Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №113 (январь) 2023
Разделы: Журналистика
Размещена 23.01.2023.
Просмотров - 503

Образ повествователя в публицистических произведениях (на примере творчества Фазлиддина Мухаммадиева)

Иноятова Зебинисо Подабоновна

кандидат филологических наук

Таджикский национальный университет

старший научный сотрудник

Аннотация:
На основе теоретических изысканий зарубежных, российских и отечественных литературоведов, таких как: И. Усманов, А. Садуллоев, М. Муродов, М. Абдуллоев и др., и анализа произведений Ф. Мухаммадиева мы установили специфическую особенность его творчества, выяснилось, что публицистика писателя посвящена актуальным общественно-политическим фактам и процессам, содержащим как убедительные логико-понятийные средства, так и особую эмоционально-стилевую форму, в которой ярко воплощается его гражданская позиция, и важное место в них занимает повествователь. Другая особенность его публицистики заключается в том, что его произведения этого жанра включают в себя конкретные социально-экономические, национальные вопросы времени и общества, они сильны эмоциями, общественной значимостью и злободневностью, четким выражением позиции самого автора.


Abstract:
Based on the theoretical research of foreign, Russian and domestic literary critics, such as: I. Usmanov, A. Sadulloev, M. Murodov, M. Abdulloev and others, and the analysis of the works of F. Muhammadiev, we established a specific feature of his work, it turned out that journalism The writer is devoted to current socio-political facts and processes, containing both convincing logical and conceptual means, and a special emotional and stylistic form in which his civic position is vividly embodied, and the narrator occupies an important place in them. Another feature of his journalism is that his works of this genre include specific socio-economic, national issues of time and society, they are strong with emotions, social significance and topicality, a clear expression of the position of the author himself.


Ключевые слова:
Фазлиддин Мухаммадиев; памфлет; автор; артистизм; реальность; журнализм; роль рассказчика; творчество; повествователь; образ

Keywords:
Fazliddin Muhammadiev; pamphle; research; artistry; reality; journalism; author; role of the narrator; creativity; narrator; image


УДК: 891,550+ 07 (575.3)

Введение

Вторая половина ХХ века является одним из ярких периодов развития таджикской прозы. Воспитанные в литературной школе родоначальника современной таджикской литературы Садриддина Айни, писатели этого периода, наряду с особенностями классической прозы, переняли литературный опыт других народов, особенно русского, в связи с чем произведения данного периода можно считать результатом синтеза восточно – европейского опыта.

Таджикистан в годы государственной независимости достиг успехов во многих сферах, эти достижения, в свою очередь, сыграли важную роль в развитии современной науки. К таким достижениям можно отнести научную школу, созданную таджикскими учеными с использованием мирового научного опыта. В свою очередь, становление и развитие научных школ имели решающее значение в формировании нравственных и мировоззренческих установок сегодняшнего общества. Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня субъективные воззрения писателей второй половины ХХ века, выраженные большей частью в публицистике, стали предметом активных дискуссий в литературной среде. Главной задачей публицистики, развивающейся на протяжении целого столетия как самостоятельный раздел литературы, является освещение актуальных вопросов и явлений текущей жизни общества и их оценка с точки зрения социального идеала автора.

За последние несколько десятилетий в таджикском литературоведении исследованы различные аспекты реалистических произведений, где публицистическое своеобразие творческого наследия Фазлиддина Мухаммадиева занимает особое место.

На протяжении всего творчества писателя публицистика была частью его литературной работы, внутренней потребностью литератора в прямом общении с обществом, изучение которой даёт полное представление о мировоззрении общества второй половины ХХ века, а также прольёт свет на весь литературный процесс этого периода в Таджикистане.

Одним из менее исследованных вопросов в данном контексте является роль повествователя в публицистике - особого художественного образа, представляющего собой некоторую художественную условность, принадлежность вторичной художественной реальности. Основное внимание уделяется реалистичному и художественному повествованию, их соотношению в публицистике Ф. Мухаммадиева, роли воображения, описательности, изображения, а также многообразию тем и поднимаемым в них проблемам.

В публицистике Ф. Мухаммадиева привлекают безупречная художественная форма, гармоничное взаимодействие всех художественных элементов, языковая композиция, структура и композиционное построение, отличающееся внутренним единством.

Ф. Мухаммадиев относится к числу тех литераторов, которые начали свою творческую деятельность с работы в газете, о чем сообщает и Х. Асозода: «… писательская деятельность для Ф. Мухаммадиева началась с газетных статей» [1. С. 315].

Безусловно, редакции газет воспитали немалое количество журналистов, но не все они смогли достигнуть тех вершин, которых достиг Ф. Мухаммадиев. Воспитанный на основах литературной школы С. Айни, писатель остро чувствовал не только проблему, но и пытался разобраться в ее первопричинах, условиях и сопутствующих обстоятельствах. Исследование субъективного начала в публицистике Ф. Мухаммадиева, в котором активная роль принадлежит автору, актуально для определения мировоззренческих, социально значимых и художественно-стилистических аспектов его публицистических произведений.

В русской публицистической науке о роли повествователя в публицистике в некоторой степени занимались такие ученые как: М. Бахтин, В. Виноградов, А. Аникина, Е. Осетров, Ю. Лотман, Е. Журбина, М. Черепахов, А. Иванова, В. Здровега, А. Колядина, В. Горохов, Н. Орлова и др. В таджикском литературоведении наиболее полно, освещающей роль повествователя в литературе является работа профессора А. Саъдуллоева, но, к сожалению, и она существует не в виде отдельной монографии. На фоне недостаточной научной разработки вопросов о роли повествователя в публицистике, теоретическую основу исследования также составили труды таджикских ученых: С. Табарова, Х. Мирзозода, М. Шукурова, А. Маниёзова, Ю. Бобоева, А. Сайфуллоева, Р. Мусулмониёна, Дж. Бакозода, И. Усмонова, А. Нуралиева, М. Имомова, М. Муродова. Эти работы имеют, в основном, литературоведческий характер и интересующая нас проблема в них отмечена лишь бегло. 

О литературном и публицистическом наследии Ф. Мухаммадиева и роли повествователя в его творчестве написан ряд исследований, в числе которых можно назвать исследования Ларисы Демидчик, Мухаммаджона Шукурова и Сохиба Табарова. Ученые, в основном, акцентируют внимание на художественном своеобразии творчества Ф. Мухаммадиева, исследуют стилистическую и языковую особенность, жанровое разнообразие, тематическую направленность произведений писателя. Этими исследователями определен вклад Ф. Мухаммадиева в развитие современной таджикской литературы и высоко оценен живой, насыщенный язык его произведений.

Высоко оценивая творчество писателя, академик М. Шукуров отметил: «На мой взгляд, таджикские читатели любят Фазлиддина Мухаммадиева за то, что он размышляет над проблемами близкими нам, и что очень важно, он думает о них искренне, всем сердцем. Каждое его произведение, будь то маленькое или большое, является результатом долгих мучительных размышлений. След этих глубоких, долгих и волнующих мыслей очевиден во всех его работах. Эти долгие раздумывания, эмоции, волнения охватывают и читателя, делая его единомышленником в духовных поисках писателя». [2. С. 219]

Заметный вклад в изучение творчества Ф. Мухаммадиева и его места в современной прозе внес литературовед Сохиб Табаров.  Ученый подробно исследует литературное и публицистическое наследие писателя и указывает на его огромный творческий потенциал. [3. Т. 2. С. 220 ]

Значительная работа в этом направлении проделана исследователями Дж. Бакозода, А. Садуллоевым, А. Сайфуллоевым и Х. Асозода. Литературное и публицистическое наследие Ф. Мухаммадиева исследовано также с точки зрения лингвистики и журналистики в диссертациях на соискание ученой степени кандидата филологических наук Ф. Турсунова и М. Шоева.

Отдельные стороны литературного творчества писателя изучены в работах многих исследователей, в частности, известный исследователь публицистического жанра А.  Садуллоев отмечает публицистичность как специфическую особенность прозы Ф.  Мухаммадиева: «Писатель мастерски, тонко относя к действительности и проблемам, существующим в ней. Он решает обыденные, одновременно серьезные, жизненно важные проблемы, связанные с нравственными, социально – политическими вопросами» [4. С. 174].

Целью исследования заключаются в определении роли и места повествователя в публицистике Фазлиддина Мухаммадиева, оценке степени влияния образа повествователя на развитие и моделирование сюжета, рассмотрении структуры художественного текста, фабулы, мировоззренческой позиции, индивидуального стиля, своеобразия языковой структуры в очерках, повестях; выявлении элементов беллетристики в структуре сюжета.

Образ повествователя в публицистике Ф. Мухаммадиева накладывает отпечаток на сюжетную функцию, приемы изображения персонажей, героев, их речь, стиль, эмоциональный фон, изображение, воображение и реализм, художественность документальных текстов, взаимоотношение автора и текста.

Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих исследовательских задач:

–        выявлением соответствия действительности и художественности в художественной публицистике, определением роли повествователя в публицистической прозе;

–        определением воздействия действительности на писателя и повествовательные приемы её изображения в художественном творчестве, в частности в публицистике;

–        изучением степени воображения, способов описания и изображения действительности в документалистике литератора;

–        анализом позиции автора – повествователя относительно изъянов общества;

–        исследованием позиции автора – наблюдателя; 

–        определением роли автора, как участника, в документальной прозе;

–        определением роли автора – мыслителя в художественном наследии писателя;

–        выявлением художественного отражения действительности в памфлетах и публицистике;

–        выявлением образа автора в очерковой прозе, статьях, заметках, а также в эпистолярном наследии писателя;

–        установлением степени вмешательства писателя в ход событий, изображенных в произведении;

–        установлением субъективного мнения повествователя о современном обществе.

Новизна  заключается в том, что впервые в таджикском литературоведении делается попытка исследовать публицистическое наследие Ф. Мухаммадиева в монографическом аспекте. В статье публицистичность выделена как специфическая особенность прозы писателя. Представлен разносторонний анализ творчества писателя во всем многообразии тем, сюжетов и идей, актуальных по сей день.

Повествование – это один из способов реализации авторской позиции в художественном произведении, то есть персонифицированный повествователь, который является наблюдателем, наделённым рядом индивидуальных признаков, но не тождественных личности писателя. В публицистике эта функция автора выражается более прочно, в ней реальность опирается на факт - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Между автором - повествователем и изображаемым им миром существует психологическая, временная и пространственная дистанции. Но порой наблюдаются моменты, когда повествователь не просто фиктивен, он еще и чужой по отношению к автору. Этот повествователь не имитация автора, а его образ, которым бы он мог быть. Эта функция более ярко выражается в эссе, где читатель должен видеть в авторе человека мудрого и образованного. Одним из важных требований, предъявляемых к автору эссе в момент его вмешательства в ход событий, что значительно усиливает психологическое воздействие, – это знание, смекалка, опыт и его мировоззрение. Автор эссе «должен быть мудрым, образованным, интеллектуалом и опытной личностью, которая по своему кругозору отличается как от героев, так и от любых прототипов, потому как знает больше них. Эти требования продиктованы самим жанром и читателями, «активность автора делает его вмешательство в процесс событий, разговоров, споров более ощутимым» [5. С. 148].

Существует также мнение о том, что роль повествователя в произведении напрямую зависит от темы произведения. Например, социальные темы, требующие немедленного ответа и решения, реагирования, усиливают роль повествователя в рассказе. В них внимание читателя сосредотачивается на решении злободневных проблем, а для этого повествователю необходимо дать такой художественно-публицистический анализ действительности, в котором явления жизни, сами факты отобраны и преподнесены в свете общечеловеческих проблем. В таком случае он превращается в автора научного труда, пишущего об истории дня. Присутствие повествователя в произведении узнается по многим аспектам, деталям, связанным с автором, более того, он является главным свидетелем событий, составляющих сюжет произведения. Форма присутствия повествователя в произведении весьма разнообразна, она может проявляться в сюжете и композиции, в организации времени и пространстве, во многом другом, вплоть до выбора средств выражения. В этом аспекте не на последнем месте стоит эмоционально – психологическая сторона сюжета, которая имеет определенное воздействие на читательское сознание.

Автор художественного произведения, как всевидящий и вездесущий рассказчик, стремится повлиять на современное сознание. В этом отношении его история охватывает события из прошлого и настоящего, где в речи повествователя явственно слышится авторский голос и оценка изображаемого. В некоторых случаях автор из собственно - авторского повествования переходит в не собственно - авторское повествование, пытаясь таким образом передать свою гражданскую позицию из уст героев. Безусловно, создание образов имеет немаловажное значение в очерке, но не менее важную роль играет и логическая и психологическая сторона, непосредственно связанная с позицией автора.  К примеру, анализируя образы отца и сына в одном из рассказов А. Самадова, с целью понять внутренний мир отца, А. Сайфуллоев, отмечает: «На этот вопрос отвечать должен не писатель - это не входит в его задачу. На этот вопрос должны ответить мы с вами – исследователь и читатель» [6. С. 123]. Тем самым ученый хочет сказать, что какие бы средства не выбрал автор произведения для того, чтобы донести свою мысль, его цель не меняется, однако повествовательная функция автора может значительно ослабеть.  

В зависимости от ситуации литература может менять свое направление и, подчиняясь законам времени, изображения действительности приобретает различный характер. Литературоведы эту правду делят на действительную и художественную. Художественная правда рождается на основе действительности, но эти два понятия означают одно и то же. Творец благодаря своему воображению на основе действительности создает художественность.

Важным моментом является выбор правильной темы, от которой во многом зависит успех произведения, его идейно-художественное, эстетическое содержание. Литература, прежде всего, является искусством, процесс творения, обычно, происходит мучительно, стремление творца изобразить действительность с помощью художественного образа требует высокого мастерства. По этому поводу хотелось бы обратиться к С. Айни. Когда главная редакция «Ду панҷсола» («Две пятилетки») (Москва) пригласили его принять участие в составлении книги «Две пятилетки», то попросили заранее сообщить о теме и объеме работы, на что он ответил: «Насчет темы я пока ничего не могу сказать, не достиг конкретного решения. Причина в том, что обычно до начала работы я не могу принять какое-либо решение. После того, как начну работать, план и тема возникают сами по себе». [7. С. 272]

Ф. Мухаммадиев относится к числу тех писателей, для которых жизненные проблемы одинаково важны и в публицистике, и в художественном произведении. В его очерках «Сабақ» («Урок»), «Мо ҳамагӣ масъулем, ҳар яки мо масъулем» («Мы ответственны все, каждый ответственен по отдельности»), «Ёди наку» («Добрая память») и особенно «Қиссаи Зайнаббибӣ» («Зайнаббиби») роль автора - повествователя занимает определенное место, цель, оценку, позицию которого читатель легко может узнать из ровного повествования. А в повести «Зайнаббиби» автор является активным героем, который ведет свой рассказ на основе собственных наблюдений.

Описывая жизнь и деятельность известных деятелей культуры, автор пытается повлиять на сознание читателя. Возможно, это и является причиной того, что многие документальные произведения писателя заканчиваются его личной оценкой и выводами, рожденными в процессе интеллектуальной работой. Одной из особенностей публицистики Ф. Мухаммадиева является то, что автор использует все возможности очерка, дабы выразить свою авторскую позицию. Писатель часто проявляет себя в своих очерках, и тогда личность рассказчика выдвигается на первый план и полностью идентифицируется с авторским «Я», что связано, во-первых, со спецификой журналистских жанров, во-вторых, с мироощущением самого Ф. Мухаммадиева. В итоге персонажи воплощают не только социальные черты, также в бытовых ситуациях показан их внутренний мир.

В рассказах «Добрая память», «Разговор с Толисом» повествователем является сам автор, который пытается донести до читателя мысль о том, что человек не должен быть привязан к чинам и карьере, есть и другие ценности – это человечность, доброта, забота. Героем этой истории стал юноша, мечтаюший увидеть Москву: «В те времена мало кто бывал в Москве. Все знали, что Москва - это столица нашей страны, величайший город мира и рассказы о ней люди слушали с превеликим удовольствием, слушали внимательно, так, словно слушают удивительную легенду» [33. С. 4].

Важное место в поэтике очерков занимает обращение к прошлому: в «Доброй памяти» героем рассказа становится известный литератор Абдусалом Дехоти. Автор с особой любовью повествует о первой встрече, о любви к поэзии, работе в прессе, где и состоялось их знакомство, об учебе в Самарканде и мечтах увидеть Сталинабад и Москву: «Прошло много лет, но я не смог забыть рассказ учителя о Москве, его стихи, посвященные этому городу. Только спустя много лет я понял, в чем кроется секрет – он заключался в умении учителя мастерски строить свой рассказ, в выборе выражений и слов, что и захватило мое детское воображение» [8. С. 6].

Опираясь на теоретические воззрения исследователей В. Боровика, В. Ученова, И. Усмонова, А. Саъдуллоева и др. выявилось, что в очерках Фазлиддина Мухаммадиева образ автора ощущается не только в стилистических особенностях, но и в самой структуре произведения. Мы видим писателя как активного повествователя (особенность журналистики 1960-х и 70-х годов 20-го века), который постепенно превращается в выразителя идей своих героев. Ф. Мухаммадиев с начала своего творчества раскрыл читателю свой индивидуальный стиль. Он стремился раскрыть внутренний мир людей, разобраться в их душах: «Наш современный век имеет документальную основу. Таджикский читатель после прочтения произведения оценивает эстетические аспекты с этой точки зрения и наблюдает за проблемами и недостатками в обществе. В связи с этим романы и повести Ф. Мухаммадиева имеют особую ценность» [9. С. 177]. Действительно, писатель внимательно наблюдает за всеми важными проблемами общества и за всеми ее нерешенными вопросами.

Основными темами его произведений были: человечность, честный труд, воспитание детей – будущего поколения, борьба против зла и лжи.

Отмечено, что пересказ событий является одним из главных основ публицистики, которую сегодня мы наблюдаем в основном на страницах газет и журналов. Но это не означает, что основой повествования автора является соответствие требованиям прессы, первоосновой все же считается реалистичная классическая проза. 

Одну часть публицистики Ф. Мухаммадиева составляют мемуары, эссе, затрагивающие вопросы межнациональных связей. Из многих высказываний писателя выходит: «Для народов, которые хотят жить в мире и стабильности, интернациональность - это вымысел, фильм в котором снимают женитьбу молодых людей разных национальностей – таджика и узбечку и используют его в пропагандистских целях, ничего не значит. Для Фазлиддина Мухаммадиева было важно, чтобы люди разных национальностей породнились и составили одну семью» [Там же С. 171].

Особое внимание в этом контексте привлекает очерк «Оини муқаддас» («Священный обряд»), где автор успешно ведет свое журналистское расследование. Этот очерк раскрывает перед нами дружественные лица людей разных национальностей, которые живут и работают в одной могучей семье цветущей страны и трудятся во благо родины. Главными героями являются представители разных народов - таджики, узбеки, русские, туркмены, казахи и киргизы, живущие как одна большая семья. В этом очерке писатель выражает свои гуманистические взгляды на процветание и мир, дружбу народов. Читатель из этого очерка осознает, что именно благодаря дружбе мир может процветать, жить в стабильности. Очерк взращивает в читателе любовь к другим народам, понимание ценности дружбы в образе туркменской семьи, которая усыновила русского мальчика и вырастила его, как собственного ребенка, закладывает в человека семя любви и веры в дружбу. 

Фазлиддин Мухаммадиев уделял серьезное внимание каждой встрече с людьми различных профессий и в своих рассказах, фельетонах и других произведениях с особым писательским мастерством изображал увиденное и услышанное. В рассказах, также в острых комиксах он уместно выразил свои взгляды, открывая перед читателем суть истины. Это мастерство писателя хорошо наблюдается во многих статьях и очерках. Писатель как литературный мастер высказывает полезные выводы, размышления о каждом событии. Его выводы также побуждают читателя думать, извлекать для себя выводы. В некоторых эссе он рассказывает о событиях, посвященных жизни литературного и научного сообществ.  В таких очерках писатель является либо участником, либо описывает услышанное. В «Ҷозибаи назм» («Очарование поэзии»), «Падархонд», («Названный отец»), «Армугони духтари ношинос» («Подарок неизвестной девушки») писатель рассказывает о событиях из жизни поэта Ашура Сафара и певца Один Хошима. В них он излагает свои размышления об увиденном, услышанном и о своих наблюдениях. Изображения в этих произведениях совершенно отличаются от изображений в литературных произведениях писателя. Если в художественных произведениях есть подробное образное описание, то здесь автор чаще повествует личную точку зрения, дает оценку, выражает свою гражданскую позицию. Особенность этих работ заключается в том, что они отражают мысли писателя об искусстве и литературе, любви к родине, народной мудрости, поэзии и тайне слова, человеколюбии.

Например, в «Чозибаи назм» («Очарование поэзии») писатель рассказывает о совместной поездке в Куляб с таджикскими поэтами Лоиком Шерали и Камолом Насрулло, о гостеприимстве жителей, встречах с читателями, любителями поэзии, орнаментируя их маленькими рассказами. Автор, делится с читателем своими размышлениями, наблюдениями, выводами, оценкой. В них описывается жизнь трудового человека, роль партии, образы престарелых людей различных профессий. Он описывает встречу с читателями правдоподобно, из чего исходит, что писатель обращает серьезное внимание на самые простейшие события жизни. Например, он таким образом описывает отношение слушателей на встречах: «Это была удивительная картина, за которой не устаешь наблюдать: кто-то, подперев кулачком лицо, витает в другом мире, а кто-то, вытянув шею, так уставился на трибуну, что проходят минуты, а он ни разу не моргнет. Третий, забыв обо всем, слушает, разинув рот, так, что становится смешно» [10. С. 79].

Такие утонченные описания вводят читателя во внутренний мир писателя, потому что все описанное может происходить с каждым человеком, это простые жизненные явления. Автор таким образом высказывает свои мысли. Не каждый может описать так тонко, как это может делать только утонченный мастер.

В изображении действительности он широко использует богатство таджикского языка, пословицы и поговорки, метафоры, устойчивые выражения, сравнения. Пользуясь способностью литературы высвечивать острые противоречия современности, он обращается к актуальным, проблематичным, глубинным исследованиям, где главными героями его произведений являются обычные люди, а объектом – человеческая судьба, жизнь личности.  Особенность его произведений заключается в умении, творчески осмысливать события, все они построены на фактах, взятых из реальной действительности. Очерки Ф. Мухаммадиева позволяют раскрыть уникальные взгляды писателя на роль человека в обществе.

Главная особенность публицистики в контексте действительности – это сохранение нравственности и воспитательной основы. Эту особенность литератор претворяет чутким изображением. Писатель рассказывает о первых поездках, таким образом указывая как жизненный опыт, общение с простым людом научила его человечности, как он набрался жизненного опыта. В очерке «Сын газеты» он описывает поездку в Гиссарскую долину, которая началась с приграничной с Узбекистаном местности Пахтаобод (западная часть), то пешком, то верхом на дехканской арбе автор прошел по всем кишлакам и колхозам, аккуратно записывая в своем блокноте все увиденное по пути. Он рассказывает, как трудно было добираться через поля и как тяжело жить людям в селениях после войны. 

Однажды повествователь истории остался без ночлега, ему пришлось идти в чайхану, где было много приезжих. Чайханщик, увидев, как мучается гость на жестком паласе, поместил его в хлопкоуборочном пункте. Так эту картину описывает писатель: «Когда мои глаза привыкли к темноте, я увидел в центре комнаты матрац из полосатой ткани, положенный на солому. Выровняв солому, согнул угол матраца, чтобы положить на нее голову и тут же заснул. Чуть заря я проснулся от сильного зуда. Все тело было искусано вшами. Я не видел это проклятое насекомое со времен тяжелых военных лет. Особенно в 1942-44 гг. длинные очереди за хлебом были пристанищем этого проклятого насекомого.  

Я встал с места и не заходя ни в одну контору, направился прямо домой.

Добравшись до дома, с порога позвал сестру.

- Заходи! Зайди в дом! За эти четыре дня успел стать чужим?

- Я не могу войти в дом, пожалуйста, сестра, подойди сама, надо кое -что тебе сказать.

Узнав о случившемся, сестра начала вопрошать, что это за управление, куда я устроился работать. Оказывается, брат сказал ей, что устроил меня на самое крупное и престижное республиканское управление. И что это за престижное управление, когда сотрудник с ног до головы покрывается вшами»?!» [11. С. 521].

В этом на первый взгляд забавном эпизоде писатель смог тонко передать атмосферу тяжелой послевоенной жизни. Пафос очерка определяет устремленность к идеалу, настоящее оценивается с позиции будущего, которое символизируется образом новых людей. В центре очерка труженик - преобразователь, человек-строитель прекрасного будущего. Образы персонажей раскрываются в сюжете титанического труда и противостояния послевоенной разрухи.

Структуру публицистических произведений писателя, исходя из их актуальности целей, поставленных им перед собой, можно делить на следующие группы:

1.  Авторское присутствие и стилистическая особенность.

2.  Выражение авторского «Я».

3.  Непосредственная речь и ее художественно-стилистическая особенность.

4.  Язык персонажа и стилистические функции речи.

Вся документальная и художественная проза писателя таит в себе сакральное о событиях, происшествиях, характерах людей. На фоне природы писатель раскрывает движение и состояние героя.

Анализ произведений показал, что писатель стремился не отходить далеко от действительности. Человек изображен им так, как он живет на самом деле. Автор любит своих героев и независимо от того, положительный он или отрицательный, с их помощью вписывается в реальность.

Изображая жизнь простых людей, писатель выносит свои философские мысли, заставляя читателя задуматься над ними. В своих произведениях он всегда пишет о чистоте нравственности, духовности человека. Он хочет, чтобы люди стали дружные, боролись за процветание общества, против несправедливости, не были равнодушными. Являясь сыном новой эпохи, Ф. Мухаммадиев борется с предрассудками. Потому что он как просвещенный человек является сторонником развития общества, культуры. Мы не ошибемся, если скажем, что цель героев писателя заключается в пропаганде нравственности.  Он был утонченным мастером в описании богатого внутреннего мира человека. Эту особенность мы наблюдаем в малых и более крупных произведениях писателя.

В этих произведениях ведется художественное исследование социальной, духовной этики, судьбы человека. Человек явление сложное, обладающее собственным нравом, характером, свойственным только ему, узнать его внутренний мир труднодоступно. Но Ф. Мухаммадиев был открывателем человеческих душ. Как отмечает М. Шукуров, творчество Ф. Мухаммадиева – это своего рода «…выдающийся образец познания души» [12. С. 218]. Писатель, благодаря огромному жизненному опыту раскрывал богатый и сложный внутренний мир человека. Читая его художественные произведения, мы открываем для себя характер персонажей, образы героев, факты из исторических и социальных событий.  

Заключение: Образ повествователя во многих произведениях писателя занимает важное место, в его повествовании мы явственно слышим авторский голос, авторскую оценку изображаемого. В творчестве Ф. Мухаммадиева проявляется в единстве сюжета и композиции, в особенностях хронотопа, в выборе средств изображения, описания, ярко выражающих нравственный и моральный облик персонажей, героев - представителей ХХ века. Повествователь в произведениях Ф. Мухаммадиева повышает идейно-стилистическую особенность произведения. Образ повествователя в произведениях Ф. Мухаммадиева, в первую очередь, - это носитель реальных событий действительности. Писатель ведет свой рассказ о реальных событиях от своего лица и от лица других героев.

В публицистике Ф. Мухамммадиева наблюдается специфика стиля, приемов, способов повествования и создания образов. Именно публицистика показала главный принцип творчества Ф. Мухаммадиева – народность и обогащение языка художественных произведений.

Библиографический список:

1. Асозода Х. Таджикская литература ХХ века / – Душанбе: Маориф, 1999. – C. 315 (на тадж.)
2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Литературно-критические статьи. - М.: Наука, 1986. - 541 с.
3. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды / М.: Наука, 1980. - 360 с.
4. Аникина А. Образное слово в тексте.-М.: 1985. -75 с.
5. Осетров Е. Вторжение в действительности / Вопросы литературы, 1973, №2.-С.70-73
6. Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) // Семиосфера.- СПб.: Искусство-Петербург, 2000. С. 159-165.
7. Журбина Е. Искусство очерка. - М.: Советский писатель, 1957, -222 с.
8. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. -М.: Мысль, 1973. -284 с.
9. Иванова А.В. Субъективация повествования (на материале прозы В. Маканина): автореф. дис. . канд. филол. наук / А.В. Иванова. Чита: ЗабГГПУ, 2008-24 с.
10. Здровега В. Слово тоже есть слово. -М.: Мысль, 1979. -174 с.
11. Колядина A.M. Специфика дневниковой формы повествования в прозе М. Пришвина : дис. . канд. филол. наук: 10.01.01 / Колядина Анна Михайловна. Самара, 2006. - 215 с.
12. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. -М.: Мысль, 1975, 190 с.
13. Орлова Н.А. Речевой жанр мемуары и его реализация в текстах носителей разных типов речевой культуры : дис... канд. филол. наук: 10.02.01 / Орлова Наталья Александровна. Омск, 2004. - 212 с.
14. Саъдуллоев А. Специфика литературы. - Душанбе, 2000.-256 с. (на тадж.)
15. Табаров С. Жизнь, литература, реализм. Т. 4 - Душанбе: Ирфон, 1984. -400 с. (на тадж.)
16. Мирзозода Х. Красочные мысли. - Душанбе, 1982.-348 с. (на тадж.)
17. Шукуров М. Связь времен и народов. - Душанбе: Ирфон - Душанбе: Ирфон,1982.- 224 с. (на тадж.)
18. Маниязов А. Журналистика и поэзия С. Айни / - Сталинабад : Издатель. Таджикистан, 1958. - 152 с. (на тадж.)
19. Бобоев Ю. И. Теория литературы / - Душанбе: Просвещение, 1986. - 283 с. (на тадж.)
20. Сайфуллоев А. Душевный мир прозы / - Душанбе: Ирфон, 2007. – 542 с. (на тадж.)
21. Мусулмониён Р. Урок национального романа // Голос Востока / с. 1991, №3, с.36-38 (на тадж.)
22. Бакозода Дж. Писатель и идеал времени /. - Душанбе: Адиб, 1987. - 256 с. (на тадж.)




Рецензии:

27.01.2023, 16:27 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: Автор статьи "Образ повествователя в публицистическом произведении (на примере творчества Фазлиддина Мухаммадиева)-Иноятова Зебинисо рассказывает о ярком представителе таджикской прозы второй половины ХХ века-Ф.Мухаммадиеве. Автор анализирует публицистику писателя, как составную часть литературной работы, где актуальность злободневных вопросов и проблем рассматривается наравне с образным отражением таджикской действительности, реалистичность и образность повествования, сам образ повествователя, очевидца, рассказчика; художественно-выразительные средства публицистики Ф.Мухамаддиева. З.Иноятова подробно анализирует труды исследователей лингвистов, филологов, журналистов Таджикистана и России, которые изучали роль повествователя в литературном и публицистическом творчестве, а также труды ученых непосредственное по творчеству Ф.Мухаммадиева. Сама автор исследует роль и значение повествователя в публицистике писателя, специфику его языка и стиля, авторскую и мировоззренческую позиции в очерках, статьях, повестях, эссе, мемуарах, рассказах, фельетонах. З.Иноятова рассматривает автора и как наблюдателя, и как участника, и как мыслителя, и как гражданина современного общества, который через текст ведет диалог с читателем, отмечая при этом публицистичность Ф.Мухаммадиева, как особенность прозы писателя. Статья Зебинисо Иноятовой "Образ повествователя в публицистических произведениях (на примере творчества Фазлиддина Мухаммадиева)"содержательна, интересна с глубоким и вдумчивым анализом рекомендуется к публикации! С уважением -Сауле Барлыбаева

30.01.2023 6:06 Ответ на рецензию автора Иноятова Зебинисо Подабоновна:
Уважаемая Сауле Хатиятовна! Благодарю Вас за внимание, проявленное к моей научной работе, и за Вашу рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх