Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Физическая культура
Размещена 30.01.2023. Последняя правка: 29.01.2023.
Просмотров - 1839

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Демьянова Анна Юрьевна

Ставропольский государственный педагогический институт

Студент

Махновская Н.В., доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры, Ставропольский государственный педагогический институт


Аннотация:
Что мы знаем о физическом воспитании? Что включает в себя это понятие и какое значение оно имеет в современном российском обществе? Могут ли уроки физической культуры совмещать в себе множество методик и быть основой формирования здорового образа жизни? В данной статье мы рассмотрим способы совершенствования физического воспитания.


Abstract:
What do we know about physical education? What does this concept include and what significance does it have in modern Russian society? Can physical education lessons combine many methods and be the basis for the formation of a healthy lifestyle? In this article we will consider ways to improve physical education.


Ключевые слова:
физическое воспитание; самосовершенствование; методы; приемы; учебные занятия; физкультура

Keywords:
emergence of culture education; self-improvement; methods; techniques; training sessions


УДК 796.011

Актуальность исследования заключается в том, что ранее не было уделено достаточно внимания проблеме совершенствования физического воспитания на различных этапах обучения.

Целью исследования является освещение способов, которые позволят совершенствовать систему физического воспитания в рамках учебных занятий и внеклассных мероприятий.

Задачей является рассмотрение методов и факторов, влияющих на формирование потребности в физическом воспитании.

Научная новизна работы заключается в том, что данный вопрос был недостаточно широко освещен и требует рассмотрения конкретных методов и приемов, позволяющих оказывать влияние на физическое воспитание в учебных заведениях.

Введением к данной работе может служить вопрос рассмотрения роли физического воспитания в жизни школьников и студентов.

Физическое воспитание в системе образования России играет важную роль в физическом развитии детей, подростков, молодых людей. В основе нынешней системы физического воспитания лежит советская методика, главной целью которой была подготовка разносторонне развитого человека готового ко многим жизненным условиям. Девиз: «В здоровом теле – здоровый дух» является словесным отражением этой системы.

С развитием науки расширилось человеческое представление о положительном влиянии физической активности на здоровье не только телесное, но и психическое. Хорошая физическая подготовка позволяет избежать многих болезней и помогает человеку в развитии внимания, восприятия, мышления и самодисциплины, выступая инструментом для формирования личности. Физическая активность позволяет избежать перенапряжения организма из-за постоянной занятости на учебе в школе, в ВУЗе или на работе.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, который необходим для изучения физических упражнений, их влияния на организм, развитие и морфологических, функциональных, психических свойств личности.

Физическое воспитание подчинено требованиям и правилам педагогического процесса на всех ступенях образования. Благодаря последовательности, преемственности методов физического воспитания мы можем сформировать здоровую и всесторонне развитую личность, способную улучшать свою жизнь и жизнь окружающих людей, страны. Физическое воспитание позволяет поддерживать баланс в развитии личности и избежать его «неравномерности».

Физическое воспитание формирует систему ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и специфическими для него закономерностями, принципами и правилами образовательного процесса, влияет на интеллектуальные, психические, морально-волевые и другие качества личности.

Физическое воспитание позволяет человеку научиться формировать и поддерживать привычку [1, с.4]. То есть, делает его более дисциплинированным и позволяет фокусироваться на собственном внутреннем состоянии и оценивать соответствие планов и реальных действий.

Таким образом, нельзя недооценивать роль данного процесса в жизни человека и его влияние на нее. Физическое воспитание – необходимо, и учебные заведения с их системой методов и периодичностью проводимых занятий призваны помочь обучающимся в самосовершенствовании.

Основной формой физического воспитания в школах, колледжах, университетах являются учебные занятия, на которых изучается дисциплина «физическая культура». Освоение этой дисциплины предполагает физическую подготовленность и развитие учеников, знания, двигательные и методические умения, которые будут использованы самостоятельно. Физическая культура как учебный предмет играет очень важную роль, которая состоит в: развитии всех физических сил людей, воспитании выносливости и моральных качеств, оздоровлении организма и профилактике болезней.

Эффективность занятия физической культуры зависит от методов организации деятельности обучающихся. К средствам, которые помогают осуществлять физическое воспитание относятся: физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, режим труда и отдыха, утренняя гимнастика, формы внеклассной спортивно-массовой работы. Все это в целом и составляет физическое воспитание. К принципам физического воспитания можно отнести:

1. Принцип единства обучения;

2. Закономерность, структурность, организованность;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей;

4. Анализ;

5. Самоконтроль.

Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности студента, основу которой составляет двигательная активность человека. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья молодежи. К формам организации физического воспитания студентов относятся: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительные занятия; самостоятельные занятия.

Поэтому, говоря о совершенствовании физического воспитания, представляется возможным рассмотреть способы улучшения этих составляющих.

В школе закладываются основы физического воспитания, поэтому педагоги должны придерживаться метода преемственности и постепенно увеличивать нагрузку и расширять знания учеников. Вся система воспитания должна быть направлена на то, чтобы сформировать комплекс воздействия на обучающихся, состоящий в проведении занятий, внеурочной работы, массовой оздоровительной работы и т.д.

Совершенствованию физического воспитания на всех ступенях образования в стране может помочь работа в нескольких направлениях: оздоровительном, тренировочном и образовательном [2, с. 10-13].

Первый поход предполагает увеличение объема обязательных занятий физической культурой в целях предотвращения заболеваний и повышения выносливости. Но такая система, зачастую, не учитывает индивидуальные особенности учеников и потому не всегда эффективна.

Второй подход предполагает сочетание классно-урочной и внеурочной форм занятий. Классический урок отвергается, внедряются инновационные методики. За учащимися закрепляется право выбора вида спорта соответственно их интересам. Большое количество времени уделяется тренировкам, что не всегда доступно из-за отсутствия инвентаря.

Третий подход направлен на повышение роли образовательной направленности урока. На занятиях необходимо сформировать интерес к занятиям физической культурой; формирование навыков и умений, необходимых для самостоятельных занятий. Цель этого метода заключается в том, чтобы сформировать осознанную привычку и постоянное желание заниматься своим физическим воспитанием и вести здоровый образ жизни. Стоит отметить, что на данный момент этому методу уделяется очень мало внимания в школах, поэтому он был бы достаточно эффективным именно на этой ступени образования. Внеклассная работа также должна быть направлена на расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения. Важно проводить беседы о гигиене тела, способах закаливания и укреплении своего здоровья.

Одним из способов совершенствования может стать использование природы как способа укрепления здоровья. Прогулки, экскурсии, соревнования могут помочь в этом. На всех образовательных этапах необходимо обеспечить реализацию желания заниматься спортом в различных секциях.

Организация и проведение различных спортивно-массовых мероприятий также благоприятно влияет на стремление к физическому самовоспитанию. Соревнования помогают поддерживать силу воли и стремление к преодолению препятствий. Это способствует сплочению коллектива и улучшению обстановки в нем. Соревнования помогают поднять интерес к учебной деятельности и улучшить свою методику выполнения упражнений, закрепить свои знания и применить их на практике.

Инновационные технологии могут стать инструментом совершенствования физического воспитания. Одной из таких технологий является внедрение фитнеса в образовательную программу.

Чтобы улучшить систему физического воспитания необходимо и совершенствование материально-технической базы, повышение квалификации педагогов, изучения ими новых теорий и методик, включение в программы инновационных технологий и приемов, осуществлять физическое воспитание как средство сохранения и поддержания здоровья обучающихся. Организация занятий с учетом индивидуальных особенностей здоровья каждого ученика и построение урока с разделением обучающихся на определенные группы здоровья и закрепление за каждой группой выполнения определенного вида упражнений также можно отнести к способам совершенствования [3, с. 16-20]. Немаловажную роль играет и проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся и своевременная корректировка образовательной программы с учетом выявленных показаний. Создание спортивных клубов на базе образовательных учреждений с целью информирования, распространения и внедрения теоретических знаний и практических умений касательно физического воспитания в молодежной среде. Организация квалифицированными преподавателями индивидуальных занятий с учениками, имеющими ограничения здоровья.

Все эти способы позволят усовершенствовать систему физического воспитания в России.

Результатом исследования является: выявление роли физического воспитания в жизни школьников и студентов, анализ методов и приемов, которые необходимо применять во время процесса учебных занятий физической культурой, были изучены требования и результаты, которых должны достичь обучающиеся в процессе физического воспитания и самовоспитания.

Заключение. Таким образом, нами были рассмотрены: влияние спорта и физической культуры на физическое и психологическое здоровье организма, роль спорта в жизни человека, способы, которыми могут пользоваться педагоги при организации деятельности на уроках физического воспитания, рассмотрели само понятие «физическое воспитание» и его структурные элементы.

Библиографический список:

1. Выдрин М.В. Физическая культура личности и общества. (Опыт историко-методологического анализа проблем физического воспитания) Омск, 2003.
2. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов технических вузов. М., 1980. С. 20-25.
3. Динер В. А. Теория и методика физической культуры. Краснодар, 2001.




Рецензии:

31.01.2023, 13:18 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Cтатья автора Демьяновой А.Ю. написана на актуальную тему. Однако, необходимо в статью добавить дополнительные материалы из нашей истории, а именно, например в СССР физкультура и спорт занимали важное место в жизни советского общества. Этой сфере уделялось большое внимание на самом высоком государственном уровне. Основными видами спортивных обществ в СССР были Ведомственные спортивные общества и Добровольные спортивные общества, а телевидение и радио призывали всех к здоровому образу жизни, чему способствовали и регулярные парады физкультурников, и массовые спортивно-гимнастические праздники. В коллективах физической культуры, спортивных клубах и школах в 1976г. занималось 50,1 млн. человек, в спортивно-технических секциях и клубах — свыше 19 млн. человек [https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/106/998.htm]. В статье необходимо также привести пример из современности. Например, в США программа «Physical Best» («Физическое совершенство») содержит 5 основных разделов: «Аэробная выносливость», «Гибкость», «Мышечная выносливость», «Мышечная сила» и «Гармоничное физическое развитие». Программа построена на принципах индивидуального подхода, постоянного обновления учебного материала и стимулирования учащихся. Спортивные сооружения, современное оборудование является лицом университетских команд США, служит пропаганде авторитета учебных заведений. Все высшие учебные заведения США имеют адекватные спортивные базы, позволяющие обеспечить практическое воплощение программ по физическому воспитанию, подготовке спортивных команд в межвузовских соревнований. Многолетний опыт педагогики показал, что спорт является важнейшим фактором отвлечения молодых людей от вредных привычек [https://scienceforum.ru/2017/article/2017029715]. Cтатью рекомендую к публикации после дополнения.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх