ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
студент
Пак Ольга Викторовна, доцент кафедры физической культуры, спорта и адаптивного физического воспитания, Вологодский государственный университет
УДК 796
Введение:
Мозг - центральный отдел нервной системы человека. Он сложен, обрабатывает множество информации, позволяет принимать решения. От уровня развития мозга во многом зависит память и интеллект человека. С деятельностью мозга связано также самочувствие и общее состояние человека. Несомненно, что постоянные физические упражнения позволяют развить мышцы, укрепить сердечнососудистую систему, чем, безусловно, содействуют продлению жизни. А так как мозг является неотъемлемым элементом организма человека, то физические упражнения также улучшают работу памяти и мозга.
Актуальность:
Проблема здоровья среди населения очень распространена в настоящее время. На основании данных исследований можно сделать вывод, что физическая активность населения неуклонно снижается. Этому способствует внедрение цифровых технологий, снижение двигательной активности по причине перемещения на автомобильном транспорте, автоматизация рабочих мест и домашнего быта. В таких обстоятельствах мозговые клетки человека не получают необходимого количества кислорода, ухудшается память, качество мыслительных процессов. Физические упражнения влияют не только на всё тело, но они также способствуют более эффективному насыщению крови кислородом, что в свою очередь очень важно для здоровья мозга. Поэтому двигательная активность и пребывание на свежем воздухе необходимы на протяжении всей жизни.
Цель:
Выявить воздействие физических упражнений на мозговую деятельность человека.
Задачи:
1. Анализ исследований наиболее доступных и распространенных видов спорта на мозговую деятельность человека;
2. Выявление положительной динамики влияния физических упражнений на умственную деятельность и общее состояние организма.
Научная новизна:
Заключается в том, что вместе с анализом исследований, направленных на изучение воздействия физических упражнений на умственную деятельность человека, в статье приводится данные собственных исследований, проводимых на протяжении двух недель на пяти пожилых людях возрастом 70 лет и пяти студентах возрастом 20 лет.
Основная часть:
Существует мнение, что умственные нагрузки могут увеличить продуктивность мозга в большей мере, чем бег и активные игры. Однако такой подход не всегда работает. Чтобы увеличить мышечную массу, надо напрягать бицепсы. Установлено, что во время бега, ходьбы, катания на коньках и лыжах происходит сокращение и напряжение группы мышц, вызывающих нервные импульсы, которые и активизируют наш мозг, дают возможность держать его в тонусе.
Во время физических усилий и регулярных тренировок происходит нарастание клеток в определённых отделах головного мозга. К ним относится и гиппокамп, который участвует в эмоциональных реакциях и механизме памяти. От его развития напрямую зависит долгосрочная память. Это по сути центр памяти.
Проводимые исследования связей между физическим и умственным здоровьем показали, что способность к запоминанию возрастает как после силовых, так и после любых других упражнений, улучшающих дыхание и ускоряющих сердцебиение. Это может быть обычная ходьба с постепенным нарастанием скорости или увеличением длительности тренировки, пробежки, прыжки на скакалке и езда на велосипеде.
За устойчивость внимания, способность принятия решений и самоорганизованность отвечает другой отдел головного мозга - префронтальная кора. Физические нагрузки и аэробные тренировки способствуют её росту за счет улучшения кровообращения и большего потребления кислорода. Для плодотворного занятия спортом необходима мотивация, за которую как раз и отвечает префронтальная кора головного мозга. Мотивация будет расти, если заниматься понравившимся видом физической активности. Эмоциональный эффект и положительный настрой очень важны при выполнении любых видов упражнений.
В процессе систематической физической тренировки совершенствуется высшая деятельность коры головного мозга и функции нервной системы. Более тонко осуществляется взаимодействие процессов возбуждения и торможения различных нервных центров. Улучшаются функции анализаторов. Они более дифференцированно осуществляют двигательные действия [1, с. 307].
Пластичность мозга или нейропластичность – это способность мозга приспосабливаться к новым условиям и познавать новое. Повышению уровня нейропластичности способствуют упражнения, направленные на возможность выполнения знакомых упражнений или действий непривычным способом. Методы правильной стимуляции мозга способствуют образованию новых нервных путей, позволяют быстрее адаптироваться в окружающей обстановке и должным образом реагировать на неё, а также повышают способность запоминать и воспринимать незнакомую информацию, справляться с нетривиальными задачами.
Малоподвижный образ жизни, хроническое недосыпание, стрессы, неправильное питание и вредные привычки существенно снижают дееспособность и качество жизни. Поэтому каждому современному человеку необходимы упражнения, укрепляющие сосуды головного мозга. Среди способов терапии и профилактики рекомендуются правильные физические нагрузки и упражнения, дыхательные методики, релаксация. В практике йоги существует немало полезных упражнений для головы. Для выполнения необходим особый благоприятный моральный настрой и расслабленность, отсутствие тревожных мыслей. Задержки дыхания активизируют мозговое кровообращение и очищают кровь, поступающую в мозг. Для улучшения эластичности кровеносных сосудов, которые питают головной мозг, полезны упражнения с поворотами и наклонами головы, дыхательные упражнения, экспресс-гимнастика. Все это увеличивает приток крови к клеткам мозга и стимулирует создание новых нейронных связей, активизирует умственную работоспособность.
Выделение нескольких минут в день на гимнастику и упражнения для улучшения кровообращения головного мозга благоприятно скажется на работоспособности и общем состоянии всего организма.
Для исследования привлечены 5 человек возрастом 65 - 70 лет и 5 человек возрастом 20 лет, которые были разбиты на две разные подгруппы по критерию «возраст». Группы выполняли занятия по заполнению простых тестов на запоминание [2]. Сначала тестируемые решали тесты до занятий физическими упражнениями, на следующий день через 45 минут после занятий физическими упражнениями средней тяжести. Старшая группа занималась скандинавской ходьбой, группа студентов на уроке физической культуры в университете.
В результате исследования было зафиксировано, что после занятий физическими упражнениями результаты по тестированию стали выше, чем без них. На основании полученных данных построена диаграмма зависимости физических упражнений на работу человеческого мозга, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Влияние физический упражнений на уровень запоминания
Обе подгруппы показывают положительную динамику влияния физических упражнений на мозговую деятельность. Занятия спортом способствуют росту частоты сердечных сокращений и поступлению большего количества крови, как в мышцы, так и в головной мозг, что очень важно для людей как пожилого возраста (для профилактики деменции), так и для молодого поколения. Эффективная работа сердечно - сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая доставку кислорода к тканям и органам, положительно влияет на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу функциональных систем организма [3].
Благодаря регулярным физическим занятиям укрепляются нейронные связи в мозге, которые отвечают за совершаемые нами действия, влияют на способность к запоминанию и обучению. Положительным моментом является и то, что благодаря активным и регулярным занятиям физкультурой наш мозг увеличивается в объеме.
Любая регулярная физическая активность благоприятно влияет на весь организм, изменяет мозг и разум человека. Для улучшения и сохранения когнитивных функций мозга (восприятие, внимание, логика) рекомендуют одновременно делать интеллектуальные и силовые упражнения на специальных тренажерах. Например, компьютеризированная когнитивная тренировка (просмотр видеороликов) совмещается с силовыми упражнениями. Для развития дивергентного мышления полезны велотренировки. В качестве аэробной нагрузки можно использовать велотренажер, т.к. есть сведения, что даже кратковременные нагрузки способствуют активизации функций головного мозга. Во время плавания усиливается циркуляция крови в организме, тренируются мышцы, укрепляются сосуды, снабжающие мозг кровью.
Командные игровые виды спорта (волейбол, футбол, хоккей, водное поло, лапта и другие) тренируют внимание, скорость реакции, способствуют развитию аналитического мышления.
И в заключение хочется напомнить изречение Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Позитивный настрой и хорошее настроение безусловно необходимы во время активных занятий. Регулярные занятия принесут больше пользы организму, чем стрессовые тренировочные усилия.
Рецензии:
18.11.2022, 16:39 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Автор пишет в статье давно известные факты. Однако, надо учитывать, что не все пожилые люди могут выполнять физические упражнения (инвалиды, больные). Многие пожилые люди не теряют свой жизненную энергию путем не только постоянных физических упражнений, но и ежедневных умственных упражнений (шахматы-шашки, чтение, изучение языка). Рекомендую посмотреть научно-популярный фильм Би-би-си
[https://www.youtube.com/watch?v=GrUooQ_RWBM]. Статью рекомендую к публикации после изменения автором названия статьи.
3.01.2023, 18:36 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: 1) Материалы статьи [Д.С. Молоков, А.Д. Викулов, Л.Н. Данилова "ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СИСТЕМАХ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ", Вестник Томского государственного университета. 2019. № 443. С. 236–240. DOI: 10.17223/15617793/443/28] обобщают передовой
опыт организации физического воспитания в сфере общего и дополнительного образования в некоторых странах Европы, Америки и Азии; 2) Мозг излучает электрические сигналы, в том числе так называемые «качающиеся волны или ритмы». Бета-ритм чаще всего проявляется во время умственного труда, а хронически высокий уровень бета-ритма приводит к стрессу, умственному перенапряжению, повышенной утомляемости, эгоизму, ограничению мышления, постоянному чувству недовольства собой и своей жизнью. В состоянии бодрствования, интеллектуального напряжения мозг продуцирует в большом количестве бета-волны. Мозг, составляющий 2% от массы тела, потребляет 25% энергии всего организма при высокой мощности бета-волн. Альфа-ритм вызывает эмоциональный баланс, позитивное мышление, высокую устойчивость к стрессу, повышение иммунитета, улучшения в бизнесе и спорте, высокую работоспособность и обучаемость, увеличение продолжительности жизни. Исследования показали, что у людей, правильно совершающих намаз (молитву) индекс мощности альфа-ритмов приближается к значению 60%, т.е. человек находится в спокойном состоянии. Самое эффективное восстановление энергии – это сон, но мы не можем в жизни только спать. Намаз способен снизить индекс мощности бета-ритмов в головном мозге и увеличивает коэффициент мощности альфа-ритмов, т.е. состояние покоя [https://islam.kz/ru/news/nauka/namaz-s-tochki-zreniya-neiropsihofiziologii-4154/#gsc.tab=0]; 3) Пятикратная ежедневная молитва (особенно в преклонном возрасте) оказывает такие же физиологические воздействия как бег трусцой или быстрая ходьба. Научные исследования, проводимые с участием 17 тысяч выпускников Гарвардского колледжа дали убедительные доказательства, что только умеренные упражнения аэробики, которые приравниваются к ежедневному бегу трусцой на дистанцию 3 мили (5 км), способствует хорошему здоровью и могут продлить жизнь [https://www.trend.az/life/socium/1699493.html].Статья актуальная, рекомендую статью к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий