Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика, Управление инновациями
Размещена 19.05.2022. Последняя правка: 17.05.2022.
Просмотров - 377

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ

Буряк Анна Сергеевна

Полесский государственный университет

студентка

Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проанализированно влияние инновационной инфраструктуры на развитие инновационной экономики Республики Беларусь. Также рассмотрены субъекты и элементы инновационной инфраструктуры функционирующие в Республике Беларусь.


Abstract:
The article analyzes the impact of the innovation infrastructure on the development of the innovation economy of the Republic of Belarus. The subjects and elements of the innovation infrastructure operating in the Republic of Belarus are also considered.


Ключевые слова:
инновационная инфраструктура; государственная программа; экономическое развитие; научные исследования; инновационная экономика

Keywords:
innovation infrastructure; Government program; economic development; Scientific research; innovative economy


УДК 334.764

Введение

В современных условиях научно-технологическое развитие становится главным средством роста экономики страны. Исходя из данных независимой комиссии ООН, можно говорить о том, что Беларусь обладает научными разработками, коммерческая стоимость которых оценивается миллиардами долларов. Но проблема заключается в низком технологическом уровне страны или отсутствии системы эффективного использования интеллектуального ресурса и современного механизма продвижения наукоемкой продукции на мировой рынок.

В настоящее время в Республике Беларусь имеются следующие элементы инновационной инфраструктуры: научно-технологические парки, центры трансфера технологий, Белорусский инновационный фонд. Именно такие элементы инновационной инфраструктуры, по мнению зарубежных специалистов, способствуют экономическому росту страны.

Актуальность темы определяется реалиями сегодняшнего дня: развитие инновационной инфраструктуры в Республике Беларусь способно не только упрочнить уже имеющиеся макроэкономические показатели страны, но и вывести экономику страны на новый уровень.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

-проанализировано состояние инновационной экономики Республики Беларусь на сегодняшний день;

- рассмотрены государственные программы инновационного развития;

- выявлены перспективы развития инноваций в Республике Беларусь.

При написании данной статьи использованы учебные пособия, нормативно-законодательные документы, электронные ресурсы и статьи по анализируемой теме.

В статье применены методы сравнения и анализа, методы индукции и синтеза.

Научная новизна заключается в выявлении тенденций развития инновационной экономики в Республике Беларусь.

Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2020 - 2025 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь, развитие инновационной инфраструктуры определено одним из основных направлений государственной инновационной политики нашей страны.

Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность организаций, которые поддерживают и обеспечивают инновационную деятельность как предприятий (организаций), так и отдельных инноваторов. [1, с.67]

Основной целью создания инновационной инфраструктуры является обеспечение эффективного осуществления инновационной деятельности в интересах общества.

В целях укрепления экономической, национальной безопасности, а также усиления конкурентных позиций на мировом рынке обеспечивается эффективное функционирование инновационной инфраструктуры, увеличение доли наукоемкой, инновационной продукции в общем объеме выпускаемой продукции, ее экспорте на внешние рынки.
Основные субъекты и элементы инновационной инфраструктуры приведены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Элементы инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. [3, с. 5]

В центре развития инновационной структуры находится организационная конструкция инновационной деятельности, которая состоит из организаций, которые занимаются нововведениями, исследованиями, разработками и внедрением инноваций. Представленная конструкция рассматривается как основное звено инновационной инфраструктуры.


Рисунок 2 – Организационные формы инновационной инфраструктуры Республики Беларусь. [3, c. 8]

В настоящее время экономическое развитие страны напрямую зависит от ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг. В первую очередь это касается высокотехнологичные и (или) инновационные сектора производства.

Именно поэтому одной из целей Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 гг. является развитие рынка научно-технической продукции и создание благоприятной среды для осуществления инновационной деятельности. [4]

Научно-технический потенциал, т.е. ресурсы и условия осуществления исследований, разработок и инноваций, представлен в Беларуси практически во всех сферах экономической деятельности – от производства до управления. В настоящее время научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ведутся в 451 научной организации, вузах и крупных производственных компаниях. В них работает 27735 тыс. человек, в том числе 17804 тыс. исследователей и 9931 тыс. техников и вспомогательного персонала.


Рисунок 3 – Количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки в Республике Беларусь (единиц). [5]

Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки в Республике Беларусь за 2016 – 2020 года представлена на рисунке 4.


Рисунок 4 – Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки (человек). [5]

Данные рисунка 4 связаны с рисунком 3. Так же, как и с организациями, можем наблюдать увеличения числа работников, выполняющих научные исследования. За исследуемый период данный показатель увеличился на 984 ед. до 2020 года. В 2020 г. наблюдается снижение как организаций, так и работников. Данная тенденция связана в первую очередь с ухудшением эпидемиологической обстановки в мире и в результате этого наступившего экономического кризиса.

Таблица 1 – Доля внутренних затрат на исследования и разработки в % к ВВП. [5]

Года

Внутренние затраты на научные исследования и

разработки, тыс. рублей

ВВП, млн.руб

Доля внутренних затрат на исследования и разработки к ВВП, %

2016

475 344

94 949,0

0,49%

2017

617 684

105 748,2

0,58%

2018

739 340

121 568,0

0,61%

2019

777 843

132 000

0,59%

2020

807 017

147 000

0,55%

В последние годы отношение затрат на исследования и разработки к ВВП увеличиваются, при этом рост ВВП составляет менее 1%. Это сдерживает быстрое развитие передовых отечественных технологий. Потребность в технологической и структурной модернизации производства, в свою очередь, остается высокой.

Согласно Комплексной программе научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2010–2020 гг., 48,2% существующих технологий использовались еще до 1985г. из 13,2 тыс. передовых производственных технологий, которые эксплуатировались промышленными предприятиями, 31,4 % были внедрены до 1994 г.; В 2002 г. создано 407 передовых производственных технологий, 91% из которых являются новыми непосредственно только для Беларуси.

В целом, Республика Беларусь имеет мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники.

Реализация Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021 - 2025 гг. будет способствовать:

  • созданию благоприятных условий для осуществления научно-технической и инновационной деятельности на основе внедрения передового мирового опыта;
  • созданию и развитию новых высокотехнологичных отраслей экономики;
  • развитию авиационной, фармацевтической и биотехнологической промышленности;
  • обеспечению конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
Реализация указанных мер будет способствовать росту инновационной активности белорусских предприятий и, соответственно, дальнейшему формированию сильной и устойчивой инновационной экономики в Республике Беларусь.

Библиографический список:

1. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск: ПолесГУ, 2017. – 110 с.;
2. Казакова О. Б. Формирование эффективного механизма функционирования инновационной инфраструктуры в регионе // Аудит и финансовый анализ. – 2014 - № 6. http://www.admhmao.ru/innovac/osn_napr.htm; http://dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике;
3. Рыбкина А.С. Индустриальные парки как инструмент формирования качественной институциональной среды регионов / А.С. Рыбкина, В.М. Джуха // Управление экономическими системами: электронный научный журнал – 2014. – № 4 (64) – С. 1 – 17.;
4. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021 – 2025 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 15 сентября 2021 г., № 348 // Национальный правовой Интернет–портал Республики Беларусь.;
5. Статистический бюллетень «О научной и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/upload/iblock/b67/b673f938d9d3f3c3fe0c50b29e7a4df7.pdf?ysclid=l25204du9a.




Рецензии:

19.05.2022, 10:15 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ. 1.Статья посвящена актуальной проблеме, стоящей перед всеми государствами мира. 2. Однако в аннотации не указано, что сделано авторами нового и что это позволило выявить полезного для развития экономики республики Беларусь. 3. Не замечен авторами и факт тяжелого состояния мировой науки (см. Лосев А. Эпоха застоя в мировой науке // http://www.globalaffairs.ru/number/Epokha-zastoya-v-mirovoi-nauke-19353) 4. Упущен факт застоя в инновационном развитии в союзном государстве и странах СНГ. 5. Ограничен круг материалов по рассматриваемому вопросу, хотя в соседней стране это вопрос ПОДРОБНО РАССМОТРЕН в статье Инновационная Россия: в поиске стратегии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, № 40, октябрь, 2011. С. 10. – 20, в которой изложены причины застоя в инновационном развитии. 6. В статье отмечается высокий потенциал белорусского научно-промышленного комплекса. Однако не рассматриваются причины ОЧЕВИДНОГО ФАКТА - в экономическом организме до сих пор используется практически 50 процентов технологий из советской истории, еще 30 процентолв - создано до 1994 г., а остальное приходится на последние 20 лет (на самом деле этот срок значительно больше, так как НИОКР - дело не одного дня). Но и это состояние не рассмотрено и не увязано с тем фактом, что КОЛИЧЕСТВО научных работников и соответстсвующих организаций до 2020 года росло, а развития фактически не было.Значит, надо было выявить причины застоя, чего в статье нет. 7. До устранения замечаний - статья не представляет интереса для научного сообщества.



Комментарии пользователей:

19.05.2022, 22:11 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: C нетерпением ждем следующей статьи, например, про чудеснейшие перспективы инновационной экономики Северной Кореи.


Оставить комментарий


 
 

Вверх