Казанский (Приволжский) федеральный Университет
Студент
Галиуллин Марат Зуфарович, кандидат исторических наук, доцент ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный Университет
УДК 316.28
Введение: 2020 г внес свои коррективы в экономическую, политическую, культурную и образовательную сферу. В связи с распространением коронавирусной инфекции весь мир был вынужден научиться жить в «новых условиях». Во всех странах были введены массовые запреты и ограничения, которые полностью поменяли обычный ритм жизни, особенно остро это затронуло сферу образования на всех уровнях. Огромное количество учебных заведений по всему миру вынуждены были перейти на дистанционный формат обучения в том числе и Китай. В связи с этим, актуальность работы заключается в рассмотрении дистанционного обучения в Китае во время пандемии коронавируса.
Целью статьи являетсяизучение основных образовательных платформ в Китае.
Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития дистанционного обучения в Китае.
2. Выделить основные этапы развития дистанционного обучения.
3. Изучить основные образовательные платформы высшего образования в Китае.
Научная новизна работы заключается в изучение основных образовательных платформ в системе высшего образования Китая в условиях пандемии.
Основная часть. Дистанционное образование в Китае имеет свою историю развития. Начало дистанционного образования в Китайской Народной Республике приходится на 1950-е гг. XX века. Затем образование прошло такие этапы развития как: заочное обучение (50-е гг., ХХ в.), в 1960-е гг. ХХ в. телевизионные образовательные программы, а уже в 1990-е гг. ХХ - Интернет. Основоположниками дистанционного образования в КНР принято считать такие университеты как: Народный университет Китая и Северо-Восточный педагогический институт, позже к ним присоединились различные вузы в области естественных и технических наук, агрономии, медицины, литературы, финансов, юстиции, педагогики и спорта [4, с. 48]. Занятия на заочной форме обучения проходили таким образом, что студенты могли самостоятельно изучать материал и совмещать учебу с работой. Для связи со студентами Вузы использовали различные методы связи, начиная от коротких коллективных учебных курсов и консультаций. К 1962 году количество вузов с заочной формой обучения увеличилось до 123, количество студентов-заочников составило 189000 человек, что составляет 28% от всех студентов обычных ВУЗов.
В середине XX века в Пекине, Шанхае и в других мегаполисах были созданы первые региональные телевизионные университеты (RTVU), для предоставления дистанционного образования через радио, телевидение и других средств массовой информации. А уже в 1986 году произошли кардинальные изменения в системе телевизионных университетов Китая. Потенциальные студенты, которые хотели обучаться в университетах, стали сдавать вступительный экзамен, который проводился Государственной комиссией по образованию для поступления во все высшие учебные заведения для всех желающих. [4, с. 72]. В 1990-х годах конца ХХ века в Китае начался новый этап современного дистанционного образования, связанный с развитием компьютерной техники и интернета. Так в 1997 году был открыт Хунаньский университет, считавшийся первым сетевым университетом в Китае. Совместно с Центральным теле-радиоуниверситетом, Хунаньский университет начали вести прямое вещание лекций, таким образом слушатели и зрители по телефону или с помощью электронной почты могли поддерживать связь с педагогами и задавать им вопросы.
Министерство образования Китая для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции выдвинуло несколько требований для учебных заведений, согласно которым, заведения начиная от начальных классов до высших учреждений подготовили онлайн-программы и онлайн-платформы, позволяющие студентам учиться, не выходя из дома.
Таким образом, с начала эпидемии коронавируса дистанционное обучение стало главным помощником очного образования. Появились трансляции Live QQ (сервис, где можно мгновенного обмениваться сообщениями), SPOC (small private online coarse – маленькие закрытые онлайн-курсы, ориентированные на малые академические группы), Education Cube (платформа, на которой студенты из разных стран могут общаться между собой), MOOC (Massive Open Online Courses – массовые онлайн-курсы, которые могут посещать одновременно несколько тысяч студентов) [7, с. 95]. Данные курсы имеют множество достоинств, например, с помощью них обучающиеся могут общаться не только с преподавателями, но и с другими слушателями курса.
Во время эпидемии коронавируса онлайн-платформы стали очень популярными среди обучающихся в Китае. Ниже будут рассмотрены онлайн-обучающие платформы, которые можно разделить на пять типов, выполняющие определенные функции, а именно:
- платформы, способные вести прямую трансляцию;
- совместное использование ресурсов;
- платформы управления учением;
- интерактивные платформы;
- платформы для проведения конференций.
К платформам, способных вести прямую трансляцию относятся следующие: Douyin – на данной платформе можно обмениваться короткими видеороликами и проводить трансляций в реальном времени (抖音), Bilibili – платформа, на которой можно обмениваться видео и информацией (哔哩哔哩), Douyu - лидирующая платформа для стриминга в Китае (斗鱼), Tencent Classroom (腾讯课堂) - платформа профессионального онлайн-образования.
К следующей группе обучающих платформ, а именно к классам совместного использования ресурсов можно отнести: WPS (Wi-Fi Protector setupы), Tencent Documents – платформа, которая подходит для самых разных бизнес-сценариев, обеспечивающая безопасный и эффективный переход клиентов в облако. (腾讯文档) и т.д.;
К платформам управления учебных процессам относятся: Yu Classroom (雨课堂), групповое домашнее задание QQ – на данной платформе студенты и преподаватели могут общаться в групповых чатах в любое время, а также при необходимости переходить в индивидуальные чаты (QQ群作业), группа классов Dingding - платформа для корпоративного общения и сотрудничества (钉钉班级群) и т.д.;
Интерактивные классы включают группы: QQ (QQ群), группы WeChat (微信群), группы Dingding (钉钉群) и т.д.;
К последней группе платформ-конференции относят: Tencent Conference (腾讯会议), ZOOM, Xiaoyu Yilian – платформа, использующая облачные вычисления для реализации многосторонних бизнес-приложений для видеоконференций и видео (小鱼易连). Также, образовательные онлайн-платформы могут вести не только трансляции в реальном времени, но также могут записывать их для того, чтобы обучающиеся имели возможность просмотреть материал в любое время для более детального усвоения [4, с. 183].
В 2020 году КНР запустила новые образовательные онлайн-платформы. Так, например, при поддержке Министерства образования Китая и Национальной комиссии Китая по делам ЮНЕСКО были запущены две образовательные онлайн-платформы: «XuetangX» и «iCourse International». На данных платформах можно найти материал, представленный на английском и китайском языках, в дальнейшем Министерство образования Китая планирует вести данные платформы и на других языках для того, чтобы большое число обучающихся могло воспользоваться данными платформами. На онлайн-платформе XuetangX сосредоточенно около 3500 онлайн-курсов от лучших университетов мира. Онлайн-платформа iCourse International была разработана с сильной технической поддержки iCourse China University, на данный момент предлагает около 300 курсов на английском языке, обучающиеся имеют возможность в любое время приступить к обучению на данной платформе [7, с. 32].
В начале 2022 года Министерство образования Китая сообщило требование, согласно которому университеты КНР должны были ставить здоровье сотрудников и студентов на первое место при составлении планов экзаменов и собеседований. В связи с этим была запущена национальная интеллектуальная платформа Smartedu - для предоставления ряда государственных услуг, связанных с образованием. Эта платформа не только дала возможность предоставить слушателям огромный спектр курсов и образовательных услуг, но и объединила платформы Китая для начального и среднего школьного образования, профессионального и высшего образования.
Заключение. Рассмотрев историю развития дистанционного обучения в Китае, можно сделать вывод, что КНР является одной из первых стран, где зародилось данное направление. Переход на дистанционное обучение был необходимостью для предотвращения новой коронавирусной инфекции. Онлайн обучение сыграло ключевую роль в сфере образования во всем мире, в том числе и в Китае. КНР мгновенно приняла меры на случившиеся изменения в области образования и вывела свою образовательную систему на новый мировой уровень.
Таким образом мы видим, что на сегодняшний день Китай успешно справляется с внедрением дистанционного обучения в сферу образования, во время эпидемии коронавируса. Каждый год КНР создает и разрабатывает онлайн-платформы, которые становятся незаменимым атрибутом дистанционного обучения.
Рецензии:
20.05.2022, 13:04 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Интересная и познавательная статья, обладающая всеми признаками и требованиями для публикации в данном журнале. Рецензент даёт положительгую оценку ирекомендует её к печати.