Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Искусствоведение
Размещена 18.10.2022.
Просмотров - 206

ПРЕТВОРЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Уразимова Тамара Владимировна

Doctor of philosophy (PhD) History of art

Нукусский государственный педагогический институт

доцент кафедры изобразительного искусства и инженерной графики

Сарсенбаев А., магистрант, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза


Аннотация:
Статья посвящена вопросам претворения художественных традиций в изобразительном искусстве.


Abstract:
The article is devoted to the implementation of artistic traditions in the visual arts.


Ключевые слова:
художественные традиции; национальная культура; истоки; характер; отличия; мышление

Keywords:
artistic traditions; national culture; origins; character; differences; thinking


УДК 7.06

Введение. Проблема претворения художественных традиций – это проблема закономерного развития искусства. Здесь важно осознание в первую очередь того, что в любом человеческом сознании закреплены различные формы реакции на любые жизненные ситуации, формы поведения, психологические состояния. Поэтому без осознания прошлого, его специфики, истоков невозможно понимание современного художественного процесса.

Цели, задачи выявить, теоретически обосновать процесс претворения художественных традиций в изобразительном искусстве

Научная новизна публикации состоит в том, что намечены общие подходы в вопросе развития претворения художественных традиций в изобразительном искусстве

Заключение

Авторы статьи никоим образом не претендует на завершенность и окончательность выводов в вопросе претворения художественных традиций в изобразительном искусстве

Традиции – это не столько родство и повтор внешних форм, каких-либо элементов, а принцип национальной «духовности», система их связи с современностью. «Изучая предков, узнаем себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и чему должны стремиться» [1, с.33].

Понятие «традиция» является широким по своему содержанию, она наряду с формами и характером динамики культуры имеет в виду конкретное содержание ее проявлений, такие-то идеи, направления, школы, имена и т.д. Следовательно, оценочный момент, принципиально малосущественный для «преемственности», имеет первостепенное значение для «традиций».

А.Спиркин пишет, традиция – это «социальная по своему механизму форма передачи человеческого опыта … Традиция в общефилософском смысле слова представляет собой определенный тип отношений между последовательным стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в «новое» и продуктивно «работает в нем» [4, с.8]. В этой трактовке основы традиций наиболее важна главная ее основная черта – жизненность, действие. Именно эта подчеркнутая сознательная деятельность человека, социальность передачи традиций накопленного опыта, во многом воспринимаемого стихийно, из окружающей среды, из опыта жизни и является наиболее определяющим, направляющим аспектом национального традиционного наследия.

Что касается национальных отличий – это хотя объективная, но весьма условная непостоянная величина. Национальные особенности искусства подчас проявляются в своеобразии формы. Но та или иная форма сама по себе не является носителем национальных особенностей, эти особенности проявляются в характере образного строя художественного произведения, отражающих эстетические особенности мировосприятия.

Важным становится не столько изображенный художником предмет, наигранная музыкантом композиция, а заложенные в них память, культурная и историческая, которая превращает вещь в символ. «С ее помощью воссоздается, художественно реконструируется не только предметная среда далеких и столь далеких времен, но и само время» [3, с.15].

С течением времени, с изменчивостью восприятия меняется и оценочная установка вещи, вырабатывается новая, обобщенная смысловая и во многом этическая нагрузка. Все что мы порой называем новым, не является таковым безусловно. Искусство, даже самое экспериментальное, всегда связано с опытом прошлого. Оно соразмерно с миром народных представлений и чувств.

Устойчивость и оправданность «простейших истин» народа не раз подтверждались историей, в периоды переоценок и переломов внутри искусства заметно усиливалась притягательность того, что заведомо не подвержено быстрому дряхлению и забвению. Обращение современных художников, музыкантов к истокам народного прошлого, это обращение не за отдельным мотивом или приемом, а за прочно построенным и веками откристализованным духовным началом.

В основе своей мы большей частью обращаем внимание на зримые ценности сохраненные историей, однако не менее важны и духовные истоки: характер народа, его мировосприятие, тип национального мышления, специфика языка. Это именно та среда, которая питает художественное творчество, та почва, которая делает художника индивидуальной личностью. И здесь, несомненно, требуется большое мастерство, чтобы соединить прошлое с настоящим, где традиции бы не просто использовались, а образовали новую жизнь. Для этого нужно быть истинным представителем своего народа, нужно пройти (не обязательно в прямую, но во многом это происходит каждый день и подсознательно) лабиринты сложной психологии народа, понять его искусство, расшифровать содержание, технику, колорит и уже на базе всех совокупных черт и создавать истинное искусство.

В понимании определенного восприятия и воспроизведения народа и утверждается национальный характер как аспект духовного мира. Опыт познания, опыт видения и чувствования. И, наконец, главное – вечно ценное и значительное для народа его память, традиции. Назначение национальных традиций – это скорее не столько сохранение их в неизменном виде и бесконечный переход во времени, а скорее ее духовная память. Это память об отцах, дедах, народе, роде. Это связующее звено человека с общим человечеством. Человек открывает себя благодаря заложенному в нем блоку памяти народа, национальности. «Память, – говорит академик Д.С.Лихачев, – одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, просто человеческого (…) Культура это деятельная память человечества, активно внедренная в современность» [2, с.171].

Национальные духовные истоки не только создают необходимость условия для эмоционального и психологического переживания воспринимающего человека, но, оказываясь выражением определенного духовного состояния художника и зрителя, закрепляет в материальном выражении это состояние. Общее чувство национальной духовности всегда исторично по своему характеру. В нем обязательно преломляются современные художественные условия отношения человека к миру. В нем находят отражение зрительный опыт как прошлого, так и данного времени. Чувство национальной основы гибко отзывается на условиях формирования характера эстетического отношения личности. При этом неизменно влияние здесь личного опыта индивида как человека определенного времени, равно как его темперамент, склад натуры и т.д.

Процесс художественного познания как художника, музыканта, так и зрителя идет, пожалуй, путем многообразия единичного, как части целого, всеобщего, а, следовательно, через понимание всеобщего, к единству индивидуального и типического (под типическим авторы имеет в виду специфику национального мышления). Национальные духовные истоки не только создают необходимость условия для эмоционального и психологического переживания воспринимающего человека, но, оказываясь выражением определенного духовного состояния художника и зрителя, закрепляет в материальном выражении это состояние. Именно эти взаимообусловленные аспекты бытия и создают ту призму возможного эстетического мировосприятия личности.

В своеобразии национальной культуры проявляются особенности психологического склада народа, его национальный характер является одним из важных признаков национального. Местные условия в сочетании, характерном для данного народа, влияют на сложение национальных особенностей культуры, и вместе с ним способствуют выработке у народа определенных вкусов, представлений и критериев оценки. Отсюда следует, что определенный психологический склад людей одной национальности зависит не столько от  принадлежности к определенной национальности, сколько от сходства условий, в которых они живут, воспитываются. В эти условия входит и тот духовный климат, который формируется в процессе национальной общности народа и оказывает обратное влияние на выработку психологического склада новых поколений людей. Следовательно, определенная преемственность национальных традиций происходит не по прямой линии от члена к члену только одной национальности, здесь более важно воспитание индивидуальной человеческой личности.

Не менее значительным компонентом является тип национального мышления. Являясь понятием многозначным, оно включает в себя структуру мышления, образ мышления, «подход» и «манеру» мышления, на которые влияют характерные особенности быта и уклада жизни, специфика природы, то «замкнутое» пространство, атмосфера, в некоторой степени «фильтр», через который, видоизменяясь сообразно «принятию», пропускается «определенное» из внешнего мира, которое приемлемо именно на том или ином этапе исторического развития. Национальное мышление, склад художественного воображения народа можно понять, обратив внимание на то, как вообще воспринимаются такие общие понятия как любовь, нравственность, этика и эстетика.

Общее чувство национальной духовности всегда исторично по своему характеру. В нем обязательно преломляются современные художественные условия отношения человека к миру. В нем находят отражение зрительный опыт, как прошлого, так и данного времени. Чувство национальной основы гибко отзывается на условиях формирования характера эстетического отношения личности. При этом неизменно влияние здесь личного опыта индивида как человека определенного времени, равно как его темперамент, склад натуры и т.д.

При всем сказанном никоем образом нельзя считать национальное наследие, традиции синонимом некоей неизменной, замкнутой и до конца просчитанной формулой. Это живое, видоизменяющееся с потребностью времени явление, это точка преломления разнообразных граней искусства, ранее достигнутых, их современное переосмысление, тот важный «стык» двух компонентов, которые и рождают искусство настоящего.

Библиографический список:

1. Ключевский В. Письма. Дневники. Афоризмы. М., 1968
2. Лихачев Д.С. Служение памяти // Наш современник – 1983 - № 3
3. Свежева Б. Это в Нукусе //Дружба народов – 1983 - № 6
4. Спиркин А. Человек, культура, традиции // В кн. Традиция в истории культуры. М., 1980




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх