Частная практика
Психолог
УДК 37.013.2
Введение.
В настоящее время в России увеличивается численность детей с нарушениями речи. Проявления речевых нарушений становятся всё более разнообразными, часто утяжелёнными неречевой патологией.
Цели:
Обозначить виды нарушений речи у детей дошкольного возраста, признаки речевых нарушений и их характеристику.
Задачи:
Рассмотреть основные виды речевых нарушений и произвести их анализ.
Научная новизна:
Понимание сути речевых нарушений позволяет наметить правильные пути к разрешению проблем, связанных с речью, подобрать правильный методический материал и произвести успешную комплексную работу над речевыми дефектами.
Основная часть:
Нарушения речи – расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности [3, c. 115].
Существуют различные виды речевых нарушений в зависимости от времени наступления, этиологии, патогенеза и степени выраженности.
В клинико-педагогической классификации нарушения устной речи разделяются на расстройства фонационного оформления высказывания (дислалия, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса, брадилалия, заикание и тахилалия) и нарушения структурно-семантического оформления высказывания (алалия и афазия).
В новой программе (по ФГОС) «От рождения до школы» в раздел речевое развитие включены: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.
Дислалия – это нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, обусловленные патологией в строении или функционировании артикуляционного аппарата. Соответственно, выделяют органическую (механическую) и функциональную дислалию. В основе органической дислалии лежит неправильное строение языка (анкилоглоссия – короткая подъязычная уздечка), нёба (готическое, т.е. слишком высокое нёбо, либо наоборот, уплощённое) и зубочелюстной системы (нарушения прикуса: прогения, прогнатия, прямой и боковой прикус).
При дислалиях те или иные звуки могут отсутствовать, искажаться, заменяться или смешиваться. Дислалия встречается довольно часто, бывает простая (нарушена одна группа звуков) и сложная (нарушены несколько групп звуков), но при соответствующей коррекционной работе преодолевается быстро и не рецедивирует.
Другим нарушением произносительной стороны речи у детей является ринолалия. Здесь важно акцентировать внимание именно на том, что это нарушение всей произносительной стороны речи, а не только звукопроизношения. Наряду со звукопроизношением страдает речевое дыхание (а не просто воздушная струя, как при дислалии). Нарушается традиционная для речи схема дыхания «вдох носом – выдох ртом», а именно: нарушается дифференциация носового и ротового дыхания в связи с анатомо-физиологической патологией в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Сюда относятся, прежде всего, расщелины верхней губы и/или мягкого и твёрдого нёба (органическая открытая ринолалия), а также последствия удаления аденоидных разращений (функциональная открытая ринолалия). Открытая органическая ринолалия относится к тяжёлым нарушениям речи, считается пороком развития, на современном этапе встречается редко в связи с улучшением медицинской помощи на всех сроках беременности, а также профилактики патологий, но тем не менее известны случаи дооперационного состояния и отсутствия логопедической помощи даже у детей в дошкольном возрасте. К закрытой ринолалии относятся случаи непроходимости носовых полостей или уменьшения носоглоточной полости вследствие полипов, опухолей и аденоидных разрастаний.
Дизартрия – патология произносительной стороны речи вследствие нарушения иннервации мышц речевого аппарата по причине органического поражения центральной и периферической нервной системы. Здесь также нарушается не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи (речевое дыхание, голос, интонация; может страдать темп и ритм в связи с трудностями артикулирования). Нарушения произносительной стороны речи проявляются по-разному: от лёгкой степени (смазанная речь – стёртая дизартрия) до тяжёлой в случаях детского церебрального паралича (анартрия) и сопровождаются неврологической симптоматикой как в органах артикуляции, так и в общей двигательной сфере (нарушения тонуса мышц, гиперсаливация, тремор и гиперкинезы), что делает детей моторно неловкими, тормозит развитие движений. У детей частота дизартрии связана с перинатальной патологией (поражения нервной системы плода и новорождённого).
Нарушения голоса – это отсутствие (афония) или частичное расстройство фонации (дисфония), обусловленные патологией в голосовом аппарате, связанной с его различными заболеваниями, носящими как органический характер (хронические ларингиты, опухоли и состояния после их удаления и т.д.), так и функциональный характер (голосовое переутомление, влияние психических факторов и т.д.). Нарушаются такие характеристики голоса как высота, сила и тембр.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Симптоматика заикания разнообразна и в отличие от других речевых нарушений носит наиболее выраженный психологический характер. К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, нарушения общей и речевой моторики.
Тахилалия – это ускоренная, захлёбывающаяся, неравномерная по ритму речь. Брадилалия – это замедленная, растянутая речь. Оба нарушения могут быть обусловлены врождёнными особенностями нервной системы, эмоциональным состоянием, дисфункцией подкорковых отделов мозга, но в отличие от заикания при здесь отсутствуют судороги мышц речевого аппарата.
Афазия – это системное нарушение речи вследствие очагового поражения коры доминатного по речи полушария в период речевой зрелости. То есть это речевое нарушение характерно для взрослых людей, у которых речь была сформирована, но нарушилась вследствие черепно-мозговой травмы или инсульта, но тем не менее в научной литературе описаны случаи афазии у детей, что связано с тенденцией к «омоложению» инсультов (но и в данном случае имеются ввиду дети после 5 лет).
Гораздо более частым системным нарушением речи у детей выступает алалия – это недоразвитие речи у ребёнка, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС на уровне коры мозга.
Общее недоразвитие речи определяется как форма речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Важно отметить, что данное понятие применимо к детям с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР возникает при наиболее сложных, системных нарушениях речи — алалиях, но может также отмечаться при фонационных расстройствах (ринолалии и дизартрии), когда диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и недостаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи. При ОНР отмечается позднее начало речи, бедный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: от полного отсутствия или её лепетного состояния до развёрнутой речи, но с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Заключение:
Таким образом, речевые нарушения у детей дошкольного возраста – это отклонения в развитии устной речи, не позволяющие ребёнку в полной мере овладеть речью как системой и/или функцией. Предупреждать речевые нарушения необходимо с раннего возраста.
Важнейшую роль здесь играет совместная работа педагога и родителей.
Рецензии:
22.03.2023, 9:44 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной и значимой, представляет научный интерес. Но следует обратить внимание автора на следующие аспекты:
Автор ссылается на статистические данные 2002-2011 года, в настоящее время 2023 год и картина может быть иная.
В чем заключается новизна представленной статьи? Все, о чем пишет автор, давно известно и описано во многих научных источниках.
При оформлении заключения автору следует держать в фокусе внимания тему и цель своего исследования.
Статью необходимо доработать.
Комментарии пользователей:
26.03.2023, 19:01 Ворошилова Валентина Валерьевна Отзыв: Корректировки внесены. |