ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
обучающийся
Бадараева Рената Васильевна, доцент, кандидат наук, ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
УДК 339.33
Введение: Оптовая торговля создает связь между всеми отраслевыми рынками экономики страны и всеми предприятиями и организациями, вовлеченными в производство и обращение товара. Именно поэтому развитие оптовой торговли в стране является значимым фактором экономического благосостояния страны.
Актуальность данной темы заключается в том, что оптовая торговля в Российской Федерации очень слабо развита, а ведь именно она оказывает сильное влияние на развитие экономической системы страны и способствует продвижению политики импортозамещения.
Целью исследования является оптовая торговля в РФ, ее суть, состояние в стране.
Научная новизна. В данной статье рассматривается состояние отрасли оптовой торговли в РФ на сегодняшний день, а также ее развитие и влияние на рынок.
Оптовая торговля – это вид деятельности организации, при котором она приобретает у компаний-производителей товар и реализует его другим предприятиям для последующего поглощения в производстве или другим организациям для дальнейшей реализации. [4]
Оптовая торговля - это один из важнейших элементов в рыночных механизмах многих развитых стран. Она выступает связующим между компаниями, производящими продукцию и компаниями, которые ее продают. В условиях конкуренции компании-оптовики оказывают различные услуги своим контрагентам.
Влияние организаций-оптовиков на предприятия, осуществляющие производство продукции заключается в следующем:
1) в предоставлении возможности предприятию-производителю увеличить существующий объема производства;
2) в предоставлении возможности предприятию-производителю расширить ассортимент своей продукции;
3) в освобождении предприятия-поставщика от обязанности своевременно доставлять товар потребителям и т.д.
Основная функция предприятий-оптовиков – это их роль источника связи между регионами внутри страны, а также за ее пределами в виде межгосударственной связи. Второстепенными же функциями являются следующие:
1) Оптовик выступает стимулом для предприятия-производителя в0 создании новых или улучшении старых товаров;
2) Оптовик заинтересован и, поэтому всячески пытается добиться от предприятий-производителей расширения ассортимента товаров и услуг;
3) Предприятие-оптовик перекладывает коммерческий риск с предприятия-производителя на себя;
4) Оптовик также забирает на себя все обязанности по организации всех складских операций и обеспечении условий хранения товаров;
5) Оптовик берет на себя задачи по доставке и транспортировке товаров в розничную сеть. [2]
Для того чтобы дать характеристику объемов деятельности предприятия-оптовики используют показатель оптового оборота. В него входят данные по организациям, осуществляющим оптовую торговлю. И не важно основной это вид деятельности для организации или дополнительный. Оптовый оборот формируется из данных, полученных в результате сплошного федерального статистического наблюдения за организациями. [3]
Важная черта оптовой торговли в России на сегодняшний день – это ее неразвитость в регионах. По данным росстата общий объем оборота оптовой торговли на 30.11.2022 г. в Российской Федерации составил 99706,6 млрд. руб. Из них более 40% оборота предприятий оптовой торговли приходится на центральный Федеральный округ, при этом в одном только городе Москве оборот оптовой торговли составляет 30% от всего оборота страны! Еще 8% всего оборота оптовой торговли приходится на Московскую область, т.е. Москва и Московская область образует весь оборот центрального Федерального округа. Такая же картина наблюдается в Северо-Западном Федеральном округе. Весь округ составляет 23% от всего оборота оптовой торговли, но при этом еще одна столица России – город Санкт-Петербург, находящийся в этом округе образует 21% оборота, а остальные 2% это весь оставшийся Северо-Западный Федеральный округ. Очевидно, что это свидетельствует о довольно слабом развитии региональных рынков, в сравнении со столицами. Для наглядности можно взглянуть на диаграмму 1.
Диаграмма 1. Оборот оптовой торговли в России, %
В регионах наиболее распространены прямые связи между производителем продукции и ее продавцом, а это, в свою очередь, приводит к менее широкому ассортименту товаров в магазинах и изменению направления расходов розничных организаций, что может сказаться на состоянии магазина, его работниках и в конечном счете на качестве обслуживания покупателей в магазинах.
Следует заметить, что ежегодно в России наблюдается увеличение количества компаний и объемов оборота оптовой торговли, что связано с постоянно растущими потребностями рынка. Так в таблице 1 можно увидеть динамику оборота оптовой торговли в Российской Федерации в целом и по регионам в частности.
Субъект |
2019 г. |
В % к прошлому году |
2020 г. |
В % к прошлому году |
2021 г. |
В % к прошлому году |
Российская Федерация |
84148691 |
105%
|
84847938 |
101%
|
110078110 |
130%
|
Центральный Федеральный округ |
44511855 |
107%
|
44835942 |
101%
|
53340833 |
119%
|
Северо-Западный Федеральный округ |
10362924 |
105%
|
9839104 |
95%
|
19347597 |
197%
|
Южный Федеральный округ |
5062180 |
106%
|
5226957 |
103%
|
6249848 |
120%
|
Северо-Кавказский Федеральный округ |
859810 |
99%
|
889564 |
103%
|
982118 |
110%
|
Приволжский Федеральный округ |
9132252 |
106%
|
9431485 |
103%
|
12016893 |
127%
|
Уральский Федеральный округ |
5431638 |
99%
|
5739586 |
106%
|
7410858 |
129%
|
Сибирский Федеральный округ |
6204836 |
104%
|
6255365 |
101%
|
7629500 |
122%
|
Дальневосточный Федеральный округ |
2583192 |
108%
|
2629931 |
102%
|
3100458 |
118%
|
Анализ данных таблицы показал следующие результаты:
Общий рост объемов оборота оптовой торговли Российской Федерации составил 131% за последние 3 года. Средний рост объемов оборота по субъектам РФ в прошлом году составил 130%. Наибольший прирост показал Северо-Западный Федеральный округ – 197% в 2021 году по отношению к 2020 году.
У розничных торговцев всегда возникают сложности с поиском надежных поставщиков, находящихся недалеко от торговой точки. Проблемы заключается в отсутствии оптовых складов для постоянного пополнения запасов товарной продукции.
Кроме того, что предприятия оптовой торговли облегчают ношу розничной торговле, они также формируют потребительский рынок, что безусловно необходимо России в условиях импортозамещения. Т.е. в этом плане предприятия оптовой торговли будут способствовать повышению качества различных отечественных товаров, а также их закрепления как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Предприятиям-производителям выгодно сотрудничать с оптовиками также по причине стабильности и прогнозируемости поставок, т.е. предприятие оптовой торговли будет гарантированно в соответствии с договором закупать продукцию большими партиями, а розничная торговля делает заявки по мере необходимости, что не совсем устраивает производителей продукции, которым необходима стабильность и полная загруженность производственных мощностей.
Важным фактором стимулирования роста предприятий оптовой торговли в России также является усложнение торгового бизнеса. Качество услуг – это немаловажный фактор успешной предпринимательской деятельности. И, дабы организации розничной торговли могли максимально сконцентрироваться на улучшении качества услуг, им просто необходимо сокращать все свои непрофильные виды деятельности. Соответствующие виды деятельности неминуемо перейдут к посредникам, которые возьмут на себя роль связующего звена между производителем и продавцом. Кто-то же должен будет заниматься этой работенкой. Оптовая торговля будет развиваться по мере развития розничной торговли, а степень развитости оптовой торговли будет свидетельствовать о зрелости рынка.
Межрегиональная торговля имеет фундаментальное значение в развитии экономики страны в общем. Уровень производства по регионам имеет значительные различия, а вот уровень потребления схож. В куда большей степени это касается товаров длительного использования, которые чаще всего сосредоточены в конкретных регионах страны.
На данный момент главной задачей оптовой торговли в России является создание и организация эффективного товародвижения. Для данного процесса необходимо спланировать: где и как будет храниться товар, способ отгрузки товара, как будет осуществляться контроль за запасами, внутрискладское движение и т.д. Все это должно создать одну непрерывно работающую взаимосвязанную систему, поэтому необходимо подойти как можно тщательнее к решению данной задачи.
Развитие оптовой торговли сталкивается с рядом проблем:
1) Неразвитость инфраструктуры рынка;
2) Дорогостоящая аренда объектов недвижимости;
3) Стремление розничных торговцев обойтись без посредников и т.д.
Под неразвитостью инфраструктуры рынка понимают неэффективную систему кредитования, отсутствие достаточного количества финансовых ресурсов, сложность транспортных линий, недостаток торговых и складских помещений и т.д.
Дорогостоящая аренда объектов недвижимости препятствует развитию оптовых организацией тем, что банально коммерческие расходы организацией значительно увеличиваются, а это отражается на стоимости товаров. Выходит так, что рознице дешевле заплатить увеличенную наценку на продукцию у предприятия-производителя, чем оптовика.
Предприятия оптовой торговли вынуждены бороться за право нахождения на рынке, т.к. розничные торговцы на региональных рынках хотят обойтись без посредников. Такое поведение связано с желанием розничных продавцов максимально сократить издержки на покупку продукции, минуя посредников.
Решение данных проблем благоприятно скажется как на предприятиях-производителях, розничных торговцах, так и на экономики в целом. Произойдет ряд улучшений, таких как:
1) Расширение ассортимента продукции;
2) Повышение качества сервиса организаций розничной торговли;
3) Рост выручки как предприятий-производителей, так и розничных продавцов, что несомненно скажется и на финансовой устойчивости предприятий и на благополучии экономики за счет увеличения налоговых поступлений.
4) С появлением новых оптовых организаций будут появляться новые рабочие места, что также положительно скажется на занятости населения страны;
5) Будет достигнута географическая и ценовая доступность товара, так как компании-оптовики будут следить за товарооборотом и товародвижением продукции, что положительно скажется на уровне жизни населения.
Вывод:
Как ни крути оптовая торговля является перспективным видом бизнеса. На данный момент в Российской Федерации этот сегмент экономики находится на стадии роста, и он все еще развивается, но факт в том, что для такой большой страны как Россия развитие оптовой торговли является наиболее значимым направлением.
Рецензии:
21.03.2023, 19:26 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: По данным МВФ, рост мирового ВВП составил 3,3% в 2020 году и 3,4% в 2021 году. Одним из самых больших стимулов для оптовых продаж является предоставление покупателю скидки в обмен на большой заказ. Оптовики ведут переговоры, чтобы получать от производителей самые низкие цены. Помимо ценообразования, предприятия, занимающиеся оптовой торговлей, также должны учитывать логистические и маркетинговые услуги. Оптовая торговля включает в себя покупку, хранение и продажу товаров розничным торговцам или другим оптовикам, а также предоставление сопутствующих услуг (разбивка оптом). Отрасль оптовой торговли включает в себя оптовых агентов и брокеров, которые организуют покупку или продажу товаров, принадлежащих другим лицам, за вознаграждение или комиссию. Оптовая торговля также включает в себя электронные рынки, платформы и агентов, которые облегчают оптовую торговлю, которая не владеет продаваемой продукцией и не обрабатывает ее. В статье "Анализ состояния и развития отрасли оптовой торговли" автором рассмотрено состояние отрасли оптовой торговли в России.Однако, при анализе автором не рассмотрены законодательные документы РФ, направленные на развитие оптовой торговли. Статья актуальная, рекомендую статью к публикации после доработки.
Комментарии пользователей:
30.12.2022, 7:54 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Оптовая торговля является важным показателем развитой экономики. Бизнес-сообщество использует данные оптовой торговли для анализа эффективности рынка, а органы управления учитывают показатель в том числе при разработке налоговой политики. В среднем оптовая торговля обеспечивает 5 – 6% валового внутреннего продукта Канады [https://www.mql5.com/ru/economic-calendar/canada/wholesale-trade-mm].В Японии основой оптовой торговли являются торговые дома, обеспечивающие все стадии не только торговли, но и производства товаров. В Японии почти нет прямых связей производства с розничной торговлей и конечными потребителями, а торговые дома снабжают промышленные предприятия сырьем, материалами, сбывают их готовую продукцию, полуфабрикаты, координируют деятельность смежных предприятий, участвуют в разработке новых товаров [https://studwood.net/1124282/marketing/mirovaya_optovaya_torgovlya_vidy]. Cтатья имеет актуальность и научную новизну. |