кандидат технических наук
пенсионер
пенсионер
УДК 37.014
Введение.
Основополагающая роль в современном понимании и значении просвещения принадлежит выдающемуся немецкому философу Иммануилу Канту (1724-1804). Кант признавал важность роста приобретенных знаний, но просвещение это не только аккумулирование знаний. Это овладение людьми умением ставить разумно осознанные цели и находить средства их реализации.“Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия… Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого…”Иммануил Кант [1].
Просвещение заключается в “развитии своего разума” через собственное мышление вне догматических положений и общепринятых формул. Именно просвещение обеспечивает переход от несовершеннолетия к реализации заложенной в людях разумной способности мышления.
Непросвещенность – это человеческая неспособность думать независимо и самостоятельно.
Особенностью просвещения является то, что предметом изучения становится не объект, а субъект познавательной деятельности. Знания ведут к развитию именно тогда, когда их приобретение мотивировано собственной познавательной активностью субъекта.
Формирование позитивной мотивации субъекта и его умения мыслить независимо и самостоятельно способствует его полноценному развитию, что определяет влияние просвещения на качественную характеристику образования. Один из авторитетных современных российских философов Б .В. Марков так характеризует связь просвещения и образования: ”Просвещение в наше время – это не что иное, как гуманистическое образование.”[2]
Наш великий всемирно известный писатель Лев Николаевич Толстой, проявивший себя, как гениальный педагог-новатор, теоретик и мыслитель, придавал большое значение творческому наследию Канта. [3]
Испытывая внутреннюю связь с творчеством Канта после прочтения “Критики практического разума” Канта [4], оказавшего на Толстого глубокое влияние, Толстой считал своей обязанностью донести до широкой общественности идеи Канта на русском языке и использовать их в системе обучения. В 1906 г. он издает “Мысли Иммануила Канта, выбранные Л.Н.Толстым”.[5] Деятельность Толстого, открывавшим свои методы и систему обучения, была вызвана его осознанием значимости просвещения и образования подрастающего поколения.
Обучение – процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения учащимися сообщаемых им в школе знаний и навыков, связь обучения с жизнью, что отражает принципиальный подход Толстого к обучению: “Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать… Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знаний, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений и всякой терминологии.”[6]
Педагогические взгляды и система обучения Л. Н. Толстого отражают проблемы сегодняшних дней и актуальны на данном этапе развития образования.
Актуальность. В XXI веке Образование становится ведущим трендом мирового развития. Для устойчивого развития страны необходимо обновление системы образования, требующее приоритета государственной политики.
Цели. На основе проделанного анализа разработать предложения по устранению недостатков и обновлению системы образования в соответствии с требованиями устойчивого развития страны.
Научная новизна:
- впервые проведен обзор-анализ Стандартов обязательных учебных программ по физике с их отставанием в изучении современных фундаментальных теорий, сыгравших ключевую роль в современном развитии науки и научно-технического прогресса, показавший, что мировоззрение выпускников школы в XXI веке формируется на основе картины мира классической физики XVII – вторая половина XIX века.
- проанализированы причины недостатков основного общего образования в сравнении с требованиями руководящих документов Правительства Российской Федерации и современными тенденциями развития образования.
Основная часть.
Современные тенденции развития образования в неразрывной связи с просвещением.
В 2005г странами-членами Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) была принята “Стратегия ЕЭК ООН для Образования в интересах устойчивого развития”, разработанная ЕЭК ООН по инициативе Российской Федерации и Швеции.
Значимым принципом Образования для устойчивого развития (ОУР) является отказ от приоритета передачи знаний. Суть Стратегии состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков к развитию самостоятельного, критического и творческого мышления, формированию целостного взгляда на мир со всеми его взаимосвязями в природе и обществе, готовности действовать в быстроменяющихся условиях, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий.
ОУР – это принципиально новая форма обучения, охватывающая практически все предметные области естественных, гуманитарных и технических наук, непрерывный процесс, выходящий за пределы формального образования, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем детстве, особое внимание приобретает дошкольное и школьное образование.
В 2006 г. в Государственной Думе Российской Федерации прошли парламентские слушания “Об участии Российской Федерации в реализации Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития” c принятием решения о необходимости участия России в реализации принятой Стратегии, которая соответствует национальным интересам развития России.
В соответствии с принятым решением были разработаны “Национальная стратегия образования для устойчивого развития в Российской Федерации”[7] и “План действий по формированию и развитию образования для устойчивого развития в Российской Федерации”.[8]
Важнейшей предпосылкой становления ОУР в Российской Федерации явилось осознание необходимости изменения базовых основ современного образования в интересах устойчивого развития России.
Указанными документами акцентировано внимание на том, что ОУР – наиболее эффективная социальная технология построения стабильного и надежного будущего в России, а Концепция устойчивого развития как идеология общественного развития отвечает интересам России в неограниченной во времени перспективе.
Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает координацию процесса реализации Стратегии и возглавляет работу по инициированию и интеграции проблем ОУР в политику, программы и учебные планы на всех уровнях системы формирования ОУР с проведением оценки осуществления Стратегии.
Конечная цель “Плана действий…” – формирование в Российской Федерации к 2015 г. эффективно функционирующей системы образования, реально содействующей устойчивому развитию России. “Планом действий…” установлен Комплекс Государственных мер по организационному осуществлению и финансированию создания системы ОУР на федеральном и региональных уровнях.
Несмотря на исключительно важную и незаменимую роль образования в переходе к устойчивому развитию, что отмечено в решении Государственной Думы РФ, “Национальная Стратегия…” и “План действий…” на государственном уровне не приняты с соответствующим невыполнением всех мер и этапов создания системы ОУР.
Возникает вопрос – если координатору – Минобразования России-не удалось обеспечить координацию создания системы ОУР в целом, может быть это удалось частично внедрить в программы и учебные планы в отдельных предметных областях естественных и технических наук, влияющих на устойчивое развитие страны? Например, в физике?
Физика – именно та дисциплина, которая соответствует требованиям по реализации основных приоритетов ОУР – обеспечение общественно признанного вклада в стабилизацию развития с устремленностью в будущее и воспитание гуманистического мировоззрения с опорой на фундаментальное знание о природе и обществе.
Физика – основа научно-технического прогресса, без которого устойчивое развитие не достижимо. Развитие физики дало в руки человека современную технику, что привело к преобразованию окружающего нас мира. Все, чем отличается современное общество, появилось в результате применения на практике физических законов и открытий. Большинство новых открытий получают применение в промышленности, гражданской и военной технике. Физическое понимание процессов, происходящих в природе, постоянно развивается, требуются новые физические теории. Ключевая и незаменимая роль образования и просвещения при этом очевидны. Гуманитарное содержание самого предмета физики связано с развитием мышления, формированием мировоззрения, выработкой адекватного отношения к окружающему миру и активной жизненной позиции с пониманием познаваемости мира и возможности ориентироваться и работать в постоянно изменяющемся мире.
Известный американский физик-теоретик И. Раби так охарактеризовал значение физики в современном образовании: “Физика составляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени.”
Школьная образовательная программа по физике и ее соответствие современному уровню развития.
Приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 (редакция от 07.06.2017) “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” утверждены Стандарт основного общего образования по физике и Стандарт среднего (полного) общего образования по физике. Этими Стандартами утверждены обязательные минимумы основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников.
В Стандарте основного общего образования физика входит в перечень обязательных для изучения учебных предметов.
Структура Стандарта опирается, в основном, на классическую физику, развитие которой, в целом, закончилось в XIX веке, с включением элементов ядерной и атомной физики. В разделе “Механические явления” изучение различных видов механического движения и взаимодействия тел и объяснение этих явлений проводится на основе законов классической механики Ньютона, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда. Практическое применение полученных физических знаний ограничивается выявлением зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости, использованием простых механизмов в повседневной жизни, объяснением устройства и принципа действия физических приборов-весов, динамометра, барометра и простых механизмов.
Стандарт среднего (полного) общего образования имеет два уровня – базовый и профильный. Обязательными для изучения на базовом уровне являются – русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, физическая культура, астрономия, а также интегрированные курсы – Обществознание и Естествознание. Физика не является обязательным предметом и может выбираться по выбору, что говорит об отсутствии понимания важности и необходимости изучения физики.
Структура Стандарта базового уровня также опирается на классическую физику. Практическое применение полученных практических знаний ограничивается использованием в повседневной жизни простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
В структуре Стандарта среднего (полного) общего образования профильного уровня раздел “Механика” по своей сути, практически, не отличается от такого раздела в базовом уровне.
Представленные в Стандартах основные обязательные программы по физике и требования к уровню подготовки выпускников отражают неразрешимые противоречия между содержанием и практикой преподавания школьного курса физики и реальной потребностью осознания учащимися физики, как науки, глубоко преобразовавшей жизнь человека в XX веке, жизненной значимости изучаемого материала, связи обучения с жизнью с устремленностью в будущее.
Отставание в изложении эволюции физики и изучении базисных фундаментальных теорий и положений и проблем современной физики не позволяет только в рамках классических этапов ее развития сформировать у учащихся мировоззрение, отражающее современный взгляд на окружающий мир и целостную естественнонаучную картину мира.
Для понимания динамики познания физического мира и его влияния на развитие сознания и мышления необходимо изучение эволюции физики, ее связи с жизнью, а не отдельных физических законов, терминов и понятий.[9]
Эволюция физики в рамках школьной образовательной программы.
В течение длительного исторического периода развитие физики не было равномерным. В его рамках происходили крупные качественные сдвиги, влияющие на возникновение и развитие научно-технического прогресса.
Первую научную революцию в физической картине мира осуществил Николай Коперник (1473-1543). В разработанной им Теории гелиоцентрической системы мира, в противоположность геоцентрической, Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращаются Земля и планеты, что за 500 лет до Коперника предполагал великий ученый и мыслитель средних веков Аль-Беруни (973-1048).
Вторая научная революция, осуществленная Г. Галилеем (1564-1642) и И. Ньютоном (1642-1727) утвердила механистическую картину мира.[10] Ее основу составили законы механики, которая в XVII веке была наиболее разработанным разделом физики.
Механика явилась первой фундаментальной физической теорией.
Возрождение физики, как самостоятельной науки, начинается в XVII веке с фундаментальных работ Галилея. Галилей впервые сформулировал законы движения и свободного падения тел, закон инерции, который позволил сформулировать идею относительного движения (принцип относительности Галилея), установил независимость ускорения свободного падения от массы тела, доказав связь между силой и ускорением, опровергнув ошибочное утверждение Аристотеля о зависимости скорости тел от их веса.
Открытия, сделанные Галилеем, явились одними из самых важных достижений в истории человеческой мысли, ознаменовав действительное начало физики.
Теоретический фундамент классической физики создал И. Ньютон. Ньютон – основатель классической механики, как цельной научной теории на основе трех основных законов механики и закона всемирного тяготения, изложенной в фундаментальном труде “Математические начала натуральной философии”.[11]
Ньютон свел воедино законы движения в условиях Земли и законы движения планет, создав необходимый математический аппарат, изобрев дифференциальное и интегральное исчисления.
Классическая механика Ньютона явилась ключом к пониманию всех явлений природы.
Третья научная революция, осуществленная Д. Максвеллом (1831-1879)-автором теории электромагнитного поля, которая способствовала изменению существующей физической картины мира, которая охватывала материальный мир видимых и осязаемых предметов.
Теория электромагнитного поля Максвелла – вторая фундаментальная теория физики – сформировала новый раздел картины мира, касающийся эволюции материи на уровне микромира.
Вторая и третья научные революции в физике покрывают период XVII – вторая половина XIX века.
Анализ обязательного минимума содержания основных образовательных программ Стандартов основного общего образования и среднего (полного) общего образования по физике показывает, что установленные для изучения физические законы, теории, термины, определения и понятия ограничиваются XVII – вторая половина XIX века.
Развитие физики XX века, Новой физики, великие открытия которой совершили переворот в науке и изменили наш мир, осталось вне рамок учебно-познавательного процесса школьного курса физики.
Декларированная Стандартом цель – освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии – становится недостижимой.
Мировоззрение выпускников школ в XXI веке – система взглядов и убеждений, которые отражают в сознании общую картину мира и определяют направления деятельности – формируется на основе картины мира классической физики XVII – вторая половина XIX века.
Эволюция физики не отраженная в школьной образовательной программе.
На протяжении 200 лет целостная теория Ньютона оставалась незыблемой основой для современной физики. Законы механики являлись фундаментом мироздания. Они регулировали движение всех материальных тел. Все взаимодействия тел сводились к гравитационному взаимодействию между телами без материальных посредников и мгновенно. Силы притяжения между телами определяются Законом всемирного тяготения. Абсолютное пространство, абсолютное время и материя являются сущностями, независимыми друг от друга. Абсолютное пространство всегда остается одинаковым и неподвижным, течение абсолютного времени изменяться не может.
Во второй половине XIX века физика столкнулась с проблемами понимания и объяснения физических явлений, противоречащих классической механике Ньютона.
Французский физик Физо доказал, что сложение скоростей при световых явлениях – скорости света в воде со скоростью движения воды – не соответствует закону сложения скоростей Ньютона.[12]
Для спасения классической механики Ньютона была принята гипотеза существования неподвижного эфира, в котором движутся все тела во Вселенной и который, находясь между частицами воды и воздуха, препятствует сложению скоростей света и воды. И этот гипотетический эфир характеризовался еще двумя основными свойствами – абсолютная система отсчета, относительно которой можно измерять любые скорости и как “светоносный” эфир – среда для переноса электромагнитных волн.
Но опыт Майкельсона-Морли экспериментально подтвердил отсутствие эфира и неразрешимый конфликт с классической механикой.[13]
Временным разрешителем конфликта стал голландский физик Х. Лоренц, который в труде “Электромагнитная теория Максвелла и ее приложение к движущимся телам” разработал концепцию, в соответствии с которой движущийся электрон, испытывая воздействие эфира, должен сплющиваться в направлении движения, что приводит к сокращению тел, в том числе и измерительных устройств, что не позволило опыту Майкельсона-Морли обнаружить существование эфира.
Д. Максвелл понимал, что электромагнитные явления не укладываются в схему классической механики Ньютона. Максвелл доказал существование циклического процесса, в котором электрические и магнитные поля постоянно подпитывают друг друга в бесконечной электромагнитной волне, которая распространяется не мгновенно по Ньютону, а имеет конечную скорость – 300000 км/сек – скорость света. Свет стал рассматриваться как электромагнитные волны, распространяемые в пространстве, как колебания эфира.
Развитие теории Максвелла еще более углубило противоречия с классической механикой Ньютона. Все попытки объединить теорию Ньютона с теорией Максвелла терпели неудачу.
Требовался революционный выход из этой проблемы и эту революцию осуществил Альберт Эйнштейн, доказав несовместимость теории сил Ньютона и теории поля Максвелла, что по сути легло в основу Специальной теории относительности – четвертой научной революции.
“Основы физики претерпели неожиданные и радикальные изменения благодаря смелости молодого и революционно мыслящего гения”. Эти слова принадлежат выдающемуся физику-теоретику, одного из основателей квантовой механики Вернеру Гейзенбергу и относятся к Альберту Эйнштейну.
Специальная теория относительности (СТО), представленная А. Эйнштейном в работе “К электродинамике движущихся тел” радикально разрешила противоречия с классической механикой Ньютона.[14]
Классической механике Ньютона не было известно свойство массы превращаться в энергию. А. Эйнштейн открыл фундаментальный закон природы – Закон взаимосвязи энергии и массы – Е0=mc2 – грандиозный резервуар энергии в природе, где Е0 – энергия покоя, m – масса, с – скорость света. Рождение и развитие ядерной энергетики, ядерной военной техники, физики элементарных частиц неразрывно связаны с открытием этого закона. Стали объяснимыми реакции термоядерного синтеза в ядре Солнца и звезд, благодаря которым существуют жизнь на Земле и все химические элементы.
Это уравнение стало символом науки XX века, которое не только позволило понять, но и изменить окружающий мир.
Сущность физической природы массы далеко не исчерпана. Сейчас это самое многообещающее направление в энергетике будущего – управляемый термоядерный синтез, который остается сложнейшей нерешенной проблемой.
СТО разрешила противоречия между классической электродинамикой и классическим принципом относительности движения Галилея, распространяемым только на механическое движение тел. СТО распространила принцип относительности и на электродинамические явления, что позволило не только описать весь круг физических явлений с единых позиций, но и объяснить результаты эксперимента Майкельсона-Морли с доказательством отсутствия неподвижного эфира и понятия абсолютного покоя с бессмысленностью его использования в качестве абсолютной системы отсчета и носителя электромагнитных колебаний с утверждением материальности самого электромагнитного поля.
СТО положила начало преобразованию стиля мышления, становлению неклассического естествознания и значительно расширила понимание физики в целом, дав мощнейший импульс и новые теоретические инструменты для развития физики.
СТО утвердила постоянство скорости света, как фундаментальный закон природы и раскрыла фундаментальную связь пространства и времени, при которой в отличие от ньютоновского абсолютного пространства и абсолютного времени, временные промежутки между событиями трансформируются определенным образом в зависимости от системы отсчета, из которой они наблюдаются – все физические процессы с точки зрения наблюдателя в движущейся относительно него системе проходят медленнее. Время – равноправная составляющая пространства-времени, которая участвует в преобразованиях координат.
Если это трудно понять теоретически, то легче понять на практическом примере. Как этот реальный физический эффект в природе, открытый СТО, работает в действительности, показывает Система Глобального Позиционирования (GPS), используемая автомобилистами во всем мире. 24 спутника с установленными атомными часами вращаются со скоростью 14000 км/час, при которой часы на спутниках запаздывают относительно таких же часов на Земле на 7 микросекунд в день, что учитывается до отправки спутников в космос. Не принимая это в расчет, GPS была бы абсолютно неработоспособной в связи с накапливающимися ошибками в местоположении объектов.
Дальнейшим развитием СТО является Общая теория относительности (ОТО), опубликованная А. Эйнштейном в 1916 г.[15] ОТО определила зависимость пространства-времени от концентрации и движения материальных масс. Гравитационные эффекты обусловлены не силовым взаимодействием тел, а деформацией пространства-времени, которая связана с присутствием масс. В гравитационном поле тела движутся, как бы, “сами по себе” по кратчайшим путям в искривленном пространстве-времени.
ОТО – самая успешная теория гравитации, подтвержденная наблюдениями и общепринятая в мировой науке.
Макс Борн – выдающийся физик-теоретик, математик, один из создателей квантовой механики так охарактеризовал значение ОТО – “Величайший подвиг человеческого мышления перед лицом природы, самое удивительное сочетание философского постижения, физической интуиции и математического мастерства.”
Теория относительности является современным учением о свойствах пространства, времени, движения и массы, лежит в основе современного научного мировоззрения, отражающего обобщенные итоги познания мира человечеством.
Создание новых теорий в физике необходимо и необратимо как движение вперед в дальнейшем познании и накоплении знаний об устройстве мира и развитии научно-технического прогресса.
Очень важно в процессе обучения и формировании мировоззрения учащихся показать, что это не хаотичное создание новых теорий, а структурное последовательное изучение мироздания на основе результата выводов из опытных данных, накопленных естествознанием.
Классическая механика была разработана Ньютоном на основании многочисленных опытных данных и остается верной и незыблемой для нашего мира и на сегодняшний день. Введение положений ньютоновской механики об абсолютном пространстве и абсолютном времени не является ошибочным. Теория относительности не опровергает и не заменяет классическую механику, что подтверждается принципом соответствия, определяющего границы их применения.
Классическая механика в диапазоне скоростей значительно меньших скорости света обеспечивает достоверное описание физического мира, мира, в котором мы живем. Максимально наблюдаемая скорость движения тел в пределах Земли – Меркурий – 47,8 км/сек, Земля – 29,8 км/сек при скорости света – 300000 км/сек.
Результаты СТО переходят в результаты классической механики, когда рассматривается движение со скоростями малыми по сравнению со скоростью света.
Результаты, которые предсказывает ОТО, отличается от результатов, предсказываемых законами Ньютона, только при наличии сверхсильных гравитационных полей, создаваемых гигантскими массами, начиная от звездных систем, галактик и заканчивая всей Вселенной. Этим ограничительным условиям полностью соответствует описание классической механикой гравитационных взаимодействий в пределах Земли и Солнечной системы.
Несмотря на огромный объем накопленных знаний, современная физика еще далека от того, чтобы объяснить все явления природы. Понимание этого является необходимым условием формирования у учащихся современного научного мировоззрения.
Главной неподдающейся, уже более 100 лет, проблемой теоретической физики является создание единой теории поля.
Миру известны четыре фундаментальных взаимодействия, которые объясняют и описывают весь спектр физических явлений в мире – сильное (атом-электрон-протон…), слабое (при радиоактивном распаде), электромагнетизм и гравитация. Изучение этих взаимодействий происходит в двух непримиримых направлениях микро- и макромира:
- квантовая механика, из которой родилась Стандартная модель – теоретическая конструкция, описывающая сильное, слабое и электромагнитное взаимодействия всех элементарных частиц [16]
- ОТО, описывающая четвертое взаимодействие – гравитацию.
Стандартная модель описывает 5% от того, что есть во Вселенной, т.е. это всего лишь добавка к тому, из чего в действительности состоит Вселенная.
Неизвестно фундаментальное свойство нашего мира, которое необходимо понять и осмыслить и распознание которого может привести к новому пониманию устройства и эволюции Вселенной и открытию новых фундаментальных законов природы.
Явления природы на этих масштабах должна изучать и адекватно описывать теория, объединяющая ОТО и Стандартную модель – квантовая гравитация, представителем которой является теория струн, главной задачей которой является создание единой фундаментальной теории микромира, которая объединяет все взаимодействия элементарных частиц, включая гравитационнное.
Объективная оценка реального состояния создания этой теории выражена одним из авторов теории струн – Дэвидом Гроссом, Нобелевским лауреатом – “Так скоро ли сбудутся обещания теории струн? Шесть лет назад (2000г.) я смотрел в будущее менее оптимистично и говорил, что успеха теории струн придется ждать до следующего тысячелетия. Сегодня я более оптимистичен – я верю, что он придет уже в этом тысячелетии.”[17]
Претендуя на роль фундаментальной теории физики микромира и единой теории всех взаимодействий, разрабатываемая теория струн, полностью оторванная от эксперимента, является не законченной физической теорией и очень сложной математической теорией, не сформулированной окончательно, так как строится на произвольных математических допущениях, не отражающих картину того, какова физическая реальность на самом деле.
Возможно ли примирение ОТО и Стандартной модели?
Хотелось бы представить, что изучение основных принципов по созданию фундаментальных теорий от Галилея до разрабатываемой теории струн позволит читателям и ученикам, интересующихся физикой, увидеть те нюансы, которые скрываются при изучении эволюции физики и внести в будущем свой вклад в развитие представлений о сущности Вселенной и происходящих в ней явлениях.
Заключение, результаты и выводы.
Стандартно ориентированная школьная программа по физике продолжает готовить выпускников школ к реальности, которая осталась в прошлом.
Даже оставшаяся в прошлом цель образования – простая передача знаний, при отсутствии в школьной программе современных физических теорий, сыгравших ключевую роль в современном развитии науки и научно-технического прогресса, остается на уровне 40-х – 50-х годов прошлого столетия, когда эти теории считались лженаукой, “идеалистическим направлением в физике”.
Рассматриваемая школьная программа обучения указывает на дефицит просвещения – современного мировоззрения, развития самостоятельности и критического мышления, овладения практическими умениями и навыками, что не позволяет выпускнику школы иметь структурированную систему самостоятельной познавательной активности, необходимой для развития способностей к профессиональному и социальному самоопределению.
Но ответ на вопрос, заданный в начале главы, значительно шире.
Программными документами, определяющими стратегические цели развития Российской Федерации, являются майские Указы Президента Российской Федерации, которые реализуются через Государственные программы социально-экономического развития Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 г.” утверждены 12 целей стратегического развития Российской Федерации, в том числе “Образование”. Указ обязывает Правительство Российской Федерации обеспечить в 2024 г. “глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.” Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвердил 24.12.2018 Паспорт национального проекта “Образование” c обеспечением выполнения указанного требования в 2024 г.
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 “О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.” цели стратегического развития скорректированы и определены 5 целей стратегического развития Российской Федерации до 2030 г. “Образование” не входит в перечень национальных целей стратегического развития Российской Федерации. Срок достижения российским образованием глобальной конкурентоспособности скорректирован документами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Указа N 474, Распоряжением Правительства Российской Федерации N 2765-Р от 01.10.2021 утвержден “Единый план по развитию национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г. и на плановый период до 2030г.”[18] В разделе национальной цели развития “Возможности для самореализации и развития талантов” представлен “Комплекс мероприятий, направленный на достижение показателя “Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования” в 2030 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от26.12.2017 N 1642 (редакция от 09.05.2022) утверждена Государственная программа Российской Федерации “Развитие образования”, определившая стратегические приоритеты в сфере реализации Программы до 2030 г. – среднее профессиональное образование, дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование.[19] Одной из основных целей Программы является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования до 2030 г.
Ни в одном из указанных Государственных документов нет анализа состояния и оценки качества общего образования в России, в том числе в сравнении с ведущими странами мира, в них представлен широкий спектр различных факторов и характеристик мероприятий, но отсутствуют конкретные факторы и значения конкретных целевых показателей, характеризующих достижение указанной цели – войти в число 10 ведущих стран мира.
Оценка эффективности национальных систем общего образования различных стран проводится в соответствии с Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student, Assessment, PISA).[20]
Цель исследования – оценка уровня владения 15-16 летними учащимися знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе. Именно на данном этапе важно определить состояние тех знаний и навыков, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также оценить способности учащихся самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Исследование PISA позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в национальных системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.
Программа PISA оказывает значительное влияние на образовательную политику стран, охваченных данным исследованием. Страны, используя результаты исследования, объективно определяют сильные и слабые стороны образования и направления совершенствования систем образования.
В исследованиях, проведенных в ряде стран по итогам PISA 2000 и 2003 годов, было показано, что результаты оценки функциональной грамотности учащихся 15-16 летнего возраста являются надежным показателем дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности молодых людей.
Исследования PISA проводятся по трем основным направлениям: естественнонаучная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность.
Результаты исследования PISA 2015 и 2018 годов, которые в Российской Федерации осуществлялись Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской Академии Образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии региональных органов управления образованием.
PISA 2015 PISA 2018
1.Количество стран участниц 70 79
2. Место России
2.1 Естественнонаучная грамотность 32 33
2.2 Математическая грамотность 23 30
2.3 Читательская грамотность 26 31
Место России в 2018 г., по сравнению с 2015г., характеризующее уровень образования учащихся, заканчивающих основное общее образование, стало еще ниже.
В Государственной программе “Развитие образования” в разделе “Общее образование” указано: “Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспеваемости детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальной практики в школьной жизни.”
Как и за счет чего войти в число 10 ведущих стран мира в 2030 г. Государственная программа “Развитие образования” не раскрывает. Цель Программы остается многообещающим желанием, переходящим из одного Документа в другой.
Из стран Европы лидирующее положение занимают Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Швейцария, Польша, Эстония.
Особенность школьного образования в Финляндии – школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей жизни.[21]
Школьная система обучения имеет большую практическую направленность – главным становится не оценка усвоения учениками большого объема знаний, а развитие собственного мышления и способностей применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях. В школе стараются учить тому, что понадобится в жизни.
Выявлением склонностей каждого ученика к определенному виду деятельности занимается штатный-школьный специалист – “учитель будущего”.
Важны не заученные формулы и положения, а привлечение нужных ресурсов к решению текущих проблем, умение соотносить разные точки зрения на явления, события, толковать их смысл, объяснять окружающие явления, используя научные понятия и термины.
В Финляндии школьное образование является составной неотъемлемой частью системы Образования для устойчивого развития (ОУР), в основе которой лежит: всеобщность и непрерывность образования, междисциплинарный подход, взаимодействие преподавателя и учащегося с обсуждением в связи с практической деятельностью, совмещение обучения с просвещением и воспитанием, интеграция достижений современных отраслей знаний для создания моделей устойчивого развития.
Финляндия находится в лидерах международных сравнений в области устойчивого развития.[22]
Впервые необходимость развития ОУР, в интересах устойчивого развития, комплексно описана в “Повестке дня на XXI век” – основного документа, принятого на конференции ООН по окружающей среде в 1992 г., который стал Программой перехода человечества к устойчивому развитию.
В сентябре 2015 г. в ООН 193 государства-члена ООН официально приняли новую глобальную программу в области устойчивого развития – “Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г”.[23] Повестка включает 17 Целей устойчивого развития, все цели взаимосвязаны, поэтому усилия по их достижению должны носить комплексный характер.
В рамках Цели 4, определяющей необходимость внедрения ОУР, 184 государства-члена ЮНЕСКО утвердили Рамочную программу действий “Образование – 2030” – Повестку дня в области образования на период с 2015 по 2030 – “ЦУР4 – Образование 2030.”[24]
Повестка дня выделяет Образование одновременно, как самостоятельную цель и средство для достижения всех остальных целей устойчивого развития.
ОУР становится ведущим трендом мирового развития, главным фактором экономического роста, а инвестиции в образование – вкладом в устойчивое развитие страны.
Для устойчивого развития страны необходима модернизация экономики, а модернизация экономики связана с необходимостью обновления системы образования, позволяющей сформировать человеческий капитал, способный построить экономику, основанную на знаниях.
193 государства обязались достичь целей устойчивого развития к 2030 г.
Премьер-министр Финляндии Санна Марин, являющаяся также Председателем Национальной Комиссии по устойчивому развитию, определила цель нынешнего правительства – превратить Финляндию в “социально, экономически и экологически устойчивое общество к 2030 г.”[25]
Какие цели по устойчивому развитию определяет в России Государственная программа “Развитие образования”до 2030 г., в которой даже не упоминается об Образовании для устойчивого развития и ее связи с устойчивым развитием в целом?
В мире ведется активная работа по формированию системы Образование для устойчивого развития, в странах разрабатываются и реализуются национальные планы действий в области образования для устойчивого развития, внедряются активные методы преподавания и обучения, направленные на то, чтобы побудить учащихся изменить мышление и образ жизни и стать активными участниками устойчивого развития, основные вопросы устойчивого развития включаются в учебные программы по всем предметам на каждом этапе образования.[26]
В России такого национального плана нет, внедрение ОУР, являющегося не только неотъемлемой частью, но и ключевым инструментом по достижению каждой из целей устойчивого развития, не является приоритетом государственной политики, создание и развитие системы ОУР не соответствует современным требованиям и тенденциям развития.
Сконцентрироваться на приоритете развития ОУР и работать по нему в соответствии с целями устойчивого развития страны является посильной задачей для Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Но стратегические направления обновления образования, требующие преобразований, при отсутствии государственной политики и соответственно контроля Государства, не являются ключевой задачей, а интерес Министерства состоит в минимальных или формальных корректировках существующих программ развития образования. За этим скрывается проблема управления образованием во всех 89 субъектах Российской Федерации из единого центра. В экономике поняли, что это невозможно. А образование остается госплановым сектором в рыночной экономике.[27]
Устойчивое развитие не может быть обеспечено только за счет политического регулирования, финансовых механизмов или технологий.
Странами-членами ООН, принявших Программу в области устойчивого развития до 2030 г., повсеместно признано, что в достижении устойчивого развития ведущая роль принадлежит образованию, прямо называемому “решающим фактором перемен.” Другого эффективного решения проблем, стоящих перед человечеством, нет.
Осознание необходимости изменения базовых основ современного образования в интересах устойчивого развития явилось руководящим принципом инициативы Российской Федерации по разработке “Стратегии ЕЭК ООН для Образования в интересах устойчивого развития”, соответствующей национальным интересам развития России.
Мировое сообщество сейчас переживает переломный момент на своем пути к достижению целей в области устойчивого развития, сохраняя твердую приверженность принятой 193 государствами Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г.
Актуальность реализации целей устойчивого развития находит отражение в майских Указах Президента Российской Федерации с их последующим включением в отдельные Государственные программы.
Однако до настоящего времени в России нет Государственной программы, в которой реализация целей устойчивого развития соответствовала комплексному подходу в их реализации, который был принят 193 государствами в ООН в 2015 г. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. с зафиксированными в ней 17 Целями устойчивого развития положена в основу государственной политики стран в сфере обеспечения устойчивого развития.[28]
Системная реализация целей устойчивого развития, обеспечивающая их единство и сбалансированность, является главным условием в достижении устойчивого развития, что должно быть принято за основу при разработке национальных документов стратегического планирования в Российской Федерации.
Необходимость обеспечения устойчивого развития России в средне-и долгосрочной перспективе требует в настоящее время стратегического подхода к включению целей в области устойчивого развития в национальные планы развития и государственную политику, акцентируя внимание на необходимость принятия неотложных и многосторонних мер по достижению целей в области устойчивого развития с приданием им приоритетного и масштабного характера:
1. Разработка и утверждение Федерального Закона Российской Федерации по достижению целей устойчивого развития Российской Федерации.
2. Создание Национальной Комиссии по устойчивому развитию Российской Федерации, наделенной полномочиями руководящего органа по организации, координации и контролю за проведением работ по соответствию национальных целей Российской Федерации и проектов по достижению целей устойчивого развития.
3. Разработка и утверждение Государственной программы “Основные направления становления и внедрения системы “Образование для устойчивого развития” до 2030 г., меры и пути реализации”.
4. Разработка и утверждение Национального плана действий и реализации в области образования для устойчивого развития.
5. Разработка и утверждение “ Стратегии устойчивого развития Российской Федерации с комплексным подходом в реализации и тесной взаимосвязи всех целей устойчивого развития и определением ответственности органов исполнительной власти за их достижением на федеральном и региональном уровнях.”
6. Разработка и утверждение ежегодных планов по реализации “ Стратегии устойчивого развития…”.
Рецензии:
16.06.2022, 7:49 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Автор статьи пишет: "Первую научную революцию в физической картине мира осуществил Николай Коперник (1473-1543). Созданная им гелиоцентрическая система мира, в противоположность геоцентрической, давала представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращаются Земля и др. планеты". Однако, средневековый хорезмийский ученый энциклопедист Ал-Беруни (973-1048)впервые в истории науки рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C-%D0%91%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%BD%D0%B8). Необходимо откорректировать статью.
1.07.2022, 13:41 Цорин Борис Иосифович Отзыв: Эту статью критиковать просто страшно. Привлечь же могут. Но как минимум раздел выбран неправильно, на научную новизну с точки зрения физики статья даже не претендует. |
3.07.2022, 3:12 Васильев Эдуард Федорович Отзыв: Уважаемый Борис Иосифович! Спасибо за проявленный интерес к статье и Ваш отзыв. Ваша предусмотрительность криминальных последствий, когда "критиковать просто страшно", за что "привлечь же могут", позволила Вам распознать несуществующую связь между "неправильно выбранным разделом" - качеством образования и отсутствием "научной новизны статьи с точки зрения физики", которая в статье не является предметом рассмотрения, что указано в статье в определении цели и научной новизны статьи, на которые Вы не обратили внимание. Если Вы найдете возможность прочесть статью, не опасаясь в дальнейшем криминальных последствий,прошу Вас рассмотреть Ваши суждения с представленными результатами анализа происходящего в действительности. С уважением Э.Васильев |