия и Китай «поддерживают углубление стратегического партнерства со странами БРИКС, а также усиление координации между странами БРИКС на международных площадках». В нынешнем контексте, Си Цзиньпин, по всей вероятности, попытается избежать изменений во внутренней политике России — одной из главных идеологических опор российско-китайских отношений [13, с. 6].

Заключение. Власти обеих держав поддерживают отношения в дружеском ключе для сохранения мировой стабильности, а также в целях взаимного технологического и экономического развития. Можно с уверенностью сказать, сотрудничество двух мировых держав будет развиваться и расширяться по другим направлениям. В контексте сегодняшней мировой обстановки взаимная поддержка жизненно необходима двум странам.

Поскольку исход напряженной ситуации на мировой арене более чем не ясен, можно предположить, что Китай сделает все возможное, чтобы поддержать решение, которое с наименьшей вероятностью может бросить вызов власти Коммунистической партии Китая в преддверии 20-го съезда партии, а также экономическим интересам Китая. Это необходимо для того, чтобы сохранить действующий баланс политических сил в самом Китае, а также в рамках сотрудничества с Россией.

Библиографический список:

1. Абрамова В. В. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая // Kant. - 2013. – № 1 (7). – 251 с.
2. Афанасьев Е. В., Кулик А. Б. Углубление экономического сотрудничества – один из важнейших компонентов стратегического партнерства между Россией̆ и Китаем / Е. В. Афанасьев, А. Б. Кулик. – М., 2004. – 84 с.
3. Букреева Т. Н. Военные учения как актуальное направление взаимодействия России и Китая / Т. Н. Букреева // Россия в глобальной экономике и политике: сб. науч. статей / под редакцией Л. В. Бычковой, В. М. Кузьминой̆. – Курск, 2014. – 172 с.
4. Воронова К. Д. Развитие торгово-экономических отношений России и Китая / К.В. Воронова, Д. К. Косенков // Современное состояние и проблемы развития мировой экономики: сб.ст. / Российский университет дружбы народов. – Москва, 2016. – 142 с.
5. Галенович Ю. М. Россия и Китай̆ в XX веке: граница / Ю.М. Галенович. – М.: Изограф, 2001. – 336 с.
6. Договор о дружбе и союзе между СССР и Китайской Республикой // Сборник российско-китайских документов. 1949-1999. – 382 с.
7. Курц Б. Г. Русско-китайские сношения в XVI, XVII и XVIII столетиях. — Харьков: Гос. изд-во Украины, 1929. — 158 с.
8. Муратшина К. Г. Становление и эволюция стратегического партнерства РФ и КНР в конце ХХ — начале XXI вв. — Екатеринбург, 2014. [Электронный ресурс]: http://lib.urfu.ru/mod/data/view.php?d=51&rid=181326&filter=1
9. Самойлов Н. А. Россия и Китай в XVII — начале XX века: тенденции, формы и стадии социокультурного взаимодействия / Н. А. Самойлов; Санкт-Петербургский гос. ун-т. — Санкт-Петербург, 2014. — 367 с.
10. Совместная декларация об основах взаимоотношений между РФ и КНР 1992 г. // Сборник российско-китайских договоров. 1949-1999. – 382 с.

11. Современные российско-китайские отношения: [сборник / С. Г. Лузянин и др.; под ред. С. Г. Лузянина и др.]; Ин-т Дальнего Востока РАН. — Москва: ДеЛи плюс, 2017. — 264 с.
12. Blank S. Russia’s Far East Policy: Looking beyond China // Russie.Nei. Visions. 2010. No 54. August. – 22 с.
13. China-Russia relations: A quantum leap? 2022. – 8 с. [Электронный ресурс]: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2022/729349/EPRS_BRI(2022)729349_EN.pdf
14. Freire M. R., Mendes C. A. Realpolitik. Dynamics and Image Construction in the Russia-China Relations: Forging a Strategic Partnership? // Journal of Current Chinese Affairs. 2009. No 2. — 169 с.
15. Lo B. Axis of Convenience: Moscow, Beijing, and the New Geopolitics. Washington (DC): Brookings Institution Press and Chatham House, 2008. — 277 с.




Рецензии:

9.05.2022, 8:16 Шедько Юрий Николаевич
Рецензия: Статья вызывает интерес. Работа написана понятным и доступным читателю языком. Структура статьи отражает логику решения поставленных задач и позволяет раскрыть основную мысль автора. Содержание статьи соответствует названию. Материал излагается последовательно. Недостатки: 1. Имеются стилистические и пунктуационные ошибки. 2. Заключение и основные положения работы должны завершаться суждениями автора, между тем эти абзацы завершаются ссылками. Вывод: статья рекомендуется к печати при условии устранения недостатков. Рецензент: Юрий Николаевич Шедько, доктор экономических наук, доцент профессор кафедры государственного и муниципального управления Факультета «Высшая школа управления» (ВШУ) Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

15.05.2022 19:19 Ответ на рецензию автора Ахметов Тимур Винерович:
Уважаемый Юрий Николаевич, благодарю Вас за рецензию статьи! Ваши замечания были учтены, в введение и заключение были внесены необходимые правки, а также устранены пунктуационные и стилистические ошибки.

20.06.2022, 9:32 Шедько Юрий Николаевич
Рецензия: Статья рекомендуется к печати. Рецензент: Юрий Николаевич Шедько, доктор экономических наук, доцент профессор кафедры государственного и муниципального управления Факультета «Высшая школа управления» (ВШУ) Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
20.06.2022 17:17 Ответ на рецензию автора Ахметов Тимур Винерович:
Уважаемый Юрий Николаевич, благодарю Вас за рецензию статьи!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх