Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
преподаватель
УДК 372.881.1
Актуальность. Мотивация к обучению играет одну из важнейших ролей в изучении иностранного языка. Мотивация положительно влияет на успехи учащихся в обучении. Мотивированные учащиеся видят в обучении определенный смысл и поэтому, например, прикладывают больше усилий к обучению, более сконцентрированы и меньше устают при обучении.
Цель работы заключается в выявлении наиболее эффективных факторов, направленных на укрепление мотивации к изучению иностранных языков.
Задачами работы выступают:
- определение видов мотивации;
- выявление наиболее эффективных факторов формирования мотивации к изучению иностранных языков.
Методы исследования. Для достижения цели, которая была поставлена в данном исследовании, были использованы современные методы познания явлений и процессов. Данными методами выступают общенаучные методы, такие как: диалектический и системный метод, а так же частные методы, такие как: описательно-аналитический, системно-структурный, и статистический метод.
Научная новизна данной статьи основывается на круге анализируемых вопросов, связанных с формированием мотивации к изучению иностранных языков.
Основная часть.
Мотивацию часто делят на внутреннюю и внешнюю мотивацию. Мотивация тесно связана с теорией самодетерминации Деси и Райна. Теория самодетерминации обращает внимание на существенную с мотивационной точки зрения разницу между ситуациями, когда мы сами можем поставить цель или задачу, и ситуациями, когда цель или задачу определяет за нас кто-то другой. Различают действие, самоопределяющее поведение и контролирующее действие. Самостоятельное действие – это когда человек действует на основании собственного решения, спонтанно, без принуждения и испытывает удовольствие, свободу. При управляемом, контролируемом поведении у человека нет выбора, он вынужден выполнять заданную деятельность, а это вызывает такие негативные эмоции, как напряжение и нервозность. Важно, что при самодетерминированном поведении внутренняя мотивация личности выше, чем при контролируемом поведении.
Когда поведение исходит от самого человека, естественно и спонтанно, оно внутренне мотивировано. Само задание является наградой для человека. В частности, что касается внутренней мотивации к обучению. Студента можно считать внутренне мотивированным, когда он учится, потому что обучение является для него источником знаний, и, таким образом, сама учебная деятельность удовлетворяет его потребность в знаниях. В этой концепции внутренняя мотивация к обучению понимается как мотивация, возникающая в основном из познавательных потребностей.
Потребности являются одним из источников мотивации поведения человека. Внутренняя мотивация учащихся положительно влияет на их успехи и качество обучения. Ученики, которым интересно то, что они изучают, могут, например, лучше концентрироваться, они получают удовольствие от самой учебы.
Если поведение мотивировано внешними вознаграждениями и стимулами, мы говорим о внешней мотивации. О внешней мотивации к обучению говорят, если через учебную деятельность удовлетворяются другие потребности, изначально независимые от нее. Учащиеся с внешней мотивацией учатся, например, для похвалы учителя, хороших оценок, радости родителей от их успехов в школе, восхищения одноклассников или для повышения шансов на поступление в школу, университет и т. д. [3, с.8]. Обучение само по себе, т. е. познание нового, представляет для учащихся уже не такой интерес, как при внутренней мотивации. Недостаток внешней мотивации к обучению заключается в том, что она работает только в то время, когда обучение является для учащегося инструментом получения этой внешней награды. Например, ученики, которые изучают иностранный язык или любой другой предмет в школе только благодаря хорошим оценкам и успешному окончанию школы, не будут продолжать сосредотачиваться на этом иностранном языке или другом предмете после окончания школы. [4, с.79].
В случае мотивации к изучению иностранного языка различие между интегративной и инструментальной мотивацией также известно у канадских психологов Роберта Гарднера и Уоллеса Ламберта. Мы говорим об интегративной мотивации, когда человек хочет учить иностранный язык, потому что его интересует культура страны данного языка, представители этой культуры и сам язык. С другой стороны, человек хочет сам стать членом этой культуры, возможно, он хочет жить в этой стране. Мы говорим об инструментальной мотивации, когда человек изучает иностранный язык из-за его полезности. Интегративная мотивация оказывает большее влияние на успешное овладение иностранным языком, однако эта гипотеза никак не подтвердилась. Инструментальная мотивация также очень полезна в процессе обучения. Одним из примеров, указывающих на полезность инструментальной мотивации, является исследование, демонстрирующее положительное влияние инструментальной мотивации даже в связи с антиинтегративной мотивацией мексиканских иммигрантов в США в языковой сфере обучение. Более новые теории не считают различие между интегративной и инструментальной мотивацией существенным, поскольку оба вида мотивации могут положительно влиять на процесс обучения, и ни один из этих видов мотивации, как правило, не превосходит другой. Кроме того, личность может быть мотивирована как инструментально, так и интегративно [2, с. 175].
Возникает закономерный вопрос, как стимулировать или повысить мотивацию учащихся к обучению, какую роль в этом играет, например, учитель. Существует несколько факторов, которые могут повысить или понизить мотивацию студента к обучению [1, с. 134].
К таким факторам необходимо отнести: роль учителя; отзыв учителя об успеваемости учащихся; награды и оценки; Успех, повышающий уверенность учащихся в себе; атрибуция причин; интерес учащегося к языку постановка целей, перспективная ориентация учащихся; приятная, непринужденная и мотивирующая атмосфера во время занятий; обучение должно быть стимулирующим и веселым.
Выводы.
Таким образом, можно отметить, что роль мотивации в процессе обучения иностранным языкам очень важна. Преподавателю важно об этом помнить, необходимо в индивидуальном порядке подбирать факторы, повышающие мотивацию обущающихся с целью оптимизации учебного процесса.
Рецензии:
20.10.2022, 13:20 Глызин Александр Витальевич
Рецензия: Статья интересная и довольно полно раскрывает тему. Но посоветовал бы более четко обозначить Выводы (они обычно соответствуют поставленным задачам).
В целом рекомендую статью к печати.
А.В.Глызин
Комментарии пользователей:
16.10.2022, 14:07 Азизова Насиба Бахритдиновна Отзыв: Статья посвящена роли мотивации в изучении иностранных языков. В статье теоретически раскрывается мотивация и их виды. Приводятся точки зрения канадских психологов Роберта Гарднера и Уоллеса Ламберта об интегративной мотивации, когда человек хочет учить иностранный язык, потому что его интересует культура страны данного языка. В целом статья актуальна, вызывает интерес как обучающимся, так учащимся. Статью рекомендована для публикации. |
16.10.2022, 17:16 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Автор данной статьи очень правильно пишет, что "Существует несколько факторов, которые могут повысить или понизить мотивацию студента к обучению: роль учителя; отзыв учителя об успеваемости учащихся; награды и оценки; Успех, повышающий уверенность учащихся в себе; атрибуция причин; интерес учащегося к языку постановка целей, перспективная ориентация учащихся; приятная, непринужденная и мотивирующая атмосфера во время занятий; обучение должно быть стимулирующим и веселым". Я бы добавил еще важный фактор стимуляции, как показ обучающим оригинальных учебных видеофильмов, которые сейчас в достатке в интернете. Также, мотивацией к обучению иностранного языка обучающихся является групповые туристические поездки в рубежные страны. Статью рекомендую к публикации после некоторых исправлений. |
20.10.2022, 13:25 Глызин Александр Витальевич Отзыв: Статью рекомендую к публикации после некоторых исправлений (Выводы обычно соответствуют Задачам). Тем более в тексте статьи факторы прописаны. "Существует несколько факторов, которые могут повысить или понизить мотивацию студента к обучению: роль учителя; отзыв учителя об успеваемости учащихся; награды и оценки; Успех, повышающий уверенность учащихся в себе; атрибуция причин; интерес учащегося к языку постановка целей, перспективная ориентация учащихся; приятная, непринужденная и мотивирующая атмосфера во время занятий; обучение должно быть стимулирующим и веселым". |
26.10.2022, 8:33 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Я бы отметил еще один важный фактор мотивации при обучении иностранного языка - необходимо с детского возраста в семейном кругу приучать детей к английским словам и пониманию английского языка - это может быть просмотр мультфильмов на английском языке, чтение книг на английском языке с переводом, просмотр телевизионных передач на английском языке. Постепенное и постоянное ознакомление детей с иностранным языком является залогом успеха при дальнейшем их обучении уже на высоком уровне. |