Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №114 (февраль) 2023
Разделы: Юриспруденция
Размещена 08.01.2023. Последняя правка: 06.03.2023.
Просмотров - 671

ПРОБЛЕМА ИНСТИТУТА ПРИЗНАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Халилова Алина Рашитовна

Южно-Уральский технологический университет

Студент

Сотникова Лилия Владимировна, доцент кафедры юриспруденции, ОУ ВО Южно-Уральский технологический университет


Аннотация:
В статье раскрывается понятие института признания и его значение, а также правосубъектность государств. Рассматриваются проблемы правового регулирования и практики реализации признания со стороны новых государств, образующихся в результате выхода из состава государства, а также взаимоотношения международного признания и возникновения правосубъектности государства.


Abstract:
The article reveals the concept of the institution of recognition and its meaning, as well as the legal personality of states. The problems of legal regulation and practice of realization of recognition by new states formed as a result of secession from the state, as well as the relationship of international recognition and the emergence of the legal personality of the state are considered.


Ключевые слова:
государство; международное признание; правосубъектность государства; декларативная и конститутивная теории; признание правительства

Keywords:
state; international recognition; legal personality of the state; declarative and constitutive theories; recognition of the government


УДК 341.1/8

Введение

Государства считаются главными субъектами международного права. Международная правосубъектность есть свойство государства, вытекающее из самого факта его существования. Государство имеет механизм управления, важный для реализации его задач и функций, население, территорию, и, самое главное, независимость. С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания. Институт признания является одним из старейших институтов международного права.

Актуальность

Проблема международно-правового признания на сегодняшний день является одной из самых значимых тем. Актуальность данной работы определяется тем, что международно-правовое признание играет очень важную роль в развитии, как государства, правительства, так и самого народа, борющегося за самоопределение.

Цель работы – проанализировать понятие института международно-правового признания и его сущности.

Задачи:

– раскрыть понятие института международно-правового признания;

– рассмотреть сущность института признания.

Научная новизна заключается в определении значения института признания в международном праве.

Проблема признания новых государств возникает, в частности, в результате возникновения новых государств, в результате социальной революции, которая привела к смене общества другому; национально-освободительного противостояния народов колониальной и независимой страны; слияния одного государства или нескольких государств, или распада одного государства на два или несколько новых и др.

Таким образом, вопросы о признании новых государств стали все более актуальными в истории нынешнего времени, связанные с выходом из Индии Пакистана 1947 года, а также Бангладеша из состава Пакистана в 1971 г., объединением Йемена и Демократического Йемена в единое государство Йемен в 1990 г., вхождением ГДР в состав ФРГ в 1990 г. и образованием единой Германии, распадом Югославии в 1992 г., выходом Эритреи из состава Эфиопии в 1993 г., Чехословакии – на Чехию и Словакию в 1992 г. Новые суверенные государства появились в начале 1990-х годов ХХ в. после того, как СССР прекратил существование как субъект международного права [1, c. 104].

Не так давно, в 2014 г., мировое сообщество столкнулось с еще одним вопросом – объявлением независимости Крыма. Ситуация с Крымом несколько отличается от ситуаций других территориальных образований, являющихся субъектами международного признания как новообразовавшиеся государства. Как известно, Россия признала Республику Крым как независимое государство 17 марта 2014 г. Указом Президента № 147. На основании межгосударственного договора Крым вошел в состав России в качестве субъекта федерации[2, с. 147].

Таким образом, вопросы, возникающие из-за этой причины, обычно находятся под руководством института международного признания, включающего международные традиции и разработанные в современной международно-правовой доктрине декларативно-конститутивных теорий.

Признание новых государств в отношении существующих государств состоит в том, что существующие государства заявляют о том, что считают новое государство суверенной державой, полноправной участницей в международном сообществе. Как правило, форма международного признания – это направление нового государства акта признания, т.е. письменное сообщение от признавшего государства о признании.

В соответствии с этим актом государство признаёт права нового государства полноценной реализации своего международного правосубъекта и отмечает готовность устанавливать с ним как субъектом международного права соответствующие нормам международные взаимоотношения. По другой из упомянутых теорий, государство может быть субъектом международного права лишь с момента его утверждения, и не будет зависеть от того, будет ли его признание другими лицами.

Другими словами, в данной теории, чтобы признать факт существования страны как субъекта мирового права, необходимо его самоопределение. Пример декларативной теории – самоопределение в 1949 г. КНР, а в 1959 г. Кубы, то есть после свержения диктаторского режима.

Международно-правовое признание имеет трактовки в узком и широком значениях. В узком понимании это только признание субъектов международного права: признание является актом государства, устанавливающим образование нового субъекта международного права. Другое значение – это действие государства, посредством которого он подтверждает, что имеет место определенный юридический факт или ситуация, или выражает своё согласие на юридический и правомерный поступок других лиц или выражает своё согласие на юридический и правомерный поступок других лиц.

В.А.Прошин привел такую трактовку признания в международном праве, согласно которой признание является определенным действием или реакцией субъекта международного права, при помощи которого он констатирует наличие или отсутствие юридически значимого события, связанного с возникновением нового субъекта международного права [3, с. 196].

В той же степени, что и в других ситуациях, признание дает возможность установить с установленным субъектом определенное отношение, которое может быть официальным или неофициальным, постоянным или временным. Нормы, устанавливающие вопросы признания, являются совокупностью, означающей самостоятельный институт международного права. Следует также отметить, что институт признания по-прежнему не кодифицирован, поскольку этот институт международного права весьма тесно связан с политикой. В связи с изменениями в системе международного права постоянно изменяется и ее внутренняя структура.

Основные объекты международного признания – государство, правительство, протекторат, личности негосударственной природы, но главным объектом считается государство.

Особое внимание уделяется вопросу критериев признания государств. Поскольку пока не существует международного правового документа, регулирующего признание, говорить об единстве мнений по этой проблеме не стоит. После того, как СССР и Югославия распались, официально было признано большое число новых суверенных государств. Признание их происходило в соответствии со специальным актом, принятым министрами стран-членов Евросоюза в декабре 1991 года.

В данном акте установлены критерии требований, необходимые признания новым суверенным государствам:

– соблюдать положения Устава ООН и обязательств по сохранению законности, демократизации и прав человека, зафиксированных в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и Парижской хартии 1990 г.;

– обеспечить неприкосновенность нерушимости границ государственных территорий, которые можно изменить только мирно на основе согласия;

– сохранить права национально-этнических групп по обязательствам, установленным СБСЕ;

– выполнить обязанности по разоружению и не передаче ядерных оружий;

– предоставление всех обязательств в области разоружения и нераспространения ядерного оружия, обязательств по обеспечению безопасности и региональной стабильности;

– приверженность исключительно мирным средствам при разрешении любых спорных вопросов, касающихся правопреемства, и иных региональных споров.

Есть мнение о том, что нужно говорить не о критериях признания государства, а о международных критериях непризнания государства, то есть об обстоятельствах, де-юре не позволяющих признать. К тому же, пока нет четкого и систематизированного перечня таких критериев.

Русский географ С. Н. Соколов выработал классификацию непризнанных и частично признанных государств, в которую включил 6 групп: 1. частично признанные, фактически управляющие своей территорией; 2. частично признанные, управляющие частью территории, на которую претендуют; 3. непризнанные, управляющие частью территории, на которую претендуют; 4. ассоциированные государства, признанные субъектами международного права, которые находятся в свободной ассоциации с Новой Зеландией; 5. государствоподобное образование – Мальтийский орден; 6. виртуальные государства (табл.1).


Рисунок 1. Соотношение числа появления непризнанных государств к годам

По данным диаграммы, можно сделать вывод, о том, что в 1991 году было провозглашено большинство государств – Нагорно-Карабахская Республика, Республика Косово, Республика Сомали-ленд, Приднестровская Молдавская Республика и Республика Южная Осетия. Самыми поздними самопровозглашенными государствами (2014 год) считаются ДНР и ЛНР.

Таблица 1. Различные формы государственных и псевдогосударственных образований в современном мире

Формы образований

Характеристика

Примеры государств

Страны не признающие независимость

Несостоявшиеся и коллапсирующие государства

Государства, имеющие полное дипломатическое признание, но не обладающие полным контролем за своей международно признанной территорией

Афганистан, Ливия, Сомали, Йемен, Сирия

 

Виртуальные непризнанные государства

Чаще всего существуют исключительно в фантазиях своих авторов. Эти «государства» активно пропагандируют себя в Интернете и социальных сетях

Княжество Силенд на морской платформе у Великобритании, Либерленд на островах дунайской долины между Хорватией и Сербией, Минерва в Океании, княжество Себорга в итальянской области Лигурия

 

Государства с ограниченным дипломатическим признанием стран – членов ООН

Страны, провозгласившие себя суверенными, но не признанные мировым сообществом (самопровозглашенные). Такие страны не входят в ООН, поэтому их суверенитет не признается всем мировым сообществом безоговорочно.

ДНР, Абхазия, ЛНР, Крым, Н. Карабах, Ю. Осетия

60 стран, среди которых Белоруссия, Венесуэла, Никарагуа, Сирия, Афганистан, Северная Корея, Куба и др.

 

 

Израиль

22 страны, среди которых Бангладеш, Индонезия, Ирак, КНДР, Ливан, Малайзия, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия и др.

 

 

КНР

16 стран: Белиз, Гаити, Гватемала, Гондурас, Кирибати, Маршалловы Острова, Науру, Никарагуа, Палау, Парагвай, Сент-Винсент и Гренадины, СентКитс и Невис, Сент-Люсия, Соломоновы Острова, Тувалу, Эсватини

 

 

Черногория

12 стран: Барбадос, Белиз, Бутан, Камерун, Мадагаскар, Маршалловы Острова, Нигерия, Папуа – Новая Гвинея, Сомали, Танзания, Тонга, Экваториальная Гвинея

 

 

КНДР

3 страны: Республика Корея, Франция и Япония

 

 

Республика Корея

не признает лишь КНДР

 

 

Армения

не признана только Пакистаном

 

 

Кипр

не признан лишь Турцией

С научной точки зрения международного права выделяют основные виды института признания. Среди них: 1) признание государств; 2) признание правительств; 3) признание органов национального сопротивления (освобождения); 4) признание восставшей стороны.

Признание государств разделяется на официальные, фактические и абстрактные. Официальное признание – это окончательное установление между субъектом права и субъектом отношений между государствами и заявление об официальном признании. Фактический признак – это происходит при признании субъекта, который признается временным образованием. Признание – это процесс «разового» признания, то есть для решения конкретных задач. [4, c. 456]

Известны две доктрины признания правительств: доктрина Тобара и доктрина Эстрады. Доктрину Тобара закрепила Конвенция государств Центральной Америки от 1907 г. Таким образом, в соответствии со ст.1 Конвенции страны-участники не признают правительства, сформированными в результате госпереворота или революции. Государство должно признавать свои изменения согласно Конституции. Официальное сообщение МИД Мексики о принятии государств зафиксировало доктрину Эстрады, согласно которой законность или незаконность этого режима определяется усмотрением иностранных государств. Признание обычно выражается редко и обладает молчаливой формой. Непризнание выражается также в виде активного действия, такого как разрыв дипломатического отношения. [5, с. 3]

Признание национальных сопротивлений освобождения является видом международного признания, которое впервые появилось в Европе в XX веке. Фашистская Германия оккупировала территории многих государств во Второй мировой войне. Власти и правительства этих государств не смогли выполнять свою функцию надлежащим образом, включая представление своих государств на международном уровне. Кроме того, во многих случаях соответствующие государственные органы совсем были расформированы. В таких условиях, на фоне активной освободительной деятельности и для того, чтобы оказать сопротивление германским военным войск на территории оккупированной страны, стали формироваться структуры, именуемые органами национальных сопротивлений освобождения, и за ее пределами – правительства в эмиграции. Такие структуры объявили и впоследствии позиционировались как единственный законный представитель своего населения на международном уровне, стремясь добиться такого признания государствами, воевавшими против гитлеровцев и союзников Германии. Также возникают случаи получения такого права Народной организации Юго- Западной Африки и Фронта национального освобождения Алжира и Народного движения за освобождение Анголы и др.

Признание восставшей (воюющей) стороны появилось в годы Гражданской войны на территории США в 60-е гг. XIX в. Лицы стороны, которые признали себя воюющими в условиях вооруженных конфликтов и признали себя таковыми другими участниками вооруженных конфликтов, получили особый правовой статус – сражающиеся, автоматически распространяя все условия вооруженных конфликтов на них.

На данный момент большинство вопросов, затрагивающих институт признания, считаются неурегулированными. Самый многоаспектный и противоречащий институт международного права – это институт признания. Политическое положение страны не оказывает влияния на признание его другими государствами, а зависит от его правового статуса и возможности прав. Исходя какая политическая обстановка в мире, что немаловажно в формировании института признания, это свидетельствует о важности и актуальности этого института права. Проблема международного признания непосредственно связана с «феноменом» непризнанных стран. Большой «вклад» непризнанных государств в мировую общественную политику внесли такие страны, как Россия, Китай, Пакистан, Турция. Эти страны оказывают огромное влияние, представляют собой пространственные «буферы» важных геополитических деятелей мира. При решении конфликтов, связанных с ними, активно участвуют США, Германия, Франция, арабские страны. Поэтому институт признания является важной частью современного международного сообщества, и вопросы, касающиеся этого, стоят на очереди дальнейшего обсуждения и исследования.

Выводы

В итоге, можно заключить, что если существует такая проблема, как наличие в мире непризнанных государств, то это угрожает безопасности всех мировых сообществ, и приводит к возникновению вооруженных конфликтов. Если бы была единая регламентированная процедура без споров о признании одного государства независимым, например, о выходе из состава других государств или его образовании из-за распада, то можно было избежать негативного последствия. Пока проблема актуализирована, она уничтожает всю международную систему права. Основной недостаток института признания - несогласие двух основополагающих принципов международного права: «территориальная целостность государства» и «право народа на собственное самоопределение». Очевидно, что эта проблема требует комплексного рассмотрения всеми международными сообществами и создания единого подхода к решению уже имеющихся, а также будущих проблем, которые могут возникнуть в связи с признанием государств.

Библиографический список:

1. Матвеева Т. Д. Международное право : учеб. для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Юрайт, 2022. – 438 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/489277/p.104 (дата обращения: 02.12.2022).
2. Цвицинская Н. Эволюция института признания государства в международном праве // История и современность. 2014. №2. С. 147-161. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-instituta-priznaniya-gosudarstva-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 05.03.2023).
3. Прошин В.А. Институт признания в международном праве. Труды IV Международной конференции «Гуманитарные науки и модернизация правовой системы государства». Под ред. Г.Б. Гридневой, А.Б. Дидикина. – Новосибирск, 2015. – С.194-198. Режим доступа: https://clck.ru/33hAdN. (дата обращения: 06.03.2023).
4. Миходуй Е. С. Проблема института признания в международном праве / Е. С. Миходуй // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: Материал IV Всерос. науч-практ. конф. c междунар. участ. профес-препод. состава, аспирантов и магистров. – Симферополь, 2019. – С. 456-459. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37741109 (дата обращения: 02.12.2022).
5. Борисов Н. А. Институт признания в международном праве: теория и практика // Огарёв-Online. – 2016. №13(78). С. 1-8. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institut-priznaniya-v-mezhdunarodnom-prave-teoriya-i-praktika (дата обращения: 04.12.2022).




Рецензии:

23.02.2023, 5:22 Коган Екатерина Геннадьевна
Рецензия: Рецензия на статью Халиловой А.Р. (Южно-Уральский технологический университет, студент) "Проблема института признания в международном праве". В статье Халиловой А.Р. рассматривается важнейший институт международного права - институт признания, его значение, практика применения и правовое регулирование. Актуальность исследования не вызывает сомнений - институт признания в международном праве, как на сегодняшний день, так и в историко-правовом контексте, является важнейшим инструментом самоопределения народов. Автор грамотно анализирует проблему признания новых государств, рассматривает понятие "признание" в узком и широком смысле, определяет объекты и критерии данного института, виды и основные теории. Однако автору рекомендуется изучить больше специализированной литературы по соответствующему вопросу. Например, работы Прошина В.А. "Институт признания в международном праве", Цвицинской Н. "Эволюция института признания государства в международном праве", Караева Р.М. "Институт признания государств в международном праве и самопровозглашенные территориальные образования". Статья рекомендуется к публикации с учетом замечаний.

05.03.2023 23:23 Ответ на рецензию автора Халилова Алина Рашитовна:
Добрый вечер! Я учла ваши замечания по моей научной работе. Спасибо, я ознакомилась с материалами по заявленной тематике и дополнила статью.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх