МАОУ "Центр образования № 32"
инструктор по физической культуре
УДК 796
Введение
С каждым годом растет число детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития (ТНР) разной степени выраженности. Одним из актуальных направлений в области образования является коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии, которая осуществляется в рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) «Физическое развитие» [2].
Дети с ТНР являются особой категорией детей с отклонениями в развитии. Вместе с общей физической озлобленностью, детям с ТНР присуща некоторая задержка в развитии двигательной сферы [5]. У детей данной категории наблюдается: малая координированность движений, общая неловкостью, скованность, замедленность движений или гиперактивность, суетливость [1]. Выполнение движений по вербальной инструкции сопровождается большими затруднениями. Детям хуже даются моторное программирование и планирование, воспроизведение двигательного задания по пространственно-временным параметрам [5]. Немногим детям доступно одновременное воспроизведение движений для пары конечностей [1]. Кисти руки, движения пальцев недостаточно координированы, отмечается замедленность, «застревание» на одной позе [5]. У детей наблюдается пониженный интерес к выполнению движений, недостаточная самостоятельность при их воспроизведении. Причинами этого являются нарушение равновесия, зрительно-моторной координации, слабая регуляция тонуса мышц, не выносливость, нарушение тонуса по типу гипотонуса или гипертонуса и недостаточность мышечной силы [3].
Двигательное развитие целесообразно рассматривать как одну из задач воспитания и одновременно как условие и средство гармоничного становления личности ребенка[6].
Поэтому целью настоящего исследования является оценка физического состояния детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе МАОУ «Центр образования № 32» г. Череповца среди детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в 2022 году. В исследовании приняли участие 34 мальчика в возрасте 5-6 лет.
Все участники исследования были разделены на две группы: здоровые (24 детей) и с ТНР (10 детей).
Для оценки физического развития оценивались показатели: бег на 30 м, прыжки в длину, метание мешочка с песком в даль правой и левой рукой, отбивание мяча от пола (не прекращая), гибкость, подъем туловища в положение сед за 30 сек.
Данные представлены в виде mean, standard error, minimum, maximum.
Результаты и обсуждение
Результаты диагностики мальчиков старшего возраста ДОУ представлены в таблице 1.
Показатель |
n |
Mean, ± SD |
Min |
Max |
||||
Наличие ТНР |
« - » |
« + » |
« - » |
« + » |
« - » |
« + » |
« - » |
« + » |
Бег 30 м, сек |
||||||||
|
23 |
10 |
8,64 ± 0,18 |
9,13 ± 0,43 |
7,34 |
7,64 |
10,79 |
12,15 |
Прыжки в длину, см |
||||||||
|
24 |
10 |
93,79 ± 4,00 |
91,6 ± 6,93 |
40,0 |
60,0 |
140,0 |
125,0 |
Метание мешочка с песком в даль, м |
||||||||
Правая рука |
21 |
10 |
5,79 ± 0,35 |
4,64 ± 0,32 |
3,3 |
3,0 |
8,2 |
6,0 |
Левая рука |
21 |
10 |
4,27 ± 0,28 |
3,69 ± 0,34 |
1,5 |
1,5 |
7,5 |
5,0 |
Отбивание мяча от пола не прекращая, раз |
||||||||
|
15 |
10 |
19,13 ± 5,75 |
13,6 ± 4,52 |
3,0 |
2,0 |
70,0 |
40,0 |
Гибкость, см |
||||||||
|
13 |
10 |
4,92 ± 1,35 |
4,2 ± 0,99 |
0,0 |
1,0 |
17,0 |
10,0 |
Подъем туловища в положение сед за 30 сек, раз |
||||||||
|
13 |
6 |
11,39 ± 0,88 |
9,83 ± 2,12 |
5,0 |
0,0 |
17,0 |
15,0 |
Исследование на скорость, бег на короткую дистанцию 30 м, показали, что у детей с ТНР быстрота прохождения пути ниже, чем у здоровых (9,13 ± 0,43 сек и 8,64 ± 0,18 сек соответственно).
При исследовании двигательных способностей выявлено, что средний показатель прыжка в длину у детей с ТНР составил 91,6 ± 6,93 см, что ниже, чем у детей не имеющих диагноза ТНР (93,79 ± 4,00 см).
Для измерения силовой выносливости рук и меткости, измеряли дальность метания мешочка с песком. Дальность метания здоровых детей как правой (5,79 ± 0,35 м), так и левой рукой (4,27 ± 0,28 м) выше, чем у детей с ТНР (4,64 ± 0,32 м и 3,69 ± 0,34 м соответственно).
При мониторинге отбивания меча от пола не прекращая выявили, что ловкость у детей с ТНР ниже (13,6 ± 4,52 раз), чем у здоровых (19,13 ± 5,75 раз).
Гибкость оценивалась при наклоне вперед стоя на скамейке с выпрямленными ногами. Результат этого теста в среднем составил 4,2 ± 0,99 см, что свидетельствует об уровне развития данного качества ниже здоровых детей (4,92 ± 1,35 см).
Для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища проводили мониторинг подъема туловища за 30 сек. Исследование показало, что развитие детей с ТНР ниже (9,83 ± 2,12 раз), чем у здоровых (11,39 ± 0,88).
Снижение физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи связано с тем, что они не достигают уровня развития восприятия, памяти и внимания, необходимого для обучения (замедление обработки сенсорной и вербальной информации, недостатки в развитии зрительно-образного и вербально-логического мышления, трудности в понимании инструкций и ориентации в задании, снижение объема воспринимаемой речевой информации, несформированное восприятие сложных смысловых схем речи) [7].
Нарушение деятельности речевого аппарата влияет на развитие ребенка в целом, и на его физическое состояние в частности, что может выражаться в отклонениях от возрастных норм показателей физического развития и физической подготовленности [4].
Выводы
Таким образом, результаты полученные при мониторинге физического развития детей с ТНР показывают, что их уровень физического развития ниже здоровых детей. Эти особенности целесообразно учитывать при построении занятий адаптивной физической культурой с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Рецензии:
19.12.2022, 13:55 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Основой лечения детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития (ТНР) является совместная работа логопеда и нейропсихолога. Психиатр назначает медикаментозно-поддерживающую терапию, а нейрокогнитивная терапия включает задания на развитие головного мозга, сенсорные упражнения. Максимальный эффект от лечения ТНР достигается благодаря всесторонней поддержке и одновременному взаимодействию врачей различных специальностей[https://www.emcmos.ru/articles/narushenie-rechi-u-detey/].Голос является уникальным инструментом межличностного общения, поэтому качество голоса имеет большое значение для социальной адаптации ребенка в обществе. В настоящее время по данным ВОЗ во всем мире 360 миллионов человек (около 5% мирового населения) имеют потери слуха и из них почти 32 миллионов составляют дети. Дисфония (нарушение голосовой функции) является психотравмирующим фактором приводящей к нарушению социальной адаптации ребенка в жизни, поэтому проблема восстановления голоса у больных детей с дисфонией и нарушением речевого развития является актуальной задачей современности. Статья имеет актуальность и научную новизну. Статью рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий