Северо-Кавказский федеральный университет
студентка кафедры отечественной и мировой литературы
Бронская Л.И., доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и мировой литературы Северо-Кавказского федерального университета
УДК 371.38
Введение.
Современное состояние образования в России характеризуется особыми изменениями в части содержания, что находит свое отражение в положительных тенденциях развития новых методов и технологий в практике учебного процесса. Речь идет не только о будущих профессиональных приемах преподавания, но, в первую очередь, о коренных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: учителя и ученика. Дети, как и взрослые, нуждаются в живом, чувствующем, слышащем, понимающем их собеседнике. Когда учитель интересен ученику, тогда и возникает процесс взаимодействия.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современное общество требует креативных, ярких, творчески развитых личностей, способных ориентироваться в любых предлагаемых обстоятельствах уже на этапе начальной ступени обучения.
Цель статьи: привлечение внимания учителей образовательных организаций к теме школьной театральной педагогики, которую многие ошибочно недооценивают.
Объект исследования: школьная театральная педагогика на основе “системы” Станиславского.
Предмет исследования: методы и приемы театральной педагогики на уроках литературного чтения.
Задачи:
Научная новизна заключается в поиске единого подхода к театральным методикам в условиях начальной школы на основе “системы” К.С. Станиславского.
Основная часть.
В настоящее время наблюдается резкое снижение активности в процессе обучения и читательской компетентности младших школьников; знакомство с книгами, общение с друзьями и родственниками подменяют сотовые телефоны, гаджеты, планшеты. В этом смысле хотелось бы рассмотреть определение театральной педагогики как системы образования, организованной по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающего в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах и в совместном коллективном творчестве учителя и ученика. В такой системе изучение явлений окружающего мира происходит через “погружение” и “проживание” в образах, что дает совокупность представлений о человеке, его роли в жизни общества, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах [3, с.42].
Рассмотрим понятие театральной педагогики на основе “Системы Станиславского”.
Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся русский режиссер, актер, педагог, теоретик театрального искусства, сценические опыты начал еще в детстве, в домашнем Алексеевском кружке, занимался вокалом и пластикой, выступал на любительской сцене; в 1888 году основал Московское общество искусства и литературы. В 1898 году он совместно с режиссером, педагогом и писателем В.И. Немировичем – Данченко, основал Московский Художественный театр, разработал теорию сценического искусства (метод актерской техники), которая известна во всем мире под названием “система Станиславского” и в полной мере описана в книге «Работа актера над собой» (1938 г.) [2, с.215].
Цель этой “системы” – достижение полной психологической достоверности актерской игры, жизненная правда на сцене. Цель театральной педагогики для учителя – развитие своего творческого потенциала, формирование навыков построения занятий в виде совместной деятельности с учениками в необычной атмосфере, развитие оригинальной психотехники или артистизма. Для ученика театральная педагогика выражается в приобщении к театрализованной деятельности, которая способствует развитию его речи и социальных навыков, адаптации в окружающем мире и формированию познавательных интересов, развитию его чувств и эмоциональных открытий, анализу своих собственных рассуждений, приобщению к духовному богатству, созданию условий для творческой активности и взаимодействия со взрослыми.
Итак, “cистема Станиславского” строится на выяснении причин, вызывающих определенные последствия. Сам режиссер выразил суть в одной емкой фразе: «На сцене нет маленьких ролей, так же, как и в жизни, ценен каждый человек. Для сцены главное: создать иллюзию живой действительности» [3, с.68].
Основа “cистемы Станиславского” – разделение актерской игры на три технологии:
Используя эти технологии, каждый актер проходит определенные этапы работы над ролью по следующим принципам: определяется сверхзадача – главная цель, ради которой создается пьеса, актерский образ, спектакль, то, ради чего драматург хочет внедрить свою идею в сознание людей. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление к сверхзадаче) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания. Действие актер должен не изображать и имитировать эмоции, образы и страсти, а творить в образах и страстях, испытывать воодушевление. Выстраивание цепочки простых физических действий делает игру на сцене правдивой и естественной. Этому способствует активная действенная задача, которая позволяет актеру понять:
Сквозное и контрсквозное действие – составляющие силы сценического конфликта. Конфликт – не обязательно физическая борьба, это внезапное столкновение мнений, желаний и целей, зависящих от мироощущения героя, социальных первопричин, исходных обстоятельств. Внутренний конфликт – это схватка с самим собой (разум и чувства, долг и совесть и т.п.) Внешний конфликт происходит между персонажами, персонаж и группа, между группами персонажей, персонаж и среда. Предлагаемые обстоятельства – «это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве [2, 18].
Применяя вышеописанную систему в учреждениях образования, хотелось бы отметить, что ведущей концепцией школьной театральной педагогики является «Социо-игровая», которая сформировалась на богатом научном наследии одного из знаменитых теоретиков театра П.М. Ершова, ученика К.С. Станиславского. Его дочь А.П. Ершова, кандидат педагогических наук, совместно с психологом Е.Е. Шулешко и доктором педагогических наук В.М. Букатовым успешно развивает идеи применения театральных методик в сфере общего образования. Школьная программа предполагает работу с детьми, включающую различные формы урочной и внеурочной деятельности в рамках общего и дополнительного образования: уроки театра и зрительской культуры, просмотры и обсуждения спектаклей (детских и профессиональных коллективов), театрализация, игровые тренинги, постановки этюдов и миниатюр, участие в фестивалях и творческих конкурсах.
Использование приемов театральной педагогики на уроках литературного чтения является главной задачей – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Основные из них:
Эти приемы способствуют устранению основных проблем младших школьников: плохо развитые внимание, память, мышление, самостоятельность; слабо развита речь; дети пассивны к предлагаемому материалу; стесняются проявлять активность на уроках [1].
Возникает задача – создать такие условия, при которых ребенок будет не безразличным слушателем на уроке, а деятельным участником. Отсюда активные методы обучения, построенные на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения проблемы. Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения [1]. Так, например, упражнение на сенсорное воображение «Нарисую у тебя на спине» стало одним из самых увлекательных заданий. Дети играют парами: один водит пальцем по спине другого, который должен угадать изображение на своем теле. На первый взгляд это кажется очень просто, но задание связано с самым загадочном разделом “системы” «Лучевосприятие» и «Лучеиспускание». При этом педагог должен внимательно контролировать ход игры, не допуская обид и огорчений. Каждый ребенок мечтает сыграть свою роль. Но как это сделать? Здесь и приходит на помощь театр. Именно театральная деятельность выступает уникальным средством развития творческих способностей. Дети всегда готовы показывать сказки, так как это их способ познания мира. Ребенок получает роль одного из героев, знакомится с культурой и традициями своего народа, впитывает в себя то отношение к окружающему миру, которое дает силу, выносливость и уверенность во взрослой жизни. В процессе работы над образом происходит становление личности ребенка (развивается мышление и двигательный эмоциональный контроль, формируются общественные нормы поведения и высшие психические функции. Эмоциональный подъём усиливает внимание, интуицию, разжигает фантазию, углубляет в воображении реальные события – содействует развитию творческих способностей. Неуверенные в себе и ранимые дети становятся мужественными и самостоятельными, так как успех на сцене – это и успех во взрослой жизни.
Таким образом, основное значение театральной педагогики в школе в том, чтобы воспитать поколение свободных творцов, способных создавать новые полезные идеи. “Театр, где играют дети” объединяет содружество понятий: “игра” и “прекрасное”, “игра” и “смеховая культура”, “игра” и “свобода”, “игра” и “творчество”. При этом важно помнить, что школьные уроки и школьный театр принципиально отличаются друг от друга. На традиционном уроке дети должны вести себя тихо, переговариваться нельзя, поднимать руку для ответа или вопроса; здесь учитель – знает, а ученик – учится, один ведущий, другой – ведомый. Отсюда и мизансцена урока: учитель и ученики находятся против друг друга. В театре же происходит коллективная работа, отношения учителя и учеников становятся более близкими и доверительными.
Результаты применения методики “вживания в роль” по “системе Станиславского”: у ребят формируется активный интерес к урокам чтения; они становятся увереннее в себе в процессе высказывания собственного мнения; у них хорошо развиты артистизм, мышление и творческий потенциал; они с огромным желанием участвуют в конкурсах чтецов и школьных концертах.
Заключение.
Многообразие форм и методов театральной работы с детьми, объединенное понятием школьной театральной педагогики по “системе Станиславского”, способствует решению образовательных и воспитательных задач.
Рецензии:
31.01.2023, 21:10 Адилбекова Лаззат Махайовна
Рецензия: Хорошо написанная статья. Мысли ясны и понятны. Поддерживаю публикацию статьи.