Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Психология, Социология
Размещена 18.06.2022.
Просмотров - 115

Методы профилактики интернет-зависимости молодежи

Елдарова Зурият Кичибатыровна

студент

Карачаево-Черкесский государственный университет имени Алиева

студент

Лайпанова Фатима Хутовна, кандидат философских наук, заведующая кафедрой философии и социальной работы, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева


Аннотация:
В статье рассматриваются краткая история интернета, а также технологии профилактики интернет-зависимости молодежи, которые уже есть в современном обществе. Автор подчеркивает значение досуговой деятельности в профилактике данной формы аддикции.


Abstract:
The article discusses a brief history of the Internet, as well as technologies for preventing Internet addiction among young people that already exist in modern society. The author emphasizes the importance of leisure activities in the prevention of this form of addiction.


Ключевые слова:
зависимость (аддикция); интернет-зависимость; интернет; молодежь; досуг; информационные технологии

Keywords:
addiction; internet addiction; internet; youth; leisure; information technology


УДК 37.0153

Введение.
Понятие зависимости в классическом смысле для многих людей предполагает употребление химических веществ, но есть и нехимические пристрастия. Поведенческие зависимости проявляют признаки физической и психологической зависимости, которые являются основными факторами зависимости.   

Зависимость человека от интернета в целом может быть определена как неспособность к чрезмерному использованию интернета, утрата ценности времени, проведенного без подключения к интернету, сильная раздражительность и агрессия при лишении свободы возможности подключиться к интернету, а также постепенное ухудшение социальной и семейной жизни [8].

Актуальность данной темы является растущая вовлеченность молодежи во Всемирную паутину, породившая проблему неконтролируемого его использования, переходящая в проблему интернет-зависимости. В связи с этим появилась необходимость разработки и использования технологий профилактики, интернет-зависимости молодежи, чтобы преодотвратить негативные последствия внедрения информационных технологий, сохранить здоровье молодежи для дальнейшего существования и нормального функционирования общества. 

Целью данной статьи является  рассмотрение эффективности методов профилактики интернет-зависимости молодежи.

Задачей данной статьи является краткое рассмотрение истории возникновения интернета; выявление и анализ методов профилактики интернет-зависимости.

Научная новизна.

Научная новизна нашей работы заключается в том, что на основе изучения истории возникновения интернета оценили степень риска оказаться в интернет-зависимости, мы рассмотрели потенциал досуговой деятельности  и рационального проведения свободного времени как основной метод профилактики интернет-зависимости молодежи.

Научная разработанность.

В определении понятия «интернет-зависимость» мы исходим из того, что этим термином обозначается большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Представители различных наук, в том числе, социологи, психологи, педагоги и т.д. изучали отдельные аспекты проблемы. Современное состояние научных разработок в основном определяются работами таких ученых, как К.Янг, А.Голдберга и др. [8].

Для российских ученых проблема интернет-зависимости стала объектом изучения сравнительно недавно. Активно обсуждаются психологические последствия зависимости, причины и мотивы данного феномена, методы профилактики и лечения [4,5,6,7].

Согласно научным исследованиям в данной области выделяется пять основных  типов зависимости, которые характеризуется следующим образом: киберсексуальная зависимость, пристрастия к виртуальным знакомствам, навязчивая потребность в Сети, информационная перегрузка, компьютерная зависимость [2].

В основе интернета, история которого сегодня деконструирует весь мир, лежит соперничество между США и Советским Союзом. После запуска в 1957 году первого в истории СССР искусственного спутника Земли «Спутник» Министерство обороны США приступило к разработке проекта «ЯЧМЕНЬ» для наилучшего применения научных и технических разработок в армии. Была поставлена серьезная задача, согласно которой американские ВВС должны были разработать военную компьютерную сеть, которая могла продолжать работать, даже при повреждении после возможного ядерного удара по США.

Первая компьютерная сеть была основана в 1969 году в Калифорнии. Четыре больших компьютера в Южной Америке заключены по одному контракту. В 1970 году в эту сеть были добавлены компании Массачусетского технологического института, Гарварда, BBN и СДС. В 1971 году многие организации, такие как Американское управление по космосу и авиации (НАСА), закрыли эту сеть, и список продолжает расти с каждым днем. В 1972 году число терминалов достигло 23, и появилась концепция электронной почты. В 1976 году благодаря радио- и спутниковой связи США и американский континент были объединены в эту сеть. В 1979 году появились первые компьютерные новостные группы, и компания IBM создала систему BITNET, которая считается отцом Интернета. В 1980-х годах, когда холодная война потеряла свое влияние, академические и коммерческие круги начали проявлять интерес к этой компьютерной системе [1].

В первые периоды Интернет использовался только специалистами по компьютерам, инженерами и учеными и был нелегким в использовании. В ранние времена не было личных, домашних или офисных компьютеров, и их можно было использовать с помощью системы, не связанной с Интернетом. В эти периоды система использовалась только для целей электронной почты. Позже, в 1991 году, Тим Барнс изобрел всемирную паутину. Эта система была основана на более заметном потоке под названием "гипертекст" и предназначалась для облегчения обмена информацией и информацией. Появление WWW также мотивировало коммерческую среду. На эту дату число пользователей достигло 617 000 человек, а компьютерная сеть получила сегодняшнее название "интернет"[3].

В 1990-е годы число пользователей Интернета и их физическая структура экспоненциально росли. Эти годы стали переломным десятилетием для Интернета. Она росла невероятно быстро, и произошли крупные инновации, имевшие социальные, технологические и коммерческие последствия.

На протяжении 1990-х годов сеть Интернет выросла с примерно 300 000 хост-компьютеров до сотен миллионов компьютеров по всему миру. Сегодня точное количество компьютеров в Интернете точно неизвестно, но оценки превышают миллиард. На самом деле, на протяжении 1990-х и 2000-х постоянные технологические обновления серверов, систем управления и ключевых систем требовали обновлений для бесперебойной работы Интернета. Сегодня многие люди и организации не могут представить себе мир без Интернета. Он превратился из небольшого военного проекта в технологию, которая проникла почти во все аспекты нашей повседневной жизни [1].

 Можно констатировать, что интернет стал, пожалуй, самым выдающимся нововведением в истории человечества. Он стал практически необходимым инструментом для решения самых разных задач или даже неизбежным элементом нашей жизни. Сегодня большая часть пользователей могут получить доступ к Всемирной компьютерной сети через компьютер, мобильный телефон, игровую приставку, цифровое телевидение и другие устройства. Услуга доступа в Интернет может предоставляться через проводную или мобильную сеть: аналоговый коммутируемый модем через стандартную телефонную линию, ISDN (цифровую сеть с интеграцией услуг), DSL (цифровую абонентскую линию) или ADSL, кабельный модем, высокоскоростные выделенные линии, оптоволокно, через телефон или карту, встроенную SIM-карту в компьютер или USB-модем и т.д.

Как и всякое новшество, Интернет имеет свои преимущества и недостатки. Есть много скрытых негативных аспектов интернет технологий, которые необходимо принимать во внимание и осознавать их все каждый раз, когда мы их используем. Однако масштабы преимуществ Интернета намного перевешивают его недостатки.

Результаты.

В некоторых странах существуют различные методы лечения интернет-зависимости. Например, с недавних пор и правительство КНР пришло к выводу, что ситуация требует действий со стороны государства. Первым делом было запрещено посещение компьютерных клубов лицами, не достигшими совершеннолетия, исполнение этого закона регулируется постоянными полицейскими рейдами. Однако как показывает практика, подростки все равно умудряются обходить этот запрет.

Следующим шагом со стороны государства стала рекомендация к производителям компьютерных игр: их попросили ограничить количество часов, которые можно провести в игре за один день. На какое-то время это остановило игроманов. Но впоследствии «проблема» была решена при помощи использования иностранных серверов.

Пока государство решало, как именно бороться с новой зависимостью, по всей стране стали появляться детские лечебные центры, которые обещали безутешным родственникам, что через месяц их чадо вернется к нормальной жизни. Кому-то в этих центрах действительно помогали, кто-то возвращался оттуда искалеченным, кто-то не возвращался вовсе. Дело в том, что определенного момента проблеме интернет - зависимости не придавали особого значения, и, как правило, такие реабилитационные центры открывали непрофессионалы. Они считали, что достаточно создать ребенку невыносимые условия существования, и он сам излечится. Поэтому в качестве лечебных процедур часто практиковались безумные марш-броски, голодовки, избиения за малейшую провинность.

По словам Янга, Интернет-зависимость очень похожа на расстройство импульсивного контроля. Он описал общие признаки интернет-зависимости, которые в значительной степени основаны на критериях патологической склонности к азартному поведению [8]. Основными симптомами являются: 

- проведение больше времени в сети в ущерб своему здоровью;

- навязчивый поиск информации – это постоянная потребность в постоянном поиске информации;

- чувство беспокойства, раздражительности при попытке перестать увлекаться интернетом;

- изоляция от семьи и друзей для того, чтобы проводить время в интернете;

- сложности и проблемы с выполнением своих обязанностей на работе, так как недостаточно отводится время на отдых.

В Российской Федерации еще не подтвердили, что интернет-зависимость является психическим расстройством. Но интернет-зависимость — это сложный поведенческий синдром. Хотя интернет-зависимость еще не включена в DSM-V в качестве отдельного диагностического объекта, многие специалисты в области психического здоровья воспринимают интернет-зависимость как вполне реальную интернет-зависимость .

Ученые и простые люди, столкнувшиеся с данной проблемой, понимают, что это психосоциальная проблема, похожая на проблему злоупотребления психоактивными веществами. Его истинную распространенность трудно установить из-за различных инструментов, используемых для определения и измерения проблемы. Независимо от того, считается ли интернет-зависимость клиническим расстройством, мы знаем, что ее тяжесть сильно коррелирует с тяжестью сопутствующих психических расстройств.

В связи с этим, профилактика и диагностика интернет-зависимости зачастую осложняется тем, что пока не существует официально утвержденных критериев для определения степени привязанности к сети интернет. Хотя по аналогии с критериями игровой зависимости можно предложить следующий критерий интернет-зависимости: использование интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние и наносит ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу.

Профилактические меры играют важную роль для раннего и эффективного сдерживания проблем, связанных с нерациональным использованием Интернета. Профилактика интернет-зависимости, на наш взгляд, предполагает грамотную организацию досуга молодежи. При этом, молодые люди должны стать субъектом досуговых мероприятий и нужно избегать стихийного характера организации досуга. Необходимо научить активных пользователей сети Интернет  содержательно и полноценно проводить свободное время. Научить этому можно при условии максимально раннего включения детей и подростков в социально-активную деятельность. Работа должна вестись гибко, с учетом того, что потребности и интересы с возрастом меняются, соответственно и формы проведения свободного времени должны быть разнообразными.

Сегодня в образовательной системе широко используются технологии активизации творческой и проектной деятельности учащихся. Предотвратить «уход» в виртуальный мир возможно, если досуговая деятельность будет организована таким образом, чтобы участникам были гарантированы признание, успех и уважение сверстников, нивелирована агрессивное поведение. Так как наиболее предпочтительной формой организации досуговой деятельности является игра, в которой есть победители и побежденные, то она не должна превращаться в борьбу за приз, а способствовать умению быть членом команды, помогать и поддерживать друг друга. Программы для досуга сопровождаются общением со знакомыми из других групп, сменой эмоциональных воздействий и т.п. Игры, которые подбираются в соответствии с возрастными особенностями подростков, на воздухе (днем) и в помещении (вечером), обеспечивают оптимальный нравственный, психологический настрой.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод, что с ростом числа пользователей сети Интернет, в современном обществе существует угроза интернет-зависимости. Но аддикция не появляется автоматически, если даже человек длительное время пользуется интернетом. Поэтому необходимо разрабатывать эффективные методы профилактики, к числу которых мы относим умелую организацию досуговой деятельности  для того, чтобы не запустить данную проблему. Если человечество начнет рационально пользоваться информационными технологиями, и также рационально распоряжаться свободным временем, то можно будет минимизировать число людей страдающими интренет-зависимостью.

Библиографический список:

1. Букин Р.Н. Алгоритмы сжатия растровых изображений и соответствующие им графические форматы / Р.Н. Букин, И.Г. Журкин Тенденции развития. // Деп. В ОНТИ ЩШИГАиК, 19.11.2002, №780-гд, 2002. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/issledovanie-i-razrabotka-metodov-szhatiya-geodannykh-dlya-peredachi-po-kanalam-svyazi-v-glo/ (дата обращения: 16.06.2022 г.)
2. Винтон Серф. Как появился Интернет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vc.ru/u/808149-bezlimit-v-dom/271398-kak-poyavilsya-internet/ (дата обращения: 16.06.2022 г.)
3. Диков А.В. Эволюция Интернета от начала до наших дней и далее.[Электронный ресурс] – Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-interneta-ot-nachala-do-nashih-dney-i-dalee/ (дата обращения: 16.06.2022 г.)
4. Интернет-зависимость: Справочник и руководство по оценке и лечению редактор(ы): Kimberly S. Янг, Криштиану Набуко де Абреу. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e783022a-62ab4c12-113e4e30-74722d776562/https/www.chegg.com/textbooks/internet-addiction-1st-edition-9780470551165-047055116x/ (дата обращения: 16.06.2022 г.)
5. Лайпанова Ф.Х. Феномен интернет-зависимости подростков: причины и последствия // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53-10. – С. 254-260.
6. Цой Н.А. Социальные факторы феномена интернет-зависимости // автореф.дисс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/sotsialnye-faktory-fenomena-internet-zavisimosti/ (дата обращения: 16.06.2022 г.)
7. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного
взаимодействия / Е.В. Якушина // Педагогика. - 2001 -№4.-С.55-61.
8. Янг К.С. Диагноз - интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет.- 2000 - № 2 - С. 24-29.




Рецензии:

18.06.2022, 10:17 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Елдаровой Зурият Кичибатыровны тематически и содержательно полезная, раз она ориентирована на предупреждение, избавление от вреда, преподносимого электронно-общительной, развлекательной системой. Работа по оформлению действующим требованиям удовлетворяет, она публикации достойна. Однако стоит оговорить, что при разработке и запуске в употребление компьютерной, электронно-информационной системы негативная результативность этих полезных средств не была угадана. Не лишено негативного влияния на здоровье частое поддержание мобильного телефона у уха. Желательно указать важную роль в защите здоровья детей, молодежи позиций, действий родителей.

18.06.2022, 11:37 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Данная статья отличается своей актуальностью и своевременностью. Основные параметры выдержаня. Статья рекомендуется к опубликованию.

22.06.2022, 21:03 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема статья является актуальной. Цель исследования достигнута. Представленная статья соответствует всем требованиям. Рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

24.06.2022, 22:04 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: Как любят студенты выдавать за научную работу то небольшой доклад, то, как сейчас, эссе... А что поделать, баллы к сессии нужны, понимаю.


Оставить комментарий


 
 

Вверх