магистр
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
студент
Смирнов Алексей Викторович, заведующий кафедрой рекламы, доктор философских наук, профессор, Высшая школа печати и медиатехнологий СПбГУПТД
УДК 339.138
Введение
В настоящее время увеличивается число читателей, которые покупают и просматривают книги в Интернете. Традиционная модель продажи изданий в книжных магазинах должна адаптироваться под новые реалии, чтобы получить доступ к развивающемуся рынку интернет-маркетинга.
Актуальность
Стремительное развитие интернет-технологий и связанных с ними каналов распространения приводят к потребности в новых нестандартных рекламных инструментах. Книжные блоги, выступающие посредниками между издательствами и пользователями, становятся эффективным способом для продвижения книжной продукции и способствуют повышению узнаваемости издательства среди читательской аудитории. Актуальность данного исследования состоит в том, что раннее не рассматривалось продвижение издательской группы в социальной сети ВКонтакте.
Цель
Выявить эффективные маркетинговые инструменты продвижения издательской группы «Альпина Паблишер» в популярной российской социальной сети ВКонтакте.
Задачи
Определить рекламные инструменты для сбыта книжной продукции в социальной сети ВКонтакте.
Материалы и методы
В статье использованы материалы, полученные из научных интернет-ресурсов и публикаций в периодических изданиях. При написании был использован метод сбора, сравнительного анализа и обобщения полученных материалов по исследуемой теме.
Научная новизна
Заключается в том, что впервые представлено исследование по продвижению издательской группы «Альпины Паблишер» в социальной сети ВКонтакте.
Основная часть
Разнообразные новые медиа стремительно развиваются благодаря информационным технологиям: популярность смартфонов, постоянный доступ в Интернет, цифровая реклама заставили специалистов по маркетингу уделять больше внимания социальным сетям. На сегодняшний день перед издательствами стоит задача в активном продумывании маркетинговых инструментов коммуникации с связи с сокращением выпуска печатной книги. В данный момент задачу смогут решить социальные сети, которые выступают новым инструментом PR-деятельности. Поскольку традиционная модель создания и распространения контента резко изменилась, стратегия коммуникации в социальных сетях, помогает издательствам укрепить отношения с клиентами и повысить продажи книжных изданий.
Маркетинг в социальных сетях меняет отношения между издателями и читателями. В этой связи больше доминируют не продажи, а грамотно выстроенный диалог с целевой аудиторией. Это дает издателям платформу, с помощью которой можно напрямую завоевать доверие своих читателей и адаптировать свою продукцию для конкретных пользователей.
Согласно данным Global Digital 2022 в России пользователи проводят в интернете по 7 часов в день и время, которое пользователи проводят в социальных сетях за последний год увеличилось на 1,4% [4]. Это доказывает, что социальные сети являются ведущим инструментом для продвижения, как личного блога, так и бизнеса.
Блог – это личная страница пользователя, доступная общественному просмотру, в которой события размещаются в текстовой, иллюстративной и мультимедийной форме, с возможностью связи с читателями [2]. Блог относится к маркетинговым инструментам продвижения и представляет собой современный способ информирования пользователей о конкретном товаре или услуге. На современном рынке стало популярным продвижение книг с помощью личного блога. Это удобно для пользователя, потенциального потребителя книжной продукции: обеспечивает доступ к информации, экономит время на поиск нужного издания. Для издательств сотрудничество с книжными блогерами является:
— Стимулированием продаж. Издательства используют социальную сеть ВКонтакте для перевода трафика на сайт издательства, где непосредственно осуществляется процесс продажи книжной продукции.
— Повышение узнаваемости издательства. Чем больше у пользователя доверия к конкретному издательству, тем больше вероятности, что он приобретет книжную продукцию.
— Формирование лояльной аудитории. Издательства напоминают пользователям об акциях или о книжных новинках с помощью рекламной рассылки блогерам.
По критериям эффективности продвижение издательства в социальных сетях делится на осведомительную и имиджевую составляющую. Блогеры стремятся установить диалог с целевой аудиторией, поскольку с помощью эффективного коммуникационного взаимодействия с пользователями, выполняются функции книжного блогинга: социально-культурное просветительство, грамотное продвижение интеллектуального познавательного продукта – новинок книжного рынка [1]. Блогеры выполняют осведомительную функцию, поскольку информируют пользователей о книгах, выпускаемых издательством.
Маркетинговая эффективность продвижения книг с помощью блога связана с высокой вовлеченностью на странице книжного блогера. Сравним активность пользователей в паблике издательской группы «Альпины Паблишер» и в паблике книжного блогера Ани Шакировой («BOOKSPACE · о книгах, вселенной и вообще»).
|
Издательская группа «Альпина Паблишер» |
BOOKSPACE · о книгах, вселенной и вообще |
Количество подписчиков |
52 222 |
27 019 |
Среднее количество просмотров в посте |
1 500 |
12 000 |
Среднее количество отметок «Мне нравится» в посте |
35 |
360 |
Среднее количество комментариев в посте |
3 |
20 |
Среднее количество отметок «Поделились» |
3 |
15 |
По данным таблицы видно, что несмотря на количество подписчиков, охват в паблике книжного блогера Ани Шакировой больше, чем в официальном сообществе издательской группы «Альпины Паблишер». Этим объясняется спецификой блогинга: пользователи активнее взаимодействуют с эмоциональным контентом Ани Шакировой, поскольку за ним находится личность.
Следует уточнить, контент книжных блогеров (обзор на книжные новинки, покупки недели, лучшие книги месяца) подразумевает осведомительный и рекомендательный характер, и пользователи, привыкшие к такому контенту, не заметят, что блогер рекламирует книжную продукцию. В принципе, выявить сотрудничает ли блогер с издательствами можно по нескольким критериям:
— обзор оформления книги. В видеоролике блогер осведомляет аудиторию о качестве оформления конкретного издания: о материале переплета, о типах полиграфической печати, о достоинствах вёрстки (Books around me — «Огромная распаковка! Книжные покупки и не только!); при дальнейшем обзоре на книжную продукцию в данном видеоролике блогер не затрагивает полиграфическую составляющую изданий, а делает акцент на интересном сюжете.
— прямая реклама. Блогер информирует аудиторию о новой книжной новинке, которая по жанру не относится к специализации контента. Например, блогер рекламирует книгу научно-познавательной направленности, но при этом его ниша в книжном блогинге — жанр фэнтази (данная реклама встречается у книжного блогера Ксении Шатурской в паблике «Books l Книги l Книжный клуб «Читающие бобры»). Подобного рода реклама встречается у малых книжных блогеров, на чей канал подписаны до 10 000 тысяч пользователей.
— лонгриды. В пабликах, посвящённых образовательной тематике (медицина, психология, история, иностранные языки) публикуются лонгриды «Как реализоваться в современном мире: интервью психоаналитика», «Что почитать осенью: 10 книжных новинок для детей и подростков», в которых упоминается книга издательской группы «Альпины Паблишер» и/ или дана ссылка на книгу с официального сайта «Альпины Паблишер».
По данным Российской книжной палаты издательская группа «Альпина Паблишер» по выпуску общего тиража непериодических изданий на первое полугодие 2022 года в период с (01.01.2022 - 30.06.2022) выпустила по числу изданий — 203, по общему тиражу — 535.05 тысяч экземпляров [3]. Приведенные данные свидетельствуют о финансовых и экономических затруднениях «Альпины Паблишер». Поскольку контент книжного блогера набирает в среднем 10 тысяч просмотров в «Записях сообщества», то подобный метод продвижения изданий эффективен для большего информирования пользователей о книжных новинках. Следовательно, чем больше пользователей будет осведомлено о книжных новинках, тем больший сбыт книжной продукции можно осуществить.
Социальные сети создают маркетинговые инструменты продвижения и это открывает новые возможности для издателей. В настоящее время видео-контент доминирует над текстовым в силу своей динамичности и эмоциональности, поэтому рубрика «Клипы» является значительным маркетинговым инструментом для продвижения издательской продукции «Альпины Паблишер». «Клипы» на книжную тематику собирают в среднем 1 200 – 2 500 тысяч просмотров; каждый пользователь, который посмотрел короткий видеоролик, может стать потенциальным покупателем издательской группы «Альпина Паблишер».
Поскольку «Клипы» являются аналогом социальной платформы TikTok, то пользователи, которые будут использовать функциональные возможности данной рубрики относятся к подростковой аудитории. В рубрике «Клипы» книжные блогеры помимо информационного контента («Что почитать?» «Три серьёзные книги для подростков»), выпускают также контент развлекательной направленности, где преобладает эмоциональный фактор (юмор, пародия). «Клипы» — маркетинговый инструмент продвижения книжной продукции преимущественно для подростковой аудитории.
Заключение
В социальной сети ВКонтакте собраны новые маркетинговые инструменты для продвижения издательской группы «Альпина Паблишер». Наиболее эффективным способом сбыта книжной продукции является реклама у книжного блогера и рубрика «Клипы», которая приносит широкие охваты и результативна при работе с подростковой аудиторией.
Рецензии:
17.10.2022, 19:00 Нигматова Лолахон Хамидовна
Рецензия: В данное время статья очень актуальна с точке зрения маркетинга. Реклама занимает одно из центральных мест в нашей жизни. Статью рекомендую, но не в рубрике Литература, так как ничего связанного с литературой, анализом какого-либо произведения или раскрытия литературоведческой проблемы я не увидела. Статья посвящена маркетинговым инструментам , для продвижения издательской группы.