Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология, Социология
Размещена 14.06.2022. Последняя правка: 12.06.2022.
Просмотров - 142

Риски интернета для детей и подростков

Елдарова Зурият Кичибатыровна

студент

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Алиева

студент

Лайпанова Фатима Хутовна, кандидат философских наук, зав.кафедрой философии и социальной работы Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск


Аннотация:
В статье рассматриваются угрозы и опасности, с которыми сталкивается подросток в интернете и способы защиты от опасности, а также результаты проведенного нами опроса об интернет-зависимости у подростков.


Abstract:
The article discusses the threats and dangers faced by a teenager on the Internet and ways to protect against danger, as well as the results of our survey on Internet addiction in adolescents.


Ключевые слова:
безопасность детей в сети; киберугроза; интернет-зависимость; безопасный интернет; глобальная сеть; фишинг

Keywords:
children's online safety; cyber threat; Internet addiction; secure internet; global network; phishing


УДК 37.0153

Введение.

Благодаря быстрому развитию IT информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Одна из наиболее перспективных областей ИКТ- Интернет.

Интернет-это пространство, где люди быстрее и проще общаются друг с другом и обмениваются информацией.

Использование платформы WEB 2.0 в Интернете значительно расширило возможности для обучения, творчества и социального общения, а также привело к появлению многочисленных социальных сетей. Это привлекло больше пользователей, а именно детей и подростков. Дети и подростки относятся к более уязвимой категории и нуждаются в гораздо большей защите.

Актуальностью данной темы является то, что широкое использование Интернета детьми и подростками привело ко многим проблемам с их  информационной безопасностью.
Наличие в глобальной сети сайтов, полных вредоносной информации, может привести к тому, что дети столкнуться с контентом, пропагандирующим сексуальное насилие, агрессию и т.п.

Целью данной статьи является рассмотрение угроз и опасностей, с которыми сталкивается подросток в интернете и способы защиты от опасности.

Задачами данной статьи являются выявление угроз и опасностей, которые могут возникнуть в интернет-пространстве, а также проведние опроса с целью определить степень осознания признаков интернет-зависимости и ее наличие у подростков.

Научная новизна. 
Научная новизна данной статьи состоит в том, что на основе имеющихся данных, мы провели исследование, которое помогло нам сделать анализ данной проблемы в нашем регионе, учитывая специфические особенности данной территории.

Научная разработанность.
Подростки подвергаются обману в Интернете, неэтичному поведению, а также сталкиваются с техническими и социально-психологическим угрозам. Использование Интернета подвергает детей  угрозам и опасности собственной безопасности. Эти опасности могут быть классифицированы таким образом: мишень для преступников, осведомленность о вредоносной информации, интернет-зависимость, вредоносные игры, фишинг, вредоносная программа [1,2,5].

Мишень для преступников. Поскольку общение в Интернете строится с виртуальным человеком, участники физически не представлены. Преступники изучают психологию детей, их интересы, возрастные требования, уделяют им внимание, заботятся о них, устанавливают с ними «дружеские отношения», пытаются реализовать свои планы и встретиться с большим количеством детей в реальной жизни.

Осведомленность о вредоносной информации. Те, кто делится вредоносной информацией, распространяют информацию о религиозной, расовой, национальной и социальной ненависти и сексуальной эксплуатации через Интернет. Это включает в себя информацию об употреблении наркотических веществ и их приготовлении, размещении различных вредных и взрывоопасных веществ в домашних условиях, а также поощрение терроризма.

Наличие в Интернете образовательных, логических, развлекательных игр может повлиять на поведение и здоровье подростков. Вредные игры также могут включать азартные игры на реальные деньги. Идеологические игры пропагандируют жестокость, религиозную и расовую дискриминацию, влияют на детей и подростков, подталкивая их к агрессивному поведению, вырастают преступниками и имеют вредные привычки. Игры несут послание пользователю, пропагандируют чужеродные культуры и уводят молодежь от национальных ценностей и традиций.

Еще одной опасностью является фишинг, используемый интернет-мошенниками. Созданный хакерами, этот метод побуждает пользователя открывать мошенническое электронное письмо. Пользователь активирует вредоносное программное обеспечение, выбрав ссылку из электронного письма, и хакеры используют ее для получения личной информации.

Очевидно, что при создании веб-страниц реклама и бесплатное программное обеспечение автоматически загружаются в память. Эти программы включают в себя «черный ход», клавиатурные шпионские программы, троянских коней и так далее. Компьютерные вирусы также являются вредоносными программами. Каждый день хакеры создают сотни вредоносных программ в виде макровирусов, скачивают вирусы, скрипты. Эти программы могут либо повредить компьютер пользователя и информацию, либо полностью уничтожить его.  

 Таким образом, существующие угрозы могут способствовать тому, что подростки становятся жертвами киберпреступников; формированию мировоззрения, при котором интернет отталкивает от их близких, заставляя вести по условиям виртуального мира.

Защитные механизмы включают в себя, прежде всего, различные технологические методы, механизмы и программное обеспечение, которые используются для предотвращения вредоносной информации и прямых угроз пользователям Интернета. С помощью различных программ родители могут устанавливать ограничения на нескольких сайтах при использовании Интернета. Быстрый обмен данными и частый доступ к сети также активируют вирусы на компьютере. В дополнение к защите от вирусов существует большая потребность в фильтрации информации.

Некоторые дети целыми днями напролет играют в игры в Интернете. Их чрезмерный интерес к технологиям подрывает их здоровье и психику. Дети, которые проводят много времени за компьютером, физически меняются, и их система ритма замедляется, что приводит к появлению различных заболеваний. Нахождение за компьютером на близком расстоянии нарушает фокусировку глаз, в результате чего происходит потеря зрения. Люди, подверженные информационной зависимости в Интернете, могут выступать как субъектом, так и объектом киберпреступности. Ежедневное общение в виртуальном мире и стремление к интерактивным играм отвлекают детей от таких явлений, как время, пространство, реальность, создают недоверие к окружающим, нарушают распорядок дня и снижают их учебную деятельность.

В то же время необходимо обучать детей и подростков организовывать  безопасную среду в сети интернет. Важным моментом является осознание угроз и рисков формирования интернет-зависимости. По словам Ф.Х. Лайпановой «Интернет-зависимость можно обозначить как такую форму существования личности, при которой она, испытывая дискомфорт в объективной социальной реальности, избегает ее» [4, с.255].

Результаты.

Мы решили провести опрос, позволяющий нам определить степень осознания признаков интернет-зависимости и ее наличие у подростков. Опрос проводился среди подростков в возрасте 12-14 лет, обучающихся в первой школе Карачаевского городского округа. Выборка свободная.

На вопрос о том, ощущают ли себя зависимым от интернета (вспоминаете о предыдущих посещениях сети и ожидаете ли вы с нетерпением последующих), 60% респондентов ответили утвердительно, остальные 40% ответили отрицательно.

Желание продлить время пребывания в сети испытывают 57% опрошенных, пытались контролировать, ограничивать или отказаться от интернета в целом 43%. При этом эмоциональный дискомфорт при отказе или ограничении использования сети интернет испытывают 49% опрошенных.

Большая часть (51%) опрошенных проводят в интернете времени гораздо больше, чем предполагали. Однако это не мешает им хорошо учиться, проблемы из-за длительного пребывания в сети интернет они не испытывают.

На вопрос о том, приходится ли говорить неправду близким, членам семьи, друзьям, педагогам чтобы скрыть время, проведенное в Интернете, положительно ответили 30%, ответ «нет» характерен для 70%.

Важным является оценка опрошенными использования интернета как средства ухода от проблем, плохого настроения, беспомощности, раздраженности, депрессии. Подростки отметили, что проводят в интернете часы не столько из-за плохого настроения, сколько по причине наличия свободного времени и желания пообщаться и поиграть в различные игры.

В результате данного опроса выяснилось, что количество подростков, испытывают риск стать интернет-зависимыми - 30%, имеют зависимость - 50%. И только 20% регулируют свое время пребывания в сети и не подвержены зависимости от сети интернет.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в современном мире, дети и подростки подвержены влиянию компьютерных и интернет технологий. Родители, и соответствующие компетентные органы могут защитить детей и подростков от опасностей в Интернете или способствовать правильному решению этой проблемы с помощью различных средств по предотвращению потенциальных угроз, формированию у детей и подростков осознанного отношения к рискам и угрозе появления интернет-зависимости и выработке собственного алгоритма поведения в виртуальном пространстве.

Библиографический список:

1. Алгулиев Р.М., Махмудов R.Sh . Проблемы информационной зависимости и способы борьбы с ними. Экспресс-информация, Баку, Информационные технологии, 2009, 61 с.
2. Аллахвердиева С.С. Проблемы безопасности детей в Интернете, Экспресс-Информация, Баку, Информационные технологии, 2016, 91 с.
3. Домбровский С.С., Гишлар К.Л., Дерст Т. Защита молодых людей от кибер–порнографии и кибер-сексуального хищничества: главная дилемма Интернета // Child Abuse Revue, №3, стр.153-170.
4. Лайпанова, Ф. Х. Феномен интернет-зависимости подростков: причины и последствия / Ф. Х. Лайпанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53-10. – С. 254-260.
5. Соколов И.А., Колин К.К. Развитие информационного общества в России и актуальные проблемы информационной безопасности // Информационное общество. -2009, № 4-5, с.98-106.




Рецензии:

16.06.2022, 17:48 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Извините автор, но кроме % - тов, ничего авторского в статье нет. А что с этими % - тами делать - ни слова, более того, очевидно, что % - ты будут отличаться от места обследования - какая уж тут наука.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх