магистрант
ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет
студент
Галиуллин Марат Зуфарович, кандидат исторических наук, доцент ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет
УДК 379.85
Введение: Влияние пандемии коронавирусной инфекции на мировую экономику действительно огромно. Это масштабное проявление наблюдалось практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в туризме. Все отрасли сталкиваются с серьезными проблемами, и реальные масштабы последствий по-прежнему трудно полностью оценить. Согласно прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council (WTTC)), это публичное кризисное событие приведет к тому, что 50 млн специалистов в мировом туристическом секторе потеряют работу. Это означает, что уровень безработицы в туристическом секторе, по разным оценкам, составит 12-14%. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в аналитическом обобщении существующего материала по заявленной теме и попытке установления системных взаимосвязей в постэпидемиологической работе отрасли.
Актуальность статьи связана с текущим интересом к развитию индустрии туризма в Китае и условиями, в которых индустрия туризма работает не только в крупных городах, но и на периферии в период пандемии и постпандемии. Туризм является динамично развивающейся отраслью, поэтому он стал движущей силой современной мировой экономики, а также он оказывает значительное влияние на экономическое развитие страны.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в аналитическом обобщении существующего материала по заявленной теме и попытке установления системных взаимосвязей в постэпидемиологической работе отрасли.
Целью статьи являетсяизучение и оценка состояния, проблем и перспектив развития внутреннего туризма в Китае.
Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1. Дать общую характеристику туристкой индустрии за период пандемии;
2. Раскрыть аспекты новых туристических направлений;
3. Проанализировать тенденции развития индустрии туризма в Китае.
В работе применяются следующие методы научного познания: теоретический анализ, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме.
Материалом для статьи в основном послужили работы Liu Juan, Wang Chaohui, Fang Shimin Suyan Shen, Hao Wang.
Научная новизна статьи заключается в том, что были выявлены особенности индустрии Китая, а также тенденции развития в период пандемии и постпандемии. В научный оборот также введены новые источники, переведены статьи китайских ученных, которые ранее не были задействованы в научном дискурсе.
С 2020 года из-за последствий пандемии туристическая индустрия Китая сильно пострадала, а внутренний туризм продемонстрировал лишь медленное восстановление. К концу 2021 года по-прежнему сохранялся большой разрыв с уровнем 2019 года, хотя общее количество туристов и доходы на внутреннем туристическом рынке Китая восстановились по сравнению с 2020 годом.
Согласно статистическим результатам выборочного обследования внутреннего туризма, опубликованного Министерством культуры и туризма КНР, общее число внутренних туристов в Китае в 2021 году составило 3,246 млрд, что на 367 миллионов больше, чем за аналогичный период прошлого года, увеличившись на 12,8% (восстановлено до 54,0% в 2019 году). Среди них 2,342 млрд городских жителей, увеличившись на 13,4%; 904 млн сельских жителей, увеличившись на 11,1%.
Стоит отметить, что восстановление доходов от внутреннего туризма в Китае является достаточно стабильным, если сравнивать с другими странами. В 2021 году доходы Китая от внутреннего туризма (общее потребление туризма) составили 2,92 трлн юаней, увеличившись на 0,69 трлн юаней по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличившись на 31,0% (восстановившись до 51,0% в 2019 году). Среди них туристическими услугами воспользовались городские жители, что составило 2,36 трлн юаней, увеличившись на 31,6%, а также сельские жители, что составило 0,55 трлн юаней, увеличившись на 28,4%.
Для Китая первоочередной задаче была безопасность, а также профилактика и борьба с пандемией на туристических объектах. Поэтому при выборе туристического маршрута многие китайцы, в особенности начальные и средние школы, выступают за путешествия по провинциям, чтобы не находиться в местах с большим скоплением людей. Периферийные путешествия также являются основной движущей силой восстановления индустрии туризма в условиях пандемии. Что интересно, согласно данным по внутреннему туризму, во время празднования «Национального дня» в 2021 году расстояние в пути и радиус отдыха внутренних туристов сократился в два раза. Среди них средний радиус путешествия туристов составляет 141,3 км, что на 71,7 км меньше, чем в 2019 году, снижение на 33,66%; средний радиус отдыха пунктов назначения составляет 13,1 км, снижение на 1,1 км по сравнению с 2019 годом, снижение на 7,75%. «Трехчасовой» туристический радиус стал основной сферой деятельности праздника и характеристики местного туризма, который фокусируется на городском досуге и пригородном туризме. С точки зрения туристических групп, городские жители предпочитают отдаленные пейзажи, и их доля поездок на расстояния свыше 300 км составляет 12,2%.
В то время как периферийный туризм продолжает оставаться популярным, серьезная гомогенизация продукта, недостаточная многоформатная связь и отсутствие инноваций стали важными факторами, сдерживающими развитие периферийного туризма. В настоящее время туристы заботятся о своей безопасности, гигиене, высоком качестве услуг и конфиденциальности, что не всегда может предоставить туризм на периферии. Поэтому необходимо расширять потенциал периферийного туристического рынка и повышать его привлекательность.
К тому же в последние годы городские развлекательные туры и сельские туры стали одним из самых популярных направлений для китайских туристов. В частности, «легкий туризм», «микро-отдых» и «домашний отель», которые характеризуются краткосрочностью, близостью и высокой частотой. Согласно соответствующим опросам, около 50% туристов предпочитают посещать сельскую местность и пригородные парки, чтобы полюбоваться осенним урожаем и весенним цветением, насладиться осенними красками, понежиться в горячих источниках. Судя по масштабам поездок, доля сельских туристов, выбирающих городской и пригородный туризм в провинции достигает 35,4%, что на 8,9% выше чем у городских жителей; доля городских жителей, выбирающих межвузовский туризм составляет 23,9%, что на 5,2 % выше чем у городских жителей.
С точки зрения туристических зон, возраст туристов положительно коррелирует со спросом на сельские районы на окраинах города и отрицательно коррелирует со спросом на горные, лесные, водные и живописные места. Туристов с высоким доходом имеют более высокий спрос на культурные ландшафты и природные туристические достопримечательности, такие как горы, леса и водные растения. Спрос на семейный туризм и исследовательский туризм сосредоточен на туристах в возрасте до 45 лет, которые предпочитают путешествовать со своими семьями, доля которых составляет около 40%.
Также стоит отметить, что с 2021 года семейный туризм стал одним из самых важных направлений в развитии туристического рынка. В первой половине 2020 года эпидемия повлияла на общие показатели рынка путешествий родителей с детьми. В первой половине 2021 года он восстановился до уровня 2019 года. По словам семей, опрошенных «Отделением путешествий родителей с детьми и молодежных лагерей Китайской ассоциации туризма», более 50% респондентов выезжали в путешествия более 3 раз в первой половине 2021 года. При этом тематические парки с богатыми развлекательными заведениями и полным комплексом удобств стали основными направлениями для семейного туризма, на долю которых приходится почти половина рынка семейного туризма. Согласно онлайн-опросу, проведенному Китайской туристической ассоциацией «Отделение путешествий родителей с детьми и молодежных лагерей Китайской ассоциации туризма» в марте 2021 года, 70,31% семей будут рассматривать тематические парки в качестве приоритетного продукта.
Что интересно, в последнее время в Китае также стал популярен ночной туризм, один за другим стали появляться различные проекты, такие как ночные туры по рекам и другим водоемам, ночные представления и ночные рынки. Многие туристские объекты также пытались продлить время тура, чтобы предоставить туристам больше возможностей для ночных путешествий. Ночной туризм стал заметным событием в процессе качественного развития индустрии культурного туризма в 2020 году. Согласно статистике и прогнозам Института перспективных отраслевых исследований КНР, рынок ночного туризма Китая продолжил быстро расти в 2021 году, и ожидается, что объем рынка достигнет 36,35 трлн юаней, увеличившись на 18,08 трлн юаней по сравнению с 2016 годом.
В то же время внедрение концепции ночного туризма открыло новые возможности для развития и использования туристических ресурсов. Согласно данным, опубликованным Hornet's Nest Tourism, 72,22% туристов рожденных после 95 года планируют ночные поездки во время своих путешествий, а доля туристов рожденных после 90-х и после 00-х годов, которые также планируют ночные туры, превышает 60%. «Ночной вид» и «ночной рынок» также стали популярными ключевыми направлениями для местного туризма. По сравнению с обычными дневными турами, ночные туры расширяют возможности туризма во временном измерении, а также предоставляют больше возможностей для развития индустрии культурного туризма.
После отмены короновирусных ограничений некоторые интернет-компании сотрудничали с учреждениями культурного туризма и туристическими достопримечательностями для интеграции и создания ориентированной на рынок цифровой платформы потребления культурного туризма с помощью создания цифровых продуктов. В то же время, приобретается опыт цифрового культурного туризма как в онлайн, так и в оффлайн формате, полностью интегрируя культурный контент с цифровыми развлечениями, внедряя культурные объекты и туристические достопримечательности на цифровые развлекательные платформы, такие как онлайн-игры, фильмы и прямые трансляции и т.д. Активное внедрение цифровых технологий в индустрию туризма позволяют направлять пользователей на посещений культурных объектов и туристических достопримечательностей на месте, а также полностью взаимодействовать и смешивать пользователей, информацию и потребление между физическим пространством и виртуальным пространством.
Согласно анализу, следует отметить, что деятельность индустрии туризма Китая в ближайшем будущем будет основываться на следующих условиях:
- Работа туроператоров перешла на индивидуальные маршруты для небольших групп. В октябре 2020 года количество индивидуальных заказов на экскурсии по туристическим достопримечательностям выросло на 24% по сравнению с 2019 годом. Людям нравится путешествовать группами до 6 человек, в основном семьями. Туристические агентства должны ускорить разработку семейных маршрутов и попытаться изменить туристические маршруты традиционных путешественников.
- Ускорение разработки новых туристических продуктов: туры по городу на короткие расстояния, сельские туры, развлекательные туры для родителей и детей и т.д.
- Проведение тренингов по чрезвычайным ситуациям в связи с пандемией, предотвращению кризисов и реагированию. Для сотрудников туристических направлений необходим новый уровень подготовки в области выживания в случае стихийных бедствий и природных катаклизмов, а также управления кризисами, включая обучение сотрудников цифровым навыкам, изучение новых стандартов гигиены и профилактику эпидемий, а также правилам поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.
- Обновления службы поддержки для раннего предупреждения в случае эпидемий. Предоставляя групповые поездки, туристические агентства должны заблаговременно предоставлять информацию о местных карантинных требованиях, рекомендациях по страхованию от болезней и других услугах, чтобы не беспокоить потребителей.
- Использование сетевых технологий для создания электронной системы дистанционного комментирования (аудиогид, видеогид). До эпидемии многие регионы пытались создать такие электронные системы. После вспышки эпидемии спрос на бесконтактные удаленные услуги растет. Пакет записанных голосовых инструкций может быть использован в качестве дополнительной туристической услуги. Туристы могут использовать видео, прямую трансляцию и другие формы контента для дистанционного устного перевода гидов.
Заключение
С 2021 года улучшаются темпы китайско-российского экономического и торгового сотрудничества, прагматическое сотрудничество в различных областях продолжало углубляться, а потенциал двусторонней экономики и торговли получил дальнейшее стимулирование. В то же время обеим сторонам также выгодно продолжать продвигать высококачественное развитие торговли, продолжать поддерживать стабильность производственной цепочки и цепочки поставок, а также продолжать содействовать торговому сотрудничеству в новых областях.
В настоящее время Китай и Россия сформулировали и завершили «Дорожную карту для качественного развития китайско-российской торговли товарами и услугами» и наметили планы по достижению цели в 2200 млрд долл США в торговле между двумя странами.
Обе стороны также договорились содействовать росту трансграничной электронной торговли и торговли услугами, повышать уровень упрощения процедур, расширять доступ к сельскохозяйственной продукции, эффективно использовать выставочную платформу и продолжать активную реализацию «Соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве между Китаем и Евразийским экономическим союзом».
Рецензии:
20.07.2022, 0:02 Азизова Насиба Бахритдиновна
Рецензия: Статья посвящения развитию туризма в Китае. Анализируется текущее состояние туристической отрасли в Китае. Приводятся множество статических данных, связанное с туристическим потенциалом Китая в условиях пандемии и после периода пандемии и другие аналитические материалы. Статья в изложенном автором варианте рекомендуется к публикации.
27.12.2022, 15:40 Худойкулов Тулкин Дустбобоевич Отзыв: Актуальность проблематики статия не вызывает сомнений. Она тесно связана с вопросом современного состояния и перспектив развития индустрии туризма в Китаяский республики. Данная проблематика является на сегодняшний день весьма злободневной, т. к. в условиях перераспределения туристских потоков с выездного на въездной и внутренний туризм вопросы импортозамещения (в том числе и в сфере туризма) объективно становятся приоритетными. В связи с этим развитие автотуризма может существенно изменить ситуацию с темпами ускорения развития внутреннего и въездного туризма в нашей стране: увеличить объем реализации услуг в туристском многоотраслевом комплексе, повысить налоговую составляющую, обеспечить занятость населения регионов в туристской индустрии. |