Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №109 (сентябрь) 2022
Разделы: Экономика
Размещена 18.07.2022. Последняя правка: 17.07.2022.
Просмотров - 326

ОНЛАЙН – ПРОДАЖИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ КАНАЛ СБЫТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ

Сабанцева Дарья Андреевна

бакалавр

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»

студент

Цветкова Галина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнеса и менеджмента, ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»


Аннотация:
В статье рассмотрены факторы, которые влияют на онлайн-продажи бытовой техники и электроники, выделены преимущества и недостатки прямого канала сбыта. Проведен анализ каналов товародвижения розничной сети «М. Видео», торгующей бытовой техникой и электроникой, сделаны выводы об эффективности данных каналов. Представлена динамика сбыта бытовой техники и электроники в России за 2020 год. Сделан вывод, что, не смотря на отдельные ограничения, онлайн-продажи являются эффективным каналом сбыта для бытовой техники и электроники.


Abstract:
The article examines the factors that affect online sales of household appliances and electronics, highlights the advantages and disadvantages of a direct sales channel. The analysis of distribution channels of the retail network "M. Video", which sells household appliances and electronics, conclusions are drawn about the effectiveness of these channels. The dynamics of sales of household appliances and electronics in Russia for 2020 is presented. It is concluded that, despite some limitations, online sales are an effective sales channel for household appliances and electronics.


Ключевые слова:
товародвижение; прямой канал сбыта; розничная сеть; маркетплейс

Keywords:
commodity movement; direct sales channel; retail network; marketplace


УДК 338

Введение

Современный век – это век информационных технологий, Интернета и инноваций. В связи с ситуацией в мире, которая обострилась в 2019 году – период пандемии и локдауна, производителям пришлось перейти к онлайн-продажам, а потребителям к покупкам в сети Интернет. В 2020 году в интернет-магазинах бытовой техники и электроники было оформлено на 83% больше заказов, чем в 2019 [1]. 

Актуальность:
 статистика, которая приведена выше, подтверждает актуальность онлайн-продаж для потребителей и производителей, данный вид продаж и покупок стал наиболее доступным и популярным в связи с внешними факторами - COVID-19, пандемия и локдаун. Перечисленные факторы способствовали развитию торговли в сети Интернет.

Цель работы: анализ каналов сбыта розничной сети, торгующей бытовой техникой и электроникой, определение факторов, которые оказывают влияние на онлайн-продажи на данном рынке, сделать вывод являются ли онлайн-продажи эффектинвым каналом сбыта.

Объект исследования: ПАО «М. Видео».

Задачи исследования:

  1. Проанализировать каналы сбыта ПАО «М. Видео»;

  2. Определить факторы, которые оказывают влияние на торговлю в сети Интернет;

  3. Выявить преимущества и недостатки онлайн-продаж;

  4. Сделать выводы по полученным данным.

Научная новизна: определены преимущества и недостатки онлайн-продаж бытовой техники и электроники, расмотрены каналы товародвижения ПАО «М. Видео», определена эффективность онлайн-продаж как канала сбыта, проведен анализ динамики сбыта российских компаний-лидеров по онлайн-продажам бытовой техники и электроники.

Канал товародвижения представляет собой путь, по которому товары перемещаются от производителей к потребителям. Канал товародвижения - совокупность независимых организаций, участвующих в процессе движения товара или услуги от производителя к потребителю. Он позволяет преодолеть расхождения во времени, в месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от покупателей, для которых они предназначены.

ПАО «М. Видео» крупнейшая розничная сеть, которая занимается торговлей электроники и бытовой техники, находится в середине цепочки канала товародвижения (рис.1).

Рис. 1. Место ПАО «М. Видео» в цепочке товародвижения бытовой техники

 

Для ПАО «М. Видео» канал товародвижения является прямым (рис.2).

Рис. 2. Прямой канал сбыта ПАО «М. Видео»

 

Преимуществами прямого канала сбыта для «М. Видео» являются:

-      контроль над каналами сбыта;

-      высокая степень контроля за ценами;

-      возможность непосредственного общения с потребителями;

-      концентрация на продажах собственной продукции [2].

Недостатками прямого канала сбыта для «М. Видео» являются:

-      сложность организации;

-      необходимость в наличии свободного капитала для организации и поддержании собственной сети сбыта;

-      высокие затраты на транспортировку и хранение [2].

Прямой канал сбыта ПАО «М. Видео» делится на два канала: онлайн-канал и офлайн-канал. Представим характеристику каналов товародвижения ПАО «М. Видео» и их особенности (табл.1).

Таблица 1. Характеристика каналов товародвижения ПАО «М. Видео»

Каналы сбыта

Особенности

Эффективность

Прямой канал сбыта - продажа продукции без привлечения посредников

Большая прибыль; полный контроль над сбытом электроники и бытовой техники; тесный контакт с потребителями; легче поддерживать имидж компании; широкий ассортимент техники

Отсутствие посредников; небольшой охват рынка и ограниченная территория продаж; производитель хорошо знает потребителя

Онлайн-канал сбыта -прямые продажи без привлечения торгового персонала

Онлайн-каталог «бесконечной полки»; бесконтактная доставка онлайн-заказов; быстро растет база локальных клиентов; доступность общих онлайн-заказов в течение 24 часов; безопасная оплата онлайн

Отсутствуют посредники; экономия денег на рекламе и персонале

Офлайн-канал сбыта -продажи осуществляются собственным торговым персоналом компании   

Доступность кредитных услуг

Большинство покупателей используют онлайн-поиск нужного товара, а саму покупку совершают позже в обычном магазине

 

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что руководству компании следует задуматься о дальнейшем развитии данных каналов сбыта и осуществлении продаж с помощью других каналов.

Анализ динамики сбыта ПАО «М. Видео» показал, что, пандемия и локдаун оказали большое влияние на продажи компании, в частности онлайн-продажи заметно возросли за данный период. ПАО «М. Видео» является одним из лидера онлайн-продаж в России за 2020 год, общие онлайн-продажи составили 113 200 млн руб. [4]. В число лидеров онлайн-продаж бытовой техники и электроники в России за 2020 год вошли ООО «Ситилинк», DNS, ПАО «М. Видео», Эльдорадо, ООО «Сеть Связной» [4] (рис.3).

Рис. 3. Рейтинг компаний по онлайн-продажам бытовой техники и электроники в России за 2020 год

На фоне ограничений, связанных с COVID-19, компания ПАО «М. Видео» эффективно адаптировалась к новым запросам клиентов: была усилена доставка и каналы самовывоза, максимизированы логистические преимущества сети магазинов по всей стране. Запущены новые форматы безналичной и бесконтактной оплаты, видео-консультации с менеджерами магазинов и ряд других инициатив. Компания запустила продажи техники по модели маркетплейса, расширив ассортимент с 30 тысяч до 75 тысяч наименований [3].

Проведенное исследование показало, что онлайн-продажи играют важную роль при реализации бытовой техники и электроники, благодаря им увеличился спрос на товары, которые, например, не пользовались популярностью у покупателей, так как о них просто не знали. На основе проведенного анализа можно выделить недостатки и преимущества торговли в сети Интернет (табл.2).

Таблица 2. Преимущества и недостатки онлайн-продаж

Преимущества

Недостатки

Есть возможность детально изучить своих потребителей, свою целевую аудиторию

Шаблонная структура магазина, организации и компании

Отсутствие дополнительных расходов

Нужно постоянно поднимать активность рекламой в сети Интернет, чтобы уровень онлайн-продаж только рос

Огромное количество пользователей сети Интернет, соответственно большое количество покупателей

Существуют риски, связанные с доставкой товара

Быстрое создание сайтов, аккаунтов, то есть площадок для осуществления онлайн-продаж

Репутационный риск

 

Заключение

Таким образом, выделим следующие факторы, которые влияют на онлайн-продажи: общая динамика рынка, сезонная динамика продаж, товарный ассортимент, клиентура, конкуренты, макроэкономика, СМИ, новые технологии отраслей и мировых рынков. Онлайн-продажи являются эффективным каналом сбыта для бытовой техники и электроники. Пандемия и локдаун стали факторами, которые оказали колоссальное влияние на рост и развитие торговли в сети Интернет.

Библиографический список:

1. Data Insight «Онлайн-рынок бытовой техники и электроники 2020» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://datainsight.ru/Electronics2020 (Дата обращения: 13.07.22)
2. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта /Под научной редакцией профессора Багиева Г.Л. Научно-методическое пособие - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1999 - 84 с.
3. Группа «М. Видео – Эльдорадо» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.mvideoeldorado.ru/ru/ (Дата обращения 13.07.22)
4. Metacommerce. Структура и ключевые игроки онлайн-рынка бытовой техники и электроники в 2020 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.metacommerce.ru/ (Дата обращения: 13.07.22)
5. Козляева Е.В., Крылова И.Ю. Интернет-продажи: выбор канала сбыта в современных условиях. Экономический вектор №1(28). СПб: Изд-во СПбГТИ(ТУ), 2022. С. 143 – 147. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://253704.selcdn.ru/media/iblock/69a/69aee3c8788dd864867affae77e3d827/143_147.pdf




Комментарии пользователей:

16.10.2022, 17:02 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Статья автора Сабанцевой Д.А написана на актуальную тему. В настоящее время во всем мире стремительно растет продажа не только бытовой техники, но и текстильной и обувной продукции через онлайн-продажи. Статью рекомендую к публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх