var AScgiloc = 'http://www.imathas.com/editordemo/php/svgimg.php'; var AMTcgiloc = "http://www.imathas.com/cgi-bin/mimetex.cgi";
Бакалавр
Тольяттинский Государственный Университет
Магистрант, Институт Финансов, Экономики и Управления
Вавилов Дмитрий Леонидович, кандидат экономических наук, доцент института финансов, экономики и управления, Тольяттинский государственный университет
УДК 351/354
Введение
Государство в рамках исполнения своих полномочий использует инструменты, позволяющие упростить систему деятельности органов государственной власти. Одним из инструментов выступают формируемые государственные программы Российской Федерации. Государственная программа РФ является ключевым программным документом, который отражает этапы реализации поставленных задач, и с прописанным бюджетом для достижения поставленных целей [4, c. 140]. Также в программах отражены планируемые показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации программы.
Актуальность. Занятость населения является одной из приоритетных задач государственного управления [2, c. 3]. Это обосновывается тем, что эффективная политика занятости населения позволяет повысить благосостояние граждан, снизить процент безработицы, повлиять на интенсивность товарно-денежных отношений и развитие экономики в целом. В связи с этим выступает необходимость проводить исследование рациональности используемых методов и инструментов государственного управления в области политики управления занятостью.
Цель работы изучить государственную программу «Содействие занятости» и определить ее актуальность в современных условиях.
Задачи:
1. изучить цели и задачи государственной программы;
2. Рассмотреть финансовое обеспечение программы на период 2022-2024 гг.;
3. выявить показатели, которые необходимо достигнуть;
4. сделать выводы по итогам исследования.
Новизна заключается в том, что нынешняя государственная программа требует внесения корректировок, в связи с влиянием политических, экономических и социальных факторов на занятость населения, вызванных пандемией Covid-19 и санкционными мерами по отношению к России в 2022 году.
На сегодняшний день в стране действует Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости», срок действия которой составляет 2013-2030 гг.
Основные цели программы представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Цели государственной программы «Содействие занятости» [10]
Для достижения поставленных целей сформированы следующие задачи:
1. цифровизация социально-значимых услуг, доступных для населения, доля которых должна быть не менее 95%;
2. забота о здоровье населения и благополучии людей Российской Федерации;
3. Внедрение мероприятий, направленных на снижение бедности в стране в 2 раза по отношению к показателям 2017 года. В 2018 году вносились правки в программу, в связи с чем ориентация была сделана на 2017 год [10].
Источниками бюджетирования на реализацию программы выступают бюджетные ассигнования за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В таблице 1 представлено финансовое обеспечение программы на 2022-2024 гг., в соответствие с внесением корректировок от первоначально запланированных данных.
Таблица 1 – Финансовое обеспечение государственной программы «Содействие занятости» на 2022-2024 гг., тыс. руб. [10]
Бюджетирование |
2022 |
2023 |
2024 |
ИТОГО |
Федеральный бюджет в том числе: межбюджетные трансферты
|
79769047,00
64867227,60 |
77612079,80
64867214,10 |
77723774,10
64867928,10 |
235104900,90
194602369,80 |
Консолидированные бюджеты субъектов
|
65013581,00 |
65007691,60 |
64995588,20 |
195016860,80 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
На рисунке 2 представлена динамика финансирования за исследуемый период.
Рисунок 2 – Финансирование государственной программы за 2022-2023 гг., тыс. руб. [10]
Представленные данные свидетельствуют, что к 2024 году сумма финансирования снижается. Однако, в период внесения правок в программы не были учтены события 24 февраля 2022 г., в связи с чем ситуация на рынке труда значительно изменилась. Такая ситуация обоснована тем, что по отношению к Российской Федерации постоянно применяются санкционные меры, в результате чего с отечественного рынка уходят многие зарубежные компании. На сегодняшний день зарубежные компании приостановив деятельность, выплачивают своим сотрудникам среднемесячную заработную плату, но предполагается, что к концу года произойдет массовое высвобождение персонала, что приведет к росту безработицы в стране [4, c. 489].
Таким образом, судить об эффективности программы сложно, так как при ее разработке не учитывалось, что на территории страны может быть пандемия, в связи с которой большая численность населения останутся без работы. В программу вносятся корректировки, и продлевается срок реализации. Однако четкая уверенность в том, что показатели будут достигнуты, отсутствует.
Основные показатели, которые должны быть достигнуты в рамках реализации государственной программы «Содействие занятости» представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Планируемые показатели эффективности при реализации государственной программы «Содействие занятости» [10]
Однако стоит отметить, что в стране прогнозируется естественная убыль населения, предполагаемые показатели представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Численность трудоспособного населения РФ, текущие данные и прогнозирование за 2017-2030 гг., млн. чел. [8, c. 240]
Представленные данные позволяют отметить, что с каждым годом будет снижаться численность трудоспособного населения и только к 2030 году прослеживается незначительное увеличение. На основании выше представленных данных можно отметить, что программа «Содействие занятости» может быть реализована не до конца, из-за снижения численности трудоспособного населения. Тут же стоит отметить, что на данный момент влияние оказывают не только спецоперация в Украине, но и новые вспышки коронавирусной инфекции COVID-19.
Результаты
Обобщая выше представленную информацию, можно подчеркнуть, что эффективность реализации программы содействие занятости и реализация политики занятости населения осложняется рядом проблем:
1. уходом с отечественного рынка зарубежных компаний, что повлечет за собой рост безработицы;
2. вспышки коронавирусной инфекции, что отразится негативно на здоровье граждан;
3. нестабильная экономическая ситуация в стране;
4. прекращение деятельности многих отечественных компаний, так как многие испытывают трудности из-за нехватки сырья, поставляемого из зарубежных стран.
Заключение
Подводя итоги исследования, сложно утверждать, что представленные показатели в программе «Содействие занятости» будут достигнуты, так как на эффективность программы оказывают влияние различные факторы. Также отсутствует четкое понимание того, как будет развиваться экономика Российской Федерации под влиянием санкций, так как от развития экономики полностью зависит эффективность реализации программы «Содействие занятости» и управление политикой занятости населения в целом.
Комментарии пользователей:
7.10.2022, 9:00 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Вавульского Олега Юрьевича немалой значимости в условиях важности борьбы с безработицей. Но её будет читать не только новое поколение граждан, но и старое, сопоставляющее текущую реальность с прежней общественной жизнью, с доперестроечной. Но таких сопоставлений в данной работе нет. Как власть тогда боролась с безработицей? Ведь тогда были исключены частное предпринимательство, частные фирмы, немало важные дистанции между бедными и богатыми! Статья публикации достойна, но после сопоставлений нынешней обстановки с той, что была до роспуска СССР. |
16.10.2022, 15:44 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Статью автора Вавульского О.Ю. "Исследование государственной программы занятости населения" рекомендую к публикации в журнале, т.к. в статье в заключении автором четко указано, что "развития экономики полностью зависит эффективность реализации программы «Содействие занятости» и управление политикой занятости населения в целом". |
2.11.2022, 16:15 Вавульский Олег Юрьевич Отзыв: Безработицы в СССР не было более 60 лет, последнюю биржу труда закрыли в 1930 году. Плановая экономика учитывала все аспекты экономической жизни страны и занятости населения, в этих планах, отводилась особая роль. Вновь об этой проблеме заговорили лишь после того, как реформы 1980-х — начала 1990-х привели к резкому падению производства и социально-экономическим издержкам. В апреле 1991 года был принят закон «О занятости населения в РСФСР». Тогда же были возрождены биржи труда, появились первые зарегистрированные безработные и пособия по безработице. |