Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №114 (февраль) 2023
Разделы: Педагогика
Размещена 15.02.2023. Последняя правка: 23.03.2023.
Просмотров - 710

Роль семантического компонента в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Ворошилова Валентина Валерьевна

Частная практика

Психолог

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость развития у дошкольников семантического компонента. Семантика изучает смысловое значение слова, что определяет ряд некоторых задач при организации занятия с дошкольниками. Происходящие в обществе изменения требуют совершенствования всех сторон жизни человека, в том числе и образовательной, что относится и к дошкольным образовательным организациям. Сформированность определённых умений и навыков в процессе развития семантического компонента определяет развитие многих качеств у ребёнка.


Abstract:
The article substantiates the need for the development of a semantic component of preschoolers. Semantics studies the semantic meaning of a word, which determines a number of certain tasks in organizing classes with preschoolers. The changes taking place in society require the improvement of all aspects of human life, including educational, which also applies to preschool educational organizations. The formation of certain skills and abilities in the development of the semantic component determines the development of many qualities of a child.


Ключевые слова:
семантика; развитие речи; лексический словарь

Keywords:
semantics; speech development; lexical dictionary


УДК 37.013.2

Введение:

Рeчь – великий дар природы, c его помощью люди имеют возможность общаться между собой. Речь помогает людям в их деятельности, даёт возможность понять друг друга и формирует взгляды и убеждения. Речь предоставляет человеку колоссальную услугу в познании мира.
Познавать мир мы начинаем ещё в раннем детстве. Основы правильного говорения, навыки построения коммуникативного процесса развиваются не вдруг, а постепенно, на протяжении всего жизненного этапа человека.

Цель: Обозначить значение семантического компонента в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Задача: Произвести анализ семантики речи детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна: Дошкольный возраст – период, когда ребенок усваивает наибольшее количество общепринятых норм и правил (и речь идет не только о правильном говорении, но в том числе).
Семантика слова представляет собой постоянно развивающуюся систему, создавая предпосылки для развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Основная часть:

Речевое развитие детей рассматривается сегодня в федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) дошкольного образования как отдельная образовательная область. Во ФГОС подчёркивается, что «речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)».

Развитие речи при организации занятий с детьми дошкольного возраста должно стать первостепенной и продуманной работой. Подобные занятия проводятся сегодня как индивидуально, так и в групповой организации.

Изучению семантической стороны речи посвящены множество работ: как отечественных, так и зарубежных учёных (М. М. Алексеевой, А. Н. Богатырёвой, В. В. Гербовой, А. А. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, В. И. Яшиной и др.).

Семантика изучает смысловое значение слова. То есть при развитии у детей семантического компонента формируется лексическая сторона речи: способность правильно понимать значение слов и верно употреблять их в контексте речи. Как пишет в своих работах О. С. Ушакова: «Именно правильное понимание смысла слов позволяет ребёнку вступать в общение со взрослыми и сверстниками».

Развитие семантического компонента – базовая задача при организации занятий с дошкольниками. Сформированность этого компонента является первостепенным условием познавательного развития ребенка, формирования, накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления.

Вообще, нужно отметить, что работу над развитием речи в среде дошкольников на первоначальном этапе многие исследователи рассматривают, как процесс усвоения слов. Уже в дальнейшем можно говорить об умении строить коммуникативный процесс.

Результаты многих исследований доказывают, что cлово усваивается дошкольником быстрее, если обучение его употреблению связано с его значением. Такая работа помогает обогатить, закрепить и активизировать словарный запас.

Формирование семантического компонента происходит не сразу: в несколько этапов. Сначала ребёнок усваивает значение самих слов, затем учится их использовать в той или иной ситуации – только потом строит с этими словами предложения и высказывает свои мысли посредством слов. Это долгая работа, которая требует профессионализма и подготовленности. Параллельно с умением использовать в речи слово, у дошкольника развивается функция словоизменения и словообразования. Необходимо помнить, что развитие мыслительной деятельности тесно связано с речевой деятельностью и уровнем развития мелкой моторики.

Таким образом, по уровню семантического развития дошкольников принято делить на три группы:
- С высоким уровнем, когда дошкольник владеет наименованиями предметов: может употреблять их в речи, объяснить значение слова. Речь таких детей имеет построенную структуру и наполнена лексическим содержанием.
- Со средним уровнем. Дети, в целом, владеют употреблением слов, но могут путать некоторые качества. При составлении связного текста дошкольники могут употребить или наименование предмета, или отобразить лишь его качества.
- С низким уровнем. Дети испытывают сложности и с называнием самого предмета и с описанием его качеств. В рассказах могут употреблять слова неверно, а при описании предмета - перечислить лишь его отдельные части.

Таким образом, лексический словарь расширяется и формируется у дошкольника постепенно.

Ребенок учится понимать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; грамматические конструкции и предложные; инструкции, вопросы, несложные тексты.

Усвоение семантического компонента речи позволяет человеку быстро подбирать нужные слова для построения диалога и логичного изложения своих мыслей. Чем богаче сформируется словарный запас у дошкольника, тем меньше проблем он будет испытывать в школе.

Умение говорить правильно (логически и грамматически) необходимо не в какой-то определённый период, а на всём жизненном этапе. Умение чётко излагать свои мысли; вступать в диалог, отстаивая свою точку зрения; бесконфликтно выходить из спорных и конфликтных ситуаций; быть интересным собеседником – всё это берёт начало на этапе формирования семантической стороны речи. Богатый словарный запас – это основа сформированности всех перечисленных умений.

При организации работы над развитием речи (семантической стороны, в том числе), воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и множество характеристик семантической стороны речи, учет особенностей детей с нарушениями речи, т.к. их количество неуклонно растет, и по данным Министерства здравоохранения РФ (2021) количество дошкольников, имеющих речевые нарушения - 71%. Также, необходимо уделить особое внимание детям, имеюшим дисфонию (нарушение голоса, проявляющееся в виде хрипоты, гнусавости и осиплости) и провести логопедические мероприятия, включающие в себя дыхательную гимнастику, логопедический массаж, речевые и вокальные упражнения.

Отметим основные семантические функции, которые несёт в себе слово: Функция наименования. То есть слово не только называет сам предмет, но и указывает на его свойство (например, «пепельница»).

Предметная функция. Слово на основе обобщения основных признаков, свойств предмета относит его к какой-либо категории (например, «часы»).

Смысловая функция. Поясним: слово «вводит» обозначаемый предмет: действие, качество в определенную систему смысловых связей и отношений. Например, слово «ученик» неизбежно вызывает в сознании человека такие смысловые связи (понятия), как «школа», «учителя», «уроки», «школьные принадлежности», а иногда соотносится и с более отвлеченной системой категорий, таких как «процесс обучения», «методы обучения и воспитания» и др.

Научить детей разграничивать эти функции необходимо на подсознательном уровне. Для того чтобы работа была результативной, воспитатель, организуя занятие, должен стремиться к выполнению нескольких задач:
- во-первых, необходимо заинтересовать детей. Дошкольный возраст – особенно нуждается в применении инновационных методов работы, постоянном разнообразии упражнений, заданий; в использовании нестандартных методов и приёмов работы. Только в этом случае можно ожидать интерес, загоревшийся в глазах детей.
- Важно обеспечить творческий характер речи.
- Вести целенаправленную работу над развитием словаря с использованием специальных дидактических материалов.

Заключение:

Нужно помнить, что процесс восприятия и называния слова очень сложный процесс для ребенка.

Любой вид работы по развитию речи, в том числе и по развитию семантического компонента у дошкольников следует проводить продуманно, с учётом возрастных особенностей, с использованием различных методов и приёмов. Нельзя забывать, что все дети индивидуальны, поэтому процесс усвоения материала будет происходить у всех по-разному. Хорошо скажется на достижении положительного результата включение в работу родителей воспитанников (для этого имеются специальные формы работы).

Воспитателю необходимо запастись терпением и научиться правильно организовывать работу!

Библиографический список:

1. Зинченко В. П. Большой психологический словарь/ В. П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. – М.: АСТ-Москва, 2008 – 409 с.
2. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – Ростов н/Д.: МарТ, 2005 – 448 с.
3. Колосова И.В. Речевая развивающая среда. Основные направления ее организации/ И.В. Колосова// Дошкольное воспитание. – 2010 - №6. – С. 8-12
4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах/ С.Л. Новосёлова. – М.: Айресс Пресс, 2007 – 119 с.
5. Пожиленко Е. А. Энциклопедия развития ребенка/ Е. А. Пожиленко. – М.: КАРО, 2006 – 640 c.
6. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155// Дошкольное воспитание. – 2014 – № 2 – С . 4 – 17
7. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006 – 144 с.
8. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.– метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004 – 288 с.




Рецензии:

20.03.2023, 12:55 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: В статье Ворошиловой Валентины Валерьевны "Роль семантического компонента в развитии речи детей старшего дошкольного возраста" обосновывается необходимость развития у дошкольников семантического компонента, изучение смысловое значение слова и организация занятия с дошкольниками. Однако, в связи с данной тематикой автором не освещен вопрос (хотя бы частично) о важности лечения заболевания детей как дисфония. Дисфония — это качественное нарушение голосовой функции, проявляющееся хрипотой, гнусавостью, осиплостью, слабостью и быстрой утомляемостью голоса.23,4% детей могут иметь дисфонию в определенный период жизни, причем у мальчиков она встречается чаще, чем у девочек [https://www.rmj.ru/articles/infektsionnye_bolezni/Disfoniya__sovremennoe_sostoyanie_problemy_imetody_lecheniya/#ixzz7wUSR3OQn]. В структуре голосовых нарушений наибольшую распространенность имеет гипотонусная дисфония (1,4%), певческие узелки (0,5%) и острый ларингит (0,5%), поэтому без эффективного лечения вышеуказанных патологий нельзя развивать речь детей [http://www.logo-mpgu.ru/assets/files/orlova_rasprostranennost-i-struktura-zabolevanij-golosovogo-apparata-u-podrostkov.pdf]. Ведь автор пишет -"Воспитателю необходимо запастись терпением и научиться правильно организовывать работу!" Статья имеет актуальность и научную новизну. Рекомендую к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после доработки.

20.03.2023, 15:55 Аюпова Елена Евгеньевна
Рецензия: Статья автора, несомненно, актуальна, поскольку большое количество детей дошкольного возраста имеют нарушения речи, в том числе и коммуникативной ее стороны. В своей работе Валентина Валерьевна опирается на ФГОС ДО, что позволяет воспитателю выстроить правильные ориентиры в работе по речевому развитию ребенка дошкольного возраста. Материалы актуальны, рекомендуем к публикации после незначительной доработки: включить в предложение "При организации работы над развитием речи (семантической стороны, в том числе), воспитатель должен учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и множество характеристик семантической стороны речи" учет особенностей детей с нарушениями речи, т.к. их количество неуклонно растет, и по данным Министерства здравоохранения РФ (2021) количество дошкольников, имеющих речевые нарушения 71%.



Комментарии пользователей:

23.03.2023, 22:57 Ворошилова Валентина Валерьевна
Отзыв: Необходимые корректировки внесены.


Оставить комментарий


 
 

Вверх