Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №113 (январь) 2023
Разделы: Психология
Размещена 26.01.2023.
Просмотров - 804

Переживание одиночества подростками группы риска

Егорычева Марина Витальевна

Студент 4 курса, бакалавриат

Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых

Кафедра Общей и педагогической психологии

Шаманин Н.В, старший преподаватель кафедры Психология личности и специальная педагогика, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых


Аннотация:
В статье представлен теоретический анализ работ по проблеме одиночества, переживания одиночества подростками группы риска. Дана краткая характеристика подросткового возраста как кризисного. Отмечены отличительные особенности подростков группы риска. Представлены практические рекомендации взаимодействия педагогов с подростками с целю оказания психологической поддержки.


Abstract:
The article presents a theoretical analysis of works on the problem of loneliness, the experience of loneliness by adolescents at risk. A brief description of adolescence as a crisis is given. Practical recommendations for the interaction of teachers with adolescents in order to provide psychological support are presented.


Ключевые слова:
группа риска; подросток группы риска; категория детей; подростковый возраст; подросток; полноценное развитие; риск; состояние беспомощности; трудная жизненная ситуация; одиночество; одиночество в подростковом возрасте

Keywords:
risk group; risk teenager; category of children; adolescence; teenager; full development; risk; state of helplessness; difficult life situation; loneliness; loneliness in adolescence


УДК 159.99

Актуальность. Различные жизненные ситуации приводят к тому, что для многих подростков компенсировать недостаток общения может общение в сети. Однако современный подросток более подвержен чувству одиночества и отреченности от группы. Это оказывает влияние на его отношение к себе и окружающим, изменяет его способы поведения и общения.Кризис подросткового возраста тяжело переносится самими подростками. Он может сопровождаться гневом, потерянностью, чувством ненужности, одиночества. Особенно остро кризис будет переживаться теми подростками, кто в силу своих жизненных обстоятельств находятся в группе риска. Им труднее найти поддержку и сострадание среди близких. Поэтому педагогам важно распознавать таких детей и своевременно оказывать поддержку.

Цель исследования: описать практические рекомендации для психологического сопровождения подростков группы риска.

Задачи:

  1. Осуществить анализ теоретических источников по теме исследования;
  2. Описать основные определения;
  3. Дать практические рекомендации для психологического сопровождения подростков группы риска.

Метод исследования: Анализ теоретических, представленных психологической литературой по проблеме изучения подростков группы риска.

Научная новизна работы заключается в недостаточной разработанности аспекта психологической помощи подросткам группы риска по проблеме одиночества.

Подростковый возраст как возрастной период не имеет четких границ, зависит от социально-культурных особенностей общества, где растет и развивается ребенок. Например, по Д.Б. Эльконину, это границы 11-15 лет. На этом этапе происходит физиологическая перестройка организма, гормональные изменения. Одно из важнейших новообразований периода – чувство взрослости, которое подростки испытывают и демонстрируют. От взрослых подростки ожидают признания себя как равного им. Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками. Подростки в группе сверстников способны совмещать две позиции: «я часть группы, такой же как они» и «я уникальный, не такой как все». Они признают свою уникальность, при этом сохраняя зависимость от группы. Также в этом возрасте наблюдается потребность в уединении с целью актуализации потребности в социализации, индивидуализации.

Подросток в группе может подвергнуться изоляции, если не сумел совместить эгопозицию и конформную позицию, занимаясь самоутверждением за счет других членов группы.

Изменяются мотивы общения, а также структура мотивационной сферы, формируется самооценка (пока что очень неустойчивая в этот период), развивается самосознание, возникает интерес к своей личности и личности другого человека, осознание уникальности внутреннего мира человека. Появляются потребности к самовоспитанию и саморазвитию – еще один новообразования и показатели перехода ребенка в подростковый возраст.

Жизненные обстоятельства, не зависящие от подростков, могут привести к тому, что они оказываются в группе риска. Подростки группы риска – дети, достигшие подросткового возраста, по тем или иным причинам подвергающиеся негативному воздействию некоторых факторов неблагополучия, приводящих к неполноценному психическому развитию. В.Е. Летунова выделяет группы факторов риска для подростков, среди них: медико-биологические, социально экономические, психологические и педагогические. Все факторы, оказывающие негативное воздействие на подростков группы риска могут привести к неприспособленности к жизни в обществе. При этом, они более подвержены негативным внешним воздействиям. Чаще всего, причины такого положения подростков кроются в проблемах семейной системы. Подросток нуждается в признании, внимании взрослого, но не получая желаемого, начинают чувствовать себя ненужными, беспомощными, одинокими и обреченными. Им сложно просить о помощи, мало возможностей получить помощь в семье, боятся ошибиться или показать свою слабость. Наблюдаются нарушения в сфере самосознания, возникают трудности во взаимоотношениях, игнорирование норм и правил, а самооценка подростка группы риска еще более неустойчивая и непостоянная.

Большая сложность для таких детей заключается в том, что юридически они не нуждаются в помощи: у них есть семья, они ходят в школу. Но если на какие-либо девиации родителей не обратят внимания посторонние или подросток сам не обратится за помощью, осознав серьезность своего положения – помощь не будет оказана.

Помощь подросткам могут оказать педагоги, школьные психологи. Необходимо дать им информацию об их собственных правах и возможностях, оказывать внимание и поддержку, развить у них навыки общепринятого поведения, бесконфликтного общения. Б. Г. Ананьев полагает, что одиночество возрастает по мере урбанизации и расширения массовых коммуникаций из-за чего усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения [1]. Здесь, конечно, можно вспомнить и социальные сети, в которых общаться с любыми людьми, но которые не обеспечивают полноценное живое общение.

Психологические особенности одиночества в подростковом возрасте изучали И.С. Кон, Н. В. Хамитов, Р. С. Немов. Они рассматривали социальные и психологические причины, вызывающие данное чувство, выделяли последствия переживания одиночества, влияющие на формирование личности [4].

В контексте проблем общения, одиночество рассматривается в работах К. А. Абульхановой-Славской, А. Г. Амбраумовой.

Можно сделать следующий обобщенный вывод, касаемо их воззрений: одиночество связанно с отсутствием нужного человеку эмоционального отклика в процессе общения. Это и вызывает ощущение одиночества.

Таким образом, на сегодняшний день нет единого мнения, что такое феномен одиночества. Мы имеем большое количество разных точек зрений, которые на данный момент сложно подтвердить или опровергнуть. Поэтому тема исследования является достаточно значимой и интересной.

Обобщая все вышеизложенные идеи, можно охарактеризовать одиночество, как чувство, возникающее на фоне невозможности удовлетворения потребности в общении, отсутствие эмоционального отклика. Одной из причин одиночества в современном мире, как считает Б.Г. Ананьев, является урбанизация.

Одиночество впервые осознается именно в подростковом возрасте, возникает потребность в нем. Однако, важно, чтобы подросток мог выбирать себе моменты уединения, иначе он становится оторванным от социума, у него возникает непонимание с социумом, со взрослыми. Родители должны обращать внимание на изменения в состоянии своего ребенка подросткового возраста, чтобы вовремя отследить, когда ребенок изолирован, испытывает одиночество. Такое положение может выражаться у него в протестном поведении. Необходимо научить подростка преодолению потерянности и одиночества.

Отмеченное выше позволяет еще раз подчеркнуть природу одиночества подростков. Оно появляется как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам способствовать своему положению, демонстрируя неодобряемое поведение или же на это могут повлиять иные обстоятельства (переход в другую школу). Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение. Взрослые — и в первую очередь педагоги — ответственны за отчужденность и неприкаянность подростка в некоторых случаях.

Согласно исследованию Г.Р. Шагивалеевой, субъективная мера одиночества определяется тем, насколько значимыми для человека являются те или иные его факторы. Главные спутники одиночества, на которые стоит обратить внимание родителям – тревога и скука. Они проявляются в том случае, если подросток стремится избежать одиночества.

Исследование чувства одиночества у подростков Москвы под руководством С.В. Кривцовой подтверждает, что стремление избежать своего положения (одиночества) приводит к тревоге. В случае же, если подросток смирился со своим положением, он испытывает безразличие и обреченность, более не тратит своих сил на попытки что-либо изменить.

Итак, одиночество имеет несколько аспектов (низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука и пр.), проявляющихся во времени, содержании и видах. Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир. Одиночество также – свойство личности, которое характеризует ее со стороны невозможности удовлетворить потребность в принятии другими, быть для них значимой. Она также может являться потребностью (особенно в подростковом возрасте), с целью актуализации потребности в социализации в новых условиях, освоение новых социальных ролей и потребности в индивидуализации (рефлексия).

Библиографический список:

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж, 1996. – 384 с.
2. Корчагина С. Г. Психология одиночества. Учебное пособие. - СПб.: Издательство МПСИ, 2008.
3.Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества. // Психологическая наука и образование. 2007. № 3.
4. Хамитов Н.В. Философия одиночества. - Киев: Наукова думка, 1995.




Рецензии:

31.01.2023, 12:05 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Как первая проба пера - соответствует требованиям журнала. Рекомендуется к опубликованию.

03.02.2023 21:21 Ответ на рецензию автора Егорычева Марина Витальевна:
Добрый вечер, спасибо за ваш отзыв!



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх