УО "Полесский государственный университет"
студентка
Давыдова Наталья Леонтьевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой банкинга и финансовых рынков
УДК 336.761.6
Введение Развитие рынка государственных ценных бумаг является актуальной задачей современной долговой политики Республики Беларусь. Полноценный и ликвидный рынок местных государственных ценных бумаг удешевит государственные займы и снизит риски, будет способствовать улучшению имиджа государства как эмитента государственных ценных бумаг, что со стратегической точки зрения увеличит сроки погашения долговых обязательств. , расширить возможности их использования в качестве инвестиционного инструмента.
Актуальность темы обусловлена тем, что определение условий и направлений развития ликвидного рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь в условиях реализации эффективной политики государственного долга требует дальнейших научных исследований.
Целью данной работы является выявление особенностей и проблем развития рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь, а также определение направлений повышения эффективности его функционирования на современном этапе.
Научная новизна заключается в разработке перспективных направлений развития рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь.
Государственные ценные бумаги – это ценные бумаги, выпущенные государственными органами и правительствами. Они представляют собой одну из форм существования государственного долга. В мировой практике можно встретить разные названия государственных долговых обязательств: облигации, казначейские билеты, сертификаты, ноты, консулы и др. Однако, несмотря на разнообразие используемой терминологии, все они утверждают кредитные отношения, в которых государство выступает должником [4].
Государственные ценные бумаги имеют особенности перед другими ценными бумагами:
В качестве эмитентов государственных ценных бумаг могут выступать государственные органы (обычно Министерство финансов), специальные государственные организации (центральный банк). В некоторых странах ценные бумаги органов местного самоуправления и даже негосударственных учреждений, выпущенные в рамках обязательных государственных гарантий, признаются государственными ценными бумагами [4].
В зависимости от вида выпускаемых ценных бумаг инвесторами являются население, частные компании, инвестиционные, страховые, пенсионные фонды, банки. С точки зрения инвесторов государственные ценные бумаги имеют ряд существенных преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Во-первых, это их высокая надежность, поскольку эмитентом является государство, предоставляющее гарантии осуществления прав на ценные бумаги [4].
Для общего анализа состояния рынка ценных бумаг в Республике Беларусь необходимо рассмотреть каждую из его составляющих: рынок акций, рынок облигаций, рынок государственных ценных бумаг и рынок производных финансовых инструментов.
По состоянию на 01.01.2022 общий объем выпусков облигаций всех категорий эмитентов составил 35,9 млрд рублей, в том числе: объем выпусков облигаций банков – 9,0 млрд рублей, предприятий – 11,5 млрд рублей, облигаций местных займов – 3,6 млрд рублей; государственных ценных бумаг – 11,8 млрд рублей, облигаций Национального банка – 0,04 млрд рублей (таблица 1):
Таблица 1. Объемы выпусков ценных бумаг, находящихся в обращении в 2020-2021 гг.
Вид (группа) ценных бумаг |
Объём выпусков, т.р. |
Изм., % |
Доля, % |
||
01.01.2021 |
01.01.2022 |
01.01.2021 |
01.01.2022 |
||
Акции, в т.ч.: |
38 452 995,4 |
41 673 988,9 |
8,4 |
|
|
акции ОАО |
34 442 199,5 |
37 772 352,0 |
9,7 |
89,6 |
90,6 |
акции ЗАО |
4 010 795,9 |
3 901 636,9 |
-2,7 |
10,4 |
9,4 |
Облигации, в т.ч.: |
31 845 566,9 |
35 932 691,3 |
12,8 |
|
|
государственные ценные бумаги |
9 876 559,9 |
11 845 558,0 |
19,9 |
31,0 |
33,0 |
облигации Национального банка |
55 880,0 |
37 320,0 |
-33,2 |
0,2 |
0,1 |
облигации местных займов |
3 198 683,6 |
3 551 756,3 |
11,0 |
10,0 |
9,9 |
облигации банков, в т.ч.: |
8 400 869,0 |
8 986 801,3 |
7,0 |
26,4 |
25,0 |
биржевые |
244 000,0 |
94 000,0 |
-61,5 |
2,9 |
1,0 |
ипотечные |
10 000,0 |
0,0 |
-100,0 |
0,1 |
0,0 |
Прочие |
8 146 869,0 |
8 892 801,3 |
9,2 |
97,0 |
99,0 |
облигации предприятий, в т.ч.: |
10 313 574,4 |
11 511 255,8 |
11,6 |
32,4 |
32,0 |
биржевые |
797 778,0 |
1 081 977,0 |
35,6 |
7,7 |
9,4 |
жилищные |
692 885,3 |
800 447,1 |
15,5 |
6,7 |
7,0 |
Примечание – Источник: [3]
На основании представленных данных можно отметить, что государственные ценные бумаги занимают значительное место на рынке ценных бумаг Республики Беларусь и имеют положительную динамику, темп роста в 2021 году составил 19,9% по сравнению с 2020 годом.
Наиболее развитой формой государственных ценных бумаг являются государственные облигации, выпускаемые Министерством финансов.
Облигации могут быть двух видов:
Таблица 2. Государственные облигации, размещенные на внутреннем финансовом рынке за 2020-2021 гг.
Форма гособлигаций |
|||||
Именные |
На предъявителя |
||||
в бел.руб., млн.руб. |
млн. долларов США |
млн. долларов США |
|||
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
300,00 |
191,00 |
450,56 |
1 205,10 |
12,88 |
32,53 |
Примечание – Источник [2]
Рефинансирование внутреннего государственного долга путем выпуска облигаций в Республике Беларусь возможно как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. При этом размещение, погашение и выплата доходов по ценным бумагам осуществляется в долларах США, в которых выражена их номинальная стоимость Объемы выпуска именных облигаций и облигаций имеют положительную динамику в иностранной валюте. именных облигаций в 2021 году увеличился на 167,5% по сравнению с прошлым 2020 годом, а темп роста облигаций на предъявителя увеличился на 153,6%.В белорусских рублях темп роста листинговых облигаций снизился до 36,3%.Согласно структуре держателей, государственные ценные бумаги делятся на физические лица, банки и другие юридические лица. (таблица 3):
Таблица 3. Структура держателей государственных ценных бумаг за 2020-2021 гг.
Держатели государственных ценных бумаг |
2020 год, % |
2021 год, % |
Отклонение, пп. |
Физические лица |
6,5 |
6,1 |
-0,4 |
Банки |
59,2 |
65,2 |
6 |
Прочие юридические лица |
34,3 |
28,7 |
-5,6 |
Примечание – Источник [1]
В 2021 году структура держателей государственных ценных бумаг изменилась в сторону увеличения доли банков и уменьшения других юридических лиц, незначительно изменилась доля физических лиц.
На основании проделанного анализа, можно выделить ряд проблем, которые сдерживают развитие рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь:
- уменьшение общего количества выпусков, находящихся в обращении;
- снижение роли вторичного рынка государственных ценных бумаг как регулятора финансовых потоков.
Одним из путей оздоровления рынка государственных ценных бумаг могло бы стать расширение круга покупателей ценных бумаг. В настоящее время белорусские банки являются основными участниками рынка государственных облигаций, что ставит размещение облигаций в прямую зависимость от текущего состояния и ликвидности белорусской банковской системы и приводит к определенным колебаниям спроса. Несомненно, для эффективного формирования рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь, необходимо использовать зарубежный опыт, чтобы проводить взвешенную политику в области национальной экономики в целом.
Рецензии:
21.03.2023, 0:06 Ваганова ольга евгеньевна
Рецензия: Автором данной научной статьи исследована актуальная проблема роста рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Автором исследованы и дана оценка таких показателей как объемы выпусков ценных бумаг, находящихся в обращении, а также динамика государственных облигации, размещенные на внутреннем финансовом рынке и структуры держателей государственных ценных бумаг. На основании проведенного в данной научной статье анализа автором выделил ряд проблем, которые сдерживают развитие рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь, а именно уменьшение общего количества выпусков, находящихся в обращении, а также снижение роли вторичного рынка государственных ценных бумаг как регулятора финансовых потоков. Автор предложил для оздоровления рынка государственных ценных бумаг расширение круга покупателей ценных бумаг и использовать зарубежный опыт, чтобы проводить взвешенную политику в области национальной экономики в целом.
Для повышения наглядности предложенных автором мер на наш взгляд необходимо проиллюстрировать их цифровыми примерами и соответственно сделать расчет прогнозных получаемых значений, которые могут быть достигнуты в ходе реализации мер по расширению круга покупателей ценных бумаг.
В целом, данная научная статья соответствует требованиям, предъявляемым к данному виду работ. Данная научная статья рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий