Волгоградская государственная академия физической культуры
студент
Сазонова Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики циклических видов спорта, Волгоградская государственная академия физической культуры
УДК 796
Введение:
Пандемия covid-19 сказалась на всех сферах деятельности человека, но особо повлияла на процесс подготовки спортсменов, специализирующихся в плавании на открытой воде, поскольку привычные условия подготовки были существенно изменены. Выявление особенностей построения годичного цикла подготовки этой категории спортсменов является задачей актуальной и практически значимой.
Актуальность:
Марафонское плавание или скоростные заплывы в открытых водоемах приобретают все более широкое распространение в России и за её пределами. Соревнования проводятся на дистанциях 5,10,16 и 25 км. Чемпионат России проходит на дистанциях 5,10 и 16 км, Чемпионаты Мира 5,10 и 25 км. С 2008 года дистанция 10 км включена в программу Олимпийских игр [2, c. 52; 7, с. 28-44].
В целом тренировочный процесс пловцов, специализирующихся на сверхдлинных дистанциях построен на основе учета основных закономерностей теории и практики спортивной тренировки [5, c. 294].
В литературе последних лет стали появляться статьи об особенностях подготовки взрослых спортсменов. Приводится характеристика основ и особенностей построения тренировочного процесса пловцов, указываются факторы оказывающие существенное влияние на спортивный результат, раскрываются особенности тренировок в условиях суши. Однако данных, характеризующих особенности построения годичного цикла подготовки спортсменов - юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде, тем более в условиях пандемии covid-19 весьма незначительное количество. Практически отсутствует информация об особенностях построения тренировки пловцов в условиях пандемии. Выявление особенностей построения и содержания подготовки этой группы спортсменов представляет значительный практический интерес и определяет практическую значимость работы [1, с. 73-83; 3, с. 2-14;]
Цель: совершенствование и планирования годичного цикла подготовки пловцов-юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде в условиях пандемии covid-19.
Задачи:
1. Определить структуру годичного цикла подготовки пловцов юниоров и взрослых спортсменов, специализирующихся в плавании на открытой воде.
2. Провести сравнительный анализ годичного цикла подготовки юных и квалифицированных пловцов юниоров взрослой квалификации.
3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию подготовки пловцов юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде.
Научная новизна заключается в том, что впервые проведен анализ подготовки спортсменов высокой квалификации, специализирующихся в плавании на открытой воде в период годичного цикла подготовки с учетом условий пандемии covid-19.
Основная часть:
Определена структура годичного цикла подготовки пловцов юниоров специализирующихся в плавании на открытой воде, которая имеет трёх цикловой вариант построения, при котором два из трёх макроциклов являются сдвоенными (отсутствие переходного периода). Отличительной особенностью структуры является наличие трёх месячного переходного периода между первым и вторым макроциклом подготовки. Его значительная временная продолжительность связана с пандемией COVID-19. В первом и третьем макроциклах отсутствовал обще подготовительный этап в подготовительном периоде. Второй макроцикл включал обще подготовительный и специально подготовительный этапы. Существенно снижено количество соревнований, в которых спортсмены принимали участие в 7 из традиционных 15 стартов.
Характерные особенности распределения объемов тренировочной нагрузки за весь период подготовки и по макроциклам приведены на рисунке 1.
При распределении тренировочных нагрузок в макроциклах подготовки квалифицированных пловцов-юниоров специализирующихся в плавании на открытой воде, выявлены следующие особенности:
Обобщая следует отметить, что большей рациональностью отличалось построение первого макроцикла тренировок, поскольку результаты пловцов совпадали с запланированными и спортсмены успешно выступили на Кубке Европы. Планирование второго макроцикла характеризовалось скачкообразным изменением объемов нагрузки, которые не позволили пловцам выйти на уровень «доковидных» скоростей. На уровне подготовки спортсменов отрицательно сказался длительный (3 месяца) переходный период, в котором спортсмены не имели возможность заниматься плавательной подготовкой. Уровень скоростных возможностей пловцов несколько возрос в третьем макроцикле, что явилось отражением направленности тренировочного процесса.
Выводы:
На основе обобщения результатов анализа годичного цикла подготовки квалифицированных пловцов-юниоров, специализирующихся в плавании на открытой воде, целесообразно:
- соблюдать принцип непрерывности и цикличности тренировочного процесса, нарушения, в использовании которых приводит к существенным негативным последствиям в уровне подготовки пловцов.
- в процессе построения целесообразно относительно равномерное распределение тренировочных нагрузок в структуре макроциклов подготовки без резких и существенных колебаний объёмов тренировочной работы.
При планировании годичного цикла подготовки спортсменов, учитывать дистанционную специализацию пловца, соревнующегося в плавании на открытой воде на различных соревновательных дистанциях. Важным моментом является составление индивидуального календаря спортивных соревнований, поскольку в последний год произошло существенной увеличение количества соревнований, в том числе коммерческого характера.
Считаем целесообразным, использовать положительный опыт подготовки бегунов-марафонцев, т.к. многие схемы построения тренировочного процесса являются эффективными.
Пловцов-марафонцев целесообразно отбирать из пловцов-стайеров и с ними начинать планомерную подготовку к марафону с дистанций 5 и 10 км, только затем 16 км. Начинать процесс подготовки к выступлению на марафонских дистанциях следует с пловцами-стайерами, имеющими квалификацию не ниже МС.
Рецензии:
19.07.2022, 20:00 Попов Валерий Прокофьевич
Рецензия: Рецензия
на статью Сильверстовой с соавт. «Анализ построения годичного цикла в условиях пандемии covid-19 у пловцов, специализирующихся в плавании на открытой воде.
Авторы избрали весьма актуальную тему, связанную с ситуацией пандемии, когда тренировочный процесс практически во всех спортивных организациях не прекращается.
В статье подробно описывается построение тренировки пловцов на открытой воде, авторы используют литературу авторитетных специалистов. Поскольку речь идет об особенностях организации тренировочного процесса в условиях пандемии, то авторы в качестве средства повышения устойчивости к неблагоприятным факторам среды избрали структуру тренировочного процесса. Идея несомненно научно обоснованная, однако о причинах влияния предлагаемой структуры тренировки следовало бы дать больше пояснений физиологического характера.
Вместе с тем, идея сохранения иммунитета спортсменов посредством управления тренировочной нагрузкой, позволяющей не истощать функциональные резервы организма, остается самым проблемным участком теории и практики спортивной тренировки.
Работа написана хорошим литературным языком. Оформлена в соответствии с общими требованиями и рекомендуется к публикации.
Рецензент,
Профессор кафедры водных видов БГУФК
В.П.Попов
19.07.22