Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых
студент
Научный руководитель: Смыслова Лариса Владиславовна, старший преподаватель кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью», Владимирский Государственный Университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
УДК 659
Актуальность темы исследования определяется основными пунктами:
Во-первых, переход от плановой экономики к рыночной в нашей стране знаменовал появление бизнес-структур. Вследствие своего последующего активного развития и усложнения у бизнес-структур появилась потребность в сотрудничестве с органами государственной власти. У государства же возникла потребность в упорядочении своих отношений с бизнесом. То есть появилась необходимость создания в стране условий для того, чтобы государство и бизнес-структуры сотрудничали во взаимовыгодном русле.
Во-вторых, с появлением в России Government Relations — это тип связей с общественностью, который фокусируется на общении между организациями и правительством. Для любого бизнеса, который зависит от правительственных постановлений, это важный PR-инструмент, цель которого – научить генеральных директоров, лидеров отрасли и организации тому, что такое правительственный процесс и как сообщать общественности о законодательстве.
В-третьих, актуальность обусловлена последствиями такого явления, как кризис 2007-2008 гг, который нанес большой урон всей российской экономике, вследствие чего компании сократили свои объемы производства, а иногда и вовсе закрыть предприятия. Государство оказало необходимую поддержку. То есть бизнесу и государству опять пришлось объединиться для разработки новой общей стратегии выхода из кризиса и дальнейшего развития, так как оба института заинтересованы в нормальном функционировании друг друга. Стоит также упомянуть, сегодняшнюю ситуацию, когда бизнесу и власти приходится активно взаимодействовать и сотрудничать, вследствие кризиса, возникшего на фоне пандемии COVID-19.
И, наконец, в-четвертых, актуальность обусловлена необходимостью глубокого исследования GR-деятельности, систематизации уже имеющегося у России опыта в сфере GR.
Степень разработанности выбранной темы. В России исследованием GR занимаются Г. В. Атаманчук , О. И. Генисаретский , А. И. Ракитов, Ф. Шмиттер , М. Н. Афанасьев , Ю. А. Красин, В. А. Ачкасова , Л. В. Сморгунов и др.
Цель – изучение GR в качестве инструмента взаимодействия с органами власти.
Задачи:
- проанализировать научные понятия GR;
- выделить специфичные черты GR;
- разграничить понятия «GR» и «лоббизм».
Объект исследования – инструменты взаимодействия с органами власти.
Предмет – GR как инструмент взаимодействия с органами власти.
GR в отношениях с правительством строит отношения между организациями и правительством и направлено на создание позитивного взаимодействия между ними. Законодательство, определяемое правительством, оказывает большое влияние на бизнес, поэтому организациям важно понимать текущую политику. Специалисты по связям с общественностью являются экспертами в объяснении и определении государственной политики и правил. Те, кто специализируется на связях с государственными органами, могут помочь владельцам бизнеса разработать стратегии влияния на государственную политику. Отдел по связям с государственными органами помогает направлять предприятие по таким вопросам, как общение с правительством, предлагая бизнес-стратегии, основанные на макроэкономических тенденциях, понимание местных нормативных условий и оценку инвестиционной среды. Связи с государственными органами также обеспечивают раннее предупреждение о государственной политике, чтобы помочь управлять соблюдением и политическими рисками в таких областях, как эпидемия, налогообложение, охрана окружающей среды и таможня, чтобы уменьшить их влияние на бизнес.
В России на данном этапе все еще недостаточно теоретической базы GR-деятельности. Исследуя данную сферу, можно столкнуться с расхождением мнений специалистов по поводу GR-технологий и их классификацией, что может привести к определенным затруднениям и проблемам в работе. Поэтому, для того, чтобы понять специфику Government Relations, необходимо проанализировать разные взгляды на эту сферу деятельности.
Рассмотрим следующие определения.
«GR – процесс влияния на государственную политику на различных уровнях, и эффективная стратегия отношений с государственными органами имеет решающее значение для успеха компаний»[1].
«GR – это то, как организации общаются с правительствами, чтобы информировать законодателей о том, как предлагаемые законы или правила могут повлиять на бизнес организации или избирателей законодателя»[2].
«Government Relations – процесс попытки повлиять на правительство, чтобы оно внесло изменения в закон, чтобы удовлетворить потребности определенной группы, особенно бизнеса»[3].
«Связи с государством» – процесс влияния на государственную политику на всех уровнях управления: местном, региональном, национальном и даже глобальном. Отношения с правительством направлены на то, чтобы убедить государственных чиновников изменить или сохранить политику, чтобы более эффективно соответствовать потребностям конкретной группы.»[4].
Таким образом, GR представляет собой коммуникативную деятельность негосударственных структур, цель которых – реализация взаимодействия с органами государственной власти.
Что же касается лоббизма, то он, согласно наиболее распространённой трактовке, является коммуникационной технологией, зарекомендовавшей себя в качестве действенного средства системы GR и разграничивается с ней лишь как общее и частное[4].
Используется и такой объединяющий оба понятия термин, как «public affairs» (с англ. – государственные дела), понимаемый как коммуникации с представителями госорганов и другими акторами, определяющими публичную политику[5].
Отмечается, что GR и лоббизм в значительной степени административно-юридическая деятельность, то есть знание законов, регулирующих данный вид коммуникаций (в странах, где такие законы есть), и процедуры прохождения решений в исполнительных и законодательных органах власти; а далее обеспечение максимально благоприятных условий для реализации существующего регламента.
И. Е. Минтусов и О. Г. Филатова разграничивали понятия GR и лоббизма, определяя первый термин как выстраивание отношений социальных субъектов с государством, а второй – как решение тех или иных вопросов в органах власти в интересах определённых групп на основе знания процедур принятия решений. Специалисты в области GR, по мнению редакторов, - это люди, которые строят мост между властью и бизнесом, для того, чтобы по этому мосту могли пройти лоббисты для решения своих вопросов с государственными инстанциями [6].
Таким образом, в статье проведено исследование сущности GR, проведен анализ научных подходов к определению и разграничению понятий «GR» и «лоббизм».
Рецензии:
16.01.2023, 9:19 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Цимбалист К.Д. тематически важная, раз приходится узнавать о судебных действиях, осуждениях высоко стоящих чиновников. Оказываются подсудимыми губернаторы, депутаты высших органов власти, бизнесмены. Предстает мнение, что участие в управлении государством осуществляется также ради лично выгодных вариантов применения бюджетных средств. Покрытие затрат на получение, завоевание политической высокой должности незаконным использованием бюджетных средств не оправдываемо. Борьба за социалистический строй частично оправдывалась недопущением такого варианта отношений к государственной собственности. Но это или забыто, или скрывается решительным влиянием на работу средств массовой информации. Статья публикации достойна, но с учетом представленных замечаний.
Комментарии пользователей:
17.01.2023, 9:30 Ашрапов Улугбек Товфикович Отзыв: Отношения с государственными органами (GR) и связи с общественностью часто называют одним и тем же, но между ними есть заметные различия. GR больше касается взаимодействия бизнеса и правительства по нормативным и внутренним вопросам, которые могут перерасти в законодательство, разработку программ или новые руководящие принципы политики. Любое взаимодействие между организацией и правительством или попытка повлиять на лиц, принимающих решения в правительстве, является GR. В основе отношений с правительством лежит информирование политиков об инновационных технологических разработках и бизнес-решениях или услугах, которые могут оказать положительное влияние на государственные программы, если они будут закуплены и успешно внедрены государственными органами. Способность граждан, организаций и предприятий лоббировать государственные органы является фундаментальной чертой канадской демократии [https://www.samuel.associates/blog/what-is-government-relations]. Я полностью согласен с мнением автора, что "В России на данном этапе все еще недостаточно теоретической базы GR-деятельности", поэтому в настоящее время необходимо изучение мирового опыта развитых стран в данной области знаний. Данная статья актуальная, однако требуется доработка статьи, в том числе необходимо описать Заключение статьи. |