Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Публикация научных статей в научно-издательском центре Аэтерна


Статья опубликована в №106 (июнь) 2022
Разделы: Юриспруденция
Размещена 03.06.2022. Последняя правка: 03.06.2022.
Просмотров - 397

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ ВОИНСКИХ И ГРАЖДАНСКИХ ЗАХОРОНЕНИЙ

Халилова Алина Рашитовна

Южно-Уральский технологический университет

Студент

Сотникова Лилия Владимировна, доцент кафедры юриспруденции, ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет


Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы правового режима земель гражданских и воинских захоронений. Делается вывод о том, что в настоящее время органы местной власти все больше встречаются со множеством задач, связанных с моментами определения правового режима земель захоронений. Наличие упомянутых задач предопределено коллизиями правовых норм, пробелами в праве, отсутствием определенного правового регулирования этих вопросов.


Abstract:
The article deals with the problems of the legal regime of the lands of civil and military graves. It is concluded that currently local authorities are increasingly faced with a variety of tasks related to the moments of determining the legal regime of burial lands. The existence of these tasks is predetermined by conflicts of legal norms, gaps in the law, the absence of a specific legal regulation of these issues.


Ключевые слова:
земельный участок; муниципальная собственность; государственная регистрация; кадастровый учет

Keywords:
land plot; municipal property; state registration; cadastral registration


УДК 349.4

Введение

Кладбища – старинный и часто встречающийся способ захоронения в РФ. Захоронение умерших в пределах границ одной территории оказывает главную санитарно-гигиеническую функцию: сдерживает биологическим останкам и некоторым химическим соединениям, возникающим в результате разложения, проявляет критическое влияние на окружающую среду.

Актуальность

Определение момента возникновения у земельного участка режима, предназначенного для гражданских и воинских захоронений, является актуальным и значимым. Правовой базой режима земельных участков, на которых установлены гражданские и военные захоронения, являются нормы земельного законодательства. Там нет определённого порядка начала образования у участка земли режима гражданского и военного захоронения. Делая выводы данных положений, существуют правоотношения в области приобретения территории режима гражданского и военного захоронения, а также отношения, сложившиеся до принятия земельного законодательства и складывающие после введения его в действие.

Цель работы – проанализировать правовой режим воинских и гражданских захоронений.

Задачи:

– рассмотреть действующее законодательство в сфере оборота земель гражданских и воинских захоронений;

– раскрыть сущность правового режима участка гражданских и воинских захоронений;

– изучить судебную практику в сфере оборота земель гражданских и воинских захоронений.

При написании работы применялись официальные статистические данные, информация сети Интернет, отражающие некоторые моменты исследуемой проблематики.

В работе применялись методы сравнительного правоведения, формально-логический, статистический, системно-структурный анализы.

Научная новизна заключается в определении значения режима участка как важной составляющей земель гражданских и воинских захоронений.

Недостаток законодательного регулирования правового режима земель, используемых для захоронений, подразумевает, что такие понятия как «земли захоронений», «места погребения», «кладбище» являются равносильными. Однако отмеченное соображение не соответствует реальности. Думается, что обозначение «земли захоронений» значительно шире, чем обозначения «места погребения» и «кладбище», так как содержит историко-культурные объекты, не созданные для погребения или хранения праха умерших, но напрямую связанные с захоронениями и имеющие особую историческую ценность. [2, с. 78]

Кроме, основной функции – погребение умерших людей (или их останков, праха) в тех культурных традициях, в коих действует ингумация, существуют и другие функции. Значимой является функция поминовения усопших, способствующая поддерживать связь поколений и традиций культуры, а также представляется важным психологическим компонентом в памяти людей. Некрополи с захоронениями выдающихся личностей, исторических людей, братскими могилами представляются особыми музеями, осуществляя, так, культурно-историческую функцию. [3, с. 90]

Отношения в сфере захоронения тела (останков тела) содержат в себе основу правового регулирования земельного законодательства, поскольку частью процесса захоронения является предание тела умершего земле, обустройство места захоронения, его последующее посещение с целью поминания усопших и их охрана. Погребение умерших проводится в конкретном месте – кладбище, территория которого обособляется от городских и сельских поселений, мест осуществления хозяйственной деятельности и наделяется специальным правовым режимом в отличии от иных территорий. [4, с. 10]

Особый режим земель гражданских и воинских захоронений, действовавших во время принятия земельного законодательства, устанавливается согласно правилам, существовавшим в период организации таких захоронений. Итак, кладбища, основанные до введения в действие земельного законодательства, также относятся к учету и регистрации. В первую очередь, необходимо знать четкие границы соответствующего кладбища, с целью ограничить незаконную застройку участка кладбища. На момент установления границ кладбища просматривается вся техническая документация на указанный земельный участок, просматривается архивная информация, а также помогают специалисты-картографы, историки и археологи и др.

Территория земли для создания кладбища предоставляется согласно инструкции застройки муниципального образования, учитывая гидрогеологические свойства, особенности рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду с учетом существования утвержденного решения природоохранной и санитарно-гигиенической экспертизы.

На установление размера участка земли под кладбище влияет численность жителей муниципального образования. К тому же подчеркивается, что размер территории для Федерального военного мемориального кладбища устанавливается на основании предполагаемого количества захоронений на нем. Но существуют некоторые оговорки, касательно того, что в первом варианте размер территории земли не может быть больше сорока гектаров, а в другом – может.

Территория земли, где находится кладбище, нуждается в постановке на кадастровый учет государства, в проведении межевания и регистрации права собственности на недвижимое имущество в определенном законом порядке. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям и прочим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника реализовывают органы местной власти. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, сохраняется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Оказание ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к предмету местного значения муниципального образования. Органы местного самоуправления отвечают за соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. В то же время, отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на оказание санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – кладбище и расположенный под ним земельный участок, ограничивает выделение бюджетных средств на поддержку указанного объекта недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, причем право на это имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством. Отсюда следует, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При отсутствии права собственности распоряжение этим имуществом является неправомерным.

Стоит сказать, что эта проблема находит своё отражение и в судебной практике.

В Решении № 2А-645/2018 2А-645/2018~М-571/2018 М-571/2018 от 18 сентября 2018 г. по делу № 2А-645/2018 прокурор Целинского района Ростовской области обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Целинского района Ростовской области на осуществление постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости, государственную регистрацию права собственности на земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, указав в исковом заявлении, что прокуратурой Целинского района была проведена проверка исполнения муниципальными образованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в РФ в части владения пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Так как нет государственной регистрации права собственности и, как следствие, невозможность проведения мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, права бессрочного пользования земельным участком, выделенным для погребения и защиты этого права, нарушаются интересы неопределенного круга граждан, проживающих на территории сельского поселения, либо находящихся на его территории, Целинский районный суд Ростовской области принудил управление сельского поселения Целинского района Ростовской области произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с сооруженным на нем кладбищем.

Нередко властью не проводятся необходимые мероприятия по отмежеванию участка земли, постановке указанного земельного участка на кадастровый учет и оформлению кладбища в муниципальную собственность. Эта ситуация остро наблюдается не только в городах и сельских поселениях, отличающихся большим спросом на землю, но и со стороны садоводов, застройщиков или иных лиц. Отсутствие регистрации кладбищ существует и в городских округах – в частности в результате передачи к муниципальному образованию помимо самого города, также сельских территорий, встречающихся еще со времен советского периода.

К последствиям отсутствия регистрации кладбища относится невозможность в законном порядке выполнять на нем работы: местные органы не могут перечислять средства из бюджета на де-юре не существующий объект.

Так как эта проблема является особо актуальной, то появляется интерес разобраться в причинах отсутствия оформления кладбищ. Например, погосты часто находятся на региональной или федеральной земле, и соответствующие структуры не передают свои участки муниципалитетам. Другой пример, когда имеются трудности и с оформлением кладбищ, расположенных на муниципальной собственности землях. К причинам, влекущим за собой такую ситуацию, относят цену землеустроительных и кадастровых работ.

Действия по межеванию и установлению участков земли для муниципального управления не бесплатны, кадастровый учет совершается по принципам заявки, ответственность за организацию участка несет его владелец, в частности, орган местной власти. Очень часто муниципальное управление не может понести такие расходы.

Согласно нормам законодательства РФ рассчитано выделение санитарных зон. Размеры санитарно-защитной зоны определяются видом погребения и размером объекта, предназначенного для этих целей. Например, по цели функционирования санитарно-защитная зона считается защитным барьером, сохраняется степень безопасности жителей при использовании объекта в штатном порядке.

Санитарно-защитная зона определена для того, чтобы объем вредных для человека веществ и источников бактерий, поступивших в почву и грунтовые воды, снизился до приемлемой концентрации. В настоящее время недостаточно урегулированными являются вопросы проведения экологического контроля в санитарно-защитных зонах. [1]

К тому же, границы санитарно-защитной зоны оформляются от источников химического, биологического и другого воздействия, либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке до ее внешней границы в определенном направлении. Таким образом, установление границ участка земли, расположенного на кладбище и его кадастровый учет является главным условием наличия кладбища.

Режим изъятия земельного участка включает в себя следующие основные стадии:

– вынесение заключения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд надлежащим органом государственной или местной власти;

– сообщение собственнику участка земли о грядущем изъятии;

– непосредственное изъятие участка земли у собственника.

Конечные условия изъятия (включая цену, сроки и другие условия) составляются вследствие соглашения между надлежащим субъектом РФ и собственником земельного участка. В случаях, если соглашение между сторонами не достигнуто, а изъятие участка земли столь необходимо, то орган исполнительной власти субъекта РФ может обратиться в суд с иском об изъятии участка земли. Собственник участка, в свою очередь, также может обратиться в орган исполнительной власти субъекта РФ с предложением о выкупе у него земельного участка, расположенного вблизи с местами захоронения.

Когда итогом увеличения участка, принадлежащего для захоронений, случилось то, что находящиеся рядом участки земли оказываются санитарно-защитной зоне кладбища, то собственники таких участков могут обратиться в суд с исковым заявлением о выкупе в обязательном порядке и возмещении ущерба.

Стоит сказать, что бывают ситуации причинения ущерба в качестве понижения рыночной цены участка собственникам, участки которых находятся с кладбищем, так как в конечном счете увеличения территории, отведенной для расположения на ней участка захоронения, увеличивается и санитарно-защитная зона.

Перейдем к процессу и порядку расширения участка кладбища, касаемо данной ситуации. Например, перераспределение, которое относится к виду образования участков земли, в следствии чего образуются новые участки земли. Таким образом, факт начальных участков земли отменяется с момента государственной регистрации права собственности и других вещных прав на все создаваемые из них земельные участки.

Отсюда следует, что размер участка увеличивается посредством перераспределения участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой. Нормами законодательства РФ регулируются случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.

Проанализировав вышеуказанные нормы, стоит сделать вывод о том, что существуют случаи перераспределение участков, осуществляющихся на основании соглашений между компетентными органами, а также бывают случаи, когда по решению надлежащего органа.

Если перераспределение ведется по согласованному проекту межевания, то в соглашении или решении компетентного лица обозначаются реквизиты решения о согласовании проекта межевания участка. А когда перераспределение планируется на основании схемы размещения участка, то такая схема будет необходимым приложением к соглашению или решению о перераспределении. Стоит сказать, что в соглашении о перераспределении участков необходимо указывать обязанность сторон по предоставлению оформления участков земли, включая распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков, а также информацию о правах, возникающих на образуемые земельные участки.

Выводы

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в современном мире особо актуальна проблема нехватки земель для оформления или увеличения участка кладбища. Данная проблема остро показана в условиях, когда вся существующая в муниципальной собственности земля уже изучена и обжита, а свободного места нет.

Данная причина актуальна для муниципальных образований, с уже имеющимися границами по факту заполненной территорией не взирая на потребность предстоящего расширения. К тому же, группу риска составляют и муниципальные образования, власти которых преодолели приватизацию муниципальных земель.

Насущная проблема нехватки территории для последующего захоронения наблюдается в крупных городах. Предполагается, что бывают такие пути решения данной проблемы, например, создание крематориев и аренда или покупка нужной территории у соседних муниципальных районов.

Ещё один существенный вопрос состоит в том, что органы местной власти очень часто не устраивают важные действия по отмежеванию участка земли, постановке данного участка на кадастровый учет и передачи кладбища в муниципальную собственность. По законодательству РФ участок под кладбищем нужно выделить из земельного фонда поселения, далее составить план кладбища, сделать так, чтобы захоронения соответствовали условиям закона, а именно размера могил, ширины дорожек, устройства парковок и проездов для спецтранспорта. Затраты по обеспечению кладбища следует добавить в бюджет поселения, организовать в администрации отдельное подразделение, которое бы управляло кладбищами, привести в порядок работу выдачи участков.

Реализация всех этих условий будет являться для некоторых муниципальных образований одновременно убыточной и невозможной. Средств на обеспечение кладбищ нет, а действия по наведению порядка их деятельности необратимо принесут финансовые сложности для работников администраций, взыскивающих средства за помощь с ритуальных служб или прямо вытягивающих денежные средства у родственников умерших.

Библиографический список:

1. Аббасов П. Р. Актуальные вопросы правового регулирования экологического контроля / П. Р. Аббасов // Актуальные проблемы гражданского права: сборник научных трудов. – Челябинск, 2011. – С. 4-9.
2. Аксенов Н. А. Нормативно-правовое регулирование оборота земельных участков, занятых гражданскими и военными захоронениями [Электронный ресурс] / Н. А. Аксенов, Д. О. Волобуев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – Курск, 2020. – №2 (44). – С. 76-83. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42988331 (дата обращения: 25.05.2022)
3. Алпаева А. С. Земли историко-культурного назначения как территориальный резерв города Казани [Электронный ресурс] / А. С. Алпаева, Н. Н. Лихачева, Г. Р. Сафина // Землеустройство, кадастр недвижимости и мониторинг земельных ресурсов: – Улан-Удэ, 2021. – С. 88-93. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46245903 (дата обращения: 25.05.2022).
4. Мирзоева Э. Р. Установление правового режима гражданских и военных захоронений / Э. Р. Мирзоева // Юридический факт. – 2020. – № 84. – С. 10-19. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42373669 (дата обращения: 28.05.2022).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх