Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №109 (сентябрь) 2022
Разделы: Искусствоведение
Размещена 06.09.2022. Последняя правка: 08.09.2022.
Просмотров - 485

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАРАКАЛПАКСКОГО НАРОДА. КОВРЫ И КОВРОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Уразимова Тамара Владимировна

Doctor of philosophy (PhD) History of art

Нукусский государственный педагогический институт

доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной графики

Бекжанов К., магистрант, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза


Аннотация:
Статья посвящена декоративно-прикладному искусству каракалпакского народа, в частности сделана попытка исследования особенностей развития коврового искусства.


Abstract:
The article is devoted to the decorative and applied art of the Karakalpak people, in particular, an attempt is made to study the peculiarities of the development of carpet art.


Ключевые слова:
декоративно-прикладное искусство; ковры; ковровые изделия; композиция; орнамент; цветовое разнообразие

Keywords:
applied arts; carpets; rugs; composition; ornament; variety of colors


УДК 74

Введение

Статья раскрывает основные аспекты развития коврового искусства каракалпакского народа. Ковровое искусство на сегодняшний день представляет собой наименее изученную область декоративно-прикладного искусства каракалпаков. В связи с этим автором сделана попытка исследования общих черт и особенностей свойственный этому художественному явлению, на основе его народного поэтически-творческого богатства.

Актуальность

Актуальность данного исследования обусловлена, прежде всего, назревшей необходимостью анализа природы народного искусства каракалпакского народа, и в частности коврового искусства, осмыслением культурных реалий прошлых столетий, поиском исторических корней.

Цели, задачи, материалы и выводы

Главной целью статьи является исследование особенностей развития одного из интереснейших видов декоративно-прикладного искусства, коврового искусства каракалпакского народа, определение его роли и места в культуре региона.  В связи с этим основным и наиболее важным, является выявление и изучение сути коврового искусства с точки зрения исторического, художественного и практического аспекта.   

Научная новизна

Декоративно-прикладное искусство, и в частности ковровое искусство каракалпакского народа полностью не исследовано это объясняет важность и актуальность обращения к данной теме.

Заключение, результаты, выводы

Автор никоим образом не претендует на завершенность и окончательность выводов по данному вопросу, так как декоративно-прикладное искусство Каракалпакстана требует серьезного и полного осмысления и изучения всех этапов и видов этого интересного культурного явления.

Народное декоративно-прикладное искусство каракалпаков стало широко изучаться в середине прошлого столетия, благодаря большой исследовательской работе ученых: С.П.Толстова, Н.А.Баскакова, А.Л.Мелкова, Т.А.Жданко, А.С.Морозовой, И.В.Савицкого, А.Алламуратова и многих других. Открытие в 1959 году Каракалпакского филиала АН УзССР положило начало последовательному изучению самобытности прикладного искусства каракалпаков. Эта работа была продолжена Каракалпакским государственным краеведческим, а затем 1966 году после открытия Государственным музеем искусств Каракалпакской АССР [1, 99].

История каракалпакского народа, сложение которой происходило на протяжении длительного периода, во многом обусловила характер его культуры. При этом определяющими факторами формирования были как социально-экономические, природно-климатические, так и этнические, историко-культурные составляющие. Каракалпакское декоративно-прикладное искусство тесно связано с природной средой, органично вписываясь в общую систему «Человек-Природа-Культура». Жилище, предметы быта, одежда, украшения и мн. др. представляют собой яркое иллюстрирование культурной национальной особенности каракалпаков.

Несомненно, большую роль в становлении декоративно-прикладного искусства каракалпаков оказывали тесные контакты с соседними народами, обусловившие общность многих видов искусства. Все это привело к созданию колоритного и самобытного декоративно-прикладного искусства, в котором ярким и смыслообразующим компонентом, впитавшем в себя элементы, как этногенетического порядка, так и системы художественной культуры и духовных ценностей, является ковровое искусство.

Ковры и ковровые изделия. По технике изготовления каракалпакские ковры были трех видов безворсовые (туксиз либо терме), ворсовые (тукли) и выполненные в смешанной технике (аралас). По назначению они, несомненно, в первую очередь выполняли утилитарную, затем декоративную, и наконец, по содержанию орнаментов магико-охранительную функции.

Гилем – самый распространенный вид ковроделия. В основном делится на два вида: ворсовый ковер (галы) и без ворсовый ковер (палас). Основной орнамент ковров восьмиугольные цветы (сегиз кырлы гул), двойные рога (космуйиз), треугольники (ушмуйеш), кресты (атанак). Шашаклы гилем (северный диалект каракалпакского языка) – разновидность ковра.

К предметам безворсового ткачества относятся кызыл баскур, ак кур, кызыл кур, дизбе. Богжама – бытовой предмет для хранения одежды, выполненный в технике безвосового ткачества.  Палас – безворсовый ковер (туксиз, такыр). Изделие с разными по цвету и размеру геометрическими фигурами. Широко распространен среди народов Средней Азии, Казахстана, Украины, Турции, Ирана, Индии. Основными орнаментальными элементами, используемыми в данном виде ткачества можно отметить зооморфные и геометрические мотивы, ромбовидные виды и большей часть различные варианты роговидных узоров (муйиз). Помимо этого использовались следующие орнаментальные мотивы: «салма» (оросительный канал), «кус канат», «туйе табан» («огиз сийрак»), «зба» («дзба», «дизбе»), «карга тырнак» (когти вороны), «кумырска бел» (талия муравья), «курбака нагыс» (лягушка). Продолговатая и завершающаяся книзу треугольной формой сумка для хранения вещей богжама также выполнялась в технике безворсового ткачества [1, 31-37; 3, 36].

Алаша – разновидность қура выполненная в технике без ворсового ковра. Различные разновидности алашы оформленных орнаментом (кумырска бел, кус канат, таракы нагыс) вешались на стены. Лишь оформленные простыми разноцветными линиями алашы стелились на пол. Термалаша (северный диалект каракалпакского языка) – разновидность узорной алашы.

Помимо этого ворсовое ткачество представлено такими предметами как каршын (сумка для хранения одежды), жук, есиккас (коврик декорирующий вход в юрту). Каршын – сумка для одежды, которую складывали на сабаяк (деревянный сундук-шкаф). Лицевая сторона украшалась орнаментом, выполненным в технике ворсового ковра. У некоторых народов каршын назывался мафрамач, қарчин (узбеки, туркмены) қаршы (казахи), чавадан (киргизы). Основной узор қаршын – восьмиугольный узор (сегиз кырлы), в середине мотив креста, края покрывались мелким шестиугольным (алты кырлы нагыс) орнаментом.

Орнаментальные мотивы, используемые в каршыне это «гул нагыс» («каршын нагыс», названия разнятся в связи с различиями северного и южного диалектов каракалпаков). При этом данный орнаментальный мотив исполнялся в нескольких вариантах (однорядный, двухрядный и трехрядный каршыны).

Различие данного орнаментального мотива в увеличении узорных медальонов, в которых в первом случае присутствует от 5 до 6 мотивов «гул», во втором 8, 10 либо 11 пар узора «гул», и в последнем орнаментальный мотив представлен в шахматном порядке. Сюда же можно отнести и разновидность варианта ступенчатого шестнадцатиугольного вытянутого медальона. Орнаментальная композиция есиккас представляет собой ряд соединенных восьмиугольных медальонов, с вписанными в них ромбами.

Помимо этого существовало еще два варианта оформления каршына: 1) каршын шуыт (со слов информаторов этот узор выполнялся девушками-шуыт); 2) каршын тай туяк (копыто жеребенка).

Коржын – переметная сумка
Коржын – переметная сумка четырехугольной формы, использовалась при перевозке вещей на лошади. Лицевая сторона украшалась орнаментом, выполненным в технике ворсового ковра (необходимо отметить, что встречались варианты коржына выполненные в технике безвосового ткачества). Керги – лицевая сторона хозяйственной подвесной сумки или декоративного коврика. Керги использовалась для хранения различных предметов, позже выполняла лишь декоративную, оформительскую функцию.

Есиккас – узкий коврик над дверью юрты, являющийся декоративным оформлением двери юрты. Располагается над дверью орнаментом вовнутрь помещения. Есиккас декорирован ромбовидным орнаментом в окружении роговидного узора [2, 52-53].

Смешанная техника ткачества широко представлена узорнотканными полосами (дорожками) – акбаскур (белый главный пояс), жанбау (ишки жанбау). Декоративное оформление акбаскуров представлено орнаментальными элементами и в основном выполнялось в двух вариантах. В первом случае орнаментальные мотивы не повторяются, в то время как во втором варианте они выполнены парно. Акбаскур самая нарядная и широкая из қуров, опоясывающая юрту узором внутрь и располагающаяся выше кызыл баскура. Ширина акбаскура 50 см., длина 12-13 м. Орнамент располагается от центра и повторяется к концам. Хорошо просматривается внутри юрты. Выполняется на белой хлопковой основе разноцветными шерстяными нитями в ворсовой технике ковра.

В отличие от акбаскуров, жанбау представлен более узкой дорожкой, украшенный с одного края одним или несколькими рядами плетенных декоративных узелков и бахромой из шелковых нитей. Различают две разновидности жанбаў – внутренний и внешний.

Ийинбау – узорчатый қур выполненный в технике ворсового ковра, употребляемый для укрепления конструкции юрты и ее декоративного оформления. Бау-шуу – простое название қура, используемое в закреплении конструкции юрты. Белдеу – қур которым закрепляли шийи (камышовую циновку) поверх кереге по диаметру юрты. Ширина 30-40 см. в обязательном порядке орнаментированный. Основа белдеу изготовлялась из хлопка, узор выполнялся из разноцветных шерстяных нитей. Белжип – орнаментированный қур которым «опоясывают» юрту после ее сборки. Длина белжип соответствует длине ақбасқур и белдеў, ширина 30-40 см. Ткется на белой хлопковой основе разноцветными шерстяными нитями в технике ворсового ковра. Оба конца оканчиваются безворсовым узором.  Судя по названию раннее вместо белжип использовалась обычная веревка. 

Каракалпакское декоративно-прикладное искусство, и в частности ковровое искусство, является не только уникальным источником художественного наследия народа, но и представляет собой этническую историю, основу культово-религиозных воззрений, а также историю взаимосвязей с другими народами.

Библиографический список:

1. Государственный музей искусств Каракалпакской АССР. Альбом. Автор составитель И.В.Савицкий. Изд. «Советский художник» М., 1976. с.43, 256 с.
2. Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. М.-Л., 1950.
3. Этнография каракалпаков. XIX – начало XX века (материалы исследования). Ташкент, Изд. «Фан», 1980.




Рецензии:

7.09.2022, 17:23 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Очень добротная статья, соответствует предъявляемым требованиям для публикации. Было бы правильно словесные описания сопроводить соответствующими графическими или фотографическими материалами. После доработки статью следует опубликовать.



Комментарии пользователей:

16.10.2022, 16:02 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Данная статья написана на актуальную тему и статью Уразимовой Т.В. рекомендую к публикации.


Оставить комментарий


 
 

Вверх