Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №112 (декабрь) 2022
Разделы: Журналистика, Юриспруденция
Размещена 06.12.2022. Последняя правка: 08.12.2022.
Просмотров - 828

Понятие свободы массовой информации как конституционной гарантии профессиональной деятельности журналиста

Сарасов Евгений Александрович

кандидат политических наук

ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК"

корреспондент корпоративной газеты "Челябинский трактор"

Аннотация:
В статье анализируются подходы к определению понятий и правовой природы свободы массовой информации, конституционных гарантий, профессиональной деятельности журналиста применительно к действующему законодательству. Анализируются основные нормативно-правовые акты, регулирующие свободу массовой информации, на предмет пробелов. Разрабатывается понятийный инструментарий, который может помочь законодателю их восполнить.


Abstract:
The article analyzes the approaches to determining the concepts and legal nature of freedom of the media, constitutional guarantees, and the professional activities of a journalist in relation to the current legislation. The main regulations governing freedom of the media are analyzed for gaps. A conceptual toolkit is being developed that can help the legislator replenish them.


Ключевые слова:
свобода массовой информации; профессиональная деятельность журналиста; конституционные гарантии; право на информацию

Keywords:
freedom of the media; professional activities of a journalist; constitutional guarantees; right to information


УДК 342.732

Введение

Современную жизнь невозможно представить без массовой информации. Она часто определяет жизнь общества и государства. Однако законодатель порой забывает об интересах конкретно человека, потребителя информации. А ведь свобода массовой информации призвана охранять его права, защищать общество и государство. Именно поэтому необходимо на законодательном уровне учитывать интересы производителей массовой информации, отвечающих за ее качество и эффективность прежде всего перед аудиторией. И для этого нужно разработать четкий понятийный инструментарий информационно-правовых отношений, который на данный момент отсутствует. Этим определяется и актуальность нашей работы.

Целью работы является разработка понятия свободы массовой информации как конституционной гарантии профессиональной деятельности журналиста.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать следующие задачи:

– определить понятие и сущность свободы массовой информации в современной теории конституционализма;

– определить понятие и сущность конституционной гарантии;

– разработать определение профессиональной деятельности журналиста на основе современных нормативно-правовых актов.

Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования: сравнение, анализ, синтез, а также формально-логический, сравнительно-правовой.

Новизна заключается в том, что в современном разнообразии информационно-правовых отношений законодателю необходимо создать правовые условия для реализации подлинной профессиональной деятельности журналиста. Ее инструменты требуют правового регулирования. И для решения этой непростой задачи необходимо разработать понятийный аппарат.

В современной научной литературе авторы по-разному определяют понятие свободы массовой информации. Практически отсутствуют определения свободы массовой информации именно как конституционной гарантии прав, в общем, и профессиональной деятельности журналиста, в особенности. Нет единого легального определения профессиональной деятельности журналиста.

Современные определения свободы массовой информации [5, c. 25; 8, c.64; 18, C. 6-19; 21, c. 9] в основном являются формально-догматическими и не отражают сущностное содержание этого понятия, которое кроется в реализации и защите гражданских свобод и политических прав человека. Однако есть исключения.

По мнению Рихтера А.Г., под свободой массовой информации следует понимать распространение категории свободы печати на сферу радио и телевидения, то есть возможность человека при помощи специальных технических средств распространять свои мысли и мнения среди такого числа людей, которое бы удовлетворяло его целям участия в общественном диалоге и влияния через реализацию этой свободы на политику и принятие затрагивающих интересы общества решений, а также возможность человека беспрепятственно распространять и получать информацию о текущих событиях [13, c. 30].

Необходимо ответить на вопрос: свобода массовой информации – это право естественное, врожденное, данное человеку уже в силу факта его рождения, или же это право, приобретенное человеком в силу его включения в общественные отношения для управления, то есть право политическое? Или же это право гражданской свободы, которое существует для того, чтобы защитить свободу гражданина от влияния государства, от вмешательства государственной власти в его частные интересы путем определения границ данного права в области частноправовых отношений?

Ученый Н.М. Коркунов решал этот вопрос следующим образом. Он выделял четыре вида гражданской свободы: 1) свобода индивидуальная; 2) свобода слова; 3) свобода общения; 4) свобода религиозная. И по его мнению свобода слова занимает как бы среднее место между личной свободой и свободой общественной, так как слово, с одной стороны, есть акт отдельной личности, а с другой – непременно предполагает общение с другими людьми. Самостоятельное значение имеет только свобода печатного слова, потому что свобода частных разговоров регулируется личной свободой и неприкосновенностью частного жилища, а свобода публичных речей неотделима от свободы собраний, так как если люди собираются вместе, то, конечно же, не для того чтобы молчать.

Н.М. Коркунов, сравнивая основные законы Франции, Англии, Германии отмечает, что в них декларируется свобода печати как право личности [7, c. 448]. Ученый говорит о декларации прав граждан, в том числе свободы печати, как условии, которое оказало несомненную пользу развитию свободного государственного устройства.

Вся особенность данных прав «гражданской свободы», по мнению Коркунова, сводится лишь к тому, что ими государственная власть ограничивает сама себя и принимает на себя обязанности по их соблюдению. Обусловлено это интересами развития государства, прогресса. Государство, не признающее гражданской свободы, по мнению ученого, обречено на застой. А первым условием и единственным источником прогрессивного развития общественной жизни служит индивидуальная самостоятельность, независимость.

С другой стороны, необходимо признать, что свобода массовой информации как право в объективном смысле и как конституционный принцип обусловлена не естественным состоянием человека, но общественными публичными отношениями. На это указывает слово «массовой», что предполагает общность, общество, группу людей, объединение граждан, которые эту информацию распространяют или получают, а с другой стороны, публичность, то есть в данном случае ориентированность на максимально большие группы людей, как правило, с целью подключения их к участию в государственной жизни. Право человека на свободу массовой информации можно трактовать как право на свободу печатного слова и других публичных форм выражения человеческой мысли. В Конституции РФ [26] и в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) [28] оно трактуется как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29 Конституции РФ).

Слово «массовой» указывает на публичную форму выражения информации. Об этом же говорит определение массовой информации в ст. 2 Закона о СМИ: «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы».

Согласно этому можно утверждать, что данное право предназначено для регулирования информационных взаимоотношений человека и общества, человека и государства, общества и государства. Естественное право на свободу выражения человека здесь коррелирует с общественными интересами, с общественным мнением, а также с интересами государства. Данное право регулирует поведение индивида в обществе в области информации.

Думается также, что это право гражданской свободы, так как оно призвано, согласно сущности и функциям Конституции РФ, оградить человека от вмешательства государства в области информации, в области мысли, выраженной в публичной форме (печатно, изустно, визуально и т.д.).

Как право политическое данную свободу можно рассматривать только в том случае, если оно связано с управлением государства. В этом случае свободное выражение общественного мнения, воли народа через средства массовой информации (СМИ), независимые от государства, также регулируется правом человека на свободу массовой информации.

В идеале это право должно закреплять естественное положение человека, который свободно распространяет те мысли и идеи, которых придерживается или которые считает важными, посредством печати, аудио-, видео-, других форм сообщений, а также свободно получает и использует нужную ему информацию, получаемую от государственных и негосударственных организаций и ведомств. Но на самом деле существуют различные препятствия для воплощения этого идеала в реальности. Они кроются в разных формах собственности на средства производства и распространения массовой информации, в стремлении государства узурпировать или ограничить свободу массовой информации, предназначенной для общества, для народа. Владелец средств производства и распространения информации имеет свои интересы и потребности, поэтому это накладывает отпечаток на содержание передаваемых сообщений, материалов. Человек, общество получают преимущественно информацию ангажированную, обусловленную интересами частными или публичными, а потому часто не соответствующую истинному положению дел.

Подытоживая вышесказанное, укажем, что свобода массовой информации может определяться как естественное право применительно к субъективным правам человека в случае притязаний, проявления воли, интереса, конкретных действий в области частноправовых отношений, но не публичных, относящихся к области управления государством. Свобода массовой информации может определяться как политическое право при наличии ряда условий. Во-первых, когда человек имеет правовую связь с государством, то есть обладает гражданством и гражданской свободой в государстве, во-вторых, когда человек вступает в публичные правоотношения, связанные с интересами всего общества, в-третьих, когда человек посредством реализации данного права имеет реальную возможность участвовать в общественной и политической жизни страны, влиять на нее.

Данный тезис обусловлен тем, что, вступая в публичные правоотношения государственного, политического характера, человек обязан повиноваться правилам, установленным учредителем государственного порядка. В своем естественном состоянии, до возникновения государства или же вне пределов влияния государственной власти, человек волен подчиняться другим правилам, в том числе обусловленным его личной волей. В христианском учении этот подход сформулирован кратко: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:15-22). Общественные отношения публичного характера, которые уполномочено контролировать государство, часто не предполагают сохранение естественного состояния человека. Ведь это противоречит сущности государства, нередко стремящегося ограничить свободу воли человека. Отдельный индивид или совокупность людей часто не в состоянии отстоять свои интересы перед государством, не в состоянии ограничить его стремление к контролю и повышению управляемости человека и общества.

Свобода массовой информации как гарантия, указанная в Основном законе,  является закреплением частноправовых отношений, сложившихся в области массовой информации, в особенности права частной собственности на средства производства массовой информации. Это гарантия невмешательства государства в деятельность негосударственных, частных средств массовой информации. В отношении средств массовой информации, учредителем которых выступают органы государственной власти, данный конституционный принцип и конституционная гарантия в полной мере не действуют. Об этом, в частности, свидетельствуют положения Федерального закона N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" [29]. Здесь указываются сервильные функции профессионального журналиста, работающего в данных СМИ, что свидетельствует о зависимости массовой информации от органов государственной власти.

По своей правовой природе, сущности, свобода массовой информации – это гарантия самоограничения государством своего влияния на человека, гражданина в области поиска, получения, производства и распространения информации, организованных на основе личных, частных интересов человека, проистекающих из природы его естества. Истинная натура человека может проявиться только в единении с полисом, обществом. Человеку естественно стремление к единению с другими людьми [2; 3]. В основе свободы массовой информации лежат естественные правовые притязания человека.

Рассмотрев свободу массовой информации с точки зрения ее правовой природы, сущности, необходимо определить, что означает каждое из слов, включенных в данное понятие.

Свободу в данном случае можно определить как продиктованную интересами самосохранения и развития человека, общества и государства возможность выбора личности между справедливым и несправедливым, между добром и злом, то есть возможность поиска истины, обусловленной волеизъявлением человека. Это независимый от государства самостоятельный выбор человеком определенной системы ценностей, способствующей его существованию и развитию в сообществе людей. В христианском понимании свободу человек обретает только в любви к ближнему.

По мнению Локинской С.А., свобода – это естественное состояние человека, обеспечиваемое институтом прав и свобод, которые закрепляют свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти [8, c. 56]. Применительно к массовой информации слово свобода означает, согласно либеральной правовой доктрине, независимость от оков государственного контроля [4, c. 20], отсутствие предварительных ограничений на печатные издания [15, c. 80], относительное отсутствие государственных ограничителей в сфере массовой информации, относительное отсутствие негосударственных ограничителей в той же сфере, существование условий и гарантий для массового распространения идей и мнений [13, c. 33]. Думается, что слово свобода применительно к массовой информации следует определять как определенный набор информационных прав, регулирующих и обеспечивающих независимую публичную деятельность их субъектов.

Следующее слово в рассматриваемом понятии – массовая информация – имеет множество политологических, культурологических толкований, которые связывают массовую информацию, в частности, с возможностью участия масс в управлении государством, а также с зарождением капиталистических общественных отношений, с формированием класса буржуазии [20, c. 24-77]. В нашей работе целесообразно остановиться на конституционно-правовых интерпретациях понятия.

Слово информация происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление [22]. Массовую информацию можно определить как разновидность социальной информации, которая наиболее полно отражает общественные, государственные процессы. И естественна взаимосвязь истинности (адекватности) отражения действительности и поведения людей в обществе (например, электората на выборах).

Ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [30] определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Социальная природа здесь не подчеркивается. Однако положения ст. 8 данного закона указывают на социальные характеристики информации. Здесь сведения понимаются как реальные объекты социальной жизни: лица, предметы, факты, события, явления, процессы. Они могут служить и объектом познания, и ресурсом пополнения информационной базы [1, c. 22].

На социальную природу указывает слово, прилагательное «массовая» в положениях Закона о СМИ, в частности в ст. 2 Закона о СМИ. Отметим, что это прилагательное указывает скорее на качественные характеристики информации, а не количественные. Очевидно, что это информация не личного, индивидуального, но общественного характера. Значение прилагательного «массовый» определяют, например, как «принадлежащий массам», «проявляющийся в массе, не единичный» [6], «свойственный очень многим, массе людей», «производимый широкими массами, для широких масс, общедоступный» [17]. Применительно к количественной характеристике понятия можно сказать, что оно отражает стремление субъектов информационных прав, в частности, журналиста, к максимально возможному охвату целевой аудитории, адресата сообщений и материалов (чем больше аудитория, тем результативнее сообщение).

Выбор законодателем формулировки «массовая информация» говорит об отказе от социальной, классовой принадлежности информации. В Конституции РФ, в отличие от советских конституций, нет указания на то, какой класс может пользоваться свободой информации. Также здесь законодатель избегает говорить об обществе и народе в целом. Масса – это множество индивидов, с не выраженной социальной, классовой, национальной, религиозной, культурной принадлежностью. Это открывает возможности законодателю оперировать понятием информации не массовой, то есть ограниченного доступа. Следовательно, можно утверждать, что массовая информация – это информация для каждого человека, который способен реализовать возможность доступа к ней.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ, массовую информацию можно трактовать как результат профессиональной деятельности субъектов информационных прав (в частности, прав на поиск, получение, обработку, производство и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, а также форм их периодического распространения под постоянным наименованием). В то же время, согласно положениям ст. 2 Закона о СМИ, можно сделать вывод, что массовая информация («сообщения и материалы») является наполнением, содержанием, которое имеет форму периодического распространения под постоянным наименованием (названием), именуемую в законе средством массовой информации.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ, именно журналист осуществляет редактирование, создание, сбор или подготовку сообщений и материалов для редакции СМИ, то есть реализует права на поиск, получение, обработку, производство, распространение массовой информации. Это позволяет включить «журналиста», субъекта информационных правоотношений, в определение понятия массовой информации.

Следовательно, массовая информация – это результат деятельности указанных в Законе о СМИ субъектов информационных прав, представленный в виде созданного журналистом общественно значимого содержания (сообщений и материалов), имеющего форму периодического распространения под постоянным наименованием (названием), произведенную и выпущенную редакцией СМИ (организацией, учреждением, предприятием, гражданином, объединением граждан) на основе материально-технического обеспечения издателя и в определенном порядке распространенную неограниченному кругу лиц, а точнее каждому человеку, сумевшему реализовать возможность доступа к ней.

Таким образом, свобода массовой информации – это естественные, врожденные права и закрепленные законом обязанности субъектов информационных правоотношений, объектом которых выступают поиск, получение, обработка и распространение общественно значимых сведений и материалов (массовой информации) в установленной законом форме и в определенном законом порядке, подкрепленные гарантиями самоограничения, не вмешательства государственной власти, для создания благоприятных условий существования и развития человека, общества, государства.

Рассмотрев и определив свободу массовой информации как естественное право человека, как право политическое и как право гражданской свободы, необходимо дать определение термину конституционная гарантия

Конституционно-правовые гарантии определяются как «совокупность общих социально-политических, социально-экономических, духовно-нравственных условий, предпосылок реальности (осуществимости) субъективных прав и свобод личности, а также специальных юридических средств обеспечения реализации, охраны и защиты субъективных прав, закрепленных в Конституции РФ, международно-правовых актах, федеральных конституционных и федеральных законах, конституциях и уставах субъектов РФ» [19, c. 157]. По мнению автора, конституционные гарантии можно представить в виде связующего элемента, «надежного мостика», соединяющего права и их фактическую реализацию, поэтому их не следует однозначно включать ни в правовой статус, ни в механизм его реализации. Конституционные гарантии являются связующим звеном между правами и механизмом их реализации. Это гарантии-принципы постольку, поскольку они выступают в качестве руководящих идей гарантирования и требуют конкретизации в текущем нормотворчестве [9, c. 159].

Полагаем, что конституционные гарантии прав основаны на идее договорного происхождения власти. Следовательно, конституционные гарантии прав – это гарантии, которые характеризуются особым способом, процедурой реализации: через участие народа в управлении государством, прежде всего при помощи влияния на законотворческую деятельность непосредственно или через своих представителей. Думается также, что конституционные гарантии образуются посредством обеспечения единства правительства и народа в результате обеспечения народного представительства во власти. Это единство в свою очередь должно быть сопряжено с возможностью политического самоопределения человека, гражданина и общества. Если народ не имеет реальных способов воздействия на правительство, на власть, то, соответственно, не могут возникнуть конституционные гарантии прав. Подчеркнем, конституционные гарантии прав основаны прежде всего на реальном участии народа или избранных народом представителей в управлении государством, в частности процессе разработки и принятия законов. Только в этом случае можно быть уверенным в том, что законы будут обеспечивать права и интересы каждого человека, народа в целом, а не какой-то его части, элиты или аристократии. Ни один закон не должен приниматься без согласия народа или народных представителей, без учета общественного мнения, которое отражает и выражает сегодня массовая информация (в форме печати, телевидения и т.д.).

Конституционные гарантии – это и «средства и способы охраны и защиты Конституции от всяких посягательств на нее» [23, c. 500]. Ученый П. Роллан доказал: всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции [25]. Следовательно, конституционные гарантии – это защита в первую очередь человека и общества, их прав и свобод, ограничивающих влияние государства правовых и социально-политических механизмов, основанных прежде всего на участии народного представительства в управлении государством. Полагаем, что права и свободу человека можно обеспечить только при свободном доступе каждого к истине. Это сегодня возможно в результате свободной профессиональной деятельности журналиста.

Профессионально журналист может работать только в том случае, если его деятельность свободна, независима, основана на свободном проявлении воли журналиста, на свободном творческом самовыражении. От кого или от чего она должна быть независима? Прежде всего от неправовых посягательств: от цензуры, от экономического, политического давления извне. Свобода профессионального журналиста – это, без сомнения, идеальная ситуация, которая соответствует естественному праву человека на свободу воли, свободу творчества, свободу выражения, в том числе свободу мнений и убеждений. Различные политические, экономические субъекты не всегда заинтересованы в распространении правды. Несовершенство общества, общественных отношений неминуемо отражается на свободе профессиональной деятельности журналиста. Позитивное право также серьезно ограничивает права профессионального журналиста, что обусловлено стремлением государства повысить управляемость человека и общества для решения различных политических задач.

Исследователь Терновский Р.Б. считает, что «профессиональная деятельность журналиста – это совокупность мероприятий, осуществляемых лицом на возмездной основе с целью подготовки сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, составляющих его должностные (трудовые) обязанности либо обязательства, вытекающие из договорных или иного рода отношений с редакцией средства массовой информации»[16, c. 29]. Подобная трактовка имеет право на существование, но для выявления и анализа информационных правоотношений, по нашему мнению, она малоэффективна, так как не учитывает, например, возможный круг субъектов, которые могут быть вовлечены в процесс подготовки сообщений.

Понятие профессиональная деятельность журналиста можно определить через пояснение каждой составляющей его части, каждого слова. Слово профессиональная в отношении деятельности журналиста означает деятельность законную, независимую от оков государственного контроля, соответствующую принципам Конституции РФ в сфере массовой информации (прежде всего принципу уважения и соблюдения прав человека, принципу народовластия, политического плюрализма и т.д.), то есть деятельность, основанную на правовом положении профессионального журналиста, имеющего определенные законом права и обязанности. Это права по поиску, получению, обработке, производству и распространению массовой информации определенного качества для каждого человека, имеющего возможность доступа к ней. При этом критерии качества информации также упоминаются в законодательстве.

Так, в статье 38 «Право на получение информации» Закона о СМИ указано: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц». То есть законодатель указывает, что информация, распространяемая журналистами должна быть оперативной и достоверной, ее предметом должны быть сведения о деятельности органов государства, общественных объединений, должностных лиц.

Но каковы же критерии качества массовой информации с точки зрения профессиональной деятельности журналиста? Закон о СМИ вводит также понятие достоверные сведения. Толковый словарь С.И. Ожегова слово «достоверный» трактует как «не вызывающий сомнений, надежный» [10]. Согласно такому определению, качество информации будет определяться тщательным отбором и проверкой фактов журналистом. Но в этом случае обязанность вновь накладывается законом на журналиста, а не на источники информации (государственные органы, общественные организации, должностные лица и т. п.)

Большую роль в создании журналистом качественных (оперативных, достоверных) произведений играет доступность информации. Здесь следует остановиться на Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[31]. Данный закон имеет важное значение для раскрытия критериев качества массовой информации как результата профессиональной деятельности журналиста – носителя определенных конституционных прав, субъекта информационного правоотношения. Так, в ст. 4 данного закона перечислены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных и муниципальных органов. Это открытость и доступность информации об их деятельности; достоверность информации и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. То есть в данной статье законодатель определил основные характеристики объекта информационных правоотношений (сведений, сообщений, массовой информации), субъектами которых могут выступать, с одной стороны, журналисты (как носители прав), а с другой, органы власти (как носители обязанностей, хотя надо оговориться, что в российском законодательстве юридические обязанности государственных органов в информационных правоотношениях обозначены не четко, а скорее аморфно).

Слово деятельность журналиста, в соответствии с положениями Закона о СМИ и ст. 144 «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов» Уголовного кодекса РФ [27], можно определить как реализацию профессиональных прав и обязанностей в сфере массовой информации, то есть как редактирование, создание, сбор или подготовку сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, а также распространение массовой информации.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ, под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. При этом, согласно ст. 52 Закона о СМИ, профессиональный статус журналиста распространяется на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения, а также авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Следовательно, профессиональная деятельность журналиста – это законная, независимая от цензурного контроля, соответствующая принципам Конституции РФ в сфере массовой информации (прежде всего принципу уважения и соблюдения прав человека, принципу народовластия, политического плюрализма и т.д.) реализация профессиональных прав и обязанностей в сфере массовой информации, основанная на правовом положении журналиста (лица, занимающегося редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию), результатом которой выступает массовая информация, соответствующая определенным критериям (достоверность, открытость, доступность, своевременность, соблюдение прав граждан и т.д.).

Заключение

Таким образом, проанализировав каждое слово, каждую составляющую рассматриваемого понятияможно привести следующее авторское определение его.

Свобода массовой информации как конституционная гарантия профессиональной деятельности журналиста – это естественные, врожденные права и закрепленные законом обязанности субъектов информационных правоотношений, объектом которых выступают поиск, получение, обработка и распространение общественно значимых сведений и материалов (массовой информации) в установленной законом форме и в определенном законом порядке, подкрепленные самоограничением, невмешательством государственной власти, реализуемые особым способом – через участие народа или его представителей в государственной жизни, в законотворчестве – для защиты законной, независимой от государства, соответствующей принципам Конституции РФ в сфере массовой информации деятельности, основанной на правовом положении профессионального журналиста, реализующего определенные законом права и обязанности в процессе поиска истины, для создания благоприятных условий существования и развития человека, общества, государства.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что подходы к определению понятий и правовой природы свободы массовой информации недостаточно учитывают интересы профессионального сообщества (журналистов) и аудитории (потребителей информации). И этот пробел надо устранять в интересах развития человека, общества и государства в целом.

Библиографический список:

1. Гавришов Д.В. Гарантии реализации субъективного права на информацию: конституционно-правовой аспект. Диссер. … канд. юрид. наук. Белгород, 2010.– 181 с.
2. 2. Гаджиев. Введение в политическую науку. Гражданское общество: политологический аспект. Трактовка понятия "гражданское общество" в античности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://society.polbu.ru/gadzhiev_science/ch10_i.html (дата обращения: 15.09.22)
3. Ганин О.Н. Понятие «гражданское общество»: сущность и содержание // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 2 – С. 93-94 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5768 (дата обращения: 10.09.22)
4. Градовский А.Д. О свободе русской печати. С.-Петербург, типо-литография Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1905 г. – 184 с.
5. Елизаров В.Г. Свобода массовой информации в Российской Федерации: Конституционные основы и правовые ограничения: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2002. – 189 с.
6. Ефремова Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц. - М.: ACT, 2010. - 699 с.
7. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Том I. Введение и общая часть. Издание шестое, под редакцией и с дополнениями М.Б. Горенберга, приват-доцента С.-Петербургского Университета С. 448 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://civil.consultant.ru/reprint/books/97/455.html (дата обращения: 17.10.22)
8. Локинская С. А. Свобода массовой информации: конституционно-правовое исследование: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Челябинск, 2004. – 180 с.
9. Мартенс Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1, СПб., 1882. – 418 с.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989. - 750 с.
11. Погребинская Л. А. Реализация конституционной свободы массовой информации: российское законодательство и практика его применения : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Тюмень, 2009. – 27 с.
12. Радугин А.А. Политология: учеб. пособие для вузов. М.: Центр, 1999. – 224 с.
13. Рихтер А.Г. Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода: дисс. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. М., 2007. – 694 с.
14. Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. – 1110 с. – С. 876-877.
15. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. – 198 с.
16. Терновский Р.Б. Расследование воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов: дисс. … канд. юрид. наук. Сургут, 2003. – 243 с.
17. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Альта-Принт, 2005. - 1216 с.
18. Фролова И.Г. Конституционно-правовые гарантии свободы массовой информации в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.02. Саратов, 2012. – 22 с.
19. Хазов Е.Н. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в России: теоретические основы и проблемы реализации : дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. М., 2011. – 500 с.
20. Хлыстунов С.Ю. Средства массовой информации российского общества в условиях идеологической глобализации : дисс. ... д-ра полит. наук: 23.00.02. Саратов, 2009. – 460с.
21. Царик А. А. Реализация конституционного права на свободу массовой информации в субъектах Российской Федерации: на примере Центрального федерального округа: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. 12.00.02. - Белгород, 2011. – 22 с.
22. Шауцукова Л.З. Информатика. М.: Просвещение, 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:// http://book.kbsu.ru/theory/chapter1/1_1_2.html (дата обращения: 30.10.22)
23. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 2005. – 576 с.
24. Déclaration des Droits de l'Homme et du Citoyen de 1789 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.legifrance.gouv.fr/Droit-francais/Constitution/Declaration-des-Droits-de-l-Homme-et-du-Citoyen-de-1789 (дата обращения:09.08.22)
25. Rolland P.La garantie des droits// Droits fondamentaux, n° 3, janvier – dйcembre 2003. P. 180-217. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.droits-fondamentaux.org (дата обращения:12.09.22)
26. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31
27. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25
28. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 13.07.2015) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015)// Российская газета, N 32, 08.02.1992
29. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" // Российская газета, N 9-10, 14.01.1995.
30. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"// Российская газета, № 4131, 29.07.2006
31. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // Собрание законодательства РФ, 16.02.2009г. N 7




Рецензии:

7.12.2022, 19:27 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: Сарасов Евгений Александрович в своей статье "Понятие свободы массовой информации как конституционной гарантии профессиональной деятельности журналиста" подробно рассматривает понятия: " свобода", "Массовая информация", "конституционная гарантия"," профессиональная деятельность журналиста", раскрывает значение этих понятий, опираясь на Закон о СМИ, Федеральный Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также на высказывания исследователей в области правовой журналистики: Рихтера А.Г, Локинской С.А., Коркунова Н.М., Роллана П.,Терновского Р.Б. и др. Автор показывает, как в идеале должны складываться медийные правовые отношения между СМИ, государством, обществом и журналистом, отмечая подчас несовершенства в медийной сфере. Взявшись за исследование данной темы, Е.А.Сарасов проявляет свою профессиональную и гражданскую позицию. Я рекомендую данную статью "Понятие свободы массовой информации как конституционной гарантии профессиональной деятельности журналиста" к публикации. Небольшое замечание, которое не умаляет значимость данной статьи: где абзац "Новизна" - 3-е предложение не завершено, его или убрать, или соединить со вторым предложением. С уважением -Сауле Барлыбаева

09.12.2022 20:20 Ответ на рецензию автора Сарасов Евгений Александрович:
Уважаемая Сауле Хатиятовна! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей научной работе, и за Вашу рецензии. Замечание, высказанное Вами, позволило мне улучшить текст моей научной статьи. Недочеты были устранены. С уважением, автор Е.А. Сарасов

12.12.2022, 16:40 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия:  Автор - Сарасов Евгений Александрович учел замечание и устранил мелкий недочет в своей статье. Рекомендую к публикации статью Е.А.Сарасова "Понятие свободы массовой информации как конституционной гарантии профессиональной деятельности журналиста". С уважением -Сауле Барлыбаева



Комментарии пользователей:

23.12.2022, 16:52 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Статья Сарасова Е.А. написана на актуальную тему по журналистике. По данным неправительственной организации Press Emblem Campaign (PEC), в целом в 2022 году погибло 115 журналистов из 29 стран мира [https://www.xabar.uz/ru/xorij/chislo-ubitx-jurnalistov-v-mire-v-2022-godu-vroslo-na-45] и этот факт доказывает об актуальности и важности проведения научных исследований в области правовой журналистики. Я рекомендую данную статью к публикации в периодическом научном журнале SCI-ARTICLE.RU.


Оставить комментарий


 
 

Вверх