Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №106 (июнь) 2022
Разделы: Спорт, Физическая культура
Размещена 24.05.2022. Последняя правка: 22.05.2022.
Просмотров - 444

Анализ построения годичного цикла в условиях пандемии covid-19 у пловцов, специализирующихся в плавании на открытой воде

Селиверстова Виктория Александровна

Волгоградская государственная академия физической культуры

студент

Сазонова Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики циклических видов спорта, Волгоградская государственная академия физической культуры


Аннотация:
В статье раскрываются особенности построения годичного цикла подготовки пловцов-юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде в период пандемии covid-19. Анализируется структура процесса подготовки пловцов в течение года и его содержание в условиях суши и воды.


Abstract:
The article reveals the features of building an annual training cycle for junior swimmers specializing in open water swimming during the covid-19 pandemic. The structure of the process of training swimmers during the year and its content in land and water conditions are analyzed.


Ключевые слова:
плавание; открытая вода; физическая подготовленность; тренировочный процесс; спортсмены; пандемия

Keywords:
swimming; open water; physical fitness; training process; athletes; pandemic


УДК 796

Введение:

Пандемия covid-19 сказалась на всех сферах деятельности человека, но особо повлияла на процесс подготовки спортсменов, специализирующихся в плавании на открытой воде, поскольку привычные условия подготовки были существенно изменены. Выявление особенностей построения годичного цикла подготовки этой категории спортсменов является задачей актуальной и практически значимой.

Актуальность:

Марафонское плавание или скоростные заплывы в открытых водоемах приобретают все более широкое распространение в России и за её пределами. Соревнования проводятся на дистанциях 5,10,16 и 25 км. Чемпионат России проходит на дистанциях 5,10 и 16 км, Чемпионаты Мира 5,10 и 25 км. С 2008 года дистанция 10 км включена в программу Олимпийских игр [2, c. 52; 7, с. 28-44].

В целом тренировочный процесс пловцов, специализирующихся на сверхдлинных дистанциях построен на основе учета основных закономерностей теории и практики спортивной тренировки [5, c. 294].

В литературе последних лет стали появляться статьи об особенностях подготовки взрослых спортсменов. Приводится характеристика основ и особенностей построения тренировочного процесса пловцов, указываются факторы оказывающие существенное влияние на спортивный результат, раскрываются особенности тренировок в условиях суши. Однако данных, характеризующих особенности построения годичного цикла подготовки спортсменов - юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде, тем более в условиях пандемии covid-19 весьма незначительное количество. Практически отсутствует информация об особенностях построения тренировки пловцов в условиях пандемии. Выявление особенностей построения и содержания подготовки этой группы спортсменов представляет значительный практический интерес и определяет практическую значимость работы [1, с. 73-83; 3, с. 2-14;]

Цель: совершенствование и планирования годичного цикла подготовки пловцов-юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде в условиях пандемии covid-19.

Задачи:

1. Определить структуру годичного цикла подготовки пловцов юниоров и взрослых спортсменов, специализирующихся в плавании на открытой воде.

2. Провести сравнительный анализ годичного цикла подготовки юных и квалифицированных пловцов юниоров взрослой квалификации.

3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию подготовки пловцов юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде.

Научная новизна заключается в том, что впервые проведен анализ подготовки спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в плавании на открытой воде в период годичного цикла подготовки с учетом условий пандемии covid-19.

Основная часть:

Определена структура годичного цикла подготовки пловцов юниоров специализирующихся в плавании на открытой воде, которая имеет трёх цикловой вариант построения, при котором два из трёх макроциклов являются сдвоенными (отсутствие переходного периода). Отличительной особенностью структуры является наличие трёх месячного переходного периода между первым и вторым макроциклом подготовки. Его значительная временная продолжительность связана с пандемией COVID-19. В первом и третьем макроциклах отсутствовал обще подготовительный этап в подготовительном периоде. Второй макроцикл включал обще подготовительный и специально подготовительный этапы. Существенно снижено количество соревнований, в которых спортсмены принимали участие в 7 из традиционных 15 стартов.

Характерные особенности распределения объемов тренировочной нагрузки за весь период подготовки и по макроциклам приведены на рисунке 1.

Характеристика распределения объемов годичного цикла (по макроциклам) у пловцов-юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде.

 

При распределении тренировочных нагрузок в макроциклах подготовки квалифицированных пловцов-юниоров специализирующихся в плавании на открытой воде, выявлены следующие особенности:

  • первый макроцикл тренировок не имел существенных отличий по объёму и интенсивности по сравнению с аналогичными циклами предыдущих лет; однако он имел очень затяжной переходный период, связанный с пандемией covid-19, его продолжительность составила три месяца (рис.2).

 

 

Характеристика особенностей распределения объемов тренировочной работы по зонам относительной мощности в трех макроциклах тренировки пловцов-юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде.

 

  • максимальными величинами характеризуется общий объём тренировочной работы во втором макроцикле, при этом 53,5% от общего объёма составила работа в первой зоне. Основной направленностью являлась работа аэробного и смешанного аэробно-анаэробного характера при параллельном совершенствовании скоростных возможностей пловцов
  •  третий макроцикл подготовки характеризовался увеличением работы скоростной направленности (увеличением работы третьей, четвертой, пятой зон относительной мощности в среднем на 2,6%). Это позволило достаточно успешно выступить на международном старте «Кубок Сальникова».

Обобщая следует отметить, что большей рациональностью отличалось построение первого макроцикла тренировок, поскольку результаты пловцов совпадали с запланированными и спортсмены успешно выступили на Кубке Европы. Планирование второго макроцикла характеризовалось скачкообразным изменением объемов нагрузки, которые не позволили пловцам выйти на уровень «доковидных» скоростей. На уровне подготовки спортсменов отрицательно сказался длительный (3 месяца) переходный период, в котором спортсмены не имели возможность заниматься плавательной подготовкой. Уровень скоростных возможностей пловцов несколько возрос в третьем макроцикле, что явилось отражением направленности тренировочного процесса.

Выводы:

На основе обобщения результатов анализа годичного цикла подготовки квалифицированных пловцов-юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде, целесообразно:

- соблюдать принцип непрерывности и цикличности тренировочного процесса, нарушения, в использовании которых приводит к существенным негативным последствиям в уровне подготовки пловцов.

- в процессе построения целесообразно относительно равномерное распределение тренировочных нагрузок в структуре макроциклов подготовки без резких и существенных колебаний объёмов тренировочной работы.

При планировании годичного цикла подготовки спортсменов, учитывать дистанционную специализацию пловца, соревнующегося в плавании на открытой воде на различных соревновательных дистанциях. Важным моментом является составление индивидуального календаря спортивных соревнований, поскольку в последний год произошло существенной увеличение количества соревнований, в том числе коммерческого характера.

Считаем целесообразным, использовать положительный опыт подготовки бегунов-марафонцев, т.к. многие схемы построения тренировочного процесса являются эффективными.

Пловцов-марафонцев целесообразно отбирать из пловцов-стайеров и с ними начинать планомерную подготовку к марафону с дистанций 5 и 10 км, только затем 16 км. Начинать процесс подготовки к выступлению на марафонских дистанциях следует с пловцами-стайерами, имеющими квалификацию не ниже МС.

Библиографический список:

1. Авдиенко В.Б. Методологические основы подготовки пловцов // Физическое воспитание и спортивная тренировка /В.Б. Авдиенко, И.Н. Солопов, В.А. Дышко. – 2019. – № 1 (27). – С. 73-83. URL: HTTP://www.vgafk.ru/upload/medialibrary/939/ZHurnal_FViST_N27_.pdf
2. Авдиенко В.Б. Отбор и ориентация пловцов по показателям телосложения в системе многолетней подготовки (теоретические и практические аспекты) / В.Б. Авдиенко, В.Ю. Давыдов. – Волгоград, 2014. – 52 с.
3. Верхошанский Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 4. – С. 2-14.
4. Нечунаев И. П. Плавание. Книга-тренер / И. П. Нечунаев. – М.: Эксмо, 2012. – 274 с.
5. Платонов, В.Н. Ориентация тренировочного процесса юных пловцов с учетом их предрасположенностей к выступлениям на дистанциях различной протяженности. Управление процессом адаптации организма спортсменов высокой квалификации / В.Н. Платонов, М.М. Булатова, А.А. Морозова – К.: КГУФК, 2009. – С. 28-44.




Рецензии:

19.07.2022, 20:00 Попов Валерий Прокофьевич
Рецензия: Рецензия на статью Сильверстовой с соавт. «Анализ построения годичного цикла в условиях пандемии covid-19 у пловцов, специализирующихся в плавании на открытой воде. Авторы избрали весьма актуальную тему, связанную с ситуацией пандемии, когда тренировочный процесс практически во всех спортивных организациях не прекращается. В статье подробно описывается построение тренировки пловцов на открытой воде, авторы используют литературу авторитетных специалистов. Поскольку речь идет об особенностях организации тренировочного процесса в условиях пандемии, то авторы в качестве средства повышения устойчивости к неблагоприятным факторам среды избрали структуру тренировочного процесса. Идея несомненно научно обоснованная, однако о причинах влияния предлагаемой структуры тренировки следовало бы дать больше пояснений физиологического характера. Вместе с тем, идея сохранения иммунитета спортсменов посредством управления тренировочной нагрузкой, позволяющей не истощать функциональные резервы организма, остается самым проблемным участком теории и практики спортивной тренировки. Работа написана хорошим литературным языком. Оформлена в соответствии с общими требованиями и рекомендуется к публикации. Рецензент, Профессор кафедры водных видов БГУФК В.П.Попов 19.07.22

20.07.2022 7:07 Ответ на рецензию автора Селиверстова Виктория Александровна:
Моя фамилия не верно написана

21.07.2022, 11:52 Попов Валерий Прокофьевич
Рецензия: РЕЦНЗЕНТ ОТВЕТОМ АВТОРОВ УДОВЛЕТВОРЕН И СЧИТАЕТ ВОЗМОЖНЫМ РЕКОМЕНДОВАТЬ СТАТЬЮ К ПУБЛИКАЦИИ. попов в.п.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх