Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 15.06.2022. Последняя правка: 13.06.2022.
Просмотров - 1324

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Богданова Елизавета Валерьевна

студент

мурманский арктический государственный университет

Студент

Черник Валерий Эдуардович, кандидат педагогических наук, доцент,заведующий кафедрой педагогики,ФГБО «Мурманский арктический государственный университет»


Аннотация:
Развитие познавательного интереса у младших школьников – актуальная проблема для педагогики. В младших классах, развитие познавательного интереса ребенка является одним из важных факторов успешности в учебе. Одним возможных средств развития познавательного интереса у младших школьников можно выделить – дидактическую игру, так как она имеет немалое значение в психическом и интеллектуальном развитии. Несмотря на то что для младших школьников главным видом деятельности становится учеба, игра все же остается, а наоборот становится одним из стимулов в процессе обучения у младших школьников. У детей она вызывает живой интерес к процессу познания, активизируя их деятельность и помогая легко усваивать учебный материал.


Abstract:
The development of cognitive interest in younger schoolchildren is one of the urgent problems of pedagogy. When studying in the lower grades, the development of a child's cognitive interest is one of the important factors of success in studies. It is possible to single out one of the possible means of developing cognitive interest in younger schoolchildren – didactic play, since it is of considerable importance in mental and intellectual development. Despite the fact that learning is becoming the main activity for younger schoolchildren, the game still does not go away, but becomes one of the incentives in the educational process for younger schoolchildren. This arouses a keen interest in the process of cognition in children, activating their activities and helping them to easily assimilate educational material.


Ключевые слова:
развитие; познавательный интерес; младший школьник; дидактическая игра; игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Keywords:
development; junior high school student; didactic game; the KVN game


УДК 37.025(075.8)/ ББК 74.2

Введение. Каждый учитель должен понимать, что обучающийся не сможет успешно усвоить материал, если он не заинтересован и безразлично относится к знаниям. Поэтому познавательный интерес у младших школьников нужно формировать и развивать с раннего возраста.

Актуальность. Во все времена ученые и педагоги отмечают снижение интереса к учебе и интеллектуальную пассивность. Во время прохождении практики у первых классов мной было замечено, что большая часть школьников не были вовлечены в процесс урока, им было неинтересно и скучно просто слушать учителя, возможно в силу их возраста и их возрастных особенностей, но как только проходили уроки с использованием дидактических игр, мультимедийных технологий, познавательный интерес среди учеников возрастал. Это показывает, что познавательная интерес во многом зависит от успешной учебной деятельности младшего школьника, от того как она организована, какими средствами повышения и развития интереса пользуется учитель, так как ему важно сделать процесс обучения желанным и интересным, а также чтобы ученики самостоятельно стремились добывать новые знания.

Научная новизна. Создание игры «Что? Где? Когда?» применительно к своему региону, с помощью которой можно повысить познавательный интерес.

Цель работы: выявить уровень познавательной активности у младших школьников (в нашем случае это 1 и 4-ые классы), изучить возможность развития познавательного интереса младших школьников в процессе игры «Что? Где? Когда?» и создать собственную игру «Что? Где? Когда?» применительно к своему региону.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы охарактеризовать познавательный интерес как психолого-педагогический феномен.

2. Раскрыть сущность и особенности организации игры «Что? Где? Когда?» с младшими школьниками.

3. Выявить уровень познавательного интереса у младших школьников.

4. Разработать познавательно-развивающую игру «Что? Где? Когда?» для обучающихся начальной школы.

Основная часть.

Написано много исследований, посвящённых вопросам развития познавательного интереса учащихся. У каждого педагога и психолога имеется своя точка зрения на проблему познавательного интереса.

А.Е. Красильникова в своей статье с помощью психолого-педагогической литературы определила «познание», как мыслительный процесс субъекта, в результате которого люди создают понятия, схемы, образы, концепции, обеспечивающие воспроизводство и изменение их бытия, их ориентации в окружающем мире [4].

Словари характеризуют «познание», как процесс приобретение нового знания о мире, постижение закономерностей объективного мира. Исходя из этого, анализ понятия «познание» дает возможность описать этот процесс в виде получения и постоянного обновления знаний о мире [6].

Известные педагоги и психологи «интерес» понимают как [4]:

- активную познавательную деятельность человека на тот или иной предмет с эмоционально-положительным отношением к ней (А.Н. Леонтьева);

- механизм, который побуждает человека к деятельности в результате которой происходит эмоциональное насыщение. (Б.И.Додонов);

- динамические тенденции, определяющие структуру направленности личности и развивающиеся вместе с ней (Л.С. Выготский).

В статье А.В. Богуславской и Е.А. Рыбас был проведен анализ психолого-педагогической литературы, который показывает, что единого мнения относительно определения понятия «интерес» у исследователей не было. Полное раскрытие определения было в трудах П.Ф. Каптерева, который рассматривал интерес как динамичную и активную характеристику в структуре личности ребенка. Интерес как избирательное эмоционально окрашенное отношение к действительности определяет С. Л. Рубинштейн.  Придерживаясь подобной позиции, А. Г. Ковалев уточняет, что только устойчивые положительные эмоции личности определяют интерес к объекту [1].

Проанализировав понятия можно сказать что «познавательный интерес» - это более узкое понятие, суть которого заключается в стремлении обучающихся к овладению знаниями, в активном поиске новых способов углубления познания.

И.Ф. Харламов и Э.В. Маклаева считают, что познавательный интерес – это познавательная деятельность, окрашенная положительными эмоциями, сопровождающаяся побуждением к исследовательской деятельности [10,12].

В.С. Ильин предполагает, что основа развития познавательного интереса — это преодоление ребенком противоречий между потребностями и возможностями их удовлетворения [11].

И.А. Сапронов определяет познавательный интерес как причину, которая обозначает познавательно-эмоциональную позицию ученика [11].

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство исследователей все же сходятся в единое мнение что познавательный интерес, определяется как активная и положительная потребность личности человека, отличающаяся особой избирательной направленностью на конкретный предмет, обладающая ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что непроизвольные действия ребенка в игре превращаются в виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения [13].

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, когда учеба становится ведущей деятельностью, в которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как к субъекту. Меняются и условия вокруг ребенка, он ходит в школу, включается в другой ритм жизни, у него становится больше ответственности за результаты своей деятельности. В этом возрасте определяется дальнейший уровень физического и психологического развития личности, закрепление и формирование основных умений и навыков, приспособленность к новой социальной среде [3].

Познавательный интерес формируется постепенно, сначала это некое любопытство, любознательность с механизмом внимания. В школе познавательный интерес проявляется в самом начале обучения. Когда ребенку становится интересен его результат того что он изучает и делает, важно на этом этапе поддерживать ребенка, чтобы он верил в свои силы и направил их на учебу [3].

Эффективными средствами формирования познавательного интереса являются разного рода задания, направленные на развитие творческих способностей, а также дидактические игры как основное средство развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте. В игре ребенок активно включается в учебный процесс, он не напрягается и тем самым повышает эффективность своего обучения [14].

Дидактическая игра – это учебное занятие в форме учебных игр, воплощающий ряд принципов игрового и активного обучения, характеризующийся набором правил и фиксированной структурой [15].

Игра требует от школьников сообразительности, внимания, воспитывает выдержку, взаимоподдержку, развивает и повышает интерес к предмету, приучает к самостоятельности [15].

Таким образом, дидактическую игру можно считать, как одно эффективное средство развития познавательного интереса, так как при достижении полной эмоциональной включенности всех учащихся, происходит развитие их способностей и формирование умения.

Одним из средств работы по развитию познавательного интереса может быть игра "Что? Где? Когда?", она несет состязательно игровой характер, целью игры является стимулирование познавательного интереса.

Какие возможности есть у игры «Что? Где? Когда?» для развития познавательного интереса? С точки зрения педагогики интеллектуально-познавательные игры обладают огромным воспитательным потенциалом. Интеллектуальная игра – это форма образовательной деятельности, которая может повлиять на формирование личности и ее развитие. Дети, участвующие в игре, проявляют стремление к самореализации; у них развиваются навыки планирования и самоконтроля; им приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления [8].

Сама система игры «Что? Где? Когда?» достаточно интересна: своей гибкостью и вариативностью при выборе тем и формулировки базы вопросов для играющих, наличием наглядности всего процесса игры, что обеспечивает контролирование игрового процесса всеми его участниками.

Целью игры является: создание условий для развития познавательной активности воспитанников, умения работать в команде, расширение кругозора [8].

Педагогический потенциал игры «Что? Где? Когда?» состоит в том, что игру можно использовать не только одноразово для одной учебной дисциплины, а возможность их объединять, так как особого эффекта от одного раза не будет. Конечно, мало кто решается проводить игру в том виде, в каком она проходит на экранах телевизоров. Можно создать школьный интеллектуальный клуб. Такая форма организации учебной деятельности обладает большим потенциалом в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, развития познавательного интереса младших школьников [7].

Педагогическая ценность таких игровых методов заключается в том, что они развивают интеллектуальную активность и познавательные интересы детей, содействуют обеспечению осознанного восприятия окружающего мира, формируют самостоятельность и самодеятельность [9].

В период школьной практики был проведен опрос на выявление уровня познавательной активности младших школьников. В опросе приняло участие два первых класса в составе 36 человек и два четвертых класс в составе 29 человек. Использовался опросник изучения познавательной активности обучающихся, разработанный психологом Пашневым Б.К. При анализе результатов была использована таблица, описывающая уровень познавательной активности [5].

Результаты опросника.

Результаты первых классов:

Высокий уровень – 7 человек (19%)

Средний уровень – 18 человек (50%)

Низкий уровень – 11 человек (31%)

Результаты четвертых классов:

Высокий уровень – 15 человек (52%)

Средний уровень – 9 человек (31%)

Низкий уровень – 5 человек (17%)

Проанализировав результаты первоклассников, был сделан вывод, что в первых классах (в составе 36 человек, из двух классов) преобладает средний уровень познавательной активности. Это объясняется тем, что еще до поступления в школу у детей отмечается повышенный интерес. Вначале их интерес к учению распространяется на многое, имеет рассеянный характер. Детей интересует все в школе: им нравится слушать учителя, поднимать руку, вставать и отвечать на вопросы, читать вслух, писать в тетради, получать отметки. Следует отметить, что в этом возрасте их познавательные интересы еще не отличаются той устойчивостью и определенностью, как это бывает в более взрослом возрасте [2].

В четвертых классах преобладает высокий уровень познавательной активности, это объясняется тем, что постепенно интересы уточняются, дифференцируются (расчленяются). Одними видами занятий дети склонны заниматься больше, другими — меньше. Появляются любимые и нелюбимые предметы.

Результаты 1 и 4-ых классов показали, что уровень познавательного интереса у первоклассников находится на среднем уровне, когда дети интересуются только фактами, а не причинами, в четвертых классах уже уровень повышается (не у всех детей), им уже становится интересно узнать почему? из чего? и как? Изучив психолого-педагогическую литературу, мы можем сделать предположение, что, использовав игру «Что? Где? Когда?», познавательный интерес школьников может измениться.

Заключение.

Как мы выяснили, проблема развития познавательного интереса актуальна и занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. Однозначного решения данной проблемы нет, так как все зависит от эффективности учебного процесса, как мы уже знаем интерес, выступает как одним из важных мотивов познавательной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы помог нам подробно изучить понятие «познавательный интерес» с разных сторон. Изучены особенности развития познавательного интереса и названо одно из эффективных средств по работе развития познавательного интереса – дидактическая игра. В нашем случае, дидактической игрой была игра «Что?Где?Когда?», она как одна из форм проведения урока, способствует развитию познавательных процессов.

Был проведен опрос, при помощи которого был выявлен уровень познавательной активности учащихся первых и четвертых классов. Результаты опроса показали, что познавательный уровень у первых классов – средний, у четвертых – высокий.

Разработка игры «Что?Где?Когда?» (применительно к Мурманску)

Цель: развивать познавательные способности обучающихся

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность, расширять объем знаний о Мурманской области;

- формировать навыки овладение правилами игры, развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание, интеллект, любознательность, правильную конструктивную речь;

Оборудование: аудитория (класс), игровое поле: название секторов, динамическая стрелка, конверты с заданиями, таблички с названиями игры и команд, эмблемы.

Ход игры

I. Организационный момент

Подготовить игровое поле: разложить название секторов, конверты с заданиями и установить вращающуюся стрелку. Подготовить игроков: команды придумывают название, выбирают эмблемы (заранее). Команды усаживаются за столом вокруг игрового поля.

II. Сообщение цели и темы игры.

- Приветствие

- Напутствие игрокам

- Объявление темы: Мурманск «Что? Где? Когда?»

III. Представление команд 

1 команда…

2 команда…

IV. Сообщение правил игры.

  1. Игра состоит из 5 раундов. Каждый раунд соответствует указанному стрелкой названию сектора на игровом поле.
  2. В каждом секторе располагаются конверты с заданиями.
  3. На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время (3 минуты), когда игрокам разрешается общаться между собой.
  4. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
  5. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

V. Игра по заданиям

Участники команд сидят за круглым столом, на столе разложены вопросы. Крутится волчок, на вопрос отвечает каждая команда, тем самым зарабатывают количество очков.

Раунд 1

1 сектор вопросов.

Кому посвящается памятник «Алёша» в Мурманске?

(морякам, утонувшим в арктических водах)

В каком году Мурманску было присвоен звание Города-героя?

         (В 1985 году)

Какое животное изображено на гербе Мурманска?

(Рыба)

PS: Рыбы - это животные, известные как позвоночные - это означает, что у них есть позвоночник. «рыбы» - это уникальная группа животных, такая же, как млекопитающие, птицы и рептилии.

Раунд 2

2 сектор вопросов

Как называется полуостров, на котором расположена большая часть территории Мурманской области 

(Кольский полуостров)

Почему в Мурманске зима наступает позже, чем во всех других городах полосы?

 (из-за близости тёплого течения Гольфстрим)

Какими морями омывается территория Мурманской области (Баренцево море, Белое море)

Раунд 3

3 сектор вопросов.

Через какой промежуток времени после основания Романова-на-Мурмане был переименован в Мурманск?

(Через полгода)

Чьи войска заняли Мурманск во время иностранной военной интервенции в Россию?

(Войска Великобритании)

Какой из памятников Мурманска является старейшим?

(Памятник жертвам интервенции)

Раунд 4

4 сектор вопросов.

По изображению герба определить, какому городу принадлежит тот или иной герб.

 герб Кандалакши

(Апатиты)

 

(Кандалакша)

 герб Гаджиево

(Гаджиево)

Итоги игры

Подводятся окончательные итоги, и мы узнаем победителей сегодняшней игры “Что? Где? Когда?”

Библиографический список:

1. Бугославская А.В., Рыбас Е.А. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен/ [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38582225
2. Гоноболин Ф.Н. Интересы младших школьников/[электронный ресурс]. URL: http://www.biografia.ru/about/psihologia137.html
3. Косточакова М.Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте/ [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20585285
4. Красильникова А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен/ [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20182546
5. Опросник изучения познавательной активности обучающихся [электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/oprosnik-izucheniia-poznavatelnoi-aktivnosti-obuch.html
6. Педагогический словарь [электронный ресурс] URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/articles/223/poznanie.htm
7. Подкидышев А. А. Технология организации игры "Что? Где? Когда?" в учебно-воспитательном процессе / [электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/03/22/tekhnologiya-organizatsii-igry-chto-gde-kogda-v-uchebno
8. Полищук Н. А. Методическая разработка на тему "Интеллектуально-познавательная игра: Что? Где? Когда?" / [электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/09/21/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-intellektualno-poznavatelnaya
9. Психолого-педагогический потенциал игры / [электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/blog/psikhologo-pedagogicheskii-potentsial-igry.html
10. Репкина С.И. Познавательный интерес: понятие, структура, этапы формирования у школьников / [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36885143
11. Турушева Е.В Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики / [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26167272
12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с / [электронный ресурс]. URL: https://kki.tuva.muzkult.ru/media/2020/11/15/1242224215/Xarlamov_Pedagogika.pdf
13. Холодкова О.Г., Манакова Е.А. Психология детей младшего школьного возраста / [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26078985&selid=26079138
14. Черемкина О.П., Сокорутова Л.В. Формирование познавательных интересов у младших школьников / [электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-interesov-u-mladshih-shkolnikov
15. Шабля И.Н., Герасименко А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / [электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20801824




Рецензии:

15.06.2022, 13:06 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Отзыв Рукавишниковой Е.Л. -доцента, канд. пед наук. Статья Богдановой Елизаветы Валерьевны "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»" достаточно проработана. Тема выбрана с учетом возрастных особенностей младших школьников. В этом возрасте три основных вида активной деятельности: учеба, труд, игра. Плюсы: Логично выстроено повествование. Проведено тестирование, разработанное Пашневым Б.К. Представлены виды вопросов для игры, скорее всего, по тематике "История города Мурманск". Не достаточно доработаны моменты: 1. Нет набора качеств из которых складывается познавательный интерес. В тексте встречаются: мотивация, интеллектуальная активность. Нужно, как минимум три, характеризующие субъекта по когнитиву, поведению и эмоциям. 2 Нет диаграмм или графиков, которые более наглядно представляют результат теста. 3. Одним тестом выявить познавательную активность также не достаточно. 4. Не описаны условия проведения игры. Игра проходит на уроке, во внеурочное время, в каникулы на отдыхе? 5. Не упоминается о том, что является призом этой игры? Какое поощрение получает выигравшая команда? 6.Данная игра командная. Как в ней можно определить уровень познавательного интереса каждого ребенка? Или цель в том, чтобы выявить познавательный интерес в сравнении учащихся первого и четвертого класса? Так тут и тесты проводить не нужно, ответ заранее известен. Рекомендуется в печать с доработкой.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх