Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика, Военные науки
Размещена 02.08.2022. Последняя правка: 01.08.2022.
Просмотров - 145

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ КУРСАНТОВ ПЕРВОГО КУРСА И ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Максимов Николай Алексеевич

Нет

Военный учебный центр при ФГБОУ ВО "Брянский государственный инженерно-технологический университет"

Начальник учебной части - заместитель начальника Военного учебного центра

Аннотация:
В статье раскрыто психологическое значение преподавателя для курсантов первого курса обучения в военном учебном центре при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования, а также рассмотрены методы, приемы и способы формирования профессиональных компетенций и мотивации к обучению.


Abstract:
The article reveals the psychological significance of a teacher for first-year cadets at a military training center at a federal state budgetary educational institution of higher education, as well as methods, techniques and methods for the formation of professional competencies and motivation for learning.


Ключевые слова:
преподаватель; педагог; мотивация к обучению; внешние и внутренние факторы

Keywords:
teacher; educator; motivation for learning; external and internal factors


УДК 37.013.2

Введение.
Преподаватель — наиболее значимый прямой командир (во время проведения учебных занятий), первый воспитатель курсантов. Роль же и значение преподавателя всегда потенциально значимее его штатного предназначения. Пребывая постоянно среди курсантов, преподаватель является проводником, воспитывающим часть влияний и воздействий сверху.

Известны многочисленные случаи, когда на тактических занятиях на учебном центре, когда к курсанту первого курса, в сложной и напряженной обстановке, имеющей тенденции к дальнейшему обострению, в должности командира взвода преподаватель приходил на помощь в трудную минуту. Таким образом, умелые действия офицера-педагога обеспечивали успешное понимание курсантом темы занятия, а также отдельных приемов и действий.

Актуальность.
В современном обучении роль преподавателя первого курса обучения еще более возросла. Возросла в связи с этим и роль подготовки самого педагога. У курсанта первого курса множество вопросов, которые он не только не может сформулировать и правильно задать, но педагог должен понять этот вопрос только по одним глазам и знать ответ, развеять любую неясность.

Цель исследования заключается в изучении работы преподавателей, как правило, лучших офицеров, педагогов, ветеранов боевых действий, имеющих значительный боевой и войсковой опыт, подлинных мастеров обучения и воспитания военнослужащих. Задачей же будет понять, как, даже старательным преподавателям, офицерам, педагогам добиться в работе по подготовке курсантов требуемых результатов.

Научная новизна данной статьи в том, что в процессе постоянного возрастания объема и усложнения задач обучения и воспитания военнослужащего все труднее изыскивать резервы для соответствующего улучшения подготовки, призванного направлять, обучать и воспитывать далее этого специалиста. Ведь за этот же срок его надо подготовить и как специалиста, и как командира отделения (для первого курса обучения по дисциплине «Тактика мотострелковых подразделений»).

Однако, как показывает опыт, такие резервы есть. Кроются они в организации и методике учебной и военно-политической работы, в их совершенствовании на путях системного подхода. Всякий учебный процесс, оказывается, можно и нужно рассматривать как своеобразную, сложную динамическую систему, функционирующую в соответствии с определенными внутренними закономерностями. В этой системе каждый элемент, выполняя только ему присущую функцию, связан друг с другом так, что изменение одного из них или характера их связи приводит к обязательному и вполне определенному изменению другого или всех составных элементов системы и конечного результата ее функционирования [1, c. 13].

Целостный взгляд на процесс воспитания курсантов позволяет дать его описание как такой системы, в которой взаимодействуют следующие элементы: объект воспитания – отдельные курсанты и их коллективы в стадии развития; субъект воспитания – преподаватели, командиры, курсантские коллективы; цель и задачи воспитания; содержание воспитания; ресурсы, т.е. время и материально-технические средства; методы воспитательного воздействия; деятельность участников процесса воспитания. На функционирование этой системы оказывают постоянное влияние различные и многохарактерные внешние и внутренние факторы.

Абсолютно всем системам воспитания присущи идентичные структурные элементы. Отличаются же они друг от друга социальной направленностью целей и задач, характером содержания воспитания; особенностями субъекта и объекта; выбором методов воспитательного воздействия; ресурсами. Функционирование любой системы воспитания строго закономерно. Эта закономерность основывается на принципе соответствия элементов и структуры системы друг друга [2; c.45].

Анализ модели системы воспитания и практической деятельности преподавателей позволяет вскрыть, по крайней мере, следующие структурно-функциональные закономерности: соответствие целей и задач преподавания и воспитания идеалам общества и практическим потребностям военного дела; соответствие содержания воспитания его целям и задачам; соответствие методов и других средств содержанию и целям воспитания; соответствие педагогического воздействия социально-психологическим особенностям военнослужащих; соответствие учебной деятельности задачам и содержанию воспитания; соответствие управления процессом воспитания его целям, задачам и содержанию; соответствие конечного результата целям и задачам воспитания.

В силу субъективных ошибок преподавателя, заключающихся в его неумении правильно учесть в своей работе закономерности системы воспитания, а также по другим причинам, носящим зачастую объективный характер, возможно рассогласование, несоответствие элементов и структуры друг с другом. Это главное внутреннее противоречие, в устранении которого и кроется возможность совершенствования системы обучения и мотивации обучающегося.

Центральным звеном системы и процесса воспитания, его объектом, является молодой солдат – курсант. Знание особенностей и динамики развития личности курсанта в ходе учебы и службы – основное условие повышения качества их подготовки и мотивации и, как следствие, приобретение профессиональных компетенций. Курсанту, как и любому человеку, присуще единство общих, особенных (специфических) и индивидуальных (единичных) качеств и свойств личности.

Своеобразие личности курсантов определяется наличием комплекса специфических особенностей. Ведь курсантам присущ высокий и всевозрастающий уровень общеобразовательной подготовки. Это создает благоприятные условия для успешного овладения учебной программой. В этой связи важно учесть одну особенность – постоянное увеличение числа курсантов со средне-специальным образованием. Успешность обучения курсантов напрямую зависит от высокого уровня профессиональной подготовки.

Осуществляя поиск повышения мотивации к обучению надо знать, что существует прямая положительная связь между уровнем профессиональной подготовки и успешностью овладения учебной программой при сравнимом общеобразовательном уровне. Современных курсантов отличает широта и основательность духовных запросов, высокая общественная активность – это показатели их социальной зрелости. Однако, не все курсанты заблаговременно начинают готовить себя к обучению в военном училище. Как известно, какой солдат не мечтает стать генералом? Однако, курсанты первого курса в течении первых шести месяцев еще не имеют осознанного стремления стать младшими командирами, у значительной части оно формируется к концу первого года обучения.

Здесь большое значение имеет способность педагога пробудить мотивацию к учебе, к знаниям, при ограниченном перечне способов и средств воздействия на последнюю. Вместе с тем важно, сообразуя свою деятельность с командирами, не допустить влияния непродуманной дисциплинарной практики, наличие неуставных взаимоотношений, недостаточное внимание к нуждам и запросам курсантов, слабо успевающим по учебе. Это может поколебать начальную положительную установку к службе и мотивации в целом.

Курсантам присущи также специфические особенности, порожденные процессом их морально-психологической адаптации в службе. В начальный период службы курсант находится в большом напряжении, в состоянии некоторой растерянности, а порой и подавленности. В силу этого у некоторой части курсантов иногда пропадает первоначальное желание и мотивация к учебе. Адаптация, а вместе с ней, и положительная мотивация происходит быстрее и легче у юношей, получивших хорошую специальную и общефизическую подготовку.

Негативное влияние адаптации в практике подготовки курсантов в ходе изучения дисциплины «Тактика мотострелковых подразделений (арктических, горных)» преодолевается путем чуткого отношения к курсантам первого курса, улучшением индивидуальной работы, налаживанием связи «преподаватель, наставник» - «курсант, подопечный» и ускорением процесса формирования коллектива, постепенным увеличением учебной нагрузки, путем предоставления отведенного распорядком дня времени на самостоятельную подготовку, на личные потребности и улучшения военно-политической работы, целенаправленного формирования положительной мотивации к службе, учебе и другими мерами морального подкрепления.

Для преподавателя очень важно с самого начала обучения курсантов максимально индивидуализировать учебные нагрузки. Для этого надо глубоко и быстро изучить подчиненных не только командирам подразделений, но и преподавателю. Процесс изучения личности курсантов целесообразно условно делить на два этапа: этап предварительного ознакомления, который проводится в тесном взаимодействии с командирами подразделений) и этап систематического изучения.

На первом этапе изучение осуществляется в основном по документам и другим формальным и внешним признакам. На втором этапе курсанты углубленно изучаются прежде всего в различных видах занятия (самостоятельная работа под руководством преподавателя, практические занятия, семинары, групповые упражнения). Одновременно продолжается сбор данных и из других источников.

Основными источниками знаний о развивающейся личности курсантов являются: непосредственное изучение, информация в порядке подчиненности, обобщенная информация от командиров подразделений. С учетом имеющейся информации о личности организуется целенаправленное воздействие на нее в разных организационных формах. Данные изучения отражаются в педагогическом дневнике преподавателя, чем-то напоминающем журнал учета занятий взвода.

Результаты практической деятельности преподавателя находятся в прямой зависимости от полноты и глубины понимания ими специфических целей и практических задач обучения курсантов. Цели воспитания подразделяются на общие, частные, специфические. Последние конкретизируются и выступают в процессе обучения и воспитания курсантов в форме педагогических задач, которым соответствуют определенные звенья учебного процесса.

Библиографический список:

1. Хомич А.Г. Частная методика преподавания дисциплины «Тактика мотострелковых подразделений» // ДВОКУ. 2021.
2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в 7 т., т. 4. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1957 – с. 302-304.




Рецензии:

2.08.2022, 15:24 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Редкое по качеству текста и содержанию статья. Я рекомендую автору существенно расширить ее. Добавить принципы андрагогики, возможно, тьюторинга, добавить источники, потому, что конечно, их много больше чем указано автором и опубликовать эту статью в расширенном виде в серьезном журнале. Проблематика, поставленная автором, весьма актуальна, анализ достаточно глубок. В этом журнале рекомендую опубликовать без изменений.

05.08.2022 13:13 Ответ на рецензию автора Максимов Николай Алексеевич:
Леонид Борисович, спасибо на высокую оценку моей работы!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх