Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 05.12.2022. Последняя правка: 03.12.2022.
Просмотров - 200

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОТОКОВ ОАО «САВУШКИН ПРОДУКТ»

Бортничук Екатерина Сергеевна

Полесский Государственный университет

студент

Бухтик М.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье изучена сущность финансовых потоков.


Abstract:
The article examines the essence of financial flows.


Ключевые слова:
финансовый поток; денежный поток; доходы; расходы; прибыль; рентабельность

Keywords:
financial flow; cash flow; income; expenses; profit; profitability


УДК 336.01

Введение Управление любым предприятием, осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, заключается в управлении его финансовыми потоками, отображающими движение денежных средств.

Денежные средства - один из самых важных факторов функционирования и развития организации. Главным инструментов, с помощью которого предприятие в ходе своей деятельности получает прибыль, является способность управлять денежными потоками. Процесс движения денежных средств начинается в момент первого перечисления денег на счет организации и продолжается до момента последнего платежа.

Создание эффективной концепции управления финансами, приносящей желаемые результаты компании, зависит от финансовой политики, которой следует организация для достижения поставленных целей.

Актуальность темы проявляется в том, что на основании данных анализа финансового состояния дается оценка принятых управленческих решений.

Цель данной работы является изучить сущность финансовых потоков и системы управления ими на примере ОАО ”Савушкин продукт“.

Научная новизна исследования заключается в следующем: произведен анализ движения денежных потоков, оценка условия формирования денежного потока.

ОАО ”Савушкин продукт“  — лидер молочной отрасли Республики Беларусь, один из крупнейших производителей натуральной молочной продукции Восточноевропейского региона. “

 Анализ движения денежных потоков является одним из ключевых моментов в анализе финансового состояния организации, поскольку при этом удается выяснить, был ли организован процесс управления денежными потоками, так что бы в любой момент в распоряжении организации было достаточное количество денежных средств.  Данный анализ позволит дать углубленную оценку условия формирования денежных потоков организации.

Показатели чистых денежных потоков по видам деятельности и их анализ за 2018–2020 гг. представлены в таблице 1

Таблица 1– Показатели результативных чистых финансовых потоков по видам деятельности в ОАО ”Савушкин продукт“  в 2018-2020 гг., тыс. руб.

Показатель

Период

Отклонение, (+/-)

2018

2019

2020

2019/

2018

2020/

2019

Текущая деятельность

86 485

82 330

80 178

-4 155

-2 152

Инвестиционная деятельность

2 332

(51 766)

1 497

-54 098

53 263

Финансовая деятельность

(12 477)

5 971

(22 389)

18 448

-28 360

Примечание – Источник : [1].

Вывод: изучая показатели результативности   чистых денежных потоков по видам деятельности, можно сказать, что показатель чистых денежных потоков по текущей деятельности уменьшается с каждым годом. В 2020 году этот показатель составил 80 178 тыс. руб. В 2019 году этот показатель снизился на 4 155 тыс. руб. по отношению к 2018 году и составил 86 485 тыс. руб.

Показатель по инвестиционной деятельности в 2018 году составил 2 322 тыс. руб., но в 2019 году этот показатель уменьшился в 22,2 раза и составил -51 766 тыс. руб. К 2020 году удалось выйти из убытка, повысив инвестиционную деятельность на 53 263 тыс. руб.

Финансовая деятельность имела убыток в 2018 году и 2020 году – 12 477 тыс. руб. и 22 389 тыс. руб. соответственно. В 2019 году этот показатель составил 5 971 тыс. руб.

Показатели, отражающие движение денежных средств организации за 2018 – 2020 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели движения денежных средств по видам деятельности в ОАО ”Савушкин продукт“ за 2018-2020 гг., тыс. руб.

Показатель

Период

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

 

2018

2019

2020

 

2019/

2018

2020/

2019

2019/

2018

2020/

2019

 

Поступило денежных средств, всего

1 626 939

2 077 265

2 818 812

450 326

741 547

127,7

135,7

 

в том числе, по видам деятельности:

 - текущей

1 582 459

2 051 746

2 777 704

469 287

725 958

129,7

135,4

 

 - инвестиционной

24 906

4 017

2 381

-20 889

-1 636

16,1

59,3

 

 - финансовой

19 574

21 502

38 727

1 928

17 225

109,9

180,1

 

Расходование денежных средств, всего

1 558 025

2 040 809

2 759 516

482 784

718 707

131

135,2

 

в том числе, по видам деятельности:

 - текущей

1 503 400

1 969 495

2 697 526

466 095

728 031

131

137

 

 - инвестиционной

22 574

55 783

884

33 209

-54 899

247,1

1,6

 

 - финансовой

32 051

15 531

61 106

-16 520

45 575

48,5

393,4

 

Примечание – Источник:  [1].

Рассматривая показатели денежных доходов по видам деятельности, следует отметить, что наибольший объем денежных средств обеспечивает текущая деятельность. В начале анализируемого периода, доход по текущей деятельности составлял 1 582 459 тыс. руб., то к 2019 году он увеличился на 469 287 тыс. руб. В 2020 году доход по текущей деятельности увеличился на 725 958 тыс. руб. по отношению к 2019 году и составил 2 777 704 тыс. руб.

С 2018 года по 2020 год наблюдается сокращение доходов от инвестиционной деятельности. Так, в 2019 по сравнению с 2018 годом доходы уменьшились на 20 889 тыс. руб., а в 2020 по сравнению с 2019 уменьшились на 1 636 тыс. руб. Следует отметить, что в структуре доходов по инвестиционной деятельности большую долю занимают доходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов.

Доходы по финансовой деятельности, за весь анализируемый период выросли на 19 153 тыс. руб. При этом, в 2020 году наблюдается увеличение доходов по финансовой деятельности на 80,1 % по сравнению с 2019 годом. Что касается структуры доходов по финансовой деятельности, то большую часть этих доходов составляют курсовые разницы от пересчета активов и обязательств.

Среди расходов, как и доходов предприятия, большую часть составляют расходы по текущей деятельности. В 2019 году они составили 1 969 495 тыс. руб., что на 466 095 тыс. руб. больше, чем в 2018 году. За 2020 год сумма расходов выросла  на 718 707  тыс. руб. по сравнению с 2020 годом . Темп роста в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил 31%, а в 2020 году по сравнению с 2019 годом составил 35,2%.

 Расходы по инвестиционной деятельности в 2018 году составили 22 574 тыс. руб. В 2019 году они  увеличились, по сравнению с 2018 годом, и составили 55 783 тыс. руб. В 2020 году расходы по инвестиционной деятельности значительно уменьшились и составили 884 тыс. руб., что на  54 899 тыс. руб. меньше, чем в 2019 году. Расходы от выбытия основных средств, нематериальных активов и других долгосрочных активов составляют основную часть всех расходов по инвестиционной деятельности.

Расходы по финансовой деятельности составляют самую малую часть всех расходов. Значительное увеличение расходов было в 2020 году, они составили 61 106 тыс. руб. В 2019 г. они были меньше на 45 575 тыс. руб., а 2018 году расходы по инвестиционной деятельности составили  32 051 тыс. руб.

Если проанализировать предприятие по отдельным видам деятельности, то видно, что денежные потоки распределяются не равномерно, так как каждая сфера деятельности имеет свою специфику работы.

Таблица 3 – Анализ и оценка отдельных показателей деятельности ОАО ”Савушкин продукт“ за 2018-2020 гг., тыс. руб.

Показателей

Период

Отклонение (+/-)

Темп роста, %

2018

2019

2020

2019/

2018

2020/

2019

2019/

2018

2020/

2019

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

1 003 959

1 338 827

1 809 014

334 868

470 187

133,4

135,1

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг

 

703 899

939 472

1 322 122

235 573

382 650

133,5

140,7

Управленческие расходы

143 356

185 502

189 469

42 146

3 967

129,4

102,1

Валовая прибыль

300 060

399 355

486 892

99 295

87 537

132,9

121,9

 

Расходы на реализацию

70 188

87 650

104 554

17 462

16 904

124,9

119,3

 

Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

86 516

126 203

192 869

39 687

66 666

145,9

168

Примечание – Источник:  [1].

Данные таблицы 3 показывают тенденцию роста объемов выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, что свидетельствует о эффективном функционировании предприятия. В начале анализируемого периода выручка составляла 1 003 959 тыс. руб., то к 2019 году она выросла на 334 868 тыс. руб. (33,4%). В 2020 году выручка от реализации продукции увеличилась на 35,1%, по отношению к 2019 году и составила 1 809 014 тыс. руб.

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость, поэтому себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности организации, которое должно стремиться к снижению себестоимости.

Анализируя динамику себестоимости реализованной продукции, можно отметить, что по организации наблюдается рост себестоимости произведенной продукции за анализируемый период почти в два раза. Так в 2019 году показатели составили 939 472 тыс. руб., что на 235 573 тыс. руб. больше по сравнению с 2018 годом. В 2020 году себестоимость увеличилась на 40,7 % и составила 1 322 122 тыс. руб.

В целом на предприятии ОАО ”Савушкин продукт“ наблюдается положительная тенденция в финансовой деятельности: выручка покрывает себестоимость и предприятие имеет прибыль.

Для характеристики экономической эффективности ОАО ”Савушкин продукт“ необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень.

Уровень прибыли характеризует рентабельность организаций – один из показателей эффективности их деятельности. Рентабельность – это степень доходности, прибыльности. Она изменяется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность продажи отдельных видов продукции.

Как экономическая категория рентабельность характеризуется процентным отношением прибыли к одному из показателей, отражающих объемы деятельности, экономические ресурсы или затраты предприятия.

Рентабельность работы предприятия представляет собой качественную характеристику полученной прибыли. По показателям отчета о прибылях и убытках мы можем рассчитать: рентабельность продукции, рентабельность продаж, валовую и чистую рентабельность.

Для анализа основных показателей рентабельности составим таблицу 4.

Таблица 2.4 – Показатели рентабельности предприятия ОАО ”Савушкин продукт“ в 2018-2020 гг., %

Показатель

Период

Отклонение (+/-)

2018

2019

2020

2019/2018

2020/2019

Рентабельность продаж

8,6

9,4

10,7

0,8

1,3

Рентабельность продукции

12,3

13,4

14,6

1,1

1,2

Примечание – Источник: [1].

Анализируя данные таблицы, мы видим, что на предприятии с 2018 года по 2020 год происходит увеличение показателя рентабельности.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приносит каждый рубль выручки, что позволяет оценить эффективность продаж. Здесь нет каких-либо общепринятых нормативов. Обычно для сравнения ориентируются на среднеотраслевые показатели или данные аналогичных предприятий. Средними можно назвать такие результаты:

- 1-5% - низкая рентабельность, над увеличением которой надо работать;

- 5-20% - средний показатель, при котором предприятие может стабильно работать;

- 20-30% - высокая результативность работы.

Таким образом, данное предприятие имеет средний показатель рентабельности продаж. Это говорит о том, что 8,6 рубля (в 2018 году), 9,4 рубля (в 2019 году), 10,7 рубля (в 2020 году) прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Произошло увеличение рентабельности продаж каждый анализируемый год. Повышение значения данного коэффициента оценивается положительно, т.к. свидетельствует о повышении эффективности деятельности компании.

Рентабельность продукции показывает сколько предприятие получает прибыли с каждой единицы затрат (каждого рубля). Этот показатель можно рассчитывать по предприятию и по отдельным подразделениям или видам продукции. В 2019 году по сравнению с 2018 годом наблюдается увеличение рентабельности продукции на 1,1 % и в 2020 году по сравнению с 2019 годом так же наблюдается увеличение рентабельности продукции на 1,2%. Предприятие имеет 12,3 рубля (в 2018 году) и 13,4 рубля (в 2019 году) прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. В 2020 году каждый рубль, затраченный на производство продукции, приносит 14,6 рубля прибыли, это достаточно неплохой результат, так как нормальным считается значение показателя на уровне 12%.

Увеличение рентабельности произошло за счет увеличение доли высокорентабельной продукции. Увеличение рентабельности - это цель, к которой необходимо стремится всем предприятиям. Увеличивается рентабельность, значит и повышается эффективность работы предприятия, т.е. при одинаковых затратах предприятие получает больше прибыли. А за счет увеличения такой прибыли предприятие может произвести обновление основных средств, производить финансовые вложения, увеличить зарплату, премии и т.п. Увеличениечистой прибыли - это большой потенциал для развития предприятия.

Выводы:

Изучение и анализ основных показателей деятельности ОАО ”Савушкин продукт“ за 2018-2020 гг. позволяют говорить, что

  1. Рассматривая динамику доходов и расходов в ОАО ”Савушкин продукт“ за 2018-2020 гг., мы видим, что за весь анализируемый период доходы превышают расходы. В 2018 году доходы превысили расходы на 44 480 тыс. руб., в 2018 г. на 25 519 тыс. руб., в 2020 г. на 41 408 тыс. руб.
  2. Доходы по текущей деятельности составляют самую большую часть всех доходов по видам деятельности. С каждым годом наблюдается их рост. Так за период с 2018-2020 гг. они увеличились на 1 119 873 тыс. руб. Большую часть всех расходов, составляют расходы по текущей деятельности. За анализируемый период они увеличились на 1 194 126  тыс. руб.
  3. Сопоставление показателей выручки от реализации и себестоимости продукции ОАО ”Савушкин продукт“  показывает, что основная деятельность предприятия является эффективной,  объемы выручки от реализации превышают величину себестоимости продукции.
  4. Показатели рентабельности с каждым годом увеличиваются, а это значит и повышается эффективность работы предприятия. Так, 14,6 рубля в 2020 году прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Произошло увеличение рентабельности продаж на 1,3 %. Каждый рубль, затраченный на производство продукции, приносит 14,6 рубля прибыли. В 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдается увеличение рентабельности продукции на 1,2 %. Увеличение рентабельности - это цель, к которой необходимо стремится всем предприятиям.

Библиографический список:

1. Отчёт о прибылях и убытках ОАО "Савушкин продукт" за 2018-2020 год.
2. Бухгалтерский баланс ОАО "Савушкин продукт" за 2018-2020 год.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий

 
 

Вверх