Магистр
Казанский Государственный Энергетический Университет
Студент
Валеева Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства, Казанский Государственный Энергетический Университет
УДК 330
Введение
Процесс разработки стратегии организации начинается с определения основных этапов предпринимательской деятельности и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее главной задачи. Исходя из этого, устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.
Актуальность
Актуальность темы, выбранной мною для данной работы, обуславливается в том, что однозначная стратегия и процесс ее выстраивания (стратегическое планирование) приносят пользу, как денежную, так и чисто психологическую. Использование стратегического планирования позволяет добиться эффективности работы при наименьших затратах. Стратегическое планирование является важнейшим способом достижения основной цели бизнеса, поэтому необходимость стратегического планирования сегодня не вызывает сомнений.
Цели и задачи
Целью данной статьи является организация стратегического планирования на предприятии ООО «Ай Пи Групп».
На основании поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- проанализировать основные показатели деятельности ООО «Ай Пи Групп», а также внешнюю и внутреннюю среду данного предприятия;
- на основе полученных данных, разработать стратегию развития предприятия;
- составить план управленческих мероприятий.
Научная новизна
Разработана типовая модель программы организации стратегического планирования на предприятии ООО "Ай Пи Групп", так же сформулированы методические рекомендации по стратегическому планированию на данном предприятии.
Основная часть
ООО «Ай Пи Групп» — динамично развивающаяся компания, команда молодых креативных специалистов и опытных мастеров в области архитектуры, проектирования и строительства.
Данная компания предоставляет полный комплекс услуг вплоть от самого рождения идеи до ее практической реализации и ввода готовых зданий в эксплуатацию:
- проектирование;
- полная экспертиза строительства;
- руководство процессом строительства, а именно ведение надзора;
- выполнение всех требований технического заказчика по строительству объектов.
Реализовывает комплексное обследование технического состояния строительных конструкций, зданий и сооружений, а также осуществляет разработку технических решений [1].
Далее мы можем увидеть основные показатели деятельности предприятия ООО «Ай Пи Групп» за 2019, 2020 и 2021 гг.
Показатели |
Значения, тыс.руб. |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Выручка |
253 115 |
89 731 |
169 379 |
Себестоимость продаж |
205 375 |
56 548 |
144 656 |
Валовая прибыль |
47 740 |
33 183 |
24 723 |
Управленческие расходы |
37 470 |
30 874 |
34 079 |
Прибыль (убыток) от продаж |
10 270 |
2 309 |
9 356 |
Чистая прибыль |
765 |
861 |
731 |
По данным таблицы 1 мы видим, что значение выручки за 2021 год по сравнению с 2019 годом снизилась на 83 736 тыс.руб. (66,92 %), но по сравнению с 2020 годом выросла на 79 648 тыс.руб. При этом себестоимость за 2021 год по сравнению с 2019 годом снизилась на 60 719 тыс.руб. (70,44 %), но по сравнению с 2020 годом выросла на 88 108 тыс.руб. Чистая прибыль снизилась. На это повлияло рост себестоимости и рост сальдо прочих доходов и расходов.
Эффективность хозяйственной деятельности предприятия и экономическая обоснованность его жизнедеятельности напрямую связаны с показателем рентабельности.
Рентабельность является одним из наиболее значимых среди оценивающих показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражает то, насколько эффективно организация использует свои средства в целях получения прибыли.
Показатели рентабельности (продаж) |
Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) |
Изменение показателя |
|||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
коп., (гр.4 - гр.2) |
± % (гр.5 : гр.2) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Рентабельность продаж |
4,06 |
2,57 |
5,52 |
1,46 |
35,96 |
2. Рентабельность продаж по чистой прибыли |
0,3 |
0,96 |
0,43 |
0,13 |
43,33 |
3.Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
4,23 |
2,64 |
5,23 |
1 |
23,64 |
По данным таблицы 2 видим, что все показатели за 2021 год по сравнению с 2019 годом заметно выросли, что говорит о росте финансовой эффективности предприятия.
Рассмотрим анализ рентабельности капитала, который помогает выяснить имеет ли предприятие основу для обеспечения высокой доходности собственного капитала.
Показатель рентабельности |
Значение показателя, % |
Изменение показателя (гр.4 - гр.2) |
Расчет показателя |
||
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.Рентабельность собственного капитала |
63,59 |
62,76 |
52,14 |
-11,45 |
Чистая прибыль/ итог раздела 3 |
2.Рентабельность активов |
0,39 |
0,07 |
0,03 |
-0,36 |
Чистая прибыль/ итог раздела 1+2 |
3.Рентабельность производственных фондов |
10,27 |
0,67 |
8,09 |
-2,18 |
Прибыль от продаж/ средняя стоимость ОС+МПЗ |
4.Фондоотдача, коэффициент |
269,27 |
44,79 |
378,5 |
109,23 |
Выручка/ стоимость ОС |
В результате проведённого анализа можно сделать вывод, что рентабельность собственного капитала на 2021 год значительно уменьшилась и составила 52,14. Причиной этому стало снижение показателя чистой прибыли.
Рентабельность активов так же снизилась на 0,36. Рост показателя себестоимости привела к такому результату.
Рентабельность производственных фондов снизилась на 2,18. Причиной уменьшения данного показателя стало снижение чистой прибыли.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что анализируемая нами организация ООО «Ай Пи Групп» находится на уровне своего развития. Но в ходе финансового анализа результатов деятельности предприятия были выявлены моменты, на которые стоит обратить внимание.
Анализ внешней и внутренней среды ООО «Ай Пи Групп»
Организация ООО "Ай Пи Групп" являлась поставщиком в 45 государственных контрактах на сумму 4 001 021 576 руб. Данная организация так же выполняет и государственные закупки и выступает в роли поставщика.
Далее в таблице 4 приведены топ-5 заказчиков у ООО «Ай Пи Групп» [1].
Наименование заказчика |
Количество контрактов |
Сумма контрактов, тыс.руб. |
КП «УГС» |
29 |
3 903 383, 058 |
КП «Урируо» |
2 |
52 979, 818 |
КП БСА «Лужники» |
1 |
35 943, 803 |
ГКУ "Главинвестстрой РТ" |
11 |
6 873, 051 |
ГКУ "Верхне-Отарский Детский Дом-Интернат для Умственно Отсталых Детей" |
1 |
1 700 |
Что бы определить, какое место занимает данное предприятие среди конкурентов, проведем сравнительный анализ.
Наименование организаций |
Выручка, тыс.руб. |
Уставный капитал, тыс.руб. |
Прибыль, тыс.руб. |
ООО «Ай Пи Групп» |
169 379 |
60 |
731 |
ООО "Управление Реставрации" |
145 657 |
10 |
453 |
ООО "Стройэкоресурс" |
154 782 |
20 |
654 |
ООО "Строй-Система" |
142 496 |
20 |
421 |
Как видно из таблицы 5, ООО «Ай Пи Групп» среди своих конкурентов занимает лидирующее место, что свидетельствует о том, что данное предприятие находится на уровне своего развития и финансово-хозяйственная деятельность ведется в правильном направлении.
Эффективным инструментарием для проведения анализа внешней и внутренней среды, а также выявления основных достоинств и недостатков ООО «Ай Пи Групп» являются PEST-анализ и SWOT-анализ [3, c.129].
PEST-анализ позволит акцентировать проблемные сферы внешней среды предприятия. Рассмотрим более подробно политические и экономические факторы среды, в которой функционирует ООО «Ай Пи Групп».
Политические факторы • Осложнение международных отношений • Санкции, запрет импорта • Гарантированные инвестиции • Повышение налогового бремени |
Влияние экономики • Рост инфляции • Негативная динамика ставки рефинансирования • Невозможность иностранных инвестиций и кредитования за рубежом • Отказ иностранных партнеров от сотрудничества . • Снижение платежеспособного спроса |
Социокультурные тенденции • Ориентация на комфорт. • Нехватка квалифицированных кадров как следствие многолетней моды на гуманитарные и экономические специальности |
Технологические инновации • Отсутствие финансирования исследований • Зависимость от западных технологий • Необходимость адаптации технологий • Большая доля ручного труда |
Как видно из таблицы 6, наиболее актуальными проблемами в настоящее время являются экономическая и политическая нестабильность. Эти проблемы влекут за собой недоступность технологий и иностранных кредитов, что в свою очередь приводит к резкому возрастанию себестоимости продукции и услуг на фоне падения платежеспособного спроса.
Далее рассмотрим SWOT-анализ. Он необходим для того, чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке.
Сильные стороны -Наличие хорошо подготовленного, квалифицированного персонала; -Конкурентное преимущество на рынке данного вида деятельности; -Известность торговой марки ООО «Ай Пи Групп» на рынке города; -Устойчивые связи с постоянным числом клиентов; -Стабильное социально-экономическое положение организации. |
Слабые стороны -Ориентация в основном на одних и тех же поставщиков сырья; -Малоэффективная реклама;
|
Возможности -Увеличение доли рынка в связи с освоением новых видов услуг; -Удачное географическое положение по отношению к потребителям услуг; -Предоставление годовой страховки после сдачи каждого объекта; |
Угрозы -Возможное увеличение числа конкурентов; -Неблагоприятные изменения налоговой политики; -Использование сырья предприятий-поставщиков;
|
Анализируя данные по таблице 7, можно сделать следующие предположительные выводы:
- Во-первых, еще раз рассмотреть поставщиков и деловых партнеров фирмы, проанализировать стоимость поставляемых материалов и продукции, сравнить данные фирмы с другими аналогичными по стоимости, качеству, географическому расположению. Возможно, заказать минимальные партии пробного варианта у других поставщиков для сравнения.
- Во-вторых, так как данные услуги пользуются уважением среди клиентов фирмы, необходимо удерживать данные позиции и по возможности расширять номенклатуру услуг.
- В-третьих, проводить необходимое обучение персонала, повышая уровень знаний, умений, опыта в производстве.
PEST-анализ и SWOT-анализ позволили выявить и ранжировать проблемы, стоящие перед организацией. Сделаны выводы о том, что предприятию ООО «Ай Пи Групп» необходимо, в первую, использовать свои возможности, основанные на увеличении спроса на строительство.
Разработка стратегии развития предприятия
Стратегия развития ООО «Ай Пи Групп» состоит из проведения рекламных широкомасштабных кампаний в регионе с целью роста продаж услуг. Основные элементы стратегии – это реклама в региональной прессе, на местном телевидении и региональных высоко посещаемых Интернет-ресурсах.
Основным посланием потенциальным клиентам будет: высокое качество предоставляемых строительных услуг, что обусловлено профессионализмом в сфере строительства, а также использованием в работе инновационных технологий, направленных в большей степени на энергоэффективность.
Эффективность стратегии заключается в следующем: так как на строительном рынке ООО «Ай Пи Групп» трудится с 2012 года и уже имеет ряд успешно выполненных проектов, а, соответственно, и положительных отзывов, то все новые клиенты всегда имеют возможность ознакомиться с реальными работами данной организации. К тому же, с целью постоянного совершенствования и развития, предприятие осуществляет контроль качества выполняемых работ абсолютно на всех этапах.
Именно такая стратегия выделит ООО «Ай Пи Групп» среди конкурентов и позволит вызвать интерес возможных клиентов, что, соответственно, повысит продажи.
Как основной способ реализации услуг будет применяться прямое заключение контрактов на СМР и реализацию ЖБИ с заказчиком, а также заключение договоров субподряда.
Поскольку диапазон цен одних и тех же строительных работ среди основных игроков рынка держится ориентировочно на одном уровне и снижение затрат не сможет обеспечить полный отрыв от конкурентов, то данное предприятие сосредоточит внимание на совершенствование своего сервиса и профессионализм предоставляемых ими услуг.
Организация даст клиенту подробную информацию, какие работы и как лучше всего выполнять, разъяснит все недостатки и преимущества, и даст квалифицированные рекомендации, чтобы предельно оправдать ожидания клиента.
Такой шаг делается для того, чтобы клиент мог правильно определить объемы и методы работ, а также выбрать наиболее оптимальный вариант для себя.
Я считаю, что путем предоставления максимально полной и правдивой информации клиенту, он уже изначально будет к нам лоялен, так как каждый заказчик ценит, когда ему предоставляют качественную услугу, а не навязывают свои правила за его деньги.
Каждому клиенту будет уделяться особое внимание, так как соответствие всем потребностям клиента является ключом к успеху бизнеса. Также это будет способствовать повышению авторитета компании среди клиентов.
Для этого ООО «Ай Пи Групп» не только проводит специальное обучение сотрудников, но и регулярно следит с помощью опросов за тем, насколько довольны их клиенты качеством обслуживания и профессионализмом выполненных работ.
План управленческих мероприятий
Рентабельность работы проектных компаний определяется высокой зависимостью от рисков, существующих в данном бизнесе [2, c.146]. Рассмотрим некоторые из них, которые являются основными для проектной организации, и предложим мероприятия по предотвращению данных рисков.
Риски |
Мероприятия по предотвращению рисков |
Коммерческие риски, вызванные недобросовестностью заказчиков по оплате выполненных работ. |
Заключение контрактов с заказчиками с четкими условиями и штрафными санкциями. |
Политические, связанные с возникновением кризисов, ситуаций непреодолимой силы в стране, введением ограничений и конфискаций. |
Работа предприятия с достаточным запасом финансовой прочности. |
Технические, связанные с ошибками проектирования или съемки. |
Страхование ущерба от наступления рискового события. Привлечение квалифицированного персонала. Профессиональное обучение персонала. |
Экономические, вызванные изменением внешнеэкономических факторов и рыночной конъюнктуры. |
Применение эффективных систем контроля, позволяющих своевременно выявлять и предотвращать возможные потери. |
Минимизация последствий этих рисков достигается благодаря грамотной политике руководителя отдела маркетингового планирования и возможности быстро диверсифицировать предоставляемые услуги.
Открытие проектной организации – прибыльное направление бизнеса.
Низкие первоначальные вложения и отсутствие больших затрат на приобретение оборудования и помещений позволяют избежать поиска внешнего инвестора.
Основным производственно-экономическим ресурсом компании является высокий профессионализм ее сотрудников, от которого напрямую зависит качество предоставляемых услуг.
При правильном планировании даже небольшая дизайнерская фирма имеет большие перспективы для развития в высокодоходную компанию, которая будет играть важную социальную роль.
Заключение
Исследованиями, проведенными в части организации стратегического планирования на ООО «Ай Пи Групп», были сделаны следующие выводы.
Предприятие находится на уровне своего развития. Но в ходе финансового анализа результатов деятельности предприятия были выявлены моменты, на которые стоит обратить внимание.
Описана оптимальная стратегия для данной организации, которая будет способствовать повышению эффективности деятельности.
Кроме того, были оценены потенциальные риски и описаны мероприятия по их снижению.
Таким образом, стратегический план помогает организации выбрать из возможных альтернатив наиболее эффективное решение, доказать необходимость тех или иных расходов, а также заранее спланировать мероприятия, которые организация собирается провести.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий