Технический университет Софии, Инженерно-педагогический факултет-Сливен
асистент
Марлена Й. Данева, доктор; Марина К. Николова, профессор доктор, Технический университет Софии, Инженерно-педагогический факультет Сливен, Кафедра Педагогика и менеджмента
УДК 373.291
Введение
В отношении воспитательного воздействия на дошкольников через литературные произведения замечательные рекомендации дал Ян Амос Коменский в своей работе "Великая дидактика" (1957). Они касаются качества и организации работы образовательных учреждений. По его мнению, основное внимание в образовательно-воспитательной деятельности должно быть направлено на развитие всего потенциала талантов детей через науку и искусство, на обучение и повышение качества речи и коммуникативных навыков детей, на воспитание в них высокоморальных идеалов, с чем мы полностью согласны. Именно поэтому Коменский называл учебные заведения мастерскими для человечества (officina humanitatis) [2, 92].
Актуальность
Детские сады сегодня - это место, где проводится учебно-воспитательный педагогический процесс с целью подготовки детей к школе. Подготовка не только в познавательной сфере, она должна разворачивать творческие задатки у детей, формировать у них навыки работы, командности и многое другое, необходимое для их будущего развития. Особый образовательный подход к этому является проектно-ориентированное обучение. Задача заключается в практическом определении того, эффективен ли подход проектно-ориентированного обучения в детском саду. Был открыт вопрос о том, каков вклад его применения в когнитивное развитие детей и их будущее благополучие. Положительный ответ даст уверенность в том, что дети получат такие компетенции посредством проектно-ориентированного обучения, благодаря которыми они будут иметь будущее жизненное благополучие. Это значит, что школа стала "мастерской для человечности"(officina humanitatis). Проблема развития компетенций и творческого мышления у детей ищет свое практическое решение. Для этого роль учителя должна быть преобразована в фасилитирующую роль творческого процесса для усвоения знаний, опыта и навыков.
В научной литературе мы искали ответ на вопрос о типах воспитательного воздействия и о проектно-ориентированном обучении на уровне детского сада. Мы провели педагогический эксперимент с детьми в подготовительной группе и кратко представили свои результаты и выводы.
Из науки известно, что педагогические специалисты нацелены на воспитание на определенном уровне и поэтому применяют тот или иной метод воспитания, короткий или более длительный. Их цель - более высокий уровень воспитания. Согласно И. Подлассий в структуре воспитательного метода имеются приемы и средства. И их выбор основан на гуманизме, который педагогический специалист способен проявлять к учащимся. В результате воспитательного воздействия, которое они нацелены, педагоги выбирают метод из одного из двух типов воспитательных методов:
Современные требования к км образовательного процесса постоянно модернизируются и совершенствуются. Динамичность этого процесса вызывает обновление привычных и используемых методов работы. Инновационность вступает в инструментарии, в прийомах, в методологии, в методах. Одним из прекрасных современных образовательных технологий, воздействующих одновременно на воспитательную, познавательную и практическую деятельность, является проектно- ориентированный подход.
Проектно-ориентированный подход на самом деле является совместной работой над проектом и как метод проектов был разработан Джоном Дьюи и Уильямом Килпатриком. Они искали альтернативу традиционным образовательным технологиям с акцентом на личность и интерес ученика. Дьюи и Килпатрик научно обосновывают важность обучения через труд, через личный опыт, посредством практической целенаправленной деятельности [6, 131-146, 150-161].
Не вдаваясь в историю формирования проектно - ориентированного обучения в образовании, мы только упомянем вклад ученых В.В. Гузеев, Н. Ю. Пахомова, Н. В. Копилкова, М. В. Монахов, Н. Ю. Моисеев, Н. В / Тарасова, Н. В. Матьяш, И. Д. Чечель об этом по Д. Мифова в своей работе Проектно-ориентированное технологическое обучение-теория и методология. В педагогической науке проекты рассматриваются как комплексный метод, создающий основу для самосовершенствования, самообразования, самоактуализации. Через него формируются навыки и знания из личного опыта ученика, а это непосредственно трансформирует его отношение к обучению и мотивацию в позитивный аспект. Расширяются его социальные навыки и когнитивное развитие. Сильный заряд приобретают творческие навыки и применение полученных знаний [3, 21].
Когда подход к организации образовательного процесса лежит по сути на проекте, то мы понимаем этот организационный процесс как проектно-ориентированный. Методы, которые используются в этом организованном процессе, могут иметь элементы проекта, а также интеграции содержания, исследования и т.д. Этот образовательный подход, когда он ориентирован на проект, использует набор методов с инструментами или методологию с элементами проекта. В данной работе мы придерживаемся этого способа определения проектно-ориентированного образовательного подхода.
Поскольку дети, вырастая, позже становясь взрослыми, всегда находятся в окружающем мире, то образовательное направление "окружающий мир" - это направление для обучения на протяжении всей жизни. С другой стороны, воздействие литературы-общеизвестный научно-психологический феномен, не нуждающийся в доказательстве. Мы искали интегрированное взаимодействие между этими двумя направлениями в соответствии с нормативной базой, действующей в нашей стране. Познавательные структуры образовательного направления "Окружающий мир" должны найти свое место в четырех образовательных ядрах: Самоутверждение и общение с окружающими, Социальная и здоровая среда, Мир природы и его сохранение и Культурные и национальные ценности во исполнение компетенции Приложения № 3 Постановления № 5 от 3 июня 2016 года. для дошкольного образования (Постановление № 5 от 3 июня 2016 г. для дошкольного образования). Но также эти компетенции взаимосвязаны с образовательными ядрами "связанная речь“, „словарь“ и „грамматически правильная речь“ образовательного направления" болгарский язык и литература " в Приложении №1 того же постановления [5].
Цель, задачи, материалы и методы
Мы считаем, что организация образовательного процесса на основе проектно-ориентированного обучения повысит уровень познавательной активности детей дошкольного возраста в обучении по образовательному направлению “Окружающий мир". Цель состоит в том, чтобы установить это через педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение, а также сделать выводы. Поэтому в статье исследуется предпринятое применение проектно - ориентированного обучения в дошкольной группе по этому направлению в интегрированном взаимодействии с образовательным направлением "Болгарский язык и литература“. Изучается, как посредством этого учебно-воспитательного подхода способствует более эффективному учебно-воспитательному процессу в детском саду, создавая условия для эффективного воспитательного воздействия на детей и обогащая их словарный запас одновременно.
Задачи: выбрать подходящие методы и подходы, применить их и установить результаты, сделать на их основе выводы.
Согласно Г. Бижков и В. Краевски (2003), существует разница между дидактикой и методологией отдельных предметов и методологией педагогических исследований. Последний переводит деятельность и процессы, ориентированные на исследования, в педагогику. А дидактические методы и методические разработки находятся в сфере практической педагогической деятельности [1, 19-20].
В поисках ответов на вопросы исследования выбрана методология педагогического эксперимента. Для исследования хода педагогической ситуации при реализации проектно-ориентированного обучения в данной возрастной группе был выбран метод педагогического наблюдения и педагогического эксперимента. Объектом наблюдения являются выбранные игровые приемы, стимулирующие коммуникативно-речевую деятельность и создающие условия для эффективного воспитательного воздействия через художественную литературу. Объектом наблюдения может быть как процесс обучения, так и результаты обучения. Форма работы - в командах, в которых дети в течение определенного времени работают над поставленной задачей - комментируют, делятся мнением, ищут решение, слушают друг друга, выражают согласие или несогласие с предложениями друг друга.
Метод фасилитации применяется при организации педагогического взаимодействия в проектно-ориентированном обучении, ставя преподавателя в роль наставника команд. Он провоцирует детей полезными вопросами, структурирует осмысленные задания, обучает их развитию знаний, навыков, компетенций. Дети не только высказывают свое мнение, но и пытаются отстоять свою позицию с помощью примеров и концепций. Каждый участник является источником информации. По этой причине взаимное выслушивание является одним из правил. Обсуждение является частью работы в небольших командах и в проектах.
Инструменты включают разнообразные дидактические и наглядные пособия, материалы, игры, тесты с рисунками, аппликации с природными материалами, литературные произведения в соответствии с возрастом и темой проекта и многое другое. Для оценки знаний, умений и навыков детей экспериментальной и контрольной групп мы установили критерий эффективноe воспитательноe воздействиe через литературу. Детям было предложено выполнить несколько заданий, как показано в таблице ниже. Все участники базового проекта должны были получить представление о характере проекта, начать формировать когнитивные компетенции, начать слушать друг друга, ждать и проявлять терпение и такт в своих действиях. Учитель, как фасилитатор, участвует в эксперименте на этапе внедрения. Он получает методику проведения проектного урока и не более того. Это делается потому, что его личное желание добиться успеха не должно влиять на проведение эксперимента.
В двух группах - контрольной и экспериментальной - уровень сформированности компетенций в соответствии с учебной программой устанавливается в начале и в конце урока путем предоставления детям иллюстрированных материалов с заданиями. Стремятся получить навыки распознавания части целой фигуры, сопоставления овощей и фруктов, то же самое с цветами. В начале и в конце занятия даются тесты с иллюстрациями для определения уровня компетенции согласно соответствующей учебной программе. Степень достижения каждого ребенка в группах (экспериментальной и контрольной) складывается из количества баллов по всем заданиям сессии для каждого ребенка. Низкая оценка ставится, если ребенок справляется с поставленной задачей только с помощью учителя, набрав до 10 баллов из решенных задач; средняя оценка ставится с помощью наводящих вопросов, набрав от 11 до 25 баллов из решенных задач; высокая оценка ставится, если ребенок справляется с решенными задачами самостоятельно, набрав более 26 баллов.
Педагогический эксперимент был проведен с двумя группами детей из четвертой дошкольной группы, всего 54 ученика. В экспериментальную группу вошли 27 детей, родившихся в 2016 году, 15 мальчиков и 12 девочек. Контрольная группа также состояла из 27 детей, родившихся в 2016 году. Из них 18 мальчиков и 9 девочек соответственно. Экспериментальная группа работала с использованием проектной образовательной технологии, а контрольная группа - по стандартным технологиям с учителем в качестве источника знаний и морального образца. Задания в ходе проектно-ориентированного урока объединены в три группы - Таблица 1.
Показатели оценки |
Задачи за оценка |
Демонстрирует готовность к экологически чистому образу жизни. |
Актуализация знаний предыдущего дня об урожае, и описание наглядных пособий натуральных продуктов, фруктов, овощей. Это задания на формирование ассоциативного мышления и отношения к природе (рассказать о пользе, которую приносят нам овощи и фрукты). |
Формирует позитивное отношение к уходу за осенними фруктами и овощами. |
Рассматривание и обдумывание аппликаций из листьев, собранных с разных деревьев за предыдущий день (для демонстрации изменений, происходящих с растениями осенью, и размышлений о природе). |
Формирует положительное отношение к труду людей на осенних плодоовощных культурах |
Участвуя в проектном обучении, дети выполняют задания, чтобы помочь Меццане и рабочим людям наполнить корзины фруктами и овощами на зиму (задание с картонными коробками и большим деревом). |
В контрольной группе дети работают в основном и только с учебником и его иллюстрациями, рассказывая по картинкам. Они размышляют о пользе для природы изменений, происходящих с ней в осенний период, для здоровья людей и формирования отношения к труду и уходу за осенними растениями. В то время как дети в экспериментальной группе имеют в качестве фона декорации в комнате из осенних листьев, овощей, фруктов, участвовали и выполняли конкретные задания с этими продуктами, они размышляют о природных наглядных материалах и примерах вне учебника - конкретном стихотворении, аппликации, картинках для описания. Литературное произведение в обеих группах одинаковое, из одного и того же учебника.
Научная новизна
В настоящей статье научная новизна заключается в аспекте установления уровня эффективности реализации проектно-ориентированного обучения в возрастной группе шестилетних детей при их подготовке к поступлению в школу. Именно высокая эффективность подхода является способом побудить воспитателей детских садов чаще выбирать его для применения в своей педагогической деятельности. Объединение таких предметов, как литература и "Окружающий мир", в групповые проекты применимо при высокой степени качества образовательно-воспитательного процесса в детском саду.
Результаты и анализ
На этапе установления результатов оценки детей в экспериментальной и контрольной группах были схожи по значениям. Уровень сформированности компетенций по учебной программе устанавливается по уровню компетенций, достигнутых детьми в обеих группах, и, с небольшими приближениями, составляет: дети достигают уровня по учебной программе - 29%, не достигают этого уровня - 71%.
После эксперимента был выявлен более высокий "процент успешности", учитывая достижение уровня компетенций, сформированных в соответствии с учебной программой, в экспериментальной группе - 73%, по сравнению с 27% в контрольной группе. Этот результат был достигнут благодаря тому, что уровень эффективности в экспериментальной группе имел более высокие значения, как мы увидим далее.
Высокий уровень эффективностьи воспитательного воздействия художественной литературы установлено у 14 детей или 52% из экспериментальной группы и 3 ребенка или 11% из контрольной группы. Дети на этом уровне достижения воспитательного воздействия самостоятельно справились с заданием и свободно рассказывали о впечатлениях от предыдущей дневной прогулки по паркам и садам – Рис. 1.
Рис. 1. Эффективное воспитательное воздействие от литературы
В среднем 7 детей, или 26% детей экспериментальной группы, и 4 ребенка, или 15% детей контрольной группы, соответствовали уровню эффективности воспитательного воздействия в результате решенных задач. Это свидетельствует о том, что они справляются с заданиями благодаря тому, что учитель задает им наводящие вопросы. Дети испытывали трудности в самостоятельном размышлении над иллюстрациями из учебника или отдельными аппликациями и картинками, а также в разговоре об изменениях в природе, вспоминая и размышляя об изменениях и пользе для культур и растений осенью.
Только 4 из всех 27 детей, 22% в экспериментальной группе и 20 из всех 27, или 74% детей в контрольной группе, получили оценку ниже среднего. Эффективность воспитательного воздействия художественной литературы на этом уровне достигается только с помощью учителя. Общий уровень эффективного воспитательного воздействия на детей среднего и выше среднего уровня в экспериментальной группе достигнут 21 из 27 детей или 78%. В контрольной группе этого достигли 7 детей или 26%, а не достигли 74%.
В результате анализа проведенного исследования и очевидных высоких результатов в создании условий для эффективного педагогического воздействия от литературы через реализацию проектно-ориентированного подхода в организации урока достигается высокая эффективность образовательного процесса в детском саду, что подтверждает предпосылку данного исследования.
Эксперимент был принят для очередной реализации как проектно-ориентированный подход между этими и другими образовательными направлениями в дригой детский сад в город и третьий в деревне. Учителя получили методику проведения этого урока, основанного на проекте. В ходе проведенного занятия чередуются задачи различной сложности и оцениваются, как указано в проведенном эксперименте в статье, в трехуровневой шкале: справляется без или с поддержкой учителя, справляется только с помощью учителя. Используются групповая работа, литературные познавательные структуры, связанные с темой, ролевые игры и сценические этюды. После его внедрения данные о достигнутой эффективности воспитательного воздействия подтвердились с представленными выше.
Заключение
Фасилитативный подход учителя является важной частью этого результата, поскольку именно учитель создает организацию процесса и поддерживает каждый его этап. Его успех гарантирует создание условий для эффективного воспитательного воздействия на детей и одновременного обогащения их словарного запаса, чего не происходит при обычном типе организации обучения. Проектно-ориентированный урок стимулирует процессы формирования личностных и общечеловеческих компетенций об окружающем мире. Благоприятно развивается коммуникативно-речевая деятельность и обогащение связанного с ней словарного запаса.
Результаты доказывают, что с помощью данного подхода повышается уровень познавательной активности дошкольников при обучении по направлению "Окружающий мир". Полученные знания дети могут с легкостью применять в других видах деятельности, потому что знания закреплены и опираются на их личный опыт. Их творчество поощряется и может быть применено в других направлениях образования в различных ситуациях. У детей будет ожидание успеха в творческом самовыражении.
Проектно-ориентированный подход в детском саду, интегрирующий окружающий мир и литературой, является эффективным подходом для включения детей в образовательное учреждение и с точки зрения их социализации в нем и в обществе. А это является предиктором позитивного отношения к обучению и ведет к изменению поведения, соответствующего принятию образования как ценности.
Рецензии:
14.07.2022, 9:23 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Изучив статью, у меня возникло много вопросов к автору:
Проектный подход (в теме) и проектный метод (в тексте) - это одно и тоже?
Оформление библиографического списка имеет погрешности.
Несогласованные предложения, опечатки.
Статья - это научный труд. Первые строки введения представлены в публицистическом стиле.
Первый абзац актуальности состоит из вопросов. Актуальность исследования - это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
В тексте речь идет об участии учителя в эксперименте. Чем это обосновано? Экспериментальная группа - это дети дошкольного возраста.
Не представлены результаты констатирующего этапа эксперимента, которые позволят оценить эффективность предложенного метода.
На мой взгляд, название таблицы 1 и рисунка 1 представлены не корректно. Представлен уровень чего? Образовательного воздействия?
Автор ведет речь о формировании воспитательного воздействия. Можно ли его формировать? Воспитательное воздействие представляет собой некую технологию.
Также автор использует образовательное воздействие и воспитательное воздействие как синонимы. Правомерно ли это?
Рекомендую статью к доработке.