Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №109 (сентябрь) 2022
Разделы: Педагогика
Размещена 26.09.2022.
Просмотров - 796

ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК СПОСОБ УГЛУБЛЕННОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ

Островская Галина Ивановна

кандидат педагогических наук

Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова

доцент

Дай Вэй, магистрант 2 курса Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова


Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению особенностей эстетического развития китайских студентов в процессе их обучения в российском музыкально-педагогическом вузе. Углублённое изучение русской музыки во многом способствует эффективности преодоления барьеров вхождения в чуждую языковую и культурную среду. Определяются основные направления педагогические работы и условия, способствующие результативности работы в данном направлении и отражаются некоторые результаты проведённого опытно-экспериментального исследования.


Abstract:
The article is devoted to the consideration of the features of the aesthetic development of Chinese students in the process of their education in a Russian musical and pedagogical university. An in-depth study of Russian music largely contributes to the effectiveness of overcoming barriers to entry into an alien linguistic and cultural environment. The main pedagogical principles and conditions that contribute to the effectiveness of work in this direction are determined and some results of the conducted experimental research are reflected.


Ключевые слова:
эстетическое развитие; обучение; музыкально-педагогический вуз, китайские студенты; особенности; условия

Keywords:
aesthetic development; education; musical and pedagogical university, Chinese students; conditions


УДК 378

Введение

Мировые глобализационные процессы, происходящие во всех сферах социальной жизни, затронули и образовательную область, целью которой выступает создание единого образовательного пространства.  Одной из характерных тенденций высшего образования на современном этапе является его интернационализация. Молодому поколению предоставляется возможность обучения в разных странах мира, в процессе которого студенты не только получают определённый набор знаний, умений и навыков, но и постепенно приобщаются к общемировым ценностям, мировой культуре, расширяют свой кругозор и конкретные профессиональные компетенции.

Образовательные мигранты из Китая в настоящее время составляют большую часть всех учащихся-мигрантов в учебных заведениях России, так как в КНР стимулируется полезное для профессиональной карьеры обучение за рубежом. Вхождение в чуждую культурную и языковую среду чревато появлением многих проблем в области психоэмоционального состояния иностранных студентов, преодолению которых во многом способствует изучение предметов художественно-эстетического цикла, являющихся доминирующими в учебном процессе музыкально-педагогического вуза. Язык музыки интернационален, он понятен людям любой национальности, являясь соединительным «мостом» во взаимодействии и контактах российских преподавателей и китайских студентов.

Эстетическое развитие способствует раскрытию резервных возможностей человека, гармонизации его внутреннего мира, а умение общаться посредством языка музыкального искусства становится условием преодоления у китайских студентов сложностей вхождения в социум иностранного государства с чуждым менталитетом, языком и национальными традициями. В связи с этим, обучение китайских студентов в российском музыкально-педагогическом институте рассматривается как способ и условие углублённого эстетического развития, создающее благоприятную творческую атмосферу, снимающее противоречия языкового барьера и раскрывающее потенциальные возможности обучающихся, чем и обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Цель работы – выявить эффективные способы эстетического развития китайских студентов в процессе обучения в российском музыкально-педагогическом вузе посредством углублённого изучения русской музыки.

Реализация цели достигается посредством решения следующих задач:
1) определить этнопсихологические особенности китайской нации;
2) выявить специфику процесса обучения в российском музыкально-педагогическом вузе;
3) провести опытно-экспериментальную работу по эстетическому развитию китайских студентов в процессе обучения в российском музыкально-педагогическом вузе и проанализировать её результаты.

Научная новизна исследования заключается в расширении педагогического знания о возможностях использования музыкального искусства в углублённом эстетическом развитии китайских студентов через реализацию комплексного воздействия дисциплин в учебном процессе; в определении необходимых условий эстетического развития китайских студентов в процессе обучения в российском музыкально-педагогическом вузе.

Основная часть

Китай является ключевым партнёром России на мировой арене, углубление отношений с которым выступает приоритетным направлением российской внешней политики, носящим устойчивый, долгосрочный характер, отвечающий задачам укрепления добрососедства и обеспечения развития обеих стран.  Экономические интересы, связывающие  Россию и Китай,  обусловливают сотрудничество в области культуры и образования. Правительство Китая проводит курс на улучшение качества высшего образования, реализуя политику построения в стране «информационного общества». Повышение ценности высшего образования в Китае за последние три-четыре десятилетия продиктованы сменой экономической и политической парадигм в стране.

Интерес к получению образования в России у китайской молодёжи в последнее время неуклонно возрастает, что обусловлено тем, что, во-первых, Россия всегда считалась страной, где фундаментальные научные знания лежали в основе школьного и вузовского образования; во-вторых, стоимость обучения и проживания в России по сравнению со странами Запада достаточно невысокая; в-третьих, при поступлении в российский вуз не требуется сдавать экзамен по русскому языку.

В связи с этим весьма актуальной становится проблема обучения молодёжи в условиях культуры иностранного государства, предполагающей непосредственное вхождение в систему иных национальных традиций, ценностей, обычаев, норм и правил поведения и общения, а также поиск новых путей взаимодействия различных этносов и культур в учебном процессе вуза. Решение социальных и образовательных задач ставит российское общество и государство перед необходимостью разрабатывать концепцию межкультурного образования как образца современного подхода к воспитанию и обучению нового поколения молодёжи, способной ценить не только собственную культуру, но проявлять понимание и терпимость к носителям другой культуры, и, при необходимости, противостоять межкультурным конфликтам. Именно в таких условиях формируются позитивные установки в межкультурном общении, развивается межкультурная компетентность личности и общества, признающего равноценность всех людей и непреходящую ценность человеческого достоинства.

Работа с категорией китайских студентов выдвигает во главу угла проблему учёта их этнопсихологических особенностей и специфики китайских образовательных моделей. Межкультурные различия между китайскими и русскими студентами объясняются разницей мировоззрения, менталитета русского и китайского народа, проявляющейся как в вербальной культуре общения, так и в поведении, обычаях, традициях. Фундаментом китайской культуры, базисом духовного мира китайцев является учение Конфуция, в основе которого заложена идея о всеобщей гармонии при беспрекословном соблюдении всех правил каждым членом общества. Пожалуй, одной из самых характерных черт китайской нации является коллективизм. Помимо чувства коллективизма, учёными и исследователями выделяются следующие характерные черты жителей Китая: терпение, дисциплинированность, щедрость к другу, патриотизм, настойчивость и сплочённость, на формирование которых «…влияли внешние факторы, определяемые природными условиями, характером быта и рабочей деятельности китайцев» [6, с. 190]. Парадоксально, но, несмотря на наличие настойчивости и упорства в  характере китайской нации, ей, тем не менее, свойственна небрежность в выполнении работы, сохранившаяся в древних времён, в чём проявляется полная противоположность европейцам. «Небрежность в исполнении работ, заказов, поручений и т.д., а также в службе настолько укоренилась в китайские нравы, что ослабляет многие другие положительные качества китайцев» [6, с. 192].

Не менее значительной является приоритетная роль семьи, покорность по отношению к родителям, уважение к старшим, строгость в соблюдении моральных норм [3, с. 34]. Внешне стиль общения всегда остаётся вежливым и учтивым, но при этом китайцы крайне уклончивы, избегают прямолинейности, чем радикальным образом отличаются в поведении от русской нации. Большое преимущество китайцев перед европейскими нациями заключается в их невозмутимости, выдержке, эмоциональной сдержанности, отсутствии торопливости и суетливости.

Этнопсихологические особенности китайской нации обусловливают выбор наиболее целесообразных учебных стратегий, направленных на результативность педагогических воздействий. Педагогическая работа с китайскими студентами в выбранном аспекте предполагала опору на: философский, культурологический и искусствоведческий подходы, определяющие роль музыкального искусства в развитии личности; искусствоведческий подход, определяющий роль музыкального образования в развитии личности; идеи взаимодействия искусства и воспитания; труды по музыковедению, музыкальной психологии и педагогике, раскрывающие закономерности музыкального восприятия, эмоциональной отзывчивости; современные психологические исследования менталитета китайской молодёжи; концепции глобализационных процессов, в том числе в области образования.

Эстетика музыки играет важную роль в жизни человека, а также в воспитании подрастающего поколения, так как слуховое восприятие является одним из важнейших коммуникационных каналов. Более того, педагогика рассматривает именно музыкальное искусство как основу развития и формирования чувств и эмоций человека. Традиционно музыкально-эстетическое воспитание существенно расширяет и обогащает духовный мир человека, значительно меняет отношение личности к окружающей действительности и способствует стимулированию творческого начала, открывая широчайшие возможности для творческой самореализации личности.

Практически все видные исследователи в области философии, культурологии, педагогики, психологии, искусствоведения, социологии и т.д. проявляли огромный интерес к проблеме эстетического развития с помощью музыкального искусства. Среди них можно отметить таких учёных, как Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, К. Э. Гилберт, М. С. Каган, Н. А. Ветлугина и др. Естественно, что и деятели искусства, связанные с педагогической наукой, также внесли значительный вклад в развитие различных аспектов музыкальной эстетики, обучения и воспитания: в первую очередь, необходимо упомянуть Б. В. Асафьева, Э. Б. Абдуллина, Е. М. Акишину, И. В. Нестьева, А. Н. Сохора и др. Как символ гармонии понималась музыка И. Гёте, для которого она была отражением определенных закономерностей мира и природы. Музыка с точки зрения И. Гёте является основой гармоничного развития личности: «...Из всех возможных элементов мы и избрали музыку как основной элемент нашей системы воспитания, ибо от неё исходят во все стороны ровные, проторенные дороги» [4, с. 175].

Являясь искусством прямого и сильного эмоционального воздействия, «эмоциональным познанием», по выражению Б. М.Теплова, музыка даёт ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы китайских студентов, поскольку «язык» музыкального искусства интернационален, он понятен представителям любой национальности и культуры, так как снимает проблему различия вербальных языков. Эстетическое развитие китайских учащихся расширяет поле их эмоциональных проявлений, что весьма актуально для эмоционально-сдержанной китайской нации.

Российское высшее профессиональное образование в области культуры и искусства имеет к настоящему времени ряд достижений, «которые можно отнести к разряду “несомненных”: высокий уровень знаний, широкий их охват, единое образовательное пространство, доступность высшего образования и др.» [5, с. 10-11]. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт (ТГМПИ) им. С. В. Рахманинова к настоящему времени имеет длительную историю своего развития, сохраняя ведущие позиции в современном музыкальном образовании, предоставляя все условия для успешного обучения, широкий спектр возможностей для получения профессиональной специализации, личностного развития, в том числе и иностранным студентам.

На современном этапе высшее профессиональное образование в музыкально-педагогическом вузе не может не учитывать таких требований общественного развития, как: гибкость и открытость к инновациям с целью конкурентоспособности; практическая направленность получаемых профессиональных знаний и навыков; развитие творческого потенциала студентов и преподавателей (участие в конкурсах, фестивалях, смотрах и т. д.); создание развивающей культурно-образовательной среды, как условия профессионального и личностного роста студентов и педагогов. К перечисленным требованиям можно добавить культуросообразность образовательного процесса, заключающуюся в том, что взаимодействие с миром культуры и искусства происходит в диалогической форме, когда осуществляется «бесконечное развертывание и формирование всё новых смыслов каждого – вступающего в диалог – феномена культуры, образа культуры, произведения культуры, то есть того транслированного в “произведение” субъекта”, что способнее других “бесконечно < > углублять, развивать, преобразовывать свою особость, свое неповторимое бытие”» [5, с. 271].

Китайские студенты, обучаясь в российском музыкально-педагогическом вузе, изучая разнообразные дисциплины художественной направленности, приобретают возможность получить всестороннее эстетическое развитие. Большая часть китайских студентов выбирают для своего обучения бакалавриат или магистратуру кафедры музыкальной педагогики и художественного образования, осуществляющую свою учебную деятельность по направлению подготовки – Педагогическое образование, профилю программ «Музыкальное образование» и «Художественное образование». Отдавая предпочтение профилю музыкального образования, китайские студенты изучают большое количество дисциплин, в которых эстетическое развитие является основополагающим. К таким дисциплинам относятся: «Анализ и интерпретация художественного произведения», «Актуальные проблемы музыкального искусства», «История музыкального искусства», «Профессиональное музыкальное образование: методика, история, теория», «Анализ музыкальных произведений», «Вокальная подготовка», «Вокальный ансамбль», «Эстетика и теория искусства». Перечисленные предметы художественно-эстетического цикла в музыкально-педагогическом вузе в комплексе способствуют разностороннему эстетическому развитию студентов китайской национальности, приехавших получать образование в России.

Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, разнообразный тематический план, содержательную направленность и арсенал педагогических средств для достижения цели и решения поставленных задач. Но в целом  все образовательные предметы имеют единую направленность, определяемую как:  «< > культурно-творческое развитие студентов, которое понимается как процесс интериоризации ценностей культуры, развития устойчивой мотивации на личностное и профессиональное совершенствование, на становление себя как “человека культуры”, обладающего готовностью к творческой самореализации в избранной профессии специалиста в сфере культуры и искусства и осуществлению просветительской деятельности в современном поликультурном пространстве» [5, с. 76].

Однако в процессе обучения китайских студентов необходимо учитывать, что национальная китайская модель образования традиционно рассматривается как процесс накопления, аккумулирования знаний, а не их творческой переработки и использования в собственном опыте, поэтому китайские студенты опираются на опубликованную литературу без её критического осмысления, анализа [7, с. 262]. Смысл преподавания заключается лишь в передаче фундаментальных знаний от учителя к ученику, без необходимости развития творческих способностей учащихся, заложенного в них потенциала [6]. Поэтому чаще всего китайские студенты выступают в роли объекта, пассивно усваивающего знания. Кроме того, современные китайские студенты не всегда проявляют способность к самостоятельному мышлению и активному проявлению своей индивидуальности, часто ожидая существенной помощи со стороны педагога. В этой связи процесс обучения в российском музыкально-педагогическом вузе можно рассматривать как реальную возможность преодоления данных особенностей китайской молодёжи.

Эстетическое развитие посредством музыкального искусства выступает одновременно в различных аспектах: 1) развитие музыкальных способностей (слуха, мышления, памяти и т. п.); 2) развитие музыкальных вкусов, потребностей, интересов; 3) развитие творческого потенциала учащихся; 4) развитие музыкально-эстетической культуры, как части духовной культуры. Глубокое постижение музыкального искусства способствует формированию особого «творчески-человеческого» отношения к окружающему миру, которое осуществляется через творческое воображение или фантазию, стимулирующие высшие, совершенные формы восприятия.

С точки зрения решения педагогических задач механизм функционирования музыкально-эстетического развития личности представляет собой:

- организацию целенаправленного развития эмоционально-чувственной сферы личности и всех активно участвующих при этом психических процессов (быстроты реакции, внимания, памяти, восприятия, воображения, фантазии, образного мышления);

- аккумуляцию большого количества материала в целенаправленном процессе обучения с целью формирования необходимых «технических» навыков, опыта, умения применять в практической деятельности полученные теоретические данные;

- организацию среды, активизирующей творческую активность личности, подбор музыкального материала, задействующего мотивационную составляющую.

Опытно-экспериментальный этап исследования проводился на базе Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова. В эксперименте приняло участие 10 китайских студентов, обучающихся на кафедре музыкальной педагогики и художественного образования, среди них – четыре девушки и шесть юношей. Целью данного этапа работы явилось измерение уровней эстетического развития китайских студентов до и после экспериментальной работы и определения динамики данного процесса. Для определения компонентов эстетического развития китайских студентов были использованы: метод включённого наблюдения, анкетирование, тестирование, беседы и учебные задания, позволяющие выявить уровень эстетического развития китайских учащихся в начале опытно-экспериментальной работы, а также фиксировать в дальнейшем изменения тех или иных компонентов на формирующем и контрольном этапах.

В качестве критериев эстетического развития китайских студентов были взяты когнитивный, эмоционально-экспрессивный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент подразумевал наличие общего кругозора в области музыкального искусства, владение его тезаурусом, умение применять теоретические знания в своей практической деятельности. Эмоционально-экспрессивный компонент проявлялся во внешнем чувственном отклике на музыку с обоснованием своей эмоциональной реакции. Наиболее ярко он проявлялся в собственном исполнении  музыкальных произведений, в личностной эмоционально-экспрессивной их трактовке. Поведенческий компонент определялся наличием потребности в музыке, глубоким интересом к ней, готовностью к исполнительской деятельности и склонностью к творческой интерпретации музыкальных произведений.

Развитие каждого компонента определялось по трём уровням: низкому, среднему и высокому, определяемым по 10-ти балльной системе:

 - высокий уровень (8-10 баллов) - отличные знания в области теории и истории музыкального искусства; собственное исполнение музыкальных произведений отличается эмоциональной насыщенностью и экспресссивным прочтением; сильная потребность и любовь к музыке, ярко выраженная склонность к исполнительской деятельности и творческой интерпретации музыкальных произведений;

- средний уровень (5-7 баллов) - хорошие знания в области теории и истории музыки, незначительные ошибки в ответах; собственное исполнение музыкальных произведений эмоционально сдержанно, не хватает экспрессивных проявлений; готовность к исполнительской деятельности, с фрагментарными проявлениями творческих способностей;

- низкий уровень (1-4 балла) - явные пробелы в знаниях о музыке, путаница в терминологии, много ошибок в ответах; собственное исполнение музыкальных произведений не отличается эмоциональностью, оно однообразно и безлико; нет склонности к исполнительской деятельности и творческому проявлению себя в музыке.

На констатирующем этапе определялись уровни эстетического развития китайских студентов в ходе педагогического наблюдения за студентами на различных учебных дисциплинах, в результате оценивания их ответов и качества выполняемых заданий. Среди заданий использовались: тестирование и письменная работа («угадайка»), определяющие общий кругозор  и знание музыки (когнитивный компонент); оценивалась содержательно-эмоциональная трактовка и уровень исполняемых китайскими студентами музыкальных произведений (эмоционально-экспрессивный компонент); а также готовность к глубокому постижению музыки, к исполнительской деятельности и склонность к творческой интерпретации (поведенческий компонент). Затем суммарно в процентном выражении были выявлены показатели уровней эстетического развития китайских студентов, что отражено в Таблице №1.

Таблица №1

Компоненты

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный

10%

60%

30%

Эмоционально-экспрессивный

50%

50%

0%

Поведенческий

40%

50%

10%

 

Анализ полученных данных свидетельствует о сравнительно небольшом проценте низкого уровня развития по когнитивному компоненту эстетического развития, что объясняется почти стопроцентным наличием у китайских студентов высшего музыкального образования и внушительным стажем занятий музыкой до поступления в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение исходных уровней эстетического развития китайских студентов и полное преодоление низкого уровня по всем показателям, а также углублённое изучение русской музыкальной культуры и максимальное развитие самостоятельности деятельности китайских студентов, без активной помощи педагога.

В качестве эффективных способов использовались:

1) углублённая работа над средствами музыкальной выразительности произведений (при отсутствии детального вербального текстового понимания) на занятиях вокальной подготовкой;

2) тесты и «угадайки» на предметах музыкально-теоретического цикла, выясняющие эмоционально-чувственное отношение к музыке;

3) видеоматериалы на занятиях различных дисциплин для сравнительного анализа, определяющие личностные предпочтения студентов;

4) культивирование самостоятельной работы с помощью посильных заданий по всем учебным дисциплинам;

5) вовлечение китайских студентов в активную концертно-исполнительскую деятельность кафедры музыкальной педагогики и художественного образования.

Решение основных задач происходило как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Повышение уровней развития отдельных компонентов происходило неравномерно на различных занятиях, так, развитие когнитивного компонента, освоение ценности музыкального искусства особенно успешно осуществлялось на предмете «История музыкального искусства» и «Анализ и интерпретация художественного произведения». Эмоционально-экспрессивный компонент, развитие рефлексии и эмоциональной отзывчивости активно развивались на дисциплине «Вокальная подготовка», «Основной инструмент». Сложнее всего поддавался корректировке поведенческий компонент эстетического развития, что объясняется языковым барьером, сложностью понимания вербального русского языка. Поведенческий компонент более всего реализовывался в процессе участия китайских студентов в концертных мероприятиях по классу фортепиано и вокалу, в заседаниях секции научно-исследовательской работы студентов,  в отчетных концертах кафедры. Наоборот, интернациональный язык музыкального искусства способствовал успешному взаимодействию и пониманию между китайскими студентами и русскими педагогами.

Большое внимание уделялось саморазвитию, активизации мышления, которые свидетельствовали о том, что учащийся поднялся на ступень самопознания. При этом основополагающей на занятиях была опора на слуховой музыкальный опыт китайских студентов, играющий важнейшую роль, как в исполнительской, так и в слушательской и аналитической деятельности.

Одним из условий эффективности педагогической работы по эстетическому развитию китайских студентов, обучающихся в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова выступало создание на занятиях атмосферы доброжелательности, поддержки, нацеленности на успех, творческую деятельность,  мотивации на профессиональное совершенствование.

На контрольном этапе после планомерной работы по эстетическому развитию китайских студентов на занятиях в музыкально-педагогическом вузе были проведены повторные измерения уровней развития компонентов эстетического развития. Полученные данные представлены в Таблице №2.

Таблица №2

Компоненты

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Когнитивный

0%

40%

60%

Эмоционально-экспрессивный

10%

60%

30%

Поведенческий

10%

50%

40%

Заключение

Повышение уровней эстетического развития по каждому из компонентов свидетельствует об эффективности педагогической работы на формирующем этапе эксперимента. Динамика положительных изменения уровней эстетического развития китайских студентов по каждому компоненту на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментального исследования представлена в Таблице №3

Таблица №3

          Уровни               

Компоненты

Низкий

Средний

Высокий

Конста

тирующий

Контроль

ный

Конста

тирующий

Контроль

ный

Конста

тирующий

Контроль

ный

Когнитивный

10%

0%

60%

40%

30%

60%

Эмоционально-экспрессивный

50%

10%

50%

60%

0%

30%

Поведенческий

40%

10%

50%

50%

10%

40%

Исследование процесса эстетического развития китайских студентов, которые составляют большую часть всех учащихся-мигрантов в учебных заведениях России, в процессе обучения в российском музыкально-педагогическом вузе (на примере обучения в ТГМПИ им. С. В. Рахманинова), обусловлены воздействием ряда причин. К их числу относятся: политические (интеграция в социальной и политической сферах), экономические (глобализация экономики и образования), идеологические (тенденция международной открытости и межнационального взаимодействия), академические (утверждение универсальной основы образования, межнациональный характер научных знаний), информационные (рост информационных технологий, сети internet).

Эстетическая среда музыкально-педагогического вуза основана на конструктивном межнациональном культурном диалоге, формирующем у китайских студентов целостную картину мира, рефлексию, навыки саморегуляции, самореализации. В ходе учебного процесса капитал знаний, содержание образования переходит на уровень личностного смыслового приобретении. Однако для сглаживания национальной специфики обучения с китайскими студентами следует применять такие стратегии педагогического воздействия, как стимулирование личных достижений; использование в обучении самостоятельных видов работ, морально-этической и эстетической мотивации.

Успешность экспериментальной педагогической деятельности в данном направлении открывает перспективы для дальнейших исследований.

Библиографический список:

1. Акишина Е. М. Современные тенденции художественного образования как ответ социокультурным вызовам / Е. М. Акишина // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – №1. – С. 29 – 32.
2. Борев Ю. Б. Эстетика: Учебник / Ю. Б. Борев. – М,: Высш. шк. –2002. – 511 с.
3. Варламова Н. В. Особенности менталитета китайских студентов / Н. В. Варламова // Омский научный вестник. – 2012. – №1. – С. 31 – 34.
4. Гёте И. В. Собр. соч.: В 10 т., Т. 8. / И. Гёте. – М.: Художественная литература, 1979. – 466 с.
5. Стукалова О. В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства / О. В. Стукалова. – М.: ИХО РАО. – 2011. – 280 с.
6. Сюй Хунбо. Особенности китайского национального характера (часть 2) / Хунбо Сюй // Молодой ученый. — 2011. — № 3 (26). — Т. 2. — С. 190 – 192. — URL: https://moluch.ru/archive/26/2645/ (дата обращения: 04.02.2022)
7. Gieve S., Clark R. The Chinese approach to learning: Cultural trait or situated response? The case of a self-directed learning programme // System. – June 2005. – № 33 (2). – P. 261–276.




Рецензии:

26.09.2022, 11:53 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья рекомендуется к печати. В качестве пожеланий - аннотация не отражает сути статьи, желательно ее переработать. Все остальные необходимые компоненты научного текста присутствуют. Изложение логичное. Поставленные цель и задачи достигнуты. Выводы обоснованы.

26.09.2022, 11:54 Барабанов Родион Евгеньевич
Рецензия: Работа посвящена актуальной проблеме. Проработана и детально рассмотрена заявленная тема в проблемном поле. Автором точно и своевременно рассмотрена проблема эстетического развития китайских студентов. В статье соблюдены необходимые нормы оформления. Рекомендую статью к публикации в издании.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх