Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
студент
Смыслова Лариса Владиславовна, старший преподаватель кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью», Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
УДК 659.137.11
Актуальность. В условиях современного общества все чаще происходит внедрение коммерческих процессов в искусство. В рекламе постоянно появляются новые виды и способы представить свой продукт потенциальным покупателям. Одним из таких способов является Product Placement.
Целью данной статьи является изучение роли Product Placement как элемента скрытой рекламы в кинематографе.
Одними из важнейших задач можем выделить: изучить историю появления product placement; дать классификацию видов product placement; изучить функции product placement; оценить роль и эффективность product placement в кинематографе.
Объект исследования: Product placement как элемент скрытой рекламы.
Предмет исследования: изучение роли Product Placement как элемента скрытой рекламы в кинематографе.
Степень разработанности проблемы. К проблеме изучения такого явления скрытой рекламы как product placement посвящены множество работ. Например, Земко М. А.[1] провела анализ product placment, как одного из элементов сближения коммерции и культуры в современном росссийском кино, Рысымбетова А.И. и Николаева Л.С.[2] выделили понятие и виды product placement, его внедрение в российское общество, увеличение объемов продаж с его помощью; Пинчук О. В.[3] рассматривает явление product-placement в современном российском мультипликационном контенте.
Научная новизна. Для изучения роли и специфики использования product placement рассмотрим скрытую рекламу компании Coca-Cola в разных фильмах.
«Product Placement - рекламный приём, заключающийся в том, что в сюжет, реквизит фильма, телевизионной передачи, компьютерной игры, музыкального клипа или книги включается товар, бренд, образ, имеющий аналог реального коммерческого продукта.»[4]
Product Placement как элемент рекламы зародился в 1895 году.
Историю возникновения product placement связывают с появлением на экранах американских телевизоров мультфильма «Моряк Попай», благодаря которому повысился рост употребления консервированного шпината на 30% в США.
В данном мультипликационном фильме показали, что можно получить невероятную силу после того, как съешь банку консервированного шпината. Данное действие запомнилось зрителям и это принесло товару популярность. Заметив, как можно воздействовать на потребителей при помощи такого вида рекламы, многие продюсеры начали развивать данную идею и продвигать ее на новый уровень.
В 80-е годы product placement становится полноценной, самостоятельной индустрией. Уже к концу десятилетия все крупнейшие западные киностудии организовали отделы, которые специализировались на product placement. Размещение продуктов в художественных фильмах было признано жизнеспособным и очень эффективным способом продвижения товара.
Интересным фактом является то, что product placement появился почти одновременно с созданием кинематографа, ведь действительно, один из самых первых ярких его примеров относят к 1919 году в фильме «Гараж». В фильме был показан логотип «Red Crown Gasoline». Далее многие компании начали предоставлять свой продукт в качестве реквизита, и product placement стал для продюсеров возможностью снизить свои расходы за счет безвозмездного упоминания в своих фильмах товаров. Сначала данное явление стало развиваться в США, но в дальнейшем оно стало набирать всё больше популярности по всему миру.[5]
Product placement всерьез интересуется рекламная наука, начинают появляться основные принципы и методы появления бренда в кадре, также разрабатывается различная классификация видов данного вида рекламы.
Таким образом, было создано несколько форм продвижения продукта внутри кино или телесюжета:
- спонсорство: во время телевизионной игры ведущий напоминает, что спонсором выпуска является «определённая компания», закрепляя свои слова показом логотипа компании или видеозаставки;
- участие брэндов в продвижении художественного произведения, или это можно назвать – cross-promotion: примером может служить фильм об историческом персонаже, в съемки которого некая компания по производству одежды вкладывает деньги. К тому моменту, когда фильм выйдет на экран, компания выпустит новую линию одежды, стилистически совпадающую с эпохой повествования фильма. При этом идет совместное продвижение фильма и коллекции одежды;
- киномерчендайзинг, или выпуск товаров народного потребления с символикой произведения (например, футболки с каким-либо персонажем из мультика);
- talent relations, или использование звезд кино, ТВ, спорта, моды для рекламных и маркетинговых задач клиента: например, актриса Чулпан Хаматова носит часы «Romanson».
- стремительнее всех развивается собственно brand placement, то есть внедрение товара или услуги в сюжет художественного произведения [6].
- PR - предоставление полезной и важной информации о товаре, услуге, компании или событиях, связанных с ними.
Возможности кино и телевидения для продвижения товара: [7]
Товары или бренды могут быть по-разному представлены в кино. В зависимости от способа появления и позиционирования в фильме, можно выделить четыре разновидности product placement:
Основные функции скрытой рекламы обусловлены её эффективностью и способностью воздействовать на мысли людей:
Использование скрытой рекламы является довольно сложным процессом, в ходе которого необходимо учитывать множество факторов, чтобы она не надоедала зрителям и производила желаемый эффект. Надо изучить контент и локацию, на которой будут проходить съемки, обязательно чётко продумать план показа и поставить задачи, чтобы избежать нежеланных ошибок.
Так же очень важно оценить целевую аудиторию телесериала/фильма чтобы product placement имел эффективность. Необходимо учитывать пол, возраст, а также жанр выбранного шоу.
Важно правильно выбрать время показа рекламы, чтобы зритель был полностью погружен в сюжет, но при этом обращал внимание на детали так, чтобы ему не казалась это слишком навязчивым.
Грамотный подход к продвижению контента позволит не только значительно повысить сборы на этапе проката, но и сделать рекламируемый бренд более узнаваемым.
Государство так же тщательно следит за развитием данного явления так описание этого процесса можно в ФЗ "О рекламе" (июнь 2006 г., глава 1 "Общие положения", статья 5 "Общие требования к рекламе", часть 9): "Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами" [10].
Так мы можем заметить, что product placement это довольно популярное явление, но при этом оно жестко контролируется государством и частично запрещено государством. Это словосочетание не используется в официальных документах или договорах. Чаще всего киностудии отмечают их как «благотворительность» или «реквизит» [11].
Для рекламодателей product placement является выгодным вариантом показа своей продукции, так как, например, часто премьера фильма сопровождается высоким вниманием со стороны зрителя и, таким образом реклама товара, употребленного в фильме, привлечет внимание потенциальных клиентов.
Компания «Coca-Cola» довольно-таки часто упоминается в различных фильмах и сериалах. Рассмотрим внедрение в сюжет данного продукта и определим тип product placement.
Фильм «Красотка» 1990 года. Реклама «Coca-Cola» употребляется за весь фильм 3 раза. В первом случае героиня разговаривает по телефону и рядом на тумбочке стоят две банки данного напитка. Во втором камера показывает улицу, на которой расположен баннер и на нём написано «Coca-Cola». И последнее употребление данного бренда в этом фильме – происходит диалог главной героини с её подругой на протяжении всего разговора они пьют напитки «Coca-Cola».
Следующий пример это фильм «Почти семнадцать» 2016 года. В данной кинокартине реклама «Coca-cola» употребляется 2 раза. В первом случае главная героиня ест и при этом пьет напиток данного бренда. Во втором случае в кадре показана главная героиня за партой, на которой стоит бутылка «Coca-cola».
Реклама данного бренда в этих фильмах эффективна так как данные картины являются популярными и на протяжении долгого времени привлекают внимание зрителей всех возрастов. К примеру, главные героини в каждом фильме являются «любимицами» многих зрителей и всё, что они делают, например, едят, надевают, привлекает внимание людей и они, незаметно для себя, хотят прибрести то, что есть у их любимого героя.
Важную роль играет частое употребление продукта в рекламе, так как потребитель видит, что его любимый актер/актриса используют данный товар и тем самым у смотрящего появляется желание пробрести его, всё это приводит к эффективному использованию данного явления как product placement в кинематографе.
В статье рассмотрены не только теоретические аспекты product placement, но и его практическое применение. Для наиболее этого было решено проанализировать три фильмов зарубежного кинематографа. В результате просмотра и анализа удалось выявить, что в фильмах чаще всего используется визуальный тип product placement. Стоит отметить, что при первом просмотре не сразу замечаешь всю рекламу, представленную в фильмах. Поэтому это позволяет говорить о возможности использовать разные способы употребления и внедрения рекламы в киносюжет, при это делая это незаметно для зрителя.
Рецензии:
18.05.2022, 15:59 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: Рязанова Мария выбрала для своего исследования интересную тему "Роль Product Placement как элемента скрытой рекламы в кинематографе". Автор статьи раскрывает историю возникновения этой разновидности рекламы, которая, возникнув в конце X1X века, становится самостоятельной индустрией к концу ХХ столетия, эффективным способом продвижения и распространения товаров. Автор в данной статье анализирует разные формы представления товара, отмечая разновидности данной скрытой рекламы посредством кино и телевидения, раскрывает специфику и возможности экранной индустрии для Product Placement, на примере компании Coca-Cola в разных художественных фильмах.
Я рекомендую данную статью Рязановой Марии к публикации.
С уважением -Сауле Барлыбаева
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий