Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №113 (январь) 2023
Разделы: Экономика
Размещена 10.01.2023. Последняя правка: 09.01.2023.
Просмотров - 867

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Мельник Екатерина Андреевна

УО "Полесский государственный университет"

студент

Бухтик Марина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В данной статье проведена оценка состояния внешней торговли в Республике Беларусь за последние 10 лет. Анализ проведен на основе показателей экспорта.


Abstract:
This article evaluates the state of foreign trade in the Republic of Belarus over the past 10 years. The analysis was carried out on the basis of export indicators.


Ключевые слова:
торговля; внешняя торговля; экспорт; экономика; импорт

Keywords:
trade; foreign trade; export; economy; import


УДК 339.5

Введение. Внешняя торговля – совокупность отношений между государствами в сфере купли-продажи товаров, услуг и иных активов, а также мероприятия по организации благоприятных условий для таких сделок. Республика Беларусь осуществляет многовекторную внешнеэкономическую политику и активно участвует в международных интеграционных процессах.

Актуальность данной темы заключается в том, что Беларусь является  экспортоориентированным государством, которое имеет развитую промышленность и сельсткое хозяйство и 65 % производимой продукции кходит на экспорт.

Целью исследования является расскрытие сущности внешней торговли Республики Беларусь.

Научная новизна состоит в проведении оценки состояния внешней торговли благодаря анализу динамики и структкры экспорта.

Благодаря качественному содействию экономическому прогрессу торговля предотвращает инфляционные процессы и обеспечивает быструю оборачиваемость товарных и денежных ресурсов в стране. Обладая непосредственной связью с потребителями товаров торговля может более досконально изучить потребительский спрос и сформировать на его основе заказы товаропроизводителям на поставки продукции, гарантируя ее сбыт и обеспечивая экономическую устойчивость субъектам хозяйствования не только в сфере обращения, но и в сфере производства.

Оценить состояние внешней торговли в стране позволяет анализ динамики и структуры экспорта и импорта[1], таблица 1.

Таблица 1. Экспорт товаров по странам – основным торговым партнерам

Страны

Показатели экспорта, %

 

2010

2015

2020

Российская Федерация

39,4

39,0

45,1

Нидерланды

11,3

4,3

СоединенноеКоролевство Великобритании иСеверной Ирландии

3,7

11,0

Латвия

3,7

 

Украина

10,1

9,4

10,8

Германия

4,1

3,2

Литва

3,6

Польша

4,3

Др. страны

31,8

32,2

33,0

Источник: собственная разработка на основе [1,с.71].

Из таблицы 1 видно, что за последние 5 лет Беларусь перестала экспортировать товары в такие страны как: Нидерланды, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Латвия. Но наладила экспорт в Литву и Польшу. Основными товарами, экспортируемыми в

Российскую Федерацию, являются: сыры (6%), легкие дистилляты (4%), молоко в порошке, гранулах или в других твердых видах, с содержанием жира не более 1,5 мас.% (3%), автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (3%), сливочное масло (3%). Основу белорусского экспорта в Украину составляют нефтепродукты, которые занимают более половины от общего объема поставок. Пятерку наиболее востребованных товаров в Германии составили: сырая нефть, включая газовый конденсат, горячекатаные прутки из нелегированной стали, продольно-распиленные материалы, легковые автомобили и мебель. Польский импорт из Беларуси возглавляют следующие группы товаров: минеральные продукты – 28%, химическая продукция – 23,3%, древесина и изделия из нее – 20,3%, черные металлы и изделия из них – 12,8%.

Также можно отметить, что в структуре экспорта 45,1% занимает Российская Федерация. Этому содействуют такие моменты как: долгосрочные экономические связи, общие рыночные традиции, история, культурные характеристики. Как раз в следствии этого необходимо сохранять устойчивые партнерские отношения с Российской Федерацией. Так как она представляет собой огромный рынок, на котором у предприятий Беларуси есть возможность эффективно функционировать и увеличивать свое присутствие.

В свою очередь на снижение негативного воздействия на некоторые макроэкономические показатели, в том числе на курс белорусского рубля, может повлиять изменение географической структуры внешней торговли и сокращение зависимости от России как в экспорте, так и в импорте. В то же время процессы, происходящие в других странах, проявляют несравнимо меньшее воздействие на экономику Беларуси. В связи с этим развитие экспорта способно стать устойчивым фактором.

Мировой опыт показывает, что экономически развитые государства стремятся наладить экспорт за  счет, прежде всего, высокотехнологичных групп товаров (табл. 2).

Таблица 2. Экспорт высокотехнологичных товаров, млн. долл. США

Страны

2010

2015

2019

Абсолютное отклонение

2015/2010

2019/2015

Казахстан

2 364,8

2 856,2

2 251,5

491,4

-604,7

Беларусь

584,8

657,3

973,1

72,5

315,8

Российская Федерация

5 369,8

11 542,7

6 172,9

Германия

180 523,0

199 797,3

207 031,3

19 274,3

7 234

Япония

130 195,1

98 537,3

104 042,0

-31 657,8

5 504,7

Литва

1 263,7

1 920,3

656,6

Польша

9 588,7

16 878,0

20 354,2

7 289,3

3 476,2

Источник: собственная разработка на основе [2, с.253-254].

Данные табл. 2 говорят о низком уровне технологичности отечественных товаров [2]. В других регионах и странах также есть проблемы в технологичности отечественных товаров, но некоторым странам удалось нарастить долю экспорта данных товаров.

В настоящее время для Республики Беларусь как никогда актуальным является технологическое, географическое и товарное изменение экспорта. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы поставлена задача увеличить экспорт товаров и услуг более чем на 50 млрд. долларов США в 2025 году, диверсифицировать его структуру, повысить конкурентоспособность производственного сектора экономики, обеспечить его финансовую устойчивость и создать новые высокотехнологичные производства [3].

Таким образом, для решения задач, поставленных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы, необходимо выполнить комплекс разноплановых мер. Требуется выработать стратегию, которая будет направлена на финансовую и юридическую поддержку экспортеров с учётом значимости для общегосударственных интересов каждого из них, учитывая рейтинговую оценку. Белорусским экспортерам и производителям в условиях растущей конкуренции следует изменить внутреннюю маркетинговую стратегию низкой цены на товары на стратегию повышения качества, что поможет повысить объем сбыта, добавленной стоимости продукции, технологичности.

Значительную роль в современных условиях играет брендирование, которое рассматривается как эффективное направление и содействует преодолению кризиса. Тесное сотрудничество между правительством, обществом и организациями экспортерами также можно отнести к мерам, направленным на решение проблем в сфере экспортной деятельности. 

Библиографический список:

1. Внешняя торговля Республики Беларусь[Электронный ресурс]// Национальный статистический комитет Республики Беларусь. 204 с. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyayatorgovlya/vneshnyaya-torgovlya-tovarami/statisticheskie-izdaniya/index_40484/. – Дата доступа: 10.11.2022.
2. Беларусь и страны мира [Электронный ресурс]// Национальный статистический комитет Республики Беларусь 369 с. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_18737/. – Дата доступа:10.11.2022
3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс]// Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292. – Дата доступа: 10.11.2022.
4. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск : ПолесГУ, 2017. – 110 с.




Рецензии:

10.01.2023, 20:58 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: В ходе проведенного исследования автор выявил долгосрочные тенденции и отметил негативные явления, связанные с торговлей в европейских странах. Изученная стат. информация и собственные расчеты подтверждают выводы автора. Рекомендую статью к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх