УО "Полесский государственный университет"
студент
Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 339.5
Введение. Внешняя торговля – совокупность отношений между государствами в сфере купли-продажи товаров, услуг и иных активов, а также мероприятия по организации благоприятных условий для таких сделок. Республика Беларусь осуществляет многовекторную внешнеэкономическую политику и активно участвует в международных интеграционных процессах.
Актуальность данной темы заключается в том, что Беларусь является экспортоориентированным государством, которое имеет развитую промышленность и сельсткое хозяйство и 65 % производимой продукции кходит на экспорт.
Целью исследования является расскрытие сущности внешней торговли Республики Беларусь.
Научная новизна состоит в проведении оценки состояния внешней торговли благодаря анализу динамики и структкры экспорта.
Благодаря качественному содействию экономическому прогрессу торговля предотвращает инфляционные процессы и обеспечивает быструю оборачиваемость товарных и денежных ресурсов в стране. Обладая непосредственной связью с потребителями товаров торговля может более досконально изучить потребительский спрос и сформировать на его основе заказы товаропроизводителям на поставки продукции, гарантируя ее сбыт и обеспечивая экономическую устойчивость субъектам хозяйствования не только в сфере обращения, но и в сфере производства.
Оценить состояние внешней торговли в стране позволяет анализ динамики и структуры экспорта и импорта[1], таблица 1.
Страны |
Показатели экспорта, % |
|
|
2010 |
2015 |
2020 |
|
Российская Федерация |
39,4 |
39,0 |
45,1 |
Нидерланды |
11,3 |
4,3 |
… |
СоединенноеКоролевство Великобритании иСеверной Ирландии |
3,7 |
11,0 |
… |
Латвия |
3,7 |
… |
|
Украина |
10,1 |
9,4 |
10,8 |
Германия |
… |
4,1 |
3,2 |
Литва |
… |
… |
3,6 |
Польша |
… |
… |
4,3 |
Др. страны |
31,8 |
32,2 |
33,0 |
Источник: собственная разработка на основе [1,с.71].
Из таблицы 1 видно, что за последние 5 лет Беларусь перестала экспортировать товары в такие страны как: Нидерланды, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Латвия. Но наладила экспорт в Литву и Польшу. Основными товарами, экспортируемыми в
Российскую Федерацию, являются: сыры (6%), легкие дистилляты (4%), молоко в порошке, гранулах или в других твердых видах, с содержанием жира не более 1,5 мас.% (3%), автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (3%), сливочное масло (3%). Основу белорусского экспорта в Украину составляют нефтепродукты, которые занимают более половины от общего объема поставок. Пятерку наиболее востребованных товаров в Германии составили: сырая нефть, включая газовый конденсат, горячекатаные прутки из нелегированной стали, продольно-распиленные материалы, легковые автомобили и мебель. Польский импорт из Беларуси возглавляют следующие группы товаров: минеральные продукты – 28%, химическая продукция – 23,3%, древесина и изделия из нее – 20,3%, черные металлы и изделия из них – 12,8%.
Также можно отметить, что в структуре экспорта 45,1% занимает Российская Федерация. Этому содействуют такие моменты как: долгосрочные экономические связи, общие рыночные традиции, история, культурные характеристики. Как раз в следствии этого необходимо сохранять устойчивые партнерские отношения с Российской Федерацией. Так как она представляет собой огромный рынок, на котором у предприятий Беларуси есть возможность эффективно функционировать и увеличивать свое присутствие.
В свою очередь на снижение негативного воздействия на некоторые макроэкономические показатели, в том числе на курс белорусского рубля, может повлиять изменение географической структуры внешней торговли и сокращение зависимости от России как в экспорте, так и в импорте. В то же время процессы, происходящие в других странах, проявляют несравнимо меньшее воздействие на экономику Беларуси. В связи с этим развитие экспорта способно стать устойчивым фактором.
Мировой опыт показывает, что экономически развитые государства стремятся наладить экспорт за счет, прежде всего, высокотехнологичных групп товаров (табл. 2).
Страны |
2010 |
2015 |
2019 |
Абсолютное отклонение |
|
2015/2010 |
2019/2015 |
||||
Казахстан |
2 364,8 |
2 856,2 |
2 251,5 |
491,4 |
-604,7 |
Беларусь |
584,8 |
657,3 |
973,1 |
72,5 |
315,8 |
Российская Федерация |
5 369,8 |
11 542,7 |
… |
6 172,9 |
… |
Германия |
180 523,0 |
199 797,3 |
207 031,3 |
19 274,3 |
7 234 |
Япония |
130 195,1 |
98 537,3 |
104 042,0 |
-31 657,8 |
5 504,7 |
Литва |
1 263,7 |
1 920,3 |
… |
656,6 |
… |
Польша |
9 588,7 |
16 878,0 |
20 354,2 |
7 289,3 |
3 476,2 |
Источник: собственная разработка на основе [2, с.253-254].
Данные табл. 2 говорят о низком уровне технологичности отечественных товаров [2]. В других регионах и странах также есть проблемы в технологичности отечественных товаров, но некоторым странам удалось нарастить долю экспорта данных товаров.
В настоящее время для Республики Беларусь как никогда актуальным является технологическое, географическое и товарное изменение экспорта. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы поставлена задача увеличить экспорт товаров и услуг более чем на 50 млрд. долларов США в 2025 году, диверсифицировать его структуру, повысить конкурентоспособность производственного сектора экономики, обеспечить его финансовую устойчивость и создать новые высокотехнологичные производства [3].
Таким образом, для решения задач, поставленных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы, необходимо выполнить комплекс разноплановых мер. Требуется выработать стратегию, которая будет направлена на финансовую и юридическую поддержку экспортеров с учётом значимости для общегосударственных интересов каждого из них, учитывая рейтинговую оценку. Белорусским экспортерам и производителям в условиях растущей конкуренции следует изменить внутреннюю маркетинговую стратегию низкой цены на товары на стратегию повышения качества, что поможет повысить объем сбыта, добавленной стоимости продукции, технологичности.
Значительную роль в современных условиях играет брендирование, которое рассматривается как эффективное направление и содействует преодолению кризиса. Тесное сотрудничество между правительством, обществом и организациями экспортерами также можно отнести к мерам, направленным на решение проблем в сфере экспортной деятельности.
Рецензии:
10.01.2023, 20:58 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: В ходе проведенного исследования автор выявил долгосрочные тенденции и отметил негативные явления, связанные с торговлей в европейских странах. Изученная стат. информация и собственные расчеты подтверждают выводы автора. Рекомендую статью к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий