бакалавр
ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
студент
Цветкова Галина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнеса и менеджмента, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»
УДК 338
Введение
Современный век – это век информационных технологий, Интернета и инноваций. В связи с ситуацией в мире, которая обострилась в 2019 году – период пандемии и локдауна, производителям пришлось перейти к онлайн-продажам, а потребителям к покупкам в сети Интернет. В 2020 году в интернет-магазинах бытовой техники и электроники было оформлено на 83% больше заказов, чем в 2019 [1].
Актуальность: статистика, которая приведена выше, подтверждает актуальность онлайн-продаж для потребителей и производителей, данный вид продаж и покупок стал наиболее доступным и популярным в связи с внешними факторами - COVID-19, пандемия и локдаун. Перечисленные факторы способствовали развитию торговли в сети Интернет.
Цель работы: анализ каналов сбыта розничной сети, торгующей бытовой техникой и электроникой, определение факторов, которые оказывают влияние на онлайн-продажи на данном рынке, сделать вывод являются ли онлайн-продажи эффектинвым каналом сбыта.
Объект исследования: ПАО «М. Видео».
Задачи исследования:
Проанализировать каналы сбыта ПАО «М. Видео»;
Определить факторы, которые оказывают влияние на торговлю в сети Интернет;
Выявить преимущества и недостатки онлайн-продаж;
Сделать выводы по полученным данным.
Научная новизна: определены преимущества и недостатки онлайн-продаж бытовой техники и электроники, расмотрены каналы товародвижения ПАО «М. Видео», определена эффективность онлайн-продаж как канала сбыта, проведен анализ динамики сбыта российских компаний-лидеров по онлайн-продажам бытовой техники и электроники.
Канал товародвижения представляет собой путь, по которому товары перемещаются от производителей к потребителям. Канал товародвижения - совокупность независимых организаций, участвующих в процессе движения товара или услуги от производителя к потребителю. Он позволяет преодолеть расхождения во времени, в месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от покупателей, для которых они предназначены.
ПАО «М. Видео» крупнейшая розничная сеть, которая занимается торговлей электроники и бытовой техники, находится в середине цепочки канала товародвижения (рис.1).
Рис. 1. Место ПАО «М. Видео» в цепочке товародвижения бытовой техники
Для ПАО «М. Видео» канал товародвижения является прямым (рис.2).
Рис. 2. Прямой канал сбыта ПАО «М. Видео»
Преимуществами прямого канала сбыта для «М. Видео» являются:
- контроль над каналами сбыта;
- высокая степень контроля за ценами;
- возможность непосредственного общения с потребителями;
- концентрация на продажах собственной продукции [2].
Недостатками прямого канала сбыта для «М. Видео» являются:
- сложность организации;
- необходимость в наличии свободного капитала для организации и поддержании собственной сети сбыта;
- высокие затраты на транспортировку и хранение [2].
Прямой канал сбыта ПАО «М. Видео» делится на два канала: онлайн-канал и офлайн-канал. Представим характеристику каналов товародвижения ПАО «М. Видео» и их особенности (табл.1).
Каналы сбыта |
Особенности |
Эффективность |
Прямой канал сбыта - продажа продукции без привлечения посредников |
Большая прибыль; полный контроль над сбытом электроники и бытовой техники; тесный контакт с потребителями; легче поддерживать имидж компании; широкий ассортимент техники |
Отсутствие посредников; небольшой охват рынка и ограниченная территория продаж; производитель хорошо знает потребителя |
Онлайн-канал сбыта -прямые продажи без привлечения торгового персонала |
Онлайн-каталог «бесконечной полки»; бесконтактная доставка онлайн-заказов; быстро растет база локальных клиентов; доступность общих онлайн-заказов в течение 24 часов; безопасная оплата онлайн |
Отсутствуют посредники; экономия денег на рекламе и персонале |
Офлайн-канал сбыта -продажи осуществляются собственным торговым персоналом компании |
Доступность кредитных услуг |
Большинство покупателей используют онлайн-поиск нужного товара, а саму покупку совершают позже в обычном магазине |
Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что руководству компании следует задуматься о дальнейшем развитии данных каналов сбыта и осуществлении продаж с помощью других каналов.
Анализ динамики сбыта ПАО «М. Видео» показал, что, пандемия и локдаун оказали большое влияние на продажи компании, в частности онлайн-продажи заметно возросли за данный период. ПАО «М. Видео» является одним из лидера онлайн-продаж в России за 2020 год, общие онлайн-продажи составили 113 200 млн руб. [4]. В число лидеров онлайн-продаж бытовой техники и электроники в России за 2020 год вошли ООО «Ситилинк», DNS, ПАО «М. Видео», Эльдорадо, ООО «Сеть Связной» [4] (рис.3).
Рис. 3. Рейтинг компаний по онлайн-продажам бытовой техники и электроники в России за 2020 год
На фоне ограничений, связанных с COVID-19, компания ПАО «М. Видео» эффективно адаптировалась к новым запросам клиентов: была усилена доставка и каналы самовывоза, максимизированы логистические преимущества сети магазинов по всей стране. Запущены новые форматы безналичной и бесконтактной оплаты, видео-консультации с менеджерами магазинов и ряд других инициатив. Компания запустила продажи техники по модели маркетплейса, расширив ассортимент с 30 тысяч до 75 тысяч наименований [3].
Проведенное исследование показало, что онлайн-продажи играют важную роль при реализации бытовой техники и электроники, благодаря им увеличился спрос на товары, которые, например, не пользовались популярностью у покупателей, так как о них просто не знали. На основе проведенного анализа можно выделить недостатки и преимущества торговли в сети Интернет (табл.2).
Преимущества |
Недостатки |
Есть возможность детально изучить своих потребителей, свою целевую аудиторию |
Шаблонная структура магазина, организации и компании |
Отсутствие дополнительных расходов |
Нужно постоянно поднимать активность рекламой в сети Интернет, чтобы уровень онлайн-продаж только рос |
Огромное количество пользователей сети Интернет, соответственно большое количество покупателей |
Существуют риски, связанные с доставкой товара |
Быстрое создание сайтов, аккаунтов, то есть площадок для осуществления онлайн-продаж |
Репутационный риск |
Заключение
Таким образом, выделим следующие факторы, которые влияют на онлайн-продажи: общая динамика рынка, сезонная динамика продаж, товарный ассортимент, клиентура, конкуренты, макроэкономика, СМИ, новые технологии отраслей и мировых рынков. Онлайн-продажи являются эффективным каналом сбыта для бытовой техники и электроники. Пандемия и локдаун стали факторами, которые оказали колоссальное влияние на рост и развитие торговли в сети Интернет.
Комментарии пользователей:
16.10.2022, 17:02 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Статья автора Сабанцевой Д.А написана на актуальную тему. В настоящее время во всем мире стремительно растет продажа не только бытовой техники, но и текстильной и обувной продукции через онлайн-продажи. Статью рекомендую к публикации. |