Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 16.11.2022.
Просмотров - 76

Влияние тяжелого нарушения речи на физическое развитие мальчиков старшего дошкольного возраста

Гусева Марина Андреевна

МАОУ "Центр образования № 32"

инструктор по физической культуре

Аннотация:
В исследовании приняли участие 34 (здоровые - 24 ребенка и с ТНР- 10 детей) мальчика в возрасте 5-6 лет. Результаты показали, что уровень физического развития детей с диагнозом тяжелое нарушение речи ниже, чем у здоровых детей.


Abstract:
The study involved 34 (healthy - 24 children and with TNR - 10 children) boys aged 5-6 years. The results showed that the level of physical development of children diagnosed with severe speech impairment is lower than that of healthy children.


Ключевые слова:
тяжелое нарушение речи; дошкольное образование; мониторинг

Keywords:
severe speech impairment; preschool education; monitoring


УДК 796

Введение

С каждым годом растет число детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития (ТНР) разной степени выраженности. Одним из актуальных направлений в области образования является коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии, которая осуществляется в рамках федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) «Физическое развитие» [2].

Дети с ТНР являются особой категорией детей с отклонениями в развитии. Вместе с общей физической озлобленностью, детям с ТНР присуща некоторая задержка в развитии двигательной сферы [5]. У детей данной категории наблюдается: малая координированность движений, общая неловкостью, скованность, замедленность движений или гиперактивность, суетливость [1]. Выполнение движений по вербальной инструкции сопровождается большими затруднениями. Детям хуже даются моторное программирование и планирование, воспроизведение двигательного задания по пространственно-временным параметрам [5]. Немногим детям доступно одновременное воспроизведение движений для пары конечностей [1]. Кисти руки, движения пальцев недостаточно координированы, отмечается замедленность, «застревание» на одной позе [5]. У детей наблюдается пониженный интерес к выполнению движений, недостаточная самостоятельность при их воспроизведении. Причинами этого являются нарушение равновесия, зрительно-моторной координации, слабая регуляция тонуса мышц, не выносливость, нарушение тонуса по типу гипотонуса или гипертонуса и недостаточность мышечной силы [3].

Двигательное развитие целесообразно рассматривать как одну из задач воспитания и одновременно как условие и средство гармоничного становления личности ребенка[6].

Поэтому целью настоящего исследования является оценка физического состояния детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе  МАОУ «Центр образования № 32» г. Череповца среди детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в 2022 году. В исследовании приняли участие 34 мальчика в возрасте 5-6 лет.

Все участники исследования были разделены на две группы: здоровые (24 детей) и с ТНР (10 детей).

Для оценки физического развития оценивались показатели: бег на 30 м, прыжки в длину, метание мешочка с песком в даль правой и левой рукой, отбивание мяча от пола (не прекращая), гибкость, подъем туловища в положение сед за 30 сек.

Данные представлены в виде mean, standard error, minimum, maximum.

Результаты и обсуждение

Результаты диагностики мальчиков старшего возраста ДОУ представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей физического развития мальчиков

Показатель

n

Mean, ± SD

Min

Max

Наличие ТНР

« - »

« + »

« - »

« + »

« - »

« + »

« - »

« + »

Бег 30 м, сек

 

23

10

8,64 ± 0,18

9,13 ± 0,43

7,34

7,64

10,79

12,15

Прыжки в длину, см

 

24

10

93,79 ± 4,00

91,6 ± 6,93

40,0

60,0

140,0

125,0

Метание мешочка с песком в даль, м

Правая рука

21

10

5,79 ± 0,35

4,64 ± 0,32

3,3

3,0

8,2

6,0

Левая рука

21

10

4,27 ± 0,28

3,69 ± 0,34

1,5

1,5

7,5

5,0

Отбивание мяча от пола не прекращая, раз

 

15

10

19,13 ± 5,75

13,6 ± 4,52

3,0

2,0

70,0

40,0

Гибкость, см

 

13

10

4,92 ± 1,35

4,2 ± 0,99

0,0

1,0

17,0

10,0

Подъем туловища в положение сед за 30 сек, раз

 

13

6

11,39 ± 0,88

9,83 ± 2,12

5,0

0,0

17,0

15,0

 

Исследование на скорость, бег на короткую дистанцию 30 м, показали, что у детей с ТНР быстрота прохождения пути ниже, чем у здоровых (9,13 ± 0,43 сек и 8,64 ± 0,18 сек соответственно).

При исследовании двигательных способностей выявлено, что средний показатель прыжка в длину у детей с ТНР составил 91,6 ± 6,93 см, что ниже, чем у детей не имеющих диагноза ТНР (93,79 ± 4,00 см).

Для измерения силовой выносливости рук и меткости, измеряли дальность метания мешочка с песком. Дальность метания здоровых детей как правой (5,79 ± 0,35 м), так и левой рукой (4,27 ± 0,28 м) выше, чем у детей с ТНР (4,64 ± 0,32 м и 3,69 ± 0,34 м соответственно).

При мониторинге отбивания меча от пола не прекращая выявили, что ловкость у детей с ТНР ниже (13,6 ± 4,52 раз), чем у здоровых (19,13 ± 5,75 раз).

Гибкость оценивалась при наклоне вперед стоя на скамейке с выпрямленными ногами. Результат этого теста в среднем составил 4,2 ± 0,99 см, что свидетельствует об уровне развития данного качества ниже здоровых детей (4,92 ± 1,35 см).

Для измерения силовой выносливости мышц сгибателей туловища проводили мониторинг подъема туловища за 30 сек. Исследование показало, что развитие детей с ТНР ниже (9,83 ± 2,12 раз), чем у здоровых (11,39 ± 0,88).

Снижение физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи связано с тем, что они не достигают уровня развития восприятия, памяти и внимания, необходимого для обучения (замедление обработки сенсорной и вербальной информации, недостатки в развитии зрительно-образного и вербально-логического мышления, трудности в понимании инструкций и ориентации в задании, снижение объема воспринимаемой речевой информации, несформированное восприятие сложных смысловых схем речи) [7].

Нарушение деятельности речевого аппарата влияет на развитие ребенка в целом, и на его физическое состояние в частности, что может выражаться в отклонениях от возрастных норм показателей физического развития и физической подготовленности [4].

Выводы

Таким образом, результаты полученные при мониторинге физического развития детей с ТНР показывают, что их уровень физического развития ниже здоровых детей. Эти особенности целесообразно учитывать при построении занятий адаптивной физической культурой с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Библиографический список:

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст]: учеб. пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 319 с.
2. Баряева Л. Б. и др. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – 2015.
3. Герасименко, Ю.В. Коррекция нарушений речевого развития у детей [Текст]: автореф. дис... канд. пед. наук / Ю.В. Герасименко. – СПб: СПбГУ, 2008. – 32 с.
4. Левина Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей (из книги «Основы теории и практики логопедии») //Логопедия сегодня. – 2009. – №. 1. – С. 6-19.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада //М.: альфа. – 1993. – Т. 103
6. Шишкина В. А., Дедулевич М. Н. Двигательное развитие детей дошкольного возраста (продолжение). – 2009.
7. Brick D. S. D. P. Speech impairment in schoolchildren: inclusive education. Modern problems of science and education Inclusive education of children with speech disorders.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх