Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №113 (январь) 2023
Разделы: Психология
Размещена 27.01.2023. Последняя правка: 05.02.2023.
Просмотров - 950

Теоретические аспекты изучения проблемы копинг-стратегий

Балашова Ирина Андреевна

Студент 4 курса, бакалавриат

Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовы

Кафедра Общей и педагогической психологии

Шаманин Н.В, старший преподаватель кафедры Психология личности и специальная педагогика, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых


Аннотация:
В статье рассмотрены различные подходы к пониманию копинг-стратегий, как зарубежных, так и отечественных авторов. Классификации совладающего поведения. И возрастная динамика копинг-стратегий.


Abstract:
he article discusses various approaches to understanding coping strategies, both foreign and domestic authors. Classifications of coping behavior. And the age dynamics of coping strategies.


Ключевые слова:
копинг-стратегии; копинг; классификации копинг-стратегий

Keywords:
coping strategies; coping; classifications of coping strategies


УДК 159.99

Актуальность Благополучие человека напрямую связано с его умением справляться со стрессовыми, сложными ситуациями и адаптироваться к постоянно меняющимися условиями. Постоянно меняющаяся среда мира, экономических, политических обстоятельств стрессовость жизни чловека растет, следовательно ему необходи подключать совлвдающее поведение, копинг-стратегии являются максимально продуктивными для совладания .именно поэтому следует, как можно глубже изучать эту тему.

Цель - рассмотреть понятие, виды, классификации  копинг-поведения.

Задачи:

  1. Проанализировать теоретические источники по теме исследования;

  2. Описать определение, подходы, классификацию копинг-стратегий.

Метод исследования: Анализ, синтез теоретическихнаработок в психологической литературе по проблеме копинг-стратегии.

Научная новизна заключается в том, что  был проведен сравнительный анализ различных методов. Так же хочется отметить, что копинг-стратеги долгое время эта тема не изучалась. В зарубежной психологии он начала изучаться с 1960-х годов, а в отечественной вообще мало освящена. Совладающее поведение это один из способов справиться сострессоввыми ситуациями, именно поэтому стоит продолжать изучать это явление.

Копинг-стратегии частый спутник человека, однако, не всегда им осознается. Каждый человек по своему реагирует на стрессовые ситуации и не всегда даже одинаково на одни и те же стрессоры

Изначально копинг-стратегия рассматривается как интрапсихические адаптационные механизмы. Терминн «coping» появился в 1962 и был введен Л. Мэрфи, для изучения того, как дети преодолевают кризисные ситуации развития. [9]

Следующий был Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним», где описал  стратегии совладания со стрессом и с различными событиями.[2]

В данный момент существует три подхода, понимания копинг-стратегий. Первый подход, подход неопсихоаналитиков, которые рассматривают стратегии как эго-процессы, цель которых помочь личности продуктивно адаптироваться в сложных, затруднительных ситуациях.

Следующий подход - интегративный, это определение копинга как качество личности, предполагающие уже привычные, постоянные реакции на стресс и стрессовые ситуации.

Третий подход определяет копинг как динамический процесс, определяемый субъективностью переживания ситуации и многими другими факторами. Основывается на  способах совладания со стрессом и изучении специфических стратегий, изменение которых основываются на изменениях ситуаций.

В отечественной психологии копинг так же рассматривался, но под другими понятиями, например, появилось в работах КК. Платонова, Л.И. Уманского, Б.М. Теплова, В.А. Бодрова, рассматривающие понятие «стрессоустойчивость»; «эмоциональная устойчивость» – в работах В.С. Мерлина, «поисковая активность» – у В.В. Аршавского и В.С. Ротенберга.

Более углубленное изучение копинг-стратегий в России начинается в 1990 года.[6]

Е.И. Чехлатый и Н.В. Веселова рассматривали как активные усилия, для взятия ситуации или же проблемы под контроль; как ряд действий осуществляемые человеком в угрожающей ситуации для ее преодоления, например, при угрозе физического, социального или личностного благополучия.[12]

Сейчас понятие копинг включает в себя реакции на любые стрессовые ситуации, но сама суть определение не изменилось, что бы преодолеть стресс человек активирует когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются для совладания со стрессом.  [1]

Ученые попытались систематизировать последовательность действий, предпринимаемые индивидом для преодоления стресса, получили следующее копинговые действия, копинг-стратегии и копинговые стили.

Копинговые действия это конкретные мысли, действия, которые в свою очередь группируются в стратегии, это уже набор мыслей действий, а они могут составлять стили, это набор нескольких схожих стратегий. Часто копинговые действия и стратегии могут взаимозаменяться, а вот стили это сумма действия и стратегий, которые используются в некой последовательности для совладания со стрессом[10].

Каждый ученый, занимающийся данной проблемой, создает свою классификацию.

Исследователи, которые первые использовали понятие копинга в психологии, предложили и первую классификацию копинг-стратегий. Р. Лазарус и С. Фолкман предложили дихотическую классификацию копинг-стратегий, выделив их следующую направленность:

1.   Проблемно-фокусированные стратегии (11 копинговых действий);

2.   Эмоционально-фокусированные стратегии (62 копинговых действия).

Есть основные копинг-стратегии  Р. Лазаруса и С. Фолкмана:

  • планирование решения проблемы, которое предполагает усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
  • конфронтационный копинг это агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску;
  • принятие ответственности - признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения;
  • самоконтроль это регулированию своих эмоций и действий;
  • положительная переоценка попытки по поиску достоинств нынешнего положения;
  • поиск социальной поддержки обращение за помощью к окружающим;
    дистанцирование когнитивные стремления отделиться от ситуации и снизить ее значимость;
  • бегство-избегание направленность к бегству от проблемы.

Р.Моос и Шеффер выделили похожую классификацию на предыдущую, но определив три основные стратегии:

1. Фокус на оценке (установление для себя значения ситуации);

2.  Фокус на проблеме (принятие решений и совершение конкретных действий для преодоления стресса);

3.  Фокус на эмоциях (управление чувствами и поддержание эмоционального баланса).

Авторы Л. Перлин и С.Шулер создали похожую классификацию на предыдущую, она так же состоит из трех элементов: стратегия изменения способа видения проблемы, стратегия изменения проблемы, и стратегия управления эмоциональным дистрессом.

Е.П.Ильин создал следующую классификацию[4]:

1) эмоционально-проблемный; эмоционалыю-фокусированный; про- блемно-фокусированный;

2) когнитивно-поведенческий («скрытый» внутренний конинг); «открытый» поведенческий копинг, ориентированный на открытые действия;

3) успешный-неуспешный копинг

За последние годы учеными было проведено много исследований, направленных на выявление общих закономерностей возрастной динамики копинга. Динамика развития копинга выражается в смене активных копинг–стратегий, характерных для молодого возраста, на пассивные (философские) совладания в зрелости. [5]

Подведем вывод, что у каждого человека свой набор копинг-стратегий, который появился вследствие жизненного опыта. Стоит отметить, что  копиг-стратегии по разному срабатывают в стрессовых ситуациях, но не всегда одно и то же совладающее поведение оказывается адаптивным. Стоит подчеркнуть, что общее состояние человека как физическое, так и психическое зависит от выбираемых копинг-стратегий и их эффективности в момент стрессовых ситуаций. Если же стратегии не эффективны или дисфункциональны, то есть риск развития психоневрологическими и психосоматическими заболеваниями (Гринина О.В., Кича А.И. (1995)) [3].
Итого мы рассмотреле в данной статье лпопределени, подходы к пониманию, классификации копинг-стратегий и затронули возрастную динамику развития их. Я считаю, что данная проблема еще не полностью изученая, существует не так много методик для изучения копинг-стратегий, сложно найти коррекционные программы по данной теме. Перспектива изучения данной темы велика часть исследований достаточна стара и может не нести актуальную информацию так, как мир и требования к человеку существенно изменились.

Библиографический список:

1. Compas В. Е. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues (англ.) // International Journal of Behavioral Development (англ.)рус.. — 1998. — № 22(2). — P. 231—237
2. Frydenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. — Oxford University Press. 2002. — P. 272
3. Гринина О. В., Кича Д. Н. Пути совершенствования системы лечебно-оздоровительной работы// Материалы первой научной конференции «Образ жизни и здоровье студентов». - М. 1995. - 9-12 с.
4. Ильин Е.П.Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер,2011. – 701 с.
5. Исаева Е.Р. Возрастные и гендерные особенности стресс-преодолевающего поведения (на примере российской популяции) // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. № 6 (84). С. 86–90
6. Коломейцев Ю. А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению) / Ю.А. Коломейцев, С.А. Корзун // Проблемы управления. – 2010. ‒ № 2(35). – 226‒229 с.
7. Михайлова Н. Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц в связи с задачами психогигиены и психопрофилактики: Диссертация канд. психол. наук : 19.00.04. - СПб., 1998 - 192 c.
8. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психол. журн. 1997. Т. 18, № 5. С.20-30
9. Никольская И. М.. Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — С- Пб: Речь, 2000. — 70 с.
10. Сиерральта З. Х. Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (Копинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект): Дисс. канд. психол. наук: 19.00.04: СПб., 2000. — 163 c.
11. Сирота Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: Дисс. докт. мед. наук: 19.00.04. - Бишкек - СПб.,1994. - 320 с.
12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1994/1, с. 63-74
13. Чехлатый Е.И., Веселова, Н.В. Особенности отношения к здоровью и лечению, личностные конфликты и способы их разрешения (копинг-поведение) у больных неврозами / Е.И. Чехлатый, Н.В. Веселова // Интегративные аспекты современной психотерапии. – СПб, 1992. – 186 с.




Рецензии:

28.01.2023, 12:05 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Уважаемая автор, у Вас замечательная информационная статья - реферат. Научная новизна может быть "сравнительный анализ различных методов копинг-стратеги", если немного доработать статью.

05.02.2023 13:13 Ответ на рецензию автора Балашова Ирина Андреевна:
Здравствуйте. Спасибо за ваш отзыв, я учла его в своей работе

31.01.2023, 12:03 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Материал - содержательный, язык изложения научный. Но необходимо прояснить авторское видение проблемы.
05.02.2023 13:13 Ответ на рецензию автора Балашова Ирина Андреевна:
Здравствуйте. Спасибо за ваш отзыв, я учла это в своей в работе.

5.02.2023, 13:58 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх