Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 02.12.2022. Последняя правка: 01.12.2022.
Просмотров - 196

Особенности речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Ворошилова Валентина Валерьевна

Частная практика

Психолог

Аннотация:
В статье рассмотрены виды речевых нарушений по двум основным классификациям, а также дана характеристика этих нарушений у детей дошкольного возраста.


Abstract:
The article examines the types of speech disorders according to two main classifications, and also gives the characteristics of these disorders of preschool children.


Ключевые слова:
нарушения речи; клинико-педагогическая классификация; психолого-педагогическая классификация

Keywords:
speech disorders; clinical and pedagogical classification; psychological and pedagogical classification


УДК 37.013.2

Введение

В настоящее время в России увеличивается численность детей с нарушениями речи, о чём свидетельствует анализ статистических данных И.М. Ларченко [2] по состоянию речи детей в Москве (свод данных по отчётам за 2002-2011 гг.). Проявления речевых нарушений становятся всё более разнообразными, часто утяжелёнными неречевой патологией.

Цели:

Обозначить виды нарушений речи у детей дошкольного возраста, признаки речевых нарушений и их характеристику.

Задачи:

Рассмотреть основные виды речевых нарушений и произвести их анализ.

Научная новизна:

Понимание сути речевых нарушений позволяет наметить правильные пути к разрешению проблем, связанных с речью, подобрать правильный методический материал и произвести успешную комплексную работу над речевыми дефектами.

Основная часть:

Нарушения речи – расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности [3, c. 115].

Существуют различные виды речевых нарушений в зависимости от времени наступления, этиологии, патогенеза и степени выраженности.

В клинико-педагогической классификации нарушения устной речи разделяются на расстройства фонационного оформления высказывания (дислалия, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса, брадилалия, заикание, тахилалия) и нарушения структурно-семантического оформления высказывания (алалия, афазия).

Дислалия – это нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, обусловленные патологией в строении или функционировании артикуляционного аппарата. Соответственно, выделяют органическую (механическую) и функциональную дислалию. В основе органической дислалии лежит неправильное строение языка (анкилоглоссия – короткая подъязычная уздечка), нёба (готическое, т.е. слишком высокое нёбо, либо наоборот, уплощённое) и зубочелюстной системы (нарушения прикуса: прогения, прогнатия, прямой и боковой прикус).

При дислалиях те или иные звуки могут отсутствовать, искажаться, заменяться или смешиваться. Дислалия встречается довольно часто, бывает простая (нарушена одна группа звуков) и сложная (нарушены несколько групп звуков), но при соответствующей коррекционной работе преодолевается быстро и не рецедивирует. 

Другим нарушением произносительной стороны речи у детей является ринолалия. Здесь важно акцентировать внимание именно на том, что это нарушение всей произносительной стороны речи, а не только звукопроизношения. Наряду со звукопроизношением страдает речевое дыхание (а не просто воздушная струя, как при дислалии). Нарушается традиционная для речи схема дыхания «вдох носом – выдох ртом», а именно: нарушается дифференциация носового и ротового дыхания в связи с анатомо-физиологической патологией в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Сюда относятся, прежде всего, расщелины верхней губы и/или мягкого и твёрдого нёба (органическая открытая ринолалия), а также последствия удаления аденоидных разращений (функциональная открытая ринолалия). Открытая органическая ринолалия относится к тяжёлым нарушениям речи, считается пороком развития, на современном этапе встречается редко в связи с улучшением медицинской помощи на всех сроках беременности, а также профилактики патологий, но тем не менее известны случаи дооперационного состояния и отсутствия логопедической помощи даже у детей в дошкольном возрасте. К закрытой ринолалии относятся случаи непроходимости носовых полостей или уменьшения носоглоточной полости вследствие полипов, опухолей, аденоидных разрастаний.

Дизартрия – патология произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата по причине органического поражения центральной и периферической нервной системы. Здесь также нарушается не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи (речевое дыхание, голос, интонация; может страдать темп и ритм в связи с трудностями артикулирования). Нарушения произносительной стороны речи проявляются по-разному: от лёгкой степени (смазанная речь – стёртая дизартрия) до тяжёлой в случаях детского церебрального паралича (анартрия) и сопровождаются неврологической симптоматикой как в органах артикуляции, так и в общей двигательной сфере (нарушения тонуса мышц, гиперсаливация, тремор, гиперкинезы), что делает детей моторно неловкими, тормозит развитие движений. У детей частота дизартрии связана с перинатальной патологией (поражения нервной системы плода и новорождённого).

Нарушения голоса – это отсутствие (афония) или частичное расстройство фонации (дисфония), обусловленные патологией в голосовом аппарате, связанной с его различными заболеваниями, носящими как органический характер (хронические ларингиты, опухоли и состояния после их удаления и т.д.), так и функциональный характер (голосовое переутомление, влияние психических факторов и т.д.). Нарушаются такие характеристики голоса как высота, сила, тембр.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Симптоматика заикания разнообразна и в отличие от других речевых нарушений носит наиболее выраженный психологический характер. К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, нарушения общей и речевой моторики.

Тахилалия – это ускоренная, захлёбывающаяся, неравномерная по ритму речь. Брадилалия – это замедленная, растянутая речь. Оба нарушения могут быть обусловлены врождёнными особенностями нервной системы, эмоциональным состоянием, дисфункцией подкорковых отделов мозга, но в отличие от заикания при здесь отсутствуют судороги мышц речевого аппарата.

Афазия – это системное нарушение речи вследствие очагового поражения коры доминатного по речи полушария в период речевой зрелости. То есть это речевое нарушение характерно для взрослых людей, у которых речь была сформирована, но нарушилась вследствие черепно-мозговой травмы или инсульта, но тем не менее в научной литературе описаны случаи афазии у детей, что связано с тенденцией к «омоложению» инсультов (но и в данном случае имеются ввиду дети после 5 лет).

Гораздо более частым системным нарушением речи у детей выступает алалия – это недоразвитие речи у ребёнка, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС на уровне коры мозга.

Общее недоразвитие речи определяется как форма речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Важно отметить, что данное понятие применимо к детям с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР возникает при наиболее сложных, системных нарушениях речи — алалиях, но может также отмечаться при фонационных расстройствах (ринолалии и дизартрии), когда диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи. При ОНР отмечается позднее начало речи, бедный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: от полного отсутствия или её лепетного состояния до развёрнутой речи, но с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Заключение:

Таким образом, речевые нарушения у детей дошкольного возраста – это отклонения в развитии устной речи, не позволяющие ребёнку в полной мере овладеть речью как системой и/или функцией.

Библиографический список:

1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических ВУЗов. 5-е издание, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 703 с.
2. Ларченко И. М. Анализ статистических данных по состоянию речи детей в Москве / И.М. Ларченко // Логопед. – 2012. – № 9. – С. 123-125.
3. Чупров Л.Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие). – М.: Из-во, 2012. – 184 с.




Рецензии:

22.01.2023, 15:17 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Заявленная тема статьи является актуальной и значимой. Но работа имеет ряд замечаний: Статистические данные устаревшие (за 2002-2011 гг.), в настоящее время уже 2023 год. Научную новизну стоит конкретизировать: какие правильные пути, какой правильный методический материал, в чем проявляется успешность комплексной работы. Содержание научной новизны не нашло свое отражение в статье. Считаю статью необходимо доработать.



Комментарии пользователей:

23.12.2022, 16:31 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Статья Ворошиловой Валентины Валерьевны имеет актуальность. Автор пишет о научной новизне статьи - "Понимание сути речевых нарушений позволяет наметить правильные пути к разрешению проблем, связанных с речью, подобрать правильный методический материал и произвести успешную комплексную работу над речевыми дефектами". Автор в статье описывает различные типы нарушения голосового аппарата ребенка, однако, не приводит основные объективные и субъективные причины (психические, общественные, наследственные, медицинские и другие) способствующие возникновению каждого заболевания и подборку методического материала для лечения заболеваний ЛОР органов. В статье нужно увеличить ссылки на литературные источники.


Оставить комментарий

 
 

Вверх