Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 12.07.2022. Последняя правка: 20.07.2022.
Просмотров - 137

ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД В ДЕТСКОМ САДУ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Данева Марлена

Технический университет Софии, Инженерно-педагогический факултет-Сливен

асистент

Марлена Й. Данева, доктор; Марина К. Николова, профессор доктор, Технический университет Софии, Инженерно-педагогический факультет Сливен, Кафедра Педагогика и менеджмента


Аннотация:
В центре внимания детского образования должно быть развитие талантов и способностей детей с помощью науки и искусства. Это необходимо для повышения качества речи и коммуникативных навыков детей, воспитания у них высоких нравственных идеалов. Специалисты в области педагогики ставят перед собой цель обучить детей на определенном уровне и поэтому применяют тот или иной метод обучения. В статье рассматривается проектно-ориентированный подход как организация образовательного процесса в детском саду. Выбираются методы, подходы и инструменты, ведется работа по образовательному направлению "Окружающий мир", интегрированному с направлением "Болгарский язык и литература" для дошкольного возраста. Результаты доказывают, что данный подход повышает уровень познавательной активности дошкольников в етом учебном направлени.. Полученные знания дети могут с легкостью применять в других видах деятельности, потому что знания закреплены и опираются на их личный опыт и ожидание успеха в творческом самовы


Abstract:
The focus of children's education should be the development of talents and abilities of children through science and art. This is necessary to improve the quality of speech and communication skills of children, to educate them with high moral ideals. Specialists in the field of pedagogy set a goal to teach children at a certain level and therefore apply one or another method of teaching. The article considers the project-oriented approach as the organization of the educational process in kindergarten. Methods, approaches and tools are being selected, work is underway on the educational direction "The world around us", integrated with the direction "Bulgarian language and Literature" for preschool age. The results prove that this approach increases the level of cognitive activity of preschoolers in their educational orientation.. Children can easily apply the acquired knowledge in other activities, because the knowledge is fixed and based on their personal experience and expectation of


Ключевые слова:
проектный урок; окружающая среда; детский сад; образование; компетентность

Keywords:
project-based lesson; environment; kindergarten; education; competence


УДК 373.291 

Введение

В отношении воспитательного воздействия на дошкольников через литературные произведения замечательные рекомендации дал Ян Амос Коменский в своей работе "Великая дидактика" (1957). Они касаются качества и организации работы образовательных учреждений. По его мнению, основное внимание в образовательно-воспитательной деятельности должно быть направлено на развитие всего потенциала талантов детей через науку и искусство, на обучение и повышение качества речи и коммуникативных навыков детей, на воспитание в них высокоморальных идеалов, с чем мы полностью согласны. Именно поэтому Коменский называл учебные заведения мастерскими для человечества (officina humanitatis) [2, 92].

Актуальность

Детские сады сегодня - это место, где проводится учебно-воспитательный педагогический процесс с целью подготовки детей к школе. Подготовка не только в познавательной сфере, она должна разворачивать творческие задатки у детей, формировать у них навыки работы, командности и многое другое, необходимое для их будущего развития. Особый образовательный подход к этому является проектно-ориентированное обучение. Задача заключается в практическом определении того, эффективен ли подход проектно-ориентированного обучения в детском саду. Был открыт вопрос о том, каков вклад его применения в когнитивное развитие детей и их будущее благополучие. Положительный ответ даст уверенность в том, что дети получат такие компетенции посредством проектно-ориентированного обучения, благодаря которыми они будут иметь будущее жизненное благополучие. Это значит, что школа стала "мастерской для человечности"(officina humanitatis). Проблема развития компетенций и творческого мышления у детей ищет свое практическое решение. Для этого роль учителя должна быть преобразована в фасилитирующую роль творческого процесса для усвоения знаний, опыта и навыков.

В научной литературе мы искали ответ на вопрос о типах воспитательного воздействия и о проектно-ориентированном обучении на уровне детского сада. Мы провели педагогический эксперимент с детьми в подготовительной группе и кратко представили свои результаты и выводы.

Из науки известно, что педагогические специалисты нацелены на воспитание на определенном уровне и поэтому применяют тот или иной метод воспитания, короткий или более длительный. Их цель - более высокий уровень воспитания. Согласно И. Подлассий в структуре воспитательного метода имеются приемы и средства. И их выбор основан на гуманизме, который педагогический специалист способен проявлять к учащимся. В результате воспитательного воздействия, которое они нацелены, педагоги выбирают метод из одного из двух типов воспитательных методов:

  • Методы формирования взглядов, мотивов, понятий, идей
  • Методы формирования привычек, которые будут определять поведение [4, 94-107].

Современные требования к км образовательного процесса постоянно модернизируются и совершенствуются. Динамичность этого процесса вызывает обновление привычных и используемых методов работы. Инновационность вступает в инструментарии, в прийомах, в методологии, в методах. Одним из прекрасных современных образовательных технологий, воздействующих одновременно на воспитательную, познавательную и практическую деятельность, является проектно- ориентированный подход.

Проектно-ориентированный подход на самом деле является совместной работой над проектом и как метод проектов был разработан Джоном Дьюи и Уильямом Килпатриком. Они искали альтернативу традиционным образовательным технологиям с акцентом на личность и интерес ученика. Дьюи и Килпатрик научно обосновывают важность обучения через труд, через личный опыт, посредством практической целенаправленной деятельности [6, 131-146, 150-161].

Не вдаваясь в историю формирования проектно - ориентированного обучения в образовании, мы только упомянем вклад ученых В.В. Гузеев, Н. Ю. Пахомова, Н. В. Копилкова, М. В. Монахов, Н. Ю. Моисеев, Н. В / Тарасова, Н. В. Матьяш, И. Д. Чечель об этом по Д. Мифова в своей работе Проектно-ориентированное технологическое обучение-теория и методология. В педагогической науке проекты рассматриваются как комплексный метод, создающий основу для самосовершенствования, самообразования, самоактуализации. Через него формируются навыки и знания из личного опыта ученика, а это непосредственно трансформирует его отношение к обучению и мотивацию в позитивный аспект. Расширяются его социальные навыки и когнитивное развитие. Сильный заряд приобретают творческие навыки и применение полученных знаний [3, 21].

Когда подход к организации образовательного процесса лежит по сути на проекте, то мы понимаем этот организационный процесс как проектно-ориентированный. Методы, которые используются в этом организованном процессе, могут иметь элементы проекта, а также интеграции содержания, исследования и т.д. Этот образовательный подход, когда он ориентирован на проект, использует набор методов с инструментами или методологию с элементами проекта. В данной работе мы придерживаемся этого способа определения проектно-ориентированного образовательного подхода.

Поскольку дети, вырастая, позже становясь взрослыми, всегда находятся в окружающем мире, то образовательное направление "окружающий мир" - это направление для обучения на протяжении всей жизни. С другой стороны, воздействие литературы-общеизвестный научно-психологический феномен, не нуждающийся в доказательстве. Мы искали интегрированное взаимодействие между этими двумя направлениями в соответствии с нормативной базой, действующей в нашей стране. Познавательные структуры образовательного направления "Окружающий мир" должны найти свое место в четырех образовательных ядрах: Самоутверждение и общение с окружающими, Социальная и здоровая среда, Мир природы и его сохранение и Культурные и национальные ценности во исполнение компетенции Приложения № 3 Постановления № 5 от 3 июня 2016 года. для дошкольного образования (Постановление № 5 от 3 июня 2016 г. для дошкольного образования). Но также эти компетенции взаимосвязаны с образовательными ядрами "связанная речь“, „словарь“ и „грамматически правильная речь“ образовательного направления" болгарский язык и литература " в Приложении №1 того же постановления [5].

Цель, задачи, материалы и методы

Мы считаем, что организация образовательного процесса на основе проектно-ориентированного обучения повысит уровень познавательной активности детей дошкольного возраста в обучении по образовательному направлению “Окружающий мир". Цель состоит в том, чтобы установить это через педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение, а также сделать выводы. Поэтому в статье исследуется предпринятое применение проектно - ориентированного обучения в дошкольной группе по этому направлению в интегрированном взаимодействии с образовательным направлением "Болгарский язык и литература“. Изучается, как посредством этого учебно-воспитательного подхода способствует более эффективному учебно-воспитательному процессу в детском саду, создавая условия для эффективного воспитательного воздействия на детей и обогащая их словарный запас одновременно.

Задачи: выбрать подходящие методы и подходы, применить их и установить результаты, сделать на их основе выводы.

Согласно Г. Бижков и В. Краевски (2003), существует разница между дидактикой и методологией отдельных предметов и методологией педагогических исследований. Последний переводит деятельность и процессы, ориентированные на исследования, в педагогику. А дидактические методы и методические разработки находятся в сфере практической педагогической деятельности [1, 19-20].

В поисках ответов на вопросы исследования выбрана методология педагогического эксперимента. Для исследования хода педагогической ситуации при реализации проектно-ориентированного обучения в данной возрастной группе был выбран метод педагогического наблюдения и педагогического эксперимента. Объектом наблюдения являются выбранные игровые приемы, стимулирующие коммуникативно-речевую деятельность и создающие условия для эффективного воспитательного воздействия через художественную литературу. Объектом наблюдения может быть как процесс обучения, так и результаты обучения. Форма работы - в командах, в которых дети в течение определенного времени работают над поставленной задачей - комментируют, делятся мнением, ищут решение, слушают друг друга, выражают согласие или несогласие с предложениями друг друга.

Метод фасилитации применяется при организации педагогического взаимодействия в проектно-ориентированном обучении, ставя преподавателя в роль наставника команд. Он провоцирует детей полезными вопросами, структурирует осмысленные задания, обучает их развитию знаний, навыков, компетенций. Дети не только высказывают свое мнение, но и пытаются отстоять свою позицию с помощью примеров и концепций. Каждый участник является источником информации. По этой причине взаимное выслушивание является одним из правил. Обсуждение является частью работы в небольших командах и в проектах.

Инструменты включают разнообразные дидактические и наглядные пособия, материалы, игры, тесты с рисунками, аппликации с природными материалами, литературные произведения в соответствии с возрастом и темой проекта и многое другое. Для оценки знаний, умений и навыков детей экспериментальной и контрольной групп мы установили критерий эффективноe воспитательноe воздействиe через литературу. Детям было предложено выполнить несколько заданий, как показано в таблице ниже. Все участники базового проекта должны были получить представление о характере проекта, начать формировать когнитивные компетенции, начать слушать друг друга, ждать и проявлять терпение и такт в своих действиях. Учитель, как фасилитатор, участвует в эксперименте на этапе внедрения. Он получает методику проведения проектного урока и не более того. Это делается потому, что его личное желание добиться успеха не должно влиять на проведение эксперимента.

В двух группах - контрольной и экспериментальной - уровень сформированности компетенций в соответствии с учебной программой устанавливается в начале и в конце урока путем предоставления детям иллюстрированных материалов с заданиями. Стремятся получить навыки распознавания части целой фигуры, сопоставления овощей и фруктов, то же самое с цветами. В начале и в конце занятия даются тесты с иллюстрациями для определения уровня компетенции согласно соответствующей учебной программе. Степень достижения каждого ребенка в группах (экспериментальной и контрольной) складывается из количества баллов по всем заданиям сессии для каждого ребенка. Низкая оценка ставится, если ребенок справляется с поставленной задачей только с помощью учителя, набрав до 10 баллов из решенных задач; средняя оценка ставится с помощью наводящих вопросов, набрав от 11 до 25 баллов из решенных задач; высокая оценка ставится, если ребенок справляется с решенными задачами самостоятельно, набрав более 26 баллов.

Педагогический эксперимент был проведен с двумя группами детей из четвертой дошкольной группы, всего 54 ученика. В экспериментальную группу вошли 27 детей, родившихся в 2016 году, 15 мальчиков и 12 девочек. Контрольная группа также состояла из 27 детей, родившихся в 2016 году. Из них 18 мальчиков и 9 девочек соответственно. Экспериментальная группа работала с использованием проектной образовательной технологии, а контрольная группа - по стандартным технологиям с учителем в качестве источника знаний и морального образца. Задания в ходе проектно-ориентированного урока объединены в три группы - Таблица 1.

Таблица 1. Показатели для измерения уровня эффективного воспитательного воздействия через литературу

Показатели оценки

Задачи за оценка

Демонстрирует готовность к экологически чистому образу жизни.

Актуализация знаний предыдущего дня об урожае, и описание наглядных пособий натуральных продуктов, фруктов, овощей. Это задания на формирование ассоциативного мышления и отношения к природе (рассказать о пользе, которую приносят нам овощи и фрукты).

Формирует позитивное отношение к уходу за осенними фруктами и овощами.

Рассматривание и обдумывание аппликаций из листьев, собранных с разных деревьев за предыдущий день (для демонстрации изменений, происходящих с растениями осенью, и размышлений о природе).

Формирует положительное отношение к труду людей на осенних плодоовощных культурах

Участвуя в проектном обучении, дети выполняют задания, чтобы помочь Меццане и рабочим людям наполнить корзины фруктами и овощами на зиму (задание с картонными коробками и большим деревом).

В контрольной группе дети работают в основном и только с учебником и его иллюстрациями, рассказывая по картинкам. Они размышляют о пользе для природы изменений, происходящих с ней в осенний период, для здоровья людей и формирования отношения к труду и уходу за осенними растениями. В то время как дети в экспериментальной группе имеют в качестве фона декорации в комнате из осенних листьев, овощей, фруктов, участвовали и выполняли конкретные задания с этими продуктами, они размышляют о природных наглядных материалах и примерах вне учебника - конкретном стихотворении, аппликации, картинках для описания. Литературное произведение в обеих группах одинаковое, из одного и того же учебника.

Научная новизна

В настоящей статье научная новизна заключается в аспекте установления уровня эффективности реализации проектно-ориентированного обучения в возрастной группе шестилетних детей при их подготовке к поступлению в школу. Именно высокая эффективность подхода является способом побудить воспитателей детских садов чаще выбирать его для применения в своей педагогической деятельности. Объединение таких предметов, как литература и "Окружающий мир", в групповые проекты применимо при высокой степени качества образовательно-воспитательного процесса в детском саду.

Результаты и анализ

На этапе установления результатов оценки детей в экспериментальной и контрольной группах были схожи по значениям. Уровень сформированности компетенций по учебной программе устанавливается по уровню компетенций, достигнутых детьми в обеих группах, и, с небольшими приближениями, составляет: дети достигают уровня по учебной программе - 29%, не достигают этого уровня - 71%.

После эксперимента был выявлен более высокий "процент успешности", учитывая достижение уровня компетенций, сформированных в соответствии с учебной программой, в экспериментальной группе - 73%, по сравнению с 27% в контрольной группе. Этот результат был достигнут благодаря тому, что уровень эффективности в экспериментальной группе имел более высокие значения, как мы увидим далее.

Высокий уровень эффективностьи воспитательного воздействия художественной литературы установлено у 14 детей или 52% из экспериментальной группы и 3 ребенка или 11% из контрольной группы. Дети на этом уровне достижения воспитательного воздействия самостоятельно справились с заданием и свободно рассказывали о впечатлениях от предыдущей дневной прогулки по паркам и садам – Рис. 1.

 

 Рис. 1. Эффективное воспитательное воздействие от литературы 

В среднем 7 детей, или 26% детей экспериментальной группы, и 4 ребенка, или 15% детей контрольной группы, соответствовали уровню эффективности воспитательного воздействия в результате решенных задач. Это свидетельствует о том, что они справляются с заданиями благодаря тому, что учитель задает им наводящие вопросы. Дети испытывали трудности в самостоятельном размышлении над иллюстрациями из учебника или отдельными аппликациями и картинками, а также в разговоре об изменениях в природе, вспоминая и размышляя об изменениях и пользе для культур и растений осенью.

Только 4 из всех 27 детей, 22% в экспериментальной группе и 20 из всех 27, или 74% детей в контрольной группе, получили оценку ниже среднего. Эффективность воспитательного воздействия художественной литературы на этом уровне достигается только с помощью учителя. Общий уровень эффективного воспитательного воздействия на детей среднего и выше среднего уровня в экспериментальной группе достигнут 21 из 27 детей или 78%. В контрольной группе этого достигли 7 детей или 26%, а не достигли 74%.

В результате анализа проведенного исследования и очевидных высоких результатов в создании условий для эффективного педагогического воздействия от литературы через реализацию проектно-ориентированного подхода в организации урока достигается высокая эффективность образовательного процесса в детском саду, что подтверждает предпосылку данного исследования.

Эксперимент был принят для очередной реализации как проектно-ориентированный подход между этими и другими образовательными направлениями в дригой детский сад в город и  третьий в деревне. Учителя получили методику проведения этого урока, основанного на проекте. В ходе проведенного занятия чередуются задачи различной сложности и оцениваются, как указано в проведенном эксперименте в статье, в трехуровневой шкале: справляется без или с поддержкой учителя, справляется только с помощью учителя. Используются групповая работа, литературные познавательные структуры, связанные с темой, ролевые игры и сценические этюды. После его внедрения данные о достигнутой эффективности воспитательного воздействия подтвердились с представленными выше.

Заключение

Фасилитативный подход учителя является важной частью этого результата, поскольку именно учитель создает организацию процесса и поддерживает каждый его этап. Его успех гарантирует создание условий для эффективного воспитательного воздействия на детей и одновременного обогащения их словарного запаса, чего не происходит при обычном типе организации обучения. Проектно-ориентированный урок стимулирует процессы формирования личностных и общечеловеческих компетенций об окружающем мире. Благоприятно развивается коммуникативно-речевая деятельность и обогащение связанного с ней словарного запаса.

Результаты доказывают, что с помощью данного подхода повышается уровень познавательной активности дошкольников при обучении по направлению "Окружающий мир".  Полученные знания дети могут с легкостью применять в других видах деятельности, потому что знания закреплены и опираются на их личный опыт. Их творчество поощряется и может быть применено в других направлениях образования в различных ситуациях. У детей будет ожидание успеха в творческом самовыражении.

Проектно-ориентированный подход в детском саду, интегрирующий окружающий мир и литературой, является эффективным подходом для включения детей в образовательное учреждение и с точки зрения их социализации в нем и в обществе. А это является предиктором позитивного отношения к обучению и ведет к изменению поведения, соответствующего принятию образования как ценности.

Библиографический список:

1. Бижков Г., Краевски В. Методология и методы педагогических исследований. Кл. Охридский, 2002, 509 с.
2. Коменский Я. А. Великая дидактика / София: изд. Болгарская академия наук, 1957, 310 с.
3. Митова Д. Проектно-ориентированное технологическое обучение - теория и методология, Благоевград: изд.ЮЗУ "Неофит Рилски", 2011, 204 с.
4. Подласий И.П., 1999, Педагогика, Книга 2 Процес воспитания / Москва: Гос.изд. центр Владос, 256 с.
5. Положение № 5 для дошкольного образования Болгарии от 3 юнья 2016 г., Болгарская госудраственая газета №46 от 17 Юнья 2016 г. доп. №12 от 11 Февраля 2022г., [Электронный ресурс] URL: https://www.lex.bg/bg/laws/ldoc/2136850647 (дата обращения: 12.08.2022)
6. Vitanov L. Мethods and techniques of teaching in the class time // Sofia University “St. K. Ohridski”, Annual of Educational Studies, Vol 114, Year 2, 2021, С.267 [Электронный ресурс] сайт.-URL: https://fnoi.uni-sofia.bg/wp-content/uploads/2021/11/6.-LYUBEN-VITANOV.pdf, (дата обращения: 12.08.2022)




Рецензии:

14.07.2022, 9:23 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Изучив статью, у меня возникло много вопросов к автору: Проектный подход (в теме) и проектный метод (в тексте) - это одно и тоже? Оформление библиографического списка имеет погрешности. Несогласованные предложения, опечатки. Статья - это научный труд. Первые строки введения представлены в публицистическом стиле. Первый абзац актуальности состоит из вопросов. Актуальность исследования - это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. В тексте речь идет об участии учителя в эксперименте. Чем это обосновано? Экспериментальная группа - это дети дошкольного возраста. Не представлены результаты констатирующего этапа эксперимента, которые позволят оценить эффективность предложенного метода. На мой взгляд, название таблицы 1 и рисунка 1 представлены не корректно. Представлен уровень чего? Образовательного воздействия? Автор ведет речь о формировании воспитательного воздействия. Можно ли его формировать? Воспитательное воздействие представляет собой некую технологию. Также автор использует образовательное воздействие и воспитательное воздействие как синонимы. Правомерно ли это? Рекомендую статью к доработке.

19.07.2022 13:13 Ответ на рецензию автора Данева Марлена:
Большое спасибо за отзыв и рекомендации! Согласование темы и текста на основе проектно-ориентированного подхода. Проектный подход не идентичен методу работы. Переработанный список литературы по мере необходимости. Предложения связные. Пересмотрен первый и второй абзацы в научном стиле, избегая публицистического. Пересмотренные вопросы в параграфе актуальности и указана проблемная область. Статья дополнена текстом об участии учителя в эксперименте. Добавлены краткие результаты для констатирующего и формирующего этапов по двум исследуемым группам.. Таблица 1 и Рисунок 1 были переименованы. Исправлено представление смысла изучаемого образовательного воздействия с точки зрения его эффективности. Конечно, образовательное и воспитательное воздействие не являются синонимами, и эта неточность была устранена.

14.07.2022, 12:37 Чикаева Татьяна Александровна Александровна
Рецензия: Статья актуальна, аргументирована, практически значима. Выводы на основе эмпирических данных соответствуют теоретической позиции авторов. В дальнейшем развитии проблематики статьи, возможно следует обратить внимание на публикации по теме последних пяти лет, а также на нормативные документы в сфере дошкольного образования. Рекомендую статью к публикации.
18.07.2022 10:10 Ответ на рецензию автора Данева Марлена:
Спасибо за рецензию. В дальнейшем исследовании мы расширим круг литературы, включив в него литературу за последние 5 лет. Нормативная база упоминается в статье только в отношении развития компетенций дошкольников, организации работы, условий и процедур дошкольного образования. Существуют также соответствующие нормативные акты, которые также можно упомянуть, и мы будем иметь это в виду. Еще раз спасибо за рецензию!

16.07.2022, 10:57 Барабанов Родион Евгеньевич
Рецензия: Тематика представляется актуальной. Однако имеют место множественные грамматические ошибки. Материалу не хватает описательной эмпирической части (касаемо внедрения самой методики работы в практику). Рекомендуется к публикации после устранения недостатков.
19.07.2022 13:13 Ответ на рецензию автора Данева Марлена:
Большое спасибо за отзыв! Грамматические ошибки исправлены. Добавляется описание эмпирической части и конкретно того, как проходит поток урока и практического применения.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх