Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №108 (август) 2022
Разделы: Психология
Размещена 08.06.2022. Последняя правка: 20.07.2022.
Просмотров - 1081

Возрастные особенности страхов в младшем школьном возрасте

Гатилова Кристина Юрьевна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Студент

Доронина Наталья Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет НИУ «БелГУ»


Аннотация:
В статье представлен анализ возрастных особенностей страхов в младшем школьном возрасте. В исследовании приняли участие учащиеся первых классов в возрасте от 6 до 8 лет. Выявлены и описаны значимые связи между видами страхов и их возрастными особенностями в младшем школьном возрасте.


Abstract:
The article presents an analysis of the age characteristics of fears in primary school age. The study involved first grade students aged 6 to 8 years. Significant connections between the types of fears and their age characteristics in primary school age have been identified and described.


Ключевые слова:
страх; возрастные особенности страхов; виды страхов; тревожность; младший школьный возраст

Keywords:
fear; age characteristics of fears; types of fears; anxiety; primary school age


УДК 159.9

Введение

Проблема страха актуальна для представителей любого возраста, но наибольшую важность она имеет для детей младшего школьного возраста. Данный период связан с переходом ребёнка из детского сада в школу и сопровождается кризисом 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности, переживанием нового социального статуса ребёнка-школьника. На фоне этого у него может появиться большое количество страхов [1, с. 184].

Большой вклад в исследование проблемы детских страхов внесли такие зарубежные учёные как: Дж. Боулби, Г.С. Салливан, А. Фрейд, З. Фрейд, Э. Фромм, С. Холл и другие. Среди отечественных психологов были: Н.Г. Вологодина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Ковалёв, М.А. Панфилова, А.М. Прихожан и другие [3, с. 50].

Обзор литературы показал, что учёные больше внимания уделяют исследованию видов страхов или исследованию причин появления страхов в младшем школьном возрасте, в то время как проблема возрастных особенностей страхов недостаточно изучена, что определило проблему нашего исследования.

Цель, задачи и методы исследования

Цель нашего исследования заключается в изучении возрастных особенностей страхов у детей младшего школьного возраста.

Мы выдвинули гипотезу о том, что возрастные особенности страхов в младшем школьном возрасте будут иметь особенности, а именно: дети младшего школьного возраста, у которых выражены медицинские и физические страхи, страх смерти, сказочных персонажей, темноты и кошмарных снов, а также пространственные страхи чаще имеют высокий уровень тревожности; дети младшего школьного возраста, у которых выражена пространственные страхи, а также социально-опосредованные страхи имеют средний уровень тревожности.

Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологической литературы по проблеме возрастных особенностей страхов у детей в младшем школьном возрасте.
2. Выявить эмпирическим путём возрастные особенности страхов у детей в младшем школьном возрасте.
3. Разработать рекомендации для родителей детей младшего школьного возраста, имеющие большое количество страхов.

Для достижения цели были подобраны следующие методики исследования: тест «Страхи в домиках» (А.И. Захаров и М.А. Панфилова); опросник для родителей «Тревожность ребёнка» (Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко). Исследование проводилось на базе МБОУ РСОШ №4 города Рыльска. В исследовании принимали участие 30 учеников первых классов в возрасте от 6 до 8 лет.

Научная новизна статьи заключается в том, чтобы выявить связь между уровнем тревожности и наличием определённых страхов у детей младшего школьного возраста для их дальнейшей коррекции с помощью разработанных нами рекомендаций.

Результаты

В начале нашего исследования был проведён тест «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфилоой для диагностики количества и видов страхов у детей. По результатам было выявлено 8 групп страхов и их наличие у детей младшего школьного возраста. Наивысшие результаты получились по шкалам «Физические страхи» и «Социально-опосредованные страхи», они присутствуют у 87% детей и свидетельствуют о том, что большинство детей младшего школьного возраста боятся транспорта, стихии, неожиданных и громких звуков, опоздания в школу, наказаний, одиночества. Также имеется наличие медицинских страхов – 80%, страха темноты и кошмарных снов – 67%, боязнь животных – 33%, страх смерти и пространственные страхи – 27%, страх сказочных персонажей – 13%. Для наглядности результаты представлены на рисунке 1.

Рис.1. Выраженность страхов у детей младшего школьного возраста

После этого в ходе исследования мы провели опросник для родителей «Тревожность ребёнка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. У детей были выявлены три уровня тревожности: высокий, средний, низкий. У большей части испытуемых преобладающим является средний уровень проявления тревожности – 40%. Такие дети достаточно активны и общительны, однако основное проявление тревожности заключается в ситуациях фрустрации, если не удовлетворена потребность в безопасности. У 33% испытуемых выражен высокий уровень тревожности. Она часто проявляется в ситуациях одиночества, к примеру, укладывание спать в одиночестве, одевание. Для 27% детей свойственен низкий уровень тревожности. Для наглядности результаты представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Выраженность уровней тревожности у детей младшего школьного возраста

С целью выявления статистических различий между возрастными особенностями страхов у детей младшего школьного возраста c разным уровнем тревожности, нами был применён непараметрический статистический критерий для трёх независимых выборок Н-Краскала-Уоллиса. Результаты представлены в таблице. 1.

Таблица 1. Выраженность возрастных особенностей страхов у детей младшего школьного возраста в зависимости от уровня тревожности (ср.б.)

Возрастные особенности страхов

Уровень тревожности

Нэмп

Высокий

Средний

Низкий

Медицинские страхи

0,86

0,8

0,75

0,2*

Физические страхи

1

0,6

0,75

2,5*

Боязнь животных

0,2

0,3

0,5

1,7*

Страх темноты и кошмарных снов

1

0,65

0

21,7**

Страх смерти

0,4

0,1

0,25

1,4*

Страх сказочных персонажей

0,4

0

0

2,9*

Пространственные страхи

0,3

0,7

0,25

10,7**

Социально-опосредованные страхи

0,86

1

0,25

12,2**


У детей c высоким уровнем тревожности в большей степени выражены медицинские страхи, физические страхи, страх темноты и кошмарных снов, а также социально-опосредованные страхи. То есть такие дети боятся транспорта, стихии, неожиданных и громких звуков, боли, уколов, врачей, болезней, наказаний, одиночества, также дети боятся оставаться одни в темноте, и сильно пугаются, когда им снятся страшные сны. А у детей со средним уровнем тревожности в большей степени выражены медицинские страхи, социально-опосредованные и пространственные страхи. То есть такие дети также боятся уколов, врачей, болезней, боли, а также наказаний, присутствует страх остаться в одиночестве, страх высоты, глубины, замкнутых пространств.

Рекомендации для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих большое количество страхов 

В современном мире ребёнок подвергается влиянию большого количества неблагоприятных факторов, которые могут привести к задержке развития потенциальных возможностей личности, а также развить у ребёнка множество страхов. Чтобы снизить уровень проявления этих страхов, родители могут воспользоваться данными рекомендациями.

1. Относитесь к страху ребёнка серьёзно и адекватно. Избегайте преуменьшения и преувеличения значимости страха. Родители никогда не должны смеяться над признанием ребёнка в том, что он чего-то боится, тем более стыдить ребёнка за испытываемый им страх.

2. Объект перестанет вызывать страх у ребёнка, если с ним поближе познакомиться. Дети иной раз боятся незнакомых и громких звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.

3. Не стоит фиксировать внимание ребёнка на страхе, если он выражен слабо или только начал проявлять себя. Займите ребёнка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его. Через некоторое время можно завести с ребёнком разговор о том, что все люди испытывают разные чувства: грусть, радость, удивление, в том числе и страх. Стоит обсудить с ребёнком, все ли чувства приносят пользу людям. Сделайте совместный вывод о том, что и страх полезен, он помогает ребёнку быть осторожным в некоторых ситуациях. В пример можно привести страх высоты, который помогает держать равновесие, придаёт устойчивость ногам, цепкость рукам. Также можно прочитать сказку или рассказ ребёнку про смелого персонажа, а затем обсудить её [4, с. 156].

4. Важным шагом на пути к преодолению страха является рассказ ребёнка о своём страхе. Когда ребёнок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. В этот момент для взрослого важно «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.

5. Можно использовать технику рисования. Ребёнок не всегда может рассказать о своём страхе в силу личностных особенностей. Попросите ребёнка нарисовать то, что его напугало. А после этого для снижения детской тревоги нарисованный страх можно разорвать, сжечь. Или же можно сделать данный страх смешным, жалким, чтобы показать ребёнку, что бояться нечего.

6. Для снятия тревожности и избавления ребёнка от страха, его можно проиграть. Игра для ребёнка является наиболее адекватным способом познания мира, выражения своих чувств, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребёнка и несёт много информации для взрослого. В игре ребёнок может стать главным, установить свои правила. Играя, ребёнок переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение.

7. В борьбе со страхами можно использовать сказки. Родители могут использовать как готовые сказки, так и сочинять сказки сами, вместе с ребёнком. Важно, чтобы каждая сказка содержала в себе главную проблему и пути её решения. Сочиняя сказку, родители должны придумать её так, чтобы ребёнок видел себя в лице главного героя сказки, который побеждает свои страхи тем или иным способом. Как показывает практика, дети переносят в реальную жизнь способы преодоления трудностей, услышанные в сказках, и успешно реализуют их.

8. Родителям важно всегда узнать главную причину страхов своего ребёнка. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребёнка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении. А отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки избавить ребёнка от него. Поэтому важно уделять как можно больше внимания ребёнку, больше общаться с ним.

Выводы 

Таким образом, у детей присутствует большое количество страхов, которые в основном связаны с уровнем их тревожности. Например, чем выше уровень тревожности у ребёнка, тем сильнее у него будет страх перед темнотой, он сильнее будет бояться отрицательных сказочных персонажей, у него сильнее будет выражен страх опоздания в школу, наказаний, одиночества. Для того, чтобы снизить тревожность и помочь детям избавиться от страхов нами были разработаны рекомендации для родителей детей младшего школьного возраста, имеющие большое количество страхов. В них подробно написано, что надо делать и как вести себя родителям для снижения уровня тревожности у их детей.

Библиографический список:

1. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография / А.И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2016. – 672 с.
2. Коненко Е.А. Особенности содержания страхов у детей / Е.А. Коненко // Молодой учёный. – 2016. – №14. – С. 547-549.
3. Усынина Т.П. Исследование страхов в младшем школьном возрасте / Т.П. Усынина // Психолог. – 2019. – № 4. – С. 49-54.
4. Саржанова, А.С. Детские страхи и пути их преодоление [Текст] / А.С. Саржанова, А.К. Егенисова // Современные наукоёмкие технологии. − 2014. − №7. − С. 155-157




Рецензии:

10.06.2022, 19:22 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья представляет определенный практический интерес. Материал соответствует требованиям к научным публикациям. Рекомендуется к опубликованию.

12.06.2022 10:10 Ответ на рецензию автора Гатилова Кристина Юрьевна:
Спасибо большое!

11.06.2022, 17:10 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Прежде всего, объясните проценты на рис. 1. Читатель не должен догадываться о их происхождении. Сформулируйте научную новизну статьи: методики известны, тогда в чём?
17.06.2022 8:08 Ответ на рецензию автора Гатилова Кристина Юрьевна:
Спасибо за вашу рецензию! В статье имеются пояснения ко всем рисункам. В рис. 1 проценты получились исходя из результатов методики в определённой выборке детей, это описано в тексте.

13.06.2022, 8:49 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Представленная статья представляет практический интерес. Не прописана и не отражена научная новизна. Автор ставить задачу исследования - Разработать рекомендации для родителей детей младшего школьного возраста, имеющие большое количество страхов. Статья выиграет, если в тексте статьи они будут представлены.
17.06.2022 8:08 Ответ на рецензию автора Гатилова Кристина Юрьевна:
Спасибо! Обязательно добавим рекомендации!

19.07.2022, 19:53 Чикаева Татьяна Александровна Александровна
Рецензия: Статья может быть быть рекомендована к публикации после следующих доработок. Необходимо описать ход эмпирического исследования, проанализировать выборку. Предложенные рекомендации следует обосновать результатами исследования. Присоединяюсь также к рекомендациям формулировки научной новизны статьи.

18.08.2022, 16:52 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: В данном виде, статья рекомендуется к опубликрванию.



Комментарии пользователей:

17.07.2022, 14:04 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Автор рассматривает в работе актуальную тему. Однако, необходимо добавить к страхам, также следующие страхи: 1 - cтрах, возникающей у детей при их наказание и избиение. В развитых странах существуют законы о наказание родителей за избиение детей; Во всех мировых религиях отводится значительное место правильному воспитанию детей и божественному началу всего. 2 - страх от возникновения сильного шума. Например, в Швейцарии соблюдение тишины узаконено; 3- страх детей при просмотре ими фильма ужесов. В этой связи необходимо запрещать детям просмотр фильмов про насилие, ужас, стихийных бедствий, наводнений, пожара, войны. На счет рассказывания сказки детям, то необходимо исключить отрицательные персонажи, пугающие детей (баба яга, черт, и т.д.); 4 - cтрах детей возникающей от несоблюдения ими техники безопасности. Необходимо обучать детей техники безопасности, в том числе правильному питанию (необходимо вводить уроки по технике безопасности и правильному питанию). Рекомендую доработать и опубликовать статью.


Оставить комментарий


 
 

Вверх