Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №105 (май) 2022
Разделы: Образование, Регионоведение
Размещена 19.05.2022. Последняя правка: 18.05.2022.
Просмотров - 984

Дистанционное обучение в Китае в период пандемии коронавируса

Мумликанова Анна Артуровна

Казанский (Приволжский) федеральный Университет

Студент

Галиуллин Марат Зуфарович, кандидат исторических наук, доцент ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный Университет


Аннотация:
В данной статье рассматриваются основные виды образовательных платформ в Китае. Историю развития дистанционного обучения в КНР, а также обучение в высших учебных заведениях во время пандемии коронавируса.


Abstract:
This article discusses the main types of educational platforms in China. The history of the development of distance learning in the PRC, as well as learning in higher education institutions during the coronavirus pandemic.


Ключевые слова:
дистанционное обучение; пандемия; Китай; образовательные платформы

Keywords:
distance learning; pandemic; China; educational platforms


УДК 316.28

Введение: 2020 г внес свои коррективы в экономическую, политическую, культурную и образовательную сферу. В связи с распространением коронавирусной инфекции весь мир был вынужден научиться жить в «новых условиях». Во всех странах были введены массовые запреты и ограничения, которые полностью поменяли обычный ритм жизни, особенно остро это затронуло сферу образования на всех уровнях. Огромное количество учебных заведений по всему миру вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения в том числе и Китай. В связи с этим, актуальность работы заключается в рассмотрении дистанционного обучения в Китае во время пандемии коронавируса.

Целью статьи являетсяизучение основных образовательных платформ в Китае.

Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть историю развития дистанционного обучения в Китае.

2. Выделить основные этапы развития дистанционного обучения.

3. Изучить основные образовательные платформы высшего образования в Китае.

Научная новизна работы заключается в изучение основных образовательных платформ в системе высшего образования Китая в условиях пандемии.

Основная часть. Дистанционное образование в Китае имеет свою историю развития. Начало дистанционного образования в Китайской Народной Республике приходится на 1950-е гг. XX века. Затем образование прошло такие этапы развития как: заочное обучение (50-е гг., ХХ в.), в 1960-е гг. ХХ в. телевизионные образовательные программы, а уже в 1990-е гг. ХХ - Интернет. Основоположниками дистанционного образования в КНР принято считать такие университеты как: Народный университет Китая и Северо-Восточный педагогический институт, позже к ним присоединились различные вузы в области естественных и технических наук, агрономии, медицины, литературы, финансов, юстиции, педагогики и спорта [4, с. 48]. Занятия на заочной форме обучения проходили таким образом, что студенты могли самостоятельно изучать материал и совмещать учебу с работой. Для связи со студентами Вузы использовали различные методы связи, начиная от коротких коллективных учебных курсов и консультаций. К 1962 году количество вузов с заочной формой обучения увеличилось до 123, количество студентов-заочников составило 189000 человек, что составляет 28% от всех студентов обычных ВУЗов.

В середине XX века в Пекине, Шанхае и в других мегаполисах были созданы первые региональные телевизионные университеты (RTVU), для предоставления дистанционного образования через радио, телевидение и других средств массовой информации. А уже в 1986 году произошли кардинальные изменения в системе телевизионных университетов Китая. Потенциальные студенты, которые хотели обучаться в университетах, стали сдавать вступительный экзамен, который проводился Государственной комиссией по образованию для поступления во все высшие учебные заведения для всех желающих. [4, с. 72]. В 1990-х годах конца ХХ века в Китае начался новый этап современного дистанционного образования, связанный с развитием компьютерной техники и интернета. Так в 1997 году был открыт Хунаньский университет, считавшийся первым сетевым университетом в Китае. Совместно с Центральным теле-радиоуниверситетом, Хунаньский университет начали вести прямое вещание лекций, таким образом слушатели и зрители по телефону или с помощью электронной почты могли поддерживать связь с педагогами и задавать им вопросы.

Министерство образования Китая для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции выдвинуло несколько требований для учебных заведений, согласно которым, заведения начиная от начальных классов до высших учреждений подготовили онлайн-программы и онлайн-платформы, позволяющие студентам учиться, не выходя из дома.

Таким образом, с начала эпидемии коронавируса дистанционное обучение стало главным помощником очного образования. Появились трансляции Live QQ (сервис, где можно мгновенного обмениваться сообщениями), SPOC (small private online coarse – маленькие закрытые онлайн-курсы, ориентированные на малые академические группы), Education Cube (платформа, на которой студенты из разных стран могут общаться между собой), MOOC (Massive Open Online Courses – массовые онлайн-курсы, которые могут посещать одновременно несколько тысяч студентов) [7, с. 95]. Данные курсы имеют множество достоинств, например, с помощью них обучающиеся могут общаться не только с преподавателями, но и с другими слушателями курса.

Во время эпидемии коронавируса онлайн-платформы стали очень популярными среди обучающихся в Китае. Ниже будут рассмотрены онлайн-обучающие платформы, которые можно разделить на пять типов, выполняющие определенные функции, а именно:

- платформы, способные вести прямую трансляцию;

- совместное использование ресурсов;

- платформы управления учением;

- интерактивные платформы;

- платформы для проведения конференций.

К платформам, способных вести прямую трансляцию относятся следующие: Douyin – на данной платформе можно обмениваться короткими видеороликами и проводить трансляций в реальном времени (抖音), Bilibili – платформа, на которой можно обмениваться видео и информацией (哔哩哔哩), Douyu - лидирующая платформа для стриминга в Китае (斗鱼), Tencent Classroom (腾讯课堂) - платформа профессионального онлайн-образования.

К следующей группе обучающих платформ, а именно к классам совместного использования ресурсов можно отнести: WPS (Wi-Fi Protector setupы), Tencent Documents – платформа, которая подходит для самых разных бизнес-сценариев, обеспечивающая безопасный и эффективный переход клиентов в облако. (腾讯文档) и т.д.;

К платформам управления учебных процессам относятся: Yu Classroom (雨课堂), групповое домашнее задание QQ – на данной платформе студенты и преподаватели могут общаться в групповых чатах в любое время, а также при необходимости переходить в индивидуальные чаты (QQ群作业), группа классов Dingding - платформа для корпоративного общения и сотрудничества (钉钉班级群) и т.д.;

Интерактивные классы включают группы: QQ (QQ群), группы WeChat (微信群), группы Dingding (钉钉群) и т.д.;

К последней группе платформ-конференции относят: Tencent Conference (腾讯会议), ZOOM, Xiaoyu Yilian – платформа, использующая облачные вычисления для реализации многосторонних бизнес-приложений для видеоконференций и видео (小鱼易连). Также, образовательные онлайн-платформы могут вести не только трансляции в реальном времени, но также могут записывать их для того, чтобы обучающиеся имели возможность просмотреть материал в любое время для более детального усвоения [4, с. 183].

В 2020 году КНР запустила новые образовательные онлайн-платформы. Так, например, при поддержке Министерства образования Китая и Национальной комиссии Китая по делам ЮНЕСКО были запущены две образовательные онлайн-платформы: «XuetangX» и «iCourse International». На данных платформах можно найти материал, представленный на английском и китайском языках, в дальнейшем Министерство образования Китая планирует вести данные платформы и на других языках для того, чтобы большое число обучающихся могло воспользоваться данными платформами. На онлайн-платформе XuetangX сосредоточенно около 3500 онлайн-курсов от лучших университетов мира. Онлайн-платформа iCourse International была разработана с сильной технической поддержки iCourse China University, на данный момент предлагает около 300 курсов на английском языке, обучающиеся имеют возможность в любое время приступить к обучению на данной платформе [7, с. 32].

В начале 2022 года Министерство образования Китая сообщило требование, согласно которому университеты КНР должны были ставить здоровье сотрудников и студентов на первое место при составлении планов экзаменов и собеседований. В связи с этим была запущена национальная интеллектуальная платформа Smartedu - для предоставления ряда государственных услуг, связанных с образованием. Эта платформа не только дала возможность предоставить слушателям огромный спектр курсов и образовательных услуг, но и объединила платформы Китая для начального и среднего школьного образования, профессионального и высшего образования. 

Заключение. Рассмотрев историю развития дистанционного обучения в Китае, можно сделать вывод, что КНР является одной из первых стран, где зародилось данное направление. Переход на дистанционное обучение был необходимостью для предотвращения новой коронавирусной инфекции. Онлайн обучение сыграло ключевую роль в сфере образования во всем мире, в том числе и в Китае. КНР мгновенно приняла меры на случившиеся изменения в области образования и вывела свою образовательную систему на новый мировой уровень.

Таким образом мы видим, что на сегодняшний день Китай успешно справляется с внедрением дистанционного обучения в сферу образования, во время эпидемии коронавируса. Каждый год КНР создает и разрабатывает онлайн-платформы, которые становятся незаменимым атрибутом дистанционного обучения.

Библиографический список:

1. Гургулева Т.М. Система образования Китайской Народной Республики и российско-китайское образовательное сотрудничества / Т.М. Гургулева. – Изд-во ВКН, 2018. – 462 с.
2. Гуринович Н.И., Опыт дистанционного образования в КНР // Картина мира через призму китайской и белорусской культур: сборник статей международной научно-практической конф. (Минск, 14 декаб. 2018 г.). – Минск, 2019. - С. 150-153.
3. Мэйшань П. Особенности дистанционного обучения по сравнению с традиционным обучение (на примере опыта России и Китая) [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-distantsionnogo-obucheniya-po-sravneniyu-s-traditsionnym-obucheniem-na-primere-opyta-rossii-i-kitaya (дата обращения 07.05.2022)
4. Пин Х. Пекинский университет и генезис высшего образования в Китае / Х. Пин. - Изд-во Шанс, 2016. - 418 с.
5. Пищерская Е.Н. О переходе на дистанционное обучение в Китае в период пандемии коронавируса [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования: сайт. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30923 (дата обращения 07.05.2022)
6. Сяохуань С. Образование в Китае / С. Сяохуань. Межконтинент. издат-во Китая, 2002. – 192 с.
7. Цыренова М.И. Опыт использования массовых открытых онлайн-курсов при дистанционном обучении китайских студентов во время эпидемии COVID-19 / М.И. Цыренова / Modern humanities success// успехи гуманитарных наук. – 2020. - №5. - С. 31 - 34.




Рецензии:

20.05.2022, 13:04 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Интересная и познавательная статья, обладающая всеми признаками и требованиями для публикации в данном журнале. Рецензент даёт положительгую оценку ирекомендует её к печати.

20.05.2022 14:14 Ответ на рецензию автора Мумликанова Анна Артуровна:
Уважаемый Эдуард Григорьевич, благодарю Вас за рецензию статьи!

23.05.2022, 10:51 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья представляет научный интерес. Соответствует всем требованиям и рекомендуется к публикации
24.05.2022 17:17 Ответ на рецензию автора Мумликанова Анна Артуровна:
Уважаемая Ирина Владимировна, благодарю Вас за рецензию статьи!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх